город Ростов-на-Дону |
|
11 июня 2024 г. |
дело N А53-41866/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Боровковой Е.С.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экспедиторская компания Юг Руси" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.04.2024 по делу N А53-41866/2023
по иску акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" (ИНН 6167081833 ОГРН 1056167043470)
к обществу с ограниченной ответственностью "Экспедиторская компания Юг Руси" (ИНН 6141021692 ОГРН 1036141003975)
о взыскании платы,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - истец, АО "Ростовводоканал") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к обществу с ограниченной ответственностью "Экспедиторская компания Юг Руси" (далее - ответчик, ООО "Экспедиторская компания Юг Руси") с исковым заявлением о взыскании платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения в размере 1 090 803,37 руб. за период март 2023 года - апрель 2023 года, платы за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций в размере 220 807,73 руб. за период март 2023 года - апрель 2023 года.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.04.2024 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать. Заявитель жалобы указывает, что акт контрольного отбора сточных вод и протокол лабораторных исследований оформлены с нарушениями. Акт отбора не содержит указание ни на примененную методику отбора, ни на тип пробоотборника. Неполнота сведений, указанных в акте, не позволяет однозначно прийти к выводу о том, что истцом при отборе выбрана верная методика лицами, проводившими отбор, доставку проб в лабораторию и анализ соблюдены необходимые требования. При отборе зачерпывались донные отложения. Записи в акте нечеткие, имеются исправления. Данных о квалификации инженера и техника эколога, производящих отбор проб, нет. Ответчик ссылается на отбор параллельной пробы, согласно которому превышение показателей незначительно. Лаборатория водоканала находится в прямой зависимости истца и не может представить достоверные сведения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили.
При названных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, правопредшественником акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" - акционерным обществом "Производственное объединение Водоканала города Ростова-на-Дону" (далее - водоканал) и обществом с ограниченной ответственностью "Экспедиторская компания Юг Руси" (далее - абонент) заключен договор на отпуск питьевой (исходной) воды и прием сточных вод от 01.02.2008 N 4, предметом которого являются услуги по водоснабжению и водоотведению, предоставляемые абоненту и его субабонентам водоканалом на перечисленных в договоре условиях.
Водоканал обязан предоставить абоненту возможность потреблять из городской системы водоснабжения питьевую и техническую воду в объеме установленного лимита водопотребления и сбрасывать в канализацию сточные воды с концентрациями загрязняющих веществ в сточных водах в соответствии с Постановлением N 1662 и действующими нормативными правовыми актами (пункт 1.2.1 договора).
Водоканал имеет право контролировать качество сточных вод, отводимых абонентом и его субабонентами в городскую канализацию. Сведения об отборе проб или обнаруженных аварийных ситуациях, залповых сбросах и т.д. сносятся в акт. Форма акта разрабатывается в водоканале, отказ абонента или субабонента от участия в контрольном отборе сточных вод или от подписи акта не лишает односторонне составленный акт доказательной силы. Полученный результат отобранной водоканалом пробы считается действительным до следующего отбора проб, периодичность которого водоканал устанавливает индивидуально для каждого абонента в зависимости от технико-экономических возможностей, но не реже одного раза в год. В случае обнаружения в отобранной пробе загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК (ВДК), водоканал взимает плату в безакцептном порядке, рассчитанную согласно действующим нормативным правовым актам за период от обнаружения до очередного отбора, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб (пункт 2.3 договора).
Абонент обязан обеспечить учет потребляемой воды из всех источников и сбрасываемых стоков, не превышать установленные лимиты водопотребления, не сбрасывать в канализацию сточные воды с превышением допустимых концентраций загрязнений в них и не сбрасывать вещества, запрещенные к сбросу в канализацию, установленные в соответствии с действующим законодательством и решениями органов местного самоуправления, а также не сбрасывать любые загрязняющие вещества, не согласованные к сбросу с водоканалом. Контролировать лимит использования питьевой воды, лимит потребления и качество сточных вод субабонентов, и в случае нарушения сброса по объему или качеству производить оплату за эти нарушения, согласно настоящему договору и действующему законодательству. Осуществлять постоянный контроль и представлять сведения в водоканал о количественном и качественном составе сточных вод (протокол КХА), сбрасываемых в систему канализации. Периодичность контроля за составом сточных вод определяется графиком химконтроля абонента, согласованным с водоканалом (пункт 1.3.1 договора).
АО "Ростовводоканал" в присутствии представителя абонента 31.03.2023 отобраны пробы сточных вод в контрольном колодце (КК) по адресу: г. Батайск, ул. Максима Горького, д. 358, что зафиксировано Актом контрольного отбора сточных вод N 3103/1/2, подписанным представителями АО "Ростовводоанал". Представитель ООО "Экспедиторская компания Юг Руси" от подписи отказался.
