город Ростов-на-Дону |
|
12 июня 2024 г. |
дело N А53-43697/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Абраменко Р.А., Мельситовой И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чекуновой А.Т.,
при участии:
от истца: представитель Фарапонов В.Е. по доверенности от 20.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Максименко Евгения Сергеевича
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.03.2024 по делу N А53-43697/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Максименко Евгения Сергеевича
к Азово-Черноморскому территориальному Управлению Федерального агентства по рыболовству
при участии третьего лица: Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
о признании незаконным отказа, об обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Максименко Евгений Сергеевич обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Азово-Черноморскому территориальному Управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконным отказа от 14.11.2022 N 16944, об обязании заключить договор.
Решением от 19.03.2024 в иске отказано.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, требования удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
Не учтено, что граница спорного рыбоводного участка заявителя определена согласно пункту 8.8 Перечня Приложения N 2 к приказу Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 11.01.2013 N 2 "Об утверждении перечня рыбоводных участков для целей сельскохозяйственного товарного рыбоводства на территории Краснодарского края" в установленном законном порядке. В спорном договоре между предпринимателем и третьим лицом указан объект гражданских прав.
В отзыве истец указал на несостоятельность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (и индивидуальным предпринимателем Максименко Евгением Сергеевичем заключен договор N 20/13 от 26.04.2013 года о предоставлении в пользование рыбоводного участка для целей сельскохозяйственного товарного рыбоводства.
Согласно пункту 1.1 договора, министерство предоставляет пользователю право на выращивание и вылов объектов сельскохозяйственного товарного рыбоводства, не являющихся водными биологическими ресурсами, на рыбоводном участке N 8.8 в границах участка реки Кавалерка, расположенного южнее населенного пункта ст-ца Новопашковская от точки (1) 46°22'08"СШ 40°04'13"ВД по идущей вдоль береговой черты линии, соединяющей последовательно точки (2) 46°2Г49"СШ 40°06'39"ВД (3) 46°2Г44"СШ 40°06'38"ВД (4) 46°21'59"СШ 40°04'16"ВД и далее по береговой линии в начальную точку на территории Крыловского района площадью 63,4 га.
Пунктом 5.1 договора установлено, что он вступает в силу со дня его подписания сторонами и действуют до 26.04.2023.
Договор заключен в соответствии с нормами Закона Краснодарского края от 04.06.2012 N 2510-КЗ "О государственной политике Краснодарского края в области сельскохозяйственного товарного рыбоводства".
Предприниматель в период действия договора обратился в Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству с уведомлением о заключении договора пользования рыбоводным участком на новый срок без проведения торгов (конкурсов, аукционов) с рыбоводным хозяйством, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по договору пользования рыбоводным участком, по истечение срока его действия.
Письмом N 16944 от 14.11.2022 в продлении действия договора отказано.
Уполномоченный орган указал, что договор с предпринимателем заключен на основании Закона N 2510-КЗ до вступления в силу Порядка определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2014 N 1183, границы рыбоводного участка не утверждены в рамках данного Порядка и не внесены в реестр рыбоводных участков. Кроме того, Правила N 415 распространяются на договоры, которые заключены после вступления в силу Закона N 148-ФЗ. Порядок переоформления без проведения торгов путем заключения договоров пользования рыбоводным участком не распространяется на договор о предоставлении в пользование рыбоводных участков для целей сельскохозяйственного товарного рыбоводства, поскольку он заключен в рамках Закона N 2510-КЗ. Управление не обладает полномочиями по заключению подобного рода договоров, совершенных в соответствии с нормами закона субъекта Российской Федерации.
Предприниматель, полагая, что отказ управления не соответствует закону, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 148-ФЗ по договору пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, собственник этого участка обязуется предоставить его рыбоводному хозяйству за плату (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 10 данного Закона) во временное пользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Частью 4 статьи 10 Закона N 148-ФЗ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 349-ФЗ) предусмотрено, что рыбоводное хозяйство, надлежащим образом исполнившее свои обязанности по договору пользования рыбоводным участком, по истечении срока его действия имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение такого договора на новый срок без проведения торгов (конкурсов, аукционов) при условии внесения платы, предусмотренной частью 1 статьи 9 названного Закона.
При этом рыбоводное хозяйство обязано уведомить в письменной форме уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о желании заключить договор пользования рыбоводным участком на новый срок не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия этого договора (часть 5 статьи 10 Закона N 148-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 10 Закона N 148-ФЗ порядок заключения договора пользования рыбоводным участком устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 Правил N 415 определено, что для заключения договора пользования рыбоводным участком рыбоводное хозяйство обязано уведомить уполномоченный орган в письменной форме о желании заключить договор не ранее, чем за 6 месяцев и не позднее, чем за 3 месяца до окончания срока его действия.
