г. Москва |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А40-109911/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семикиной О.Н.,
судей Кузнецовой Е.Е., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пулатовой К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.03.2024 г. по делу N А40-109911/23
по иску общества с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ" (ИНН 2360013908, ОГРН 1212300044637)
к ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ (ИНН 7710538364, ОГРН 1047796269564)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Ефимов В.В. по доверенности от 10.01.2024,
от ответчика: Черемушкин А.В. по доверенности от 08.06.2023, Ефремова Е.В. по доверенности от 08.06.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ о взыскании фактически понесенного ущерба по государственному контракту от 17.02.2023 N 12-юр в размере 5 257 440,41 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 977,40 рублей по состоянию на 19.05.2023 и по день фактического исполнения обязательства по оплате.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.03.2024 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы от 28.03.2024 г., истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 28.03.2024 г. не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, исковые требования мотивированы тем, что 16.01.2023 Федеральной службой по труду и занятости (заказчик) размещено в Единой информационной системе в сфере закупок - zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0173100008523000001 на организацию и проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие единого методологического инструментария по совершенствованию профессиональных компетенций сотрудников Роструда, обмена лучшими практиками и профессиональным опытом с целью повышения результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере труда. Начальная (максимальная) цена контракта - 45 000 000,00 рублей.
17.02.2023 по результатам вышеназванного открытого конкурса в электронной форме между Рострудом и Обществом с ограниченной ответственностью "Проектный институт территориального развития" (исполнитель) заключен государственный контракт N 12-юр на организацию и проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие единого методологического инструментария по совершенствованию профессиональных компетенций сотрудников Роструда, обмена лучшими практиками и профессиональным опытом с целью повышения результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере труда" на общую сумму 25 000 000 рублей.
В соответствии с пунктом 1.1. контракта исполнитель обязуется оказать услуги по теме: "организация и проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие единого методологического инструментария по совершенствованию профессиональных компетенций сотрудников Роструда, обмена лучшими практиками и профессиональным опытом с целью повышения результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере труда" (далее - услуги), а заказчик принимает оказанные исполнителем услуги и оплачивает их в порядке и сроки в соответствии с условиями контракта (п. 1.3.).
Содержание услуг, научные, технические, экономические и другие требования к услугам и их результатам установлены Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), Календарным планом (Приложение N 2 к) и Таблицей цен (Приложение N 3 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта (п. 1.2.).
Согласно пункту 2.1. контракт вступает в силу и становится обязательным для сторон с даты заключения контракта и действует по 31 декабря 2023 года.
Сроки оказания услуг Исполнителем устанавливаются Календарным планом, являющемся Приложением N 2 к контракту (п. 2.2.).
В соответствии с этапами оказания услуг, техническим заданием (п. 1.4.) к контракту установлены следующие сроки исполнения контракта:
1 этап - с даты заключения государственного контракта по 01.08.2023;
2 этап - со 02.08.2023 по 11.12.2023.
06.04.2023 в связи с отсутствием содействия со стороны заказчика по проведению онлайн-анкетирования среди сотрудников территориальных ГИТ, исполнитель был вынужден направить в адрес заказчика письмо N ИС500-232-2023 о приостановке исполнения контракта.
06.04.2023 до завершения 1 этапа исполнения контракта заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх/0164-1-5 от 06.04.2023), указав что исполнителем, в ответ на претензию (исх/0119-1-5) заказчика, в отчетных документах (N ИС500-210-2023 от 29.03.2023, N ИС500-223-2023 от 04.04.2023) замечания не приняты или устранены частично.
В качестве оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта заказчиком указаны пункт 3 статьи 715 Гражданского кодекса РФ (далее так же - ГК РФ), часть 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В порядке части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик направил обращение в антимонопольный орган для включения информации об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП).
24.04.2021 комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрено обращение Минтруда о включении сведений об ООО "Проектный институт территориального развития" в РНП и установлено отсутствие сведений, указывающих на ненадлежащее исполнение ООО "Проектный институт территориального развития" обязательств по контракту, в связи с чем принято решение не включать сведения об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Истец утверждает, что действия заказчика по одностороннему отказу от исполнения контракта на указанных в решении основаниях являются неправомерными в связи с нижеследующим.
Как указывает истец, в ходе исполнения контракта ООО "Проектный институт территориального развития" действовало добросовестно, своевременно разработав и представив заказчику все предусмотренные контрактом документы и материалы.
В рамках 1 этапа Технического задания исполнителем своевременно было начато оказание следующих услуги с описанием и требованиями:
1. Базовая модель анкеты для исследования уровня профессионального выгорания (п.1.1.), требования к услуге:
- провести онлайн-анкетирование не менее 1000 человек,
- разработать с учетом специфики профессиональной деятельности инспекторского состава ГИТ и включить в себя не менее 50 оценочных тезисов,
- оценить результаты с использованием итогов ранее полученных исследований,
- предоставить заказчику на ознакомление в течение 7 рабочих дней с даты заключения контракта (предоставлены письмом исполнителя от 01.03.2023 N ИС500-149- 2023).