Отобранные пробы направлены в лабораторию химико-бактериологического и технологического контроля АО "Ростовводоканал".
Лабораторией химико-бактериологического и технологического контроля АО "Ростовводоканал" подготовлен протокол лабораторных исследований КХА N 121-23 от 06.04.2023, которым установлены превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ.
По результатам проведенных лабораторных анализов контрольной и параллельной проб сточных вод произведены расчеты платы за сброс сточных вод с превышением ДК (ВДК) и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за периоды: с 01.03.2023 по 31.03.2023 на сумму 70 492,61 руб. (НССВ) и на сумму 348 237,73 руб. (НГВ), с 01.04.2023 по 30.04.2023 на сумму 150 315,12 руб. (НССВ) и на сумму 742 5625,88 руб. и на сумму 742 565,88 руб. (НГВ).
Общая сумма задолженности абонента перед АО "Ростовводоканал" платы за сброс сточных с превышением ДК в системы канализации г. Ростова-на-Дону и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения составляет 1 311 611,40 руб.
20 июля 2023 года в адрес ответчика направлена претензия об оплате задолженности, однако задолженность в размере 1 311 611,40 руб. до настоящего времени ответчиком добровольно не оплачена. Данные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с иском по настоящему делу.
При принятии решения суд первой инстанции верно руководствовался следующими нормативными положениями.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. В пункте 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ, Закон о водоснабжении), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 416 по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Согласно части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в пункте 118 Правил N 644.
В силу пункта 113 Правил N 644, значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5.
Согласно пункту 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Обязанность по указанной выше компенсации расходов наступает у абонента, в силу пункта 118 Правил N 644, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным, в том числе, пунктами 113 и 114 названных Правил.
В силу пункта 119 Правил N 644, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123 (1) и 130 данных Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Формула расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества в случае, если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных пунктом 114 Правил N 644, установлена пунктом 123 Правил N 644.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.03.2023 N 437 "О применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду" в 2023 году применяются: ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,26.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Правила N 644 дополнены разделом XV "Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов".
Согласно пункту 194 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Пунктом 195 Правил N 644 предусмотрено, что расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130(3) и 198 настоящих Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Согласно пункту 196 Правил N 644, в целях расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, применяются ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ в водные объекты) и соответствующие дополнительные коэффициенты к ставкам такой платы, установленные федеральными законами и актами Правительства Российской Федерации.
Формула расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для объектов абонентов, в отношении которых применяются нормативы состава сточных вод, (без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно) установлена пунктом 197 Правил N 644.
Величины допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию, определены постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 15.10.2020 N 1074 "Об установлении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения г. Ростова-на-Дону".
С введением в действие с 01.01.2014 раздела VII Правил N 644 все абоненты организаций водопроводно-канализационного хозяйства обязаны вносить 3 вида платежей.
Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 34 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять контроль за составом и свойствами принимаемых в канализационную сеть сточных вод и соблюдением нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, нормативов допустимых сбросов абонентов, а также требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 728) контроль состава и свойств сточных вод осуществляется путем:
а) обследования объектов абонента в целях проверки соблюдения требования о запрете сброса в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, по тем веществам, материалам, отходам и (или) сточным водам, по которым проверка соблюдения требования о запрете указанного сброса возможна без отбора проб сточных вод и последующего анализа отобранных проб (далее - визуальный контроль);
б) отбора проб сточных вод;
в) анализа отобранных проб сточных вод.
В силу пункта 5 Правил N 728 организацией, осуществляющей водоотведение, осуществляется плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 728 периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении объектов абонентов определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год.
Постановлением Администрации города Батайска от 16.07.2020 N 1153 утверждены нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных, отводимых в системы канализации города Батайска.
31 марта 2023 года произведен отбор пробы сточных вод из контрольного колодца (КК).
Проба доставлена в аккредитованную лабораторию.
06 апреля 2023 года лабораторией химико-бактериологического и технологического контроля АО "Ростовводоканал" подготовлен протокол лабораторных исследований КХА N 121-23, которыми установлены превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ.
В связи с выявленным превышением количества загрязняющих веществ в сточных водах ответчиком, истцом произведено начисление платы за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций с 01.03.2023 по 31.03.2023 на сумму 70 492,61 руб. (НССВ) и на сумму 348 237,73 руб. (НГВ), с 01.04.2023 по 30.04.2023 на сумму 150 315,12 руб. (НССВ) и на сумму 742 5625,88 руб. и на сумму 742 565,88 руб. (НГВ).
