г. Москва |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А40-221046/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Головкиной О.Г.,
судей Левченко Н.И., Алексеевой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красниковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО ЧОП "Альфа Патриот 2" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2024 г. по делу N А40- 221046/23 по иску Департамента городского имущества города Москвы к ООО ЧОП "Альфа Патриот 2" об изъятии для государственных нужд города Москвы нежилого помещения с установлением суммы компенсации в соответствии с отчетом об оценке и условий возмещения в редакции истца, третье лицо - Правительство Москвы
при участии в судебном заседании: от истца Макуров М.П. (по доверенности от 11.12.2023 г.); от ответчика - не явился, извещен; от третьего лица Макуров М.П. (по доверенности от 24.05.2023 г.)
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО ЧОП "Альфа Патриот 2" об изъятии для государственных нужд города Москвы нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001009:15408 площадью 14,1 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское ш., д. 98, корп. 1, с установлением суммы компенсации в соответствии с отчетом об оценке от 12.05.2023 г. N П1897-1171-ИЗ/2023 выполненным независимой оценочной организацией ООО "Центр оценки "Аверс" в размере 1 112 125 руб. и условий возмещения в редакции истца.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2024 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в иске, ссылаясь на то, что незаконное лишение имущества, принадлежащего лицу на праве собственности, является недопустимым.
Истец и третье лицо против удовлетворения жалобы возражали, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Ответчик надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена без его участия по представленным в материалы дела документам.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, нежилое помещение, с кадастровым номером 77:09:0001009:15408, площадью 14,1 кв.м., расположенное по адресу:
г. Москва, Ленинградское ш., д. 98, корп. 1, принадлежит на праве собственности ответчику, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20.10.2023 г., представленной регистрирующим органом по запросу суда.
Указанное помещение согласно выписке находится в пределах объекта с кадастровым номером 77:09:0001009:1053, являющегося многоквартирным домом.
Многоквартирный жилой дом, помещение в котором принадлежит ответчику на праве собственности, включен в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 г. N 497-ПП на основании ст. 4 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 г. N 4802-1.
Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение N 20220 от 10.04.2023 г. об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером 77:09:0001009:15408.
Решение об изъятии помещения направлено в адрес ответчика в установленном порядке.
Истцом направлено в адрес ответчика соглашение об изъятии, что подтверждается сопроводительным письмом, исх. N ДГИ-И-33797/23 от 25.05.2023 г., сведениями с официального сайта Почты России о вручении 14.04.2023.
Сумма денежной компенсации определена в п. 2.1 соглашения на основании отчета об оценке от 12.05.2023 г. N П1897-1171-ИЗ/2023, выполненного независимой оценочной организацией ООО "Центр оценки "Аверс", в размере 1 112 125 руб., без НДС.
В связи с не заключением ответчиком соглашения об изъятии, со стороны истцы последовало обращение с настоящим иском в суд.
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, исковые требования удовлетворены на условиях, предложенных истцом, с установлением суммы возмещения за изымаемое имущество в размере 1 112 125 руб.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Доводы жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно п. 2 ст. 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.
Пунктом 3 ст. 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Основания изъятия земельных участков приведены в ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно п. 3 которой иные основания изъятия земельных участков предусматриваются федеральными законами.
Иные основания, в частности, предусмотрены в ст. 7.4 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 г. N 4802-1, согласно которой нежилые помещения в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации, не относящиеся к общему имуществу в таких многоквартирных домах, подлежат изъятию для государственных нужд города Москвы при условии их предварительного и равноценного возмещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, многоквартирный жилой дом, помещение в котором принадлежит ответчику на праве собственности, включен в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 г. N 497-ПП на основании ст. 4 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 г. N 4802-1.
Согласно п. 3 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с п. 4.2.14(1) Положения о Департаменте истец принимает решение об изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции или включенных в решение о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве.
В соответствии с п. 5 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пп. 3 п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении.
При этом следует отметить, что согласно п. 1 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
В соответствии с п. 6 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Требования к соглашению об изъятии земельного участка изложены в п. 1 ст. 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 2 ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
Согласно п. 14 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии может быть обжаловано в суд.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что распоряжение N 20220 от 10.04.2023 г. в судебном порядке оспорено не было.
В соответствии с п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отклоняя доводы жалобы истца о нарушении его конституционных прав, апелляционный суд также исходит из того, что в соответствии с п. 4 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии равноценного возмещения.
В соответствии с положениями ст. 8 Закона г. Москвы от 17.05.2017 г. N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на праве собственности. Размер, порядок и условия предоставления указанного возмещения определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 6 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 г., выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Так, например, в состав выкупной цены земельного участка может быть включена рыночная стоимость земельного участка и расположенного на нем дома, сараев, гаража, погреба, скважины, забора, плодово-ягодных насаждений, а также убытки, связанные с переездом и сменой места жительства (реальный ущерб).
Размер убытков в связи с изъятием помещения определен в отчете об оценке, на основании которого истцом определен размер возмещения за помещение и входит в общий размер указанного в п. 2.1 соглашения возмещения.
Согласно п. 2 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
Ответчиком в свою очередь не представлено доказательств иного размера возмещения за изымаемое помещение.
Поскольку соглашение об изъятии соответствует требованиям ст. 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации, и размер возмещения определен на основании отчета независимого оценщика, заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции на условиях, предложенных истцом, с установлением суммы возмещения за изымаемое имущество в размере 1 112 125 руб.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции с отнесением на ответчика расходов по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2024 г. по делу N А40-221046/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Г. Головкина |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-221046/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "АЛЬФА ПАТРИОТ 2"
Третье лицо: Высший исполнительный орган государственной власти города Москвы-Правительство Москвы