- отчет по результатам исследования уровня профессионального выгорания должен быть предоставлен на ознакомление заказчику в виде презентации в двух форматах.pdf и.pptx на электронном носителе не позднее 60 календарных дней с даты заключения Контракта.
2. Базовая модель анкеты для исследования факторов мотивации и диагностика организационной культуры Роструда (п.1.2.), требования к услуге:
- провести онлайн-анкетирование не менее 1000 человек,
- включить в себя не менее 120 оценочных тезисов,
- оценить результаты с использованием итогов ранее полученных исследований,
- предоставить заказчику на ознакомление в течение 7 рабочих дней с даты заключения контракта, (предоставлены письмом исполнителя от 01.03.2023 N ИС500- 149-2023)
- отчет по результатам исследования уровня профессионального выгорания должен быть предоставлен на ознакомление заказчику в виде презентации в двух форматах.pdf и.pptx на электронном носителе не позднее 60 календарных дней с даты заключения контракта.
3. Базовая модель анкеты для исследования уровня управленческого потенциала государственных инспекторов труда и руководителей ГИТ (п. 1.З.), требования к услуге:
- провести онлайн-анкетирование не менее 1500 человек,
- включить в себя не менее 32 оценочных тезисов,
- предоставить заказчику на ознакомление в течение 7 рабочих дней с даты заключения контракта, (предоставлены письмом исполнителя от 01.03.2023 N ИС500- 149-2023).
- отчет по результатам исследования уровня профессионального выгорания должен быть предоставлен на ознакомление заказчику в виде презентации в двух форматах.pdf и.pptx на электронном носителе не позднее 60 календарных дней с даты заключения контракта.
4. Базовая модель анкеты для исследования уровня способностей потенциальных участников Форума к тренерской деятельности (п.1.4.), требования к услуге:
- провести онлайн-анкетирование не менее 100 человек,
- включить в себя не менее 20 оценочных тезисов,
- предоставить заказчику на ознакомление в течение 7 рабочих дней с даты заключения контракта, (предоставлены письмом исполнителя от 01.03.2023 N ИС500- 149-2023).
- отчет по результатам исследования уровня профессионального выгорания должен быть предоставлен на ознакомление заказчику в виде презентации в двух форматах.pdf и.pptx на электронном носителе не позднее 60 календарных дней с даты заключения контракта.
5. Методика оценки способностей потенциальных участников Форума к тренерской деятельности (2.1.), требования к услуге:
Методика должна включать:
- 3 опросника и тест;
- ключи для интерпретации результатов по каждому из опросников и тесту;
- описание метода и формулы подсчета результата по профилю кандидата.
Опросник должен быть составлен на основе модели тренерских, проектных и управленческих компетенций и включать не менее 30 оцениваемых параметров.
Тест оценки способностей (аналитических и логических) кандидата к осуществлению тренерской деятельности. Тест должен включать не менее 30 заданий.
Кейсы должны быть разработаны на основе модели тренерских компетенций. В опроснике для каждого профиля должно быть не менее 3 кейсов на каждую из компетенций.
- предоставить заказчику на ознакомление в течение 7 рабочих дней с даты заключения контракта, (предоставлены письмом исполнителя от 01.03.2023 N ИС500- 149-2023).
6. Методика и критерии отбора сотрудников Роструда в систему внутреннего тренингового центра Роструда (п. 2.2.), требования к услуге:
Методика должна включать в себя:
- цели и задачи отбора;
- процедура проведения отбора;
- критерии отбора;
- социально-психологическое анкетирование;
- определение типа мотивации к деятельности;
- специально разработанные упражнения на основе Модели компетенций тренера, соответствующие современным методам ассессмент-центра;
- структурированное интервью с целью уточнения требуемого уровня компетенций;
- обоснование полученных результатов по отбору кандидатов
- предоставить заказчику на ознакомление в течение 7 рабочих дней с даты заключения контракта, (предоставлены письмом исполнителя от 01.03.2023 N ИС500-.49-2023).
7. Методика оценки управленческих компетенций руководителя ГИТ (п. 2.3.), требования к услуге:
- каждая компетенция должна иметь не менее 2 шкал и 10 поведенческих индикаторов;
- модель должна быть соотнесена с деятельностью руководителя ГИТ;
- модели компетенций руководителя ГИТ должны быть определены пороговые требования для отбора на должность руководителя ГИТ;
- предоставлена заказчику на согласование в течение 2 месяцев с даты заключения контракта, (предоставлены письмом исполнителя от 01.03.2023 N ИС500-149-2023).
8. Методика оценки уровня управленческого потенциала сотрудников ГИТ (п. 2.4.), требования к услуге:
Методика должна включать в себя:
- часть методики, связанная с самооценкой, должна быть адаптирована для проведения онлайн в виде опроса,
- содержать не менее 2 вопросов, на самооценку по каждой компетенции,
- не менее 10 вопросов на проверку общего понимания,
- открытые вопросы (такие, как написание эссе) и другие, требующие экспертного анализа при необходимости уточнения,
- не менее 10 ситуативных вопросов с необходимостью выбрать наиболее подходящих сотрудников на ту или иную задачу, выходящую за пределы текущих полномочий,
- предоставлена заказчику на ознакомление в течение 7 рабочих дней с даты заключения контракта, (предоставлены письмом исполнителя от 01.03.2023 N ИС500- 149-2023).
