г. Вологда |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А66-10019/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 июня 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Колтаковой Н.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.
при участии от администрации города Твери Репиной О.Ю. по доверенности от 27.10.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 февраля 2024 года по делу N А66-10019/2023,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (адрес: 123242, г. Москва, пер. Нововаганьковский, д. 8; ОГРН 1127747295170, ИНН 7703782266; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации города Твери (адрес: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 11; ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; далее - Администрация), в котором просит:
- установить вид вещного права земельного участка 69:40:0000000:5619:ЗУ1, расположенного в городском парке г. Твери, в пределах береговой защитной полосы р. Волги - Иваньковское водохранилище, федеральная собственность Российской Федерации;
- установить площадь земельного участка 69:40:0000000:5619ЗУ1, занятого озерным гидрометеорологическим постом II разряда (ОГП-II, Тверь, вдх, Иваньковское) 750 кв. м;
- установить вид разрешенного использования земельного участка 69:40:0000000:5619:ЗУ1, занятого озерным гидрометеорологическим постом II разряда (ОГП-II, Тверь, вдх, Иваньковское) - "для обеспечения деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях";
- установить границы земельного участка 69:40:0000000:5619:ЗУ1, расположенного в городском парке, г. Твери, в пределах береговой защитной полосы р. Волги - Иваньковское водохранилище с координатами характерных точек границ:
1. X - 291994,26 Y - 2275693,11
2. X - 291986,92 Y - 2275710,83
3. X - 291981,29 Y - 2275724,57
4. X - 291960,64 Y - 2275715,14
5. X - 291974,88 Y - 2275684,12
6. X - 291994,26 Y - 2275693,11;
- установить, что судебное решение по настоящему иску является обязательным для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости (с учетом неоднократного уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Территориальное агентство по управлению государственным имуществом Тверской области (далее - Территориальное агентство).
Решением суда от 27 февраля 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Учреждение с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что суд неправильно применил статью 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), указав, что истец изменил одновременно и предмет, и основание иска. К участию в деле не было привлечено Правительство Тверской области. Отсутствие сведений о выделенном земельном участке под размещение гидрологического поста в городском парке г. Твери в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства по вине Администрации не является основанием для отказа в защите права со ссылкой на ненадлежащий способ защиты.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании просят обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судом первой инстанции, в силу статей 209, 214, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) в собственности Российской Федерации находится гидрометеорологический пост Водохранилище Иваньковское (река Волга) г. Калинин (Тверь), координатный номер 5652, синоптический индекс 27402, состав сети, куда входит пост - вековая, отметка нуля поста 120,16 м Балтийской системы координат, дата открытия поста 13.01.1876.
С 1969 года (после переносов) по настоящее время пост находится в городе Тверь на правом берегу р. Волги в 0,45 км ниже устья р. Тьмаки и в 1,0 км выше р. Тверцы на территории городского сада.
На посту производятся наблюдения за уровнем, температурой воды, ледовым режимом. Пост информационный.
Пост состоит из основного репера марки МКХ N 378 (ГУГК), расположенного в левом крыле здания краеведческого музея (внешняя сторона), высота 136,098 м БС; репера контрольного N 5 (N 1863ГУГМС 1960 г.) грунтового, стандартного, на бетонном основании, расположенного на правом берегу в 51,3 м выше поста с высотой 132,33 (132,526) м БС; репера N 6 (металлического стержня), установленного в каменной стене набережной в створе поста. Пост оборудован 22 металлическими сваями (сваи N 1-10 - стандартные; N 11-13, 18-22 - металлические трубы; N 14-17 - металлические штыри, вмонтированные в бетонную лестницу набережной). Свая N 14 дублируется рейкой на парапете.
Как указал истец, пост является линейным сооружением и относится к объектам недвижимости в силу пункта 1 статьи 130, статьи 133.1 ГК РФ.
Пост расположен на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0000000:6519 площадью 190 444 кв. м, отнесенном к землям населенных пунктов, отведенном под городской сад, водный фонд. Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано за муниципальным образованием город Тверь.
Ссылаясь на факт нахождения поста в силу законодательства в федеральной собственности и полагая, что часть земельного участка, на котором расположен пост, указанная в разработанной им Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории также является федеральной собственностью, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования необоснованными и в удовлетворении иска отказал.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласен.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 ГК РФ).
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, являются установление наличия у истца, принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком. Таким образом, обращение с иском всегда имеет своей целью восстановление нарушенного права.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Одним из требований истца является требование об установлении границы земельного участка 69:40:0000000:6519:ЗУ1, расположенного в городском парке г. Твери, в пределах береговой защитной полосы реки Волга - Иваньксвское водохранилище с координатами характерных точек, указанных в иске.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54, пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка. Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права и направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по данному иску является смежный землепользователь.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений.
Иск об установлении границ земельного участка направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. При реализации подобного способа судебной защиты подлежат установлению границы участка либо смежная граница между земельными участками с указанием координат поворотных точек. Установление границ земельного участка предполагает, прежде всего, установление границ земельного участка, принадлежащего заявителю на вещном праве, а не изменение границ земельного участка, принадлежащего ответчику.
Пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Индивидуализация земельных участков осуществляется посредством государственного кадастрового учета, проводимого в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ (статья 70 ЗК РФ).
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
- проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ));
- проектная документация лесных участков;
- утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 11.10 ЗК РФ определено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, истцом инициирована процедура образования земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 69:40:0000000:6519.
С указанной целью истец обратился в Территориальное агентство с заявлением от 21.07.2021 о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка, находящегося в кадастровом квартале 69:40:0400005, ориентировочной площадью 750 кв. м, с местоположением: г. Тверь, вдхр Иваньковское, испрашиваемый вид права - право постоянного (бессрочного) пользования.
Письмом от 10.08.2021 N 69-ЛА-02/3818 Территориальное агентство отказало Учреждению в утверждении схемы ввиду отсутствия в представленных документах подтверждения того, что на данную территорию не утвержден проект межевания. Указанный отказ Учреждением не оспорен (том 1, листы 59-60).
Письмом от 16.08.2021 N 09/03-572/12 Учреждение запросило в Администрации информацию о территориальной зоне нахождения земельного участка, о его предельных (максимальных и минимальных) размерах.
Данная информация Администрацией была предоставлена, однако повторно Учреждение в Территориальное агентство с заявлением о предварительном согласовании схемы земельного участка с представлением необходимой информации не обращалось.
Таким образом, процедура образования земельного участка в порядке, предусмотренном законом, истцом не реализована. Земельный участок, на котором расположен спорный гидрометеоролигический пост в установленном законом порядке на каком-либо праве истцу не предоставлялся. С заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также с заявлением о предоставлении земельного участка под гидрометеоролигическим постом истец в Администрацию обращался.
Государственный кадастровый учет гидрометеоролигический пост не прошел, уникальных характеристик не имеет, сведения о нем в Единый государственный реестр недвижимости не внесены; более того, факт отнесения данного объекта к объектам недвижимостью истцом не доказан (том 2, листы 29-43 (объект N 164), листы 49-69).
Поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты права, в удовлетворении требования об установлении границ земельного участка, площади и вида разрешенного использования земельного участка отказано правомерно.
Заявляя требование об установлении вида вещного права земельного участка 69:40:0000000:5619:ЗУ1 - федеральная собственность, истец, по существу, требует признания за Российской Федерацией права собственности на некий несформированный земельный участок.
По общему правилу, при предъявлении иска о признании права собственности истец, как лицо, претендующее на признание себя собственником определенного имущества, должен в силу статьи 218 ГК РФ доказать наличие определенных юридических фактов, которые образуют основание его права собственности.
В соответствии с пунктами 58, 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 12.12.2023) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
При этом иск предъявляется к лицу, которое, по убеждению истца, нарушило или нарушает его права или законные интересы.
Иск о признании права собственности подается заинтересованным лицом в случае, когда его право на имущество не признается (отрицается) физическим, юридическим лицом или публично-правовым образованием, либо в случае, когда субъективное право на вещь напрямую оспаривается другим участником имущественного оборота.
Ответчиком по такому иску является лицо, как заявляющее о своих правах на вещь, так и не заявляющее о таких правах, но не признающее за истцом вещного права на имущество.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком.
Таким образом, признание права в судебном порядке осуществляется в исковом производстве, основной чертой которого является наличие спора о праве.
В рассматриваемом случае, Учреждение не является лицом, наделенным полномочиями по обращению в суд с требованием о признании права собственности на имущество за Российской Федерацией, что является основанием для отказа в удовлетворении соответствующего требования.
Требование Учреждения об установлении вида разрешенного использования земельного участка 69:40:0000000:5619:ЗУ1, занятого гидрометеорологическим постом II разряда (ОГП-II, Тверь, вдх, Иваньковское) - "для обеспечения деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях" также необоснованно.
В соответствии с картой градостроительного зонирования города Твери (границы территориальных зон) Правил землепользования и застройки города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 N 71, испрашиваемый земельный участок находится в зоне озелененных территории общего пользования, расположенных на территории исторически сложившихся районов центральной части города (Р1 -1).
Согласно положениям статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельные участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (пункт 2.1. статьи 37 ГрК РФ).
Вид разрешенного использования "для обеспечения деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях" не относится ни к основным, ни к условно-разрешенным, ни к вспомогательным видам разрешенного использования для данной территориальной зоны и, как следствие, не может быть установлен.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось. В иске отказано верно.
Нарушений норм процессуального права в части применения положений статьи 49 АПК РФ судом первой инстанции не допущено.
По существу, доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права. Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Руководствуясь статьями 104, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27 февраля 2024 года по делу N А66-10019/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" - без удовлетворения.
Возвратить федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (адрес: 123242, г. Москва, пер. Нововаганьковский, д. 8; ОГРН 1127747295170, ИНН 7703782266) из федерального бюджета 9 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по поручению о перечислении на счет от 27.03.2024 N 14398.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-10019/2023
Истец: ФГБУ "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Ответчик: Администрация города Твери
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Управление росреесра, Управление Росреестра, ФГБУ "Центральное УГМС" в лице Тверского филиала "Центральное УГМС"