Пункт 4 Правил N 415 определяет, что рыбоводное хозяйство, планирующее заключить договор пользования рыбоводным участком, должно соответствовать следующим требованиям: а) в отношении рыбоводного хозяйства не проводятся процедуры банкротства и ликвидации на день подачи уведомления; б) деятельность рыбоводного хозяйства не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи уведомления; в) у рыбоводного хозяйства отсутствует неисполненная обязанность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний отчетный период в размере более 25 процентов балансовой стоимости активов рыбоводного хозяйства по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Рыбоводное хозяйство считается соответствующим этому требованию, если оно обжаловало наличие указанной неисполненной обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе не принято на день подачи уведомления; г) ранее заключенный договор пользования рыбоводным участком не был расторгнут с этим рыбоводным хозяйством по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 9 Закона N 148-ФЗ.
Согласно пункту 15 Правил N 415 уполномоченный орган отказывает в заключении договора пользования рыбоводным участком по следующим основаниям: а) уведомление и прилагаемые к нему документы, предусмотренные пунктом 10 данных Правил, поданы с нарушением сроков, установленных пунктом 3 этих Правил; б) рыбоводное хозяйство не соответствует какому-либо требованию из числа требований, предусмотренных пунктом 4 данных Правил.
Договор с предпринимателем заключен в соответствии с нормами Закона N 2510-КЗ.
В силу статьи 1 Закона N 2510-КЗ сельскохозяйственное товарное рыбоводство определялось как разведение, выращивание и вылов одомашненных видов и пород рыб, осуществляемые в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, в том числе на рыбоводных участках.
В соответствии с данным законом рыбоводный участок представляет собой часть водоема, водотока, ограниченную берегом и (или) гидротехническими сооружениями, используемую на возмездной основе для содержания, выращивания и вылова объектов сельскохозяйственного товарного рыбоводства, включенную в перечень рыбоводных участков, утвержденный органом исполнительной власти Краснодарского края в области сельскохозяйственного товарного рыболовства (статьи 1 и 16 Закона N 2510-КЗ).
Согласно статье 17 данного Закона предоставление в пользование рыбоводных участков производилось по итогам конкурса. В силу статьи 25 Закона N 2510-КЗ отношения сторон оформлялись договором о предоставлении рыбоводного участка для целей сельскохозяйственного товарного рыболовства. Предметом такого договора выступало право на выращивание и вылов объектов сельскохозяйственного товарного рыбоводства, не являющихся водными биологическими ресурсами, на рыбоводных участках, предусмотренных перечнем рыбоводных участков, утвержденным уполномоченным органом.
Статьей 26.1 Закона N 2510-КЗ предусматривалось, что субъект рыбоводства, которому предоставлена акватория водного объекта рыбохозяйственного значения или ее часть в целях рыборазведения, аквакультуры, товарного рыборазведения, товарного рыбоводства на основании договора с уполномоченным федеральным органом или органом исполнительной власти Краснодарского края, заключенного в соответствии с водным законодательством, а также законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока действия договора имеет преимущественное право перед другими лицами право на заключение договора на новый срок.
Частью 8 статьи 27 Закона N 2510-КЗ устанавливалась обязанность уполномоченного органа направить сведения о заключенных договорах в уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области водных отношений и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные в области контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания на водных объектах рыбохозяйственного значения Краснодарского края и ведения водного реестра.
С 01.01.2014 правовое регулирование в области аквакультуры (рыбоводства) осуществляется Законом N 148-ФЗ, положения которого устанавливают правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в данной области, то есть являются специальными нормами права, регулирующими указанные правоотношения.
В силу статьи 2 Закона N 148-ФЗ аквакультура (рыбоводство) - это деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры (водные организмы, разведение и (или) содержание, выращивание которых осуществляются в искусственно созданной среде обитания).
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 148-ФЗ аквакультура (рыбоводство), относящаяся к сельскохозяйственному производству, является товарной аквакультурой (товарным рыбоводством) и осуществляется в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Аквакультура (рыбоводство), в том числе акклиматизация и искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов, относящаяся к сохранению водных биологических ресурсов, осуществляется в соответствии с данным Законом в той мере, в какой это допускается Законом N 166-ФЗ.
В связи с принятием Закона N 148-ФЗ в Закон N 2510-КЗ внесены изменения, уточнившие понятие "рыбоводный участок" с указанием на его использование для осуществления аквакультуры (рыбоводства), порядка образования и определения границ (Закон Краснодарского края от 19.12.2016 N 3524-КЗ).
Законом Краснодарского края от 06.12.2017 N 3705-КЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) на территории Краснодарского края" признан утратившим силу Закон N 2510-КЗ (статья 14). Правовая судьба договоров о предоставлении рыбоводного участка для целей сельскохозяйственного товарного рыболовства, заключенных в соответствии с Законом N 2510-КЗ, не определена.