9. Методика оценки управленческих компетенций руководителя ГИТ в соответствии с Моделью компетенций руководителя ГИТ (п. 2.5.), требования к услуге:
Методика должна включать в себя:
- часть методики, связанная с самооценкой, должна быть адаптирована для проведения онлайн в виде опроса. Методика должна содержать не менее 2 вопросов, на самооценку по каждой компетенции. Также в методике должно быть не менее 10 вопросов на проверку общего понимания. Также, в методике должны быть предусмотрены открытые вопросы (такие, как написание эссе) и другие, требующие экспертного анализа при необходимости уточнения.
Вопросы для оценки методом 360.
Данные вопросы должны содержать 3 блока вопросов:
- вопросы для коллег оцениваемого руководителя;
- вопросы для непосредственного и/или функционального руководителя оцениваемого руководителя;
- вопросы для подчиненных и/или функционального руководителя оцениваемого
руководителя;
- при проведении оценки 360 также используются вопросы для самооценки;
- вопросы для структурированного интервью.
Эта часть методики должна содержать не менее 3 вопросов на каждую компетенцию 2 маркеры, которые позволяются по ответам оценить уровень развития компетенций.
- предоставлена заказчику на ознакомление в течение 7 рабочих дней с даты заключения контракта, (предоставлены письмом исполнителя от 01.03.2023 N ИС500-.49-2023).
10. Программа обучения руководителей ГИТ на тему "Ключевые управленческие навыки" (п. 2.6.), требования к услуге:
Программа тренинга "Ключевые управленческие навыки"" должна включать в себя 7 разделов:
- пояснительная записка;
- общая характеристика программы;
- структура и содержание программы;
- условия реализации;
- оценка качества освоения программы;
- список специальной литературы.
- должна быть предоставлена заказчику на ознакомление в течение 7 рабочих пней с даты согласования заказчиком Модели компетенций руководителя ГИТ. (предоставлены письмом исполнителя от 01.03.2023 N ИС500-149-2023).
11. Программа обучения сотрудников ГИТ на тему: "Инструменты управления корпоративной командой" (п. 2.7.), требования к услуге:
Программа тренинга должна включать в себя 7 разделов:
- пояснительная записка;
- общая характеристика программы;
- структура и содержание программы;
- условия реализации;
- оценка качества освоения программы;
- список специальной литературы;
- должна быть предоставлена заказчику на ознакомление в течение 7 рабочих дней с даты заключения контракта, (предоставлены письмом исполнителя от 01.03.2023 N ИС500-149-2023).
12. Программа подготовки экспертов Роструда к проведению тематических блоков образовательной программы Форума (п. 2.8.1. требования к услуге:
Программа подготовки экспертов Форума должна состоять из двух этапов:
- тренинг на развитие преподавательского мастерства с ориентацией на современные методы обучения взрослых;
- индивидуальные рабочие сессии модераторов (тренеров) с экспертами Форума в количестве не менее 20 академических часов.
- должна быть предоставлена заказчику на ознакомление в течение 7 рабочих дней с даты заключения контракта, (предоставлены письмом исполнителя от 01.03.2023 N ИС500-149-2023).
13. Программа подготовки внутренних тренеров Роструда к проведению тематических блоков образовательной программы Форума (п. 2.9.). требования к услуге:
Программа подготовки тренеров Форума должна состоять из двух этапов:
- тренинг на развитие преподавательского мастерства с ориентацией на современные методы обучения взрослых;
- индивидуальные рабочие сессии модераторов (тренеров) с экспертами Форума в количестве не менее 20 академических часов;
- должна быть предоставлена заказчику на ознакомление в течение 7 рабочих дней с даты заключения контракта, (предоставлены письмом исполнителя от 01.03.2023 N ИС500-149-2023).
13. Разработка и согласование с заказчиком Концепции VIII Всероссийского форума государственных инспекторов труда (далее - Концепция Форума) (п 5.1.). требование к услуге:
Исполнитель в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта, разрабатывает и предоставляет на согласование заказчику Концепцию Форума, которая должна содержать:
- название;
- актуальность;
- цели и задачи;
- основные темы;
- форматы работ на Форуме,
- регламент работ;
- ожидаемый результат. (06.03.2023 письмо Исполнителя N ИС500-169-2023 в адрес Заказчика о согласовании Концепции, Программы, дизайна атрибутики)
14. Разработка и согласование с заказчиком Программы проведения Форума (п. 5.2,), требования к услуге:
Программа проведения Форума должна быть информативной и включать в себя:
- название Форума;
- логотип Форума;
- даты проведения Форума;
- место проведения Форума;
- описание каждого дня Форума со временем проведения мероприятий, темами, форматами и экспертами тематических площадок.