Истец осуществил свои права путем отбора проб сточных вод в контрольном канализационном колодце ответчика, и направления проб в аккредитованную лабораторию. По результатам отборов составлен Акт контрольного отбора проб сточных вод.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 728 при несогласии с содержанием акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса представитель абонента обязан подписать соответствующий акт с указанием в нем своих возражений или особого мнения. Акт отбора проб сточных вод и (или) акт обнаружения запрещенного сброса в случае отказа представителя абонента от его подписания подписывается представителем организации, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался".
Данная норма предусматривает императивную обязанность лиц, не согласных с процедурой отбора проб, представить свои замечания к акту отбора проб, и направлена на исключение возможных будущих разногласий и спорных ситуаций.
В рассматриваемом случае акт представителем ответчика не подписан, мотивированные возражения на акт не представлены.
Пунктом 32 Правил N 728 предусмотрено, что параллельным отбором проб сточных вод является отбор проб сточных вод, при котором осуществляется разделение отобранной пробы на контрольную, параллельную и резервную в соответствии с требованиями пунктов 33 - 46 настоящих Правил.
При отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, представитель абонента вправе заявить о необходимости осуществить параллельный отбор проб сточных вод, при этом абонент обязан обеспечить наличие емкостей для параллельной пробы, соответствующих требованиям нормативных документов, регулирующих методы определения конкретных показателей, и осуществить анализ параллельной пробы в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. Одной контрольной пробе сточных вод должна соответствовать одна параллельная проба. Разделение параллельной пробы на несколько частей и направление их в разные аккредитованные лаборатории для определения одних и тех же показателей не допускается (пункт 33 Правил N 728).
В силу пункта 38 Правил N 728 результаты анализов контрольной, параллельной и резервной проб сточных вод оформляются аккредитованной лабораторией в виде протоколов исследований проб сточных вод с указанием результатов отдельно по каждой отобранной пробе сточных вод, при этом в протоколах в обязательном порядке должны быть указаны номера пломб каждой из проб (тары), время начала и окончания исследования (анализа) пробы, дата и номер места отбора пробы.
Указанный протокол не позднее 10 рабочих дней (при исследовании по показателю БПКполн - не позднее 20 рабочих дней) со дня отбора проб сточных вод представляется абонентом в организацию, осуществляющую водоотведение, любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения протокола организацией, осуществляющей водоотведение.
На основании результатов анализов контрольной и параллельной проб организация, осуществляющая водоотведение, проводит оценку сопоставимости данных результатов и уведомляет о результатах абонента в течение 2 рабочих дней со дня проведения оценки сопоставимости.
Согласно пункту 40 Правил N 728 если протокол исследований параллельной пробы сточных вод, представленный абонентом, не соответствует требованиям, указанным в абзаце втором пункта 38 Правил N 728, и (или) протокол исследований параллельной пробы сточных вод в срок, указанный в пункте 38 Правил, не представлен абонентом в организацию, осуществляющую водоотведение, то результатом, полученным в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, признаются результаты анализа контрольной пробы, выполненного аккредитованной лабораторией по заказу организации, осуществляющей водоотведение. Анализ резервной пробы в этом случае не осуществляется.
Анализ акта отбора проб показывает, что содержащаяся в акте обязательная информация содержится в акте отбора.
Место отбора проб, а именно адрес объекта: г. Батайск, ул. Максима Горького, д. 358, а также конкретный контрольный колодец, расположенный по вышеназванному адресу объекта в соответствии с договором, указан в акте отбора. Таким образом, из содержания акта отбора очевидно достоверное место отбора проб, как и то, что отбор производился из контрольных колодцев.
Границы эксплуатационной ответственности сторон и места отбора проб сточных вод установлены в соответствии с подписанным и согласованной Схемой разграничения ответственности, согласно которой определены контрольные канализационные колодцы для отбора проб сточных вод.
В материалы дела ответчиком не представлено доказательств явно свидетельствующих о нарушениях процедуры отбора проб сточных вод и нарушениях условий доставки проб.
Из материалов дела следует, что в результате взятия проб из контрольных колодцев истцом установлено превышение максимально допустимых значений концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, в результате чего ответчику была начислена плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации с превышением допустимых показателей и концентраций и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, указанной в пункте 123 Правил N 644
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется на основании Правил 644, по формуле п. 123.
Ответчик воспользовался своим правом на проведение параллельного отбора проб сточных вод и проведение параллельного исследования отобранных проб сточных вод.
Ответчик ссылается на то, что результаты анализа параллельной пробы сточных вод оформлены аккредитованной лабораторией ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" протоколом от 11.04.2023 N 12-2023-241ВС. Сравнительный анализ протоколов исследований проб сточных вод, предоставленных истцом от 06.04.2023 КХА N 121-23, и протокола от 11.04.2023 N 12-2023-241ВС, предоставленного ответчиком, свидетельствует о значительной разнице отдельных показателей концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод. Ответчик предоставил истцу протокол испытаний параллельной пробы от 11.04.2023 N 12-2023-241ВС. Результаты исследования пробы, представленные истцом, являются недостоверными, поскольку лаборатория ХБ и ТК АО "Ростовводоканал" является лабораторией истца и находится в прямой зависимости и подчинении АО "Ростовводоканал".