В то же время изменение нормативного регулирования и признание утратившим силу закона субъекта Российской Федерации не может умалять правовой статус лиц, заключивших договоры, регламентировавшие схожие отношения, в соответствии с ранее действующим порядком, и надлежащим образом исполнявших их условия.
Предприниматель, обращаясь в управление, ссылался на положения Правил N 415, предполагающих заключение договора в соответствии с нормами Закона N 148-ФЗ.
Часть 1 статьи 10 Закона N 148-ФЗ закрепляет общее правило, согласно которому договор пользования рыбоводным участком заключается по результатам торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона N 148-ФЗ рыбоводное хозяйство, надлежащим образом исполнившее свои обязанности по договору пользования рыбоводным участком, по истечении срока его действия имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение такого договора на новый срок без проведения торгов (конкурсов, аукционов) при условии внесения платы, предусмотренной частью 1 статьи 9 Закона N 148-ФЗ.
В силу части 5 статьи 10 Закона N 148-ФЗ рыбоводное хозяйство обязано уведомить в письменной форме уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о желании заключить договор пользования рыбоводным участком на новый срок не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия этого договора.
При этом в силу пункта 6 Правил N 415 при заключении договора пользования рыбоводным участком по соглашению сторон могут быть изменены определенные условия ранее заключенного договора пользования рыбоводным участком, в том числе местоположение и площадь рыбоводного участка в соответствии с местоположением береговой линии (границ водного объекта), если такая береговая линия (граница водного объекта) была определена после дня заключения договора пользования рыбоводным участком. При этом увеличение площади рыбоводного участка по отношению к площади, предусмотренной в ранее заключенном договоре пользования рыбоводным участком, не допускается.
Изменение иных условий договора пользования рыбоводным участком, не предусмотренных пунктом 6 Правил N 415, не допускается (пункт 7 данных Правил).
Требуемое предпринимателем заключение договора в соответствии с нормами Закона N 148-ФЗ предполагает необходимость определения границ рыбоводного участка в соответствии с установленными правилами (статья 4 данного Закона).
В силу пунктов 2 и 3 Правил определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2014 N 1183 (далее - Правила), определение границ рыбоводных участков осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил границы рыбоводного участка определяются не менее чем по 3 точкам, описываемым в географических координатах (с указанием системы координат). Границы рыбоводного участка определяются последовательным соединением указанных точек прямыми линиями либо по береговой линии (границе водного объекта). Информация о таком соединении включается в описание границ рыбоводного участка. Если границы рыбоводного участка включают в себя всю акваторию водного объекта, допускается установление границ по береговой линии (границе водного объекта) с указанием его географического наименования (при наличии такого наименования).
Ограничения при определении границ рыбоводного участка названы в пункте 9 Правил.
В силу пунктов 7, 11 Правил решение комиссии об определении границ рыбоводного участка оформляется протоколом, к которому прилагаются сведения о рыбоводных участках с указанием их границ, наименования водного объекта, муниципального образования (в случае если рыбоводный участок расположен на территории муниципального образования либо примыкает к территории муниципального образования), площади и вида водопользования, предусмотренного Водным кодексом Российской Федерации.
Сведения о том, что границы рыбоводного участка заявителя определены в соответствии с требованиями Правил, в деле отсутствуют. Следовательно, уполномоченный орган в оспариваемом отказе правомерно указал, что данное обстоятельство исключает возможность заключения с ним договора пользования рыбоводным участком в соответствии с нормами Закона N 148-ФЗ.
Изложенное исключает наличие предусмотренных частью 2 статьи 201 Кодекса оснований для признания не соответствующим закону оспариваемого предпринимателем отказа управления (письмо от 20.10.2022 N 15793). Поскольку по приведенным основаниям отказ управления соответствует Закону N 148-ФЗ (статьи 4 и 9), условия для заключения с предпринимателем договора пользования рыбоводным участком отсутствуют.
Указанная позиция соответствует изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.02.2024 по делу N А53-43656/2022, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.04.2024 по делу N А53-13824/2023.
Суд принял также во внимание, что в настоящее время во исполнение приведенных норм законодательства принят и действует Приказ Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 20.07.2015 N 279 "Об утверждении перечня рыбоводных участков, расположенных во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края, а также во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, прилегающих к территории Краснодарского края".
В перечень рыбоводных участков, утвержденных этим приказом, спорный участок до настоящего времени не включен, а потому оспариваемые действия заинтересованного лица являются правомерными, следовательно, в удовлетворении заявленных требований обоснованно отказано.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2024 по делу N А53-43697/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-43697/2022
Истец: Максименко Евгений Сергеевич
Ответчик: Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Министерство сельского хохяйства и перерабатывающей промышленности