- должна быть разработана и согласована с заказчиком в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта. (06.03.2023 письмо Исполнителя N ИС500-169-2023 в адрес Заказчика о согласовании Концепции, Программы, дизайна атрибутики)
15. Подбор и согласование с заказчиком места проведения Форума (п. 5.4.), требования приведены в Техническом задании.
Предложение места проведения Форума должно быть согласовано с заказчиком в течение 7 рабочих дней с даты заключения контракта.
16. Обеспечение участников атрибутикой с символикой Форума и/или Ростру да для определения командной принадлежности участников (п.5.10.), требования приведены в Техническом задании.
Дизайн-проект атрибутики участников Форума должен быть разработан и согласован с заказчиком в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта. (21.02.2023 письмо N ИС500-132-2023, 06.03.2023 письмо N ИС500-168-2023 - предложение вариантов, 16.03.2023 письмо N ИС500-174-2023 - бронирование места, 20.03.2023 письмо N ИСХ/0124-1-5 - Заказчик согласовал место проведения).
В целях исполнения условий контракта и повышения качества оказываемых услуг, исполнителем инициировалось взаимодействие с заказчиком:
Письмами от 13.02.2023 N ИС500-107-2023 и 17.02.2023 N ИС500-123-2023, исполнитель запросил информацию материалам обучающих методик, методических материалов, программ повышения квалификации сотрудников ГИТ, разработанных в 2022 году, результаты исследований, актуальные должностные инструкции (регламенты) профессиональной деятельности, регулирующие работу ГИТ и их руководителей профессиональные стандарты и поведенческие модели компетенций.
20.02.2023 письмом N ИС/0076-1-5 заказчик направил указанную информацию (в виде ссылок на "яндекс-диск").
20.02.2023 N ИС500-124-2023 исполнитель направил письмо об организации совместной рабочей встречи 21.02.2023 в Москве с участием со стороны заказчика куратора и руководителя проекта. Письмом от 20.02.2023 N исх/0073-1 заказчик встречу согласовал и запросил ФИО участников для оформления пропусков.
21.02.2023 письмом N ИС500-132-2023 исполнитель запросил фирменный стиль Форума с целью разработки логотипа и дизайн-атрибутики участников и направил предложение с вариантами места проведения Форума (парк-отель "Покровское", отель "Измайлово").
Указанные действия исполнителем выполнялись в целях исполнения и соблюдения сроков согласно п. 5.2., 5.4., 5.10. Технического задания.
22.02.2023 письмом N ИСХ/0085-1-5 заказчиком были отклонены варианты мест проведения Форума.
22.02.2023 ответным письмом N ИСХ/0087-1-5 заказчиком были представлены дизайн логотипа и иной атрибутики.
01.03.2023 письмом N ИСХ/0095-1-5 заказчиком были отклонены варианты мест проведения Форума (п. 5.4.): Атлас Парк отель, Оздоровительный комплекс "Снегири". Оздоровительный комплекс "Сосны", LESNOY Парк Отель.
Важно отметить тот факт, что в целях подбора места проведения форума Обществом направлялся официальный запрос на адрес администрации соответствующего учреждения с указанием на требования Технического задания (например, письма N ИСХ500-146-2023 от 01.03.2023, ИСХ500-147-2023 от 01.03.2023, ИСХ500-148-2023 от 01.03.2023).
01.03.2023 письмом N ИС500-149-2023, в сроки предусмотренные Техническим заданием, исполнитель направил заказчику базовые модели анкет, предусмотренные пп. 1.1.-1.4., методики оценки, предусмотренные пп. 2.1.-2.2., 2.4.-2.5. Технического задания, программы подготовки и обучения, предусмотренные пп. 2.5.-2.9. Технического задания (в приложении к письму).
06.03.2023 письмом N ИС500-168-2023 исполнитель направил варианты мест проведения Форума ("ПСБ Патриот Cosmos Hotel", "Arthurs Spa Hotel by Mercure", c презентациями вышеуказанных мест оказания услуг в приложении письму).
14.03.2023 заказчиком в адрес исполнителя была направлена претензия (N исх/0119-1-5) с приложением Акта приемки отчетных документов от 14.03.2023 с замечаниями к отчетной документации.
16.03.2023 письмом N ИС500-174-2023 исполнитель уведомил о бронировании места для участников и экспертов Форума в отеле "Arthurs Spa Hotel by Mercure", о направлении информации о соответствии предлагаемого места проведения Форума Техническому заданию контракта и о согласовании данного места заказчиком в короткие сроки (до 21.03.2023) в связи с напряженной ситуацией.
20.03.2023 ответным письмом N ИСХ/0124-1-5 заказчик согласовал место проведения Форума (п. 5.4. Технического задания).
В целях исполнения п. 5.1. Технического задания (привлечение экспертов в области надзорной деятельности из не менее, чем 2 иностранных государств в количестве не менее 10 человек) Исполнителем направлены о приглашении сотрудников в качестве экспертов в области надзорной деятельности в соответствующие структуры в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Узбекистан (ИС500-194-2023 от 17.3.2023 - 4 направления).