Ответчик в срок, установленный пунктом 38 Правил N 728, представил свои результаты анализов параллельного отбора проб.
На основании результатов анализов контрольной и параллельной проб истцом проведена оценка сопоставимости данных результатов и расчет средне арифметических значений. Оценка сопоставимости результатов исследований контрольной и параллельной проб направлена в адрес ответчика письмом от 14.04.2023 N 7348.
В письме от 14.04.2023 N 7348 АО "Ростовводоканал" направил ответчику результаты оценки сопоставимости результатов контрольной и параллельной проб, предложив на основании пункта 41 Постановления Постановление N 728 принять в качестве результата, полученного в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод среднее арифметическое значение результатов анализов контрольной и параллельной проб.
Так в соответствии с п. 41 Постановления Правительства РФ N 728 от 22.05.2020, результатом, полученным в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод по конкретному показателю, признается вычисленное организацией, осуществляющей водоотведение, среднее арифметическое значение результатов анализов контрольной и параллельной проб в следующих случаях.
Результаты анализов контрольной и параллельной проб по конкретному показателю сопоставимы (модуль разности значений полученных результатов анализов меньше или равен сумме абсолютных значений норм погрешности в соответствии с протоколом исследований для результата анализа (измерения) конкретного показателя).
Результаты анализов контрольной и параллельной проб по конкретному показателю несопоставимы (модуль разности значений полученных результатов анализов больше суммы абсолютных значений норм погрешности в соответствии с протоколом исследований для результата анализа (измерения) конкретного показателя), но ни абонент, ни организация, осуществляющая водоотведение, в течение 5 рабочих дней со дня направления абоненту результатов оценки сопоставимости результатов анализов контрольной и параллельной проб не направили письменное сообщение об отказе принимать в качестве результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод по данному показателю, среднее арифметическое значение результатов анализов контрольной и параллельной проб.
Истец уведомил ответчика письмом от 14.04.2023 N 7348 о том, что параллельный отбор проб сточных вод не может быть использован для определения содержания веществ (показателей), которые изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (водородный показатель рН), растворенные газы), веществ, не смешивающихся с водой (нефтепродукты, жиры, масла), а также взвешенных веществ.
Учитывая вышеизложенное, истец принял в качестве результата, полученного в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод среднее арифметическое значение результатов анализов контрольной и параллельной проб.
Доводы заявителя жалобы о том, что результаты лаборатории ХБ и ТК недостоверны, поскольку данная лаборатория находится в прямой зависимости и подчинении АО "Ростовводоканал", подлежат отклонению судом апелляционной инстанции исходя из следующего.
Частью 3 статьи 30.3 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено, что анализ проб сточных вод осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Отношения, связанные с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации, регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации").
Статьей 4 ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" определено, что под аккредитацией в национальной системе аккредитации понимается подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 8 ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" осуществление федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц относится к полномочиям национального органа по аккредитации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации.
Пунктом 1 части 1 статьи 13 ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" установлено, что аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 13 ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" предусмотрено, что аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации.
В материалы дела представлен аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.511128, выданный Росаккредитацией.
С учетом вышеизложенного, правовые основания не доверять результатам измерений, выполненных лабораторией ХБ и ТК, отсутствуют.
Ответчиком в материалы дела, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, документальных доказательств наличия заинтересованности лаборатории при исследовании отобранных проб не представлено. Как и не представлено доказательств, опровергающих достоверность результатов исследования проб сточных вод, доказательств нарушений в процедуре отбора проб сточных вод, а также доказательств нарушения истцом условий доставки проб.
Проведение дополнительного экспертного исследования, ввиду давности срока проведенного отбора проб (22.11.2022) нецелесообразно. Анализ состава стоков, транспортируемых ответчиком в настоящее время, не может повлиять на оценку обоснованности исковых требований.
В данном случае, анализы отобранной пробы, проведенные лабораторией, показали, что качество сточных вод, сбрасываемых ответчиком в системы канализации, не соответствует нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 к Правилам N 644.
Истцом в дело представлен подробный расчет подлежащих возмещению расходов на основании положений Правил N 644.
Правильность расчета платы ответчиком документально не опровергнута, контррасчет не представлен.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.04.2024 по делу N А53-41866/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-41866/2023
Истец: АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ"
Ответчик: ООО "ЭКСПЕДИТОРСКАЯ КОМПАНИЯ ЮГ РУСИ"