23.03.2023 письмом N ИС500-203-2023 исполнитель направил запрос о содействии в части направлении писем-приглашений в ведомства указанных республик для возможности командирования специалистов данных стран для участия в Форуме.
27.03.2023 ответным письмом N ИСХ/0141-1-5 заказчик просил уточнить от каких ведомств будут иностранные представители, какое участие запланировано (формат, темы, сроки), указал, что расходы на данную категорию участников не предусмотрены Рострудом.
В целях продолжения надлежащего исполнения п. 5.1. Технического задания (привлечение экспертов в области надзорной деятельности из не менее, чем 2 иностранных государств, в количестве не менее 10 человек) исполнителем направлены соответствующие письма в профильные ведомства Республики Беларусь, Республике Узбекистан, Республики Таджикистан (от 27.03.2023 N ИС500-206-2023, от 27.03.2023 N ИС500-207-2023, от 28.03.2023 N ИС500-208-2023, от 06.04.2023 N ИС500-216-2023).
29.03.2023 ответным письмом N ИС500-210-2023 исполнитель направил ответ на претензию заказчика от 14.03.2023 N исх/0119-1-5, с приложениями скорректированных документов, указав, что некоторые разделы Технического задания (разработка методик проведения исследования) не предполагают согласования с заказчиком.
03.04.2023 в ответ на письмо исполнителя (от 29.03.2023 N ИС500-210-2023) заказчик направил письмо N исх/015 8-1-5 о предоставлении вышеуказанных документов в тестовом формате.
31.03.2023 исполнитель письмом N ИС500-212-2023 направил заказчику ссылки на базовые модели акты для прохождения в соответствии с пп. 1.1. - 1.4. Технического задания исследования уровня профессионального выгорания; исследования факторов мотивации; исследования уровня управленческого потенциала; исследования способностей к тренерской деятельности. При этом указал, что срок для прохождения, в соответствии с требованиями Технического задания контракта - до 17.04.2023.
31.03.2023 письмом N ИС500-214-2023 исполнитель направил заказчику информацию об иностранных представителях из профильных ведомств Республики Узбекистан, Кыргызской Республики, формате участия, теме и о затратах (отнесены на исполнителя).
04.04.2023 исполнитель письмом N ИС500-223-2023 на письмо заказчика (Исх/0154-1-5) направил скорректированный ответ на замечания заказчика с приложениями.
06.04.2023 в 12:15 исполнитель направил письмо N ИС500-232-2023 о приостановке исполнения контракта, в связи с отсутствием содействия со стороны заказчика по проведения онлайн-анкетирования среди сотрудников территориальных ГИТ.
06.04.2023 в 14:00 заказчик разместил в ЕИС решение (исх/0164-1-5 от 06.04.2023) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.04.2023 заказчик направил исполнителю письмо (исх/0165-1-5 от 06.04.2023) о проведении совещания по поводу исполнения обязательств по контракту.
06.04.2023 исполнитель направил заказчику ответ (N ИС500-234-2023) о возможности участия в совещании с помощью видеоконференц-связи.
11.04.2023 заказчиком направлено письмо (исх/0174-1-5) по итогам рабочего совещания, в котором заказчик полагает, что исполнитель ненадлежащим образом исполняет условия контракта.
15.04.2023 исполнитель направил заказчику письмо (N ИС500-229-2023) с приложением откорректированной документации и требованием отмены принятого решения от 06.04.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.04.2023 (в дополнении к письму от 15.04.2023 N ИС500-229-2023) исполнитель направил письмо, в котором изложил доводы по принятому одностороннему отказу и его последствиям, а также выразил готовность продолжать выполнение работ после отмены заказчиком одностороннего отказа.
17.04.2023 заказчик в письме N исх/0185-1-5 уведомил исполнителя о несоответствии предоставленных документов Техническому задания контракта.
Таким образом, исполнитель своевременно предоставил все предусмотренные Техническим заданием документы и материалы на рассмотрение заказчику, оперативно неоднократно производил поиск и предлагал заказчику места проведения мероприятий, что свидетельствует о его добросовестном отношении к оказанию услуг.
По мнению заказчика, основаниями для принятия заказчиком решения от 06.04.2023 (N исх/0165-1-5) об одностороннем отказе явилось несоответствие представленных исполнителем документов для проведения анкетирования, исследования отдельных параметров и т.д. Техническому заданию контракта, о чем указывалось в претензии (Исх/0119-1-5 от 14.03.2023), подтверждалось Актом приемки отчетных документов от 14,03.2023, подписанным тремя должностными лицами заказчика.
Возражая против доводов заказчика, ООО "Проектный институт территориального развития" отмечает, что:
1) некоторые из замечаний не соответствуют условиям Технического задания или полностью отсутствуют, либо представлены в общем смысле, без конкретизации, в какой части необходимо внести исправление.
В замечаниях к представленной базовой модель анкеты для исследования уровня профессионального выгорания (п. 1.1.) заказчик указывает, что анкета должна быть авторской и в настоящий момент не соответствует специфике профессиональной деятельности инспекторского состава ГИТ и исполнителем не представлены данные о квалификации авторов, разрабатывающих данную модель анкеты.
В своем ответе (от 29.03.2023 N ИС500-210-2023) исполнитель на данное замечание на п. 1.1. указывал, что данная анкета разрабатывалась с учетом представленных заказчиком документов (положений, должностных инструкций) и приведена теоретическое обоснование использование указанного перечня понятий для надлежащего исследования данного фактора, кроме того, в п. 1.4. приведена ссылка на информацию о квалификации авторов, разрабатывающих данную модель. В Техническом задании требования на применение авторской методики отсутствует.
Полный перечень ответов представлен в вышеприведенном письме исполнителя.
Заказчик в замечаниях не указывал, конкретно какому требованию Технического задания не соответствуют представленные документы.
Например, в п. 2.1 Акта приемки отчетных документов раздел Технического задания заказчик указывает, что представленный документ не соответствует требованиям ТЗ Методика оценки способностей потенциальных участников Форума к тренерской деятельности разработана без учета профиля деятельности Роструда.
Вместе с тем, пункт 2.1 Технического задания не содержит такое требование к Методике, не конкретизирует, по каким объективным показателям можно определить, что Методика соответствует.
Более того, согласно пункту 2.1 Технического задания (приложение к контракту) Методика оценки способностей потенциальных участников Форума к тренерской деятельности предоставляется заказчику только на ознакомление, согласование Методики, предъявление к ней замечаний не предусмотрено условиями контракта.
Общество, обосновывая разработанную методику, указывает что представлен теоретический обзор современных технологий тренерства и раскрытие компетенций тренера. Опираясь на Приказ о тренинговом центре во второй части предложена методика оценки способностей потенциальных участников Форума к тренерской деятельности, предложены тесты на коммуникативные и организаторские способности, так как п.10 Приказа о Тренинговом центре отмечается, что тренерская деятельность является дополнительной деятельностью к основной, вопросы раскрывают интересы потенциальных участников Форума к тренерской деятельности к изучению литературы, организации мероприятий и пр. Во втором опроснике - выделяются лидерские качества потенциальных участников Форума. Третий и Четвертые Тесты показывают групповые роли претендента. Опираясь на Приказ о тренинговом центре - предложены основные компетенции тренера и предложены соответствующие кейсы (Гибкость, Взаимодействие и работа в команде и т.д.).
Заказчиком замечания к представленным исполнителем документам высказаны в общей форме, без приведения аргументации, без пояснений и детализации, без ссылок на пункты, разделы, страницы материалов, предоставленных исполнителем. Также замечания не содержат критерии документов по контракту, позволяющими четко определить их соответствие/несоответствие его требованиям.
Это создало исполнителю препятствие для понимания того, какие корректировки и в каких разделах в направленных заказчику материалах должны быть внесены, что, в свою очередь, сформировало барьеры для добросовестного выполнения исполнителем требований контракта.
Письмом от 29.03.2023 N 500-210-2023 исполнитель просил заказчика предоставить возможность проведения очных встреч представителей заказчика с представителями исполнителя для обсуждения конкретных предложений/замечаний заказчика, однако заказчик не удовлетворил эту просьбу.
Очная встреча была организована заказчиком только после размещения одностороннего отказа от 06.04.2023 в ЕИС. На совещании 07.04.2023, проведенном в онлайн формате, заказчиком были конкретизированы замечания, обсуждены вопросы по исполнению контракта. По результатам исполнитель вновь приложил все усилия для учета замечаний заказчика и доработал материалы, устранив в полном объеме замечания заказчика.
Также исполнитель не получил ответа от заказчика на письмо N ИС500-212- 2023 от 31.03.2023. Связываясь с представителем заказчика (куратором проекта) в рабочем порядке по мессенджеру, представитель исполнителя неоднократно просил дать обратную связь по началу прохождения тестирования сотрудниками Роструда, но информации по запросу в ответ не получил.
Конкретизированные замечания были представлены заказчиком только 17.04.2023 N исх/0185-1-5 (в качестве обоснования отказа заказчика в отмене своего одностороннего отказа).
Таким образом, заказчик не осуществлял должного взаимодействия с исполнителем, давал заведомо неконкретные, неаргументированные замечания к представленным документам, уклонялся от взаимодействия и очных встреч с исполнителем, что препятствовало доработке исполнителем документов.
ООО "Проектный институт территориального развития" указывает, что основанием признания представленных исполнителем документов для ознакомления заказчику является Акт приемки отчетных документов от 14.03.2023, подписанный тремя должностными лицами заказчика. При этом истец ссылается на то, что:
- по условиям контракта сроки установлены до 01.08.2023 и до 11.12.2023, промежуточные этапы приемки не предусмотрены;
- экспертным заключением, в соответствии с которым достоверно можно заключить о ненадлежащем, либо надлежащем исполнении данной части работ, данный документ не является, ни в соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе, ни с законодательством РФ. регулирующее порядок проведения экспертиз.
- вызывают обоснованные сомнения в квалификации подписантов, так и в правомочности такой комиссии, которая не соответствует требованиям о приемочной комиссии, предусмотренной ч. 6 ст. 94 Закона о контрактной системе (так как не осуществляется приемка результатов исполнения по контракту).
Направленные исполнителем документы, которые оценила комиссия заказчика 14.03.2023, не являются отчетными документами, поскольку предоставляются в период действия, а не по окончании исполнения контракта (этапа контракта). Календарным планом (Приложение N 2 к Контракту) определен срок первого этапа с даты заключения государственного контракта по 1 августа 2023 года.
Таким образом, по мнению истца, заказчик неправомерно оформил Акт приемки отчетных документов от 14.03.2023, а также не принял оказанные услуги, срок исполнения по которым еще не наступил.
Кроме того, истец ссылается на то, что исполнителем было заявлено о приостановке исполнения обязательств по контракту ранее принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с п. 1.1, 1.2 и 1.3 Технического задания отчет по результатам исследования уровня профессионального выгорания, факторов мотивации и уровня управленческого потенциала государственных инспекторов труда и руководителей ГИТ должен быть предоставлен на ознакомление заказчику в виде презентации в двух форматах.pdf и.pptx на электронном носителе не позднее 60 календарных дней с даты заключения контракта.
Ссылки на анкеты для прохождения тестирования были направлены заказчику письмом от 31.03.2023 N ИС500-212-2023.
Также в письме от 31.03.2023 N ИС500-212-2023 исполнитель в порядке статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) просил оказать содействие в надлежащем выполнении работы по контракту, а именно обеспечить рассылку тестовых форм в свои региональные подразделения до 04.04.2023 и прохождение тестирования сотрудниками региональных подразделений до 07.04.2023
По состоянию на 17:00 05.04.2023 не было заполнено ни одной анкеты.
Таким образом, заказчик не оказывал содействие исполнителю в части исполнения требования о предоставлении отчета по результатам исследований не позднее 60 календарных дней с даты заключения контракта (срок до 17.04.2023).
При исполнении обязательств стороны должны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также, предоставляя друг другу необходимую информацию (п.3 ст. 307 ГК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором оказания услуг, оказывать подрядчику содействие в оказании услуг.
Также исполнитель не получил ответа от заказчика на письмо N ИС500-212-2023 от 31.03.2023. Связываясь с представителем заказчика (куратором проекта в соответствии с пунктом 11.2 контракта) в рабочем порядке по мессенджеру, представитель исполнителя неоднократно просил дать обратную связь по началу прохождения тестирования сотрудниками Роструда, но информации по запросу в ответ не получил.
06.04.2023 исполнитель направил письмо N ИС500-232-2023 о приостановке исполнения контракта, в связи с отсутствием содействия со стороны заказчика по проведения онлайн-анкетирования среди сотрудников территориальных ГИТ. Следует отметить, что исполнитель без содействия заказчика не мог провести анкетирование, т.к. необходимы были административно-властные полномочия заказчика, поручение с его стороны в адрес территориальных органов.
Таким образом, заказчик не содействовал исполнителю в проведении анкетирования, не обеспечил рассылку тестовых форм в свои региональные подразделения, даже после приостановки оказания услуг исполнителем, тем самым сорвав подготовку исполнителем отчета по результатам исследования уровня профессионального выгорания, факторов мотивации и уровня управленческого потенциала государственных инспекторов труда и руководителей ГИТ.
В обоснование исковых требований указано, что реализация отдельных пунктов Технического задания осуществлялась в соответствии со сроками исполнения, указанными для каждой услуги, кроме того, сроки оказания услуг на момент расторжения контракта не истекли.
Материалы (анкеты, методики, программы и др.), предусмотренные пп. 1.1.- 1.4., 2.1.-2.9.(кроме, п. 2.3.), п. 5.1., 5.2., 5.4., 5.10., были представлены Заказчику для ознакомления, и сроки реализации услуг не были пропущены Исполнителем, собственно, даже в настоящий момент - окончание 1 этапа установлено 01 августа 2023 (также Обществом уже проведены мероприятия в целях реализации 2 этапа, установленные Техническим заданием контракта).
Так, например, исполнения услуг предусмотренные пп. 1.1.-1.4. Технического задания контракта - 17.04.2023. При этом 31.03.2023 (N ИС500-212-2023) исполнитель направил необходимую информацию для проведения анкетирования.
С учетом того, что 06.04.2023 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе, у исполнителя имелась фактическая возможность для надлежащего исполнения обязанностей по контракту в рамках данного этапа, сроки завершения исполнения отдельных услуг исполнителем не наступили, даже с учетом того обстоятельства, что у заказчика имелись замечания к содержанию услуги (сроки позволяли их устранить).
Как указывает истец, им проделана значительная работа в части исполнения условия о привлечении экспертов в области надзорной деятельности из не менее, чем 2 иностранных государств в количестве не менее 10 человек.
ООО "Проектный институт территориального развития" обратилось в соответствующие профильные ведомства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республик, Республики Узбекистан.
Поступили письма о согласии принять участие в Форуме от представителей письма от Министерства труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики, переданное через Посольство Кыргызской Республики в Российской Федерации (от 11.04.2023 N Исх. 26-018/144).
Отмена мероприятия с участием представителей иностранных государств, участие которых согласовано руководством этих государств, вызовет обоснованную критику и репутационные последствия как для ведомства заказчика в целом, так и для исполнителя.
Истец ссылается в иске на то,что наличие в ЕИС записи о незаконном отказе заказчика от контракта и текста этого отказа, в котором содержится информация о нарушении истцом обязательств по контракту, нарушает интересы последнего как участника предпринимательской деятельности, создавая у неограниченного круга третьих лиц, имеющих возможность свободного доступа к информационной системе, представление о хозяйствующем субъекте как о лице, нарушающем принятые на себя обязательства, ненадежном контрагенте. В связи с незаконными и необоснованными действиями ответчика истец претерпевает неблагоприятные последствия, связанные с умалением деловой репутации и препятствием для осуществления дальнейшей предпринимательской деятельности.
По мнению истца, в связи с немотивированным односторонним отказом Роструда от исполнения контракта ООО "Проектный институт территориального развития" имеет право требовать применения последствий, предусмотренных статьей 717 ГК РФ.
Таким образом, истец заявляет о том, что решение Роструда от 06.04.2023 N исх/0164-1-5 об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании пункта 3 статьи 715 ГК РФ, части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является незаконным.
В ходе исполнения обязательств по контракту исполнителем понесены расходы в общей сумме 5 257 440 руб. 41 коп., которые истец просит взыскать с ответчика в судебном порядке. Направленная в адрес ответчика претензия, оставлена без удовлетворения.
Претензионный порядок урегулирования спора истцом соблюден, в добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены, указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
В силу положений ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Определением от 18 сентября 2023года судом назначена судебная экспертиза.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 названной статьи определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 1064 ГК РФ также установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 1082 ГК РФ предусмотрено что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ)
В соответствии с указанными положениями ГК РФ для возложения на сторону имущественной ответственности в виде возмещения ущерба необходимо установление совокупности условий: факта наличия ущерба; размера ущерба; противоправности поведения причинителя ущерба; вины причинителя ущерба; причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшим ущербом.
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности.
Недоказанность хотя бы одного из необходимых элементов исключает возможность удовлетворения исковых требований.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ, статьи 1064 ГК РФ бремя доказывания факта наступления вреда, противоправности поведения причинителя вреда, наличия причинно-следственной связи, а также размера возлагается на истца, на ответчика возлагается бремя доказывания отсутствия вины в причинении вреда.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что истцом совокупность данных обстоятельств не доказана и не подтверждена материалами дела.
Согласно назначенной судом судебной экспертизы, произведенной АО "МОСЭКСПЕРТИЗА", сделан следующий вывод:
1. На основании предоставленных материалов дела N А40-109911/23-126-842, услуги по Государственному контракту от 17.02.2023 N 12-юр оказаны не в полном объеме согласно требований предъявляемым к объекту закупки в Техническом задании, выявленный перечень недостатков не является неустранимым и не влечет возможность потенциального неисполнения Государственного контракта от 17.02.2023 N 12-юр.
2. Исходя из сложности объекта закупки по Государственному контракту от 17.02.2023 N 12-юр, отсутствия аналогичных исполненных контрактов в реестре ЕИС и отсутствия затратного метода ценообразования к Государственному контракту от 17.02.2023 N 12-юр согласно Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", возможность определения фактической стоимости оказанных ООО "ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ" услуг в рамках первого этапа по государственному контракту от 17.02.2023 N 12-юр - отсутствует.
Исходя из вышеизложенного, учитывая выводы заключения судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение Роструда от 06.04.2023 N исх/0164-1-5 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 17.02.2023 N 12-юр является законным и обоснованным.
Судом первой инстанции правильно определен характер спорных взаимоотношений и дана полная оценка обстоятельствам дела.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, в силу следующего.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Роструд добросовестно исполняя условия Контракта и желая избежать расторжения Контракта направил в адрес ООО "Проектный институт территориального развития" письмо от 06.04.2023 N ИСХ/0165-1-5 о неисполнении выявленных нарушений Технического задания, в котором предлагалось провести в Роструде двустороннее совещание по вопросам урегулирования разногласий.
В ходе двустороннего совещания, состоявшегося 07.04.2023 в Роструде посредством видеоконференцсвязи, представители Роструда в очередной раз указали Исполнителю на несоответствие отчетных документации требованиям Технического задания к Контракту, которые по своему содержанию не соответствуют профилю деятельности Роструда и не отвечают целям развития единого методологического инструментария по совершенствованию профессиональных компетенций сотрудников Роструда.
17.04.2023 в Роструд с сопроводительным письмом Исполнителя от 15.04.2023 N ИС500-229-2023 (ТЗ/2276 от 17.04.2023) поступили отчетные документы по государственному контракту. В ходе проверки отчетных документов было выявлено их несоответствие требованиям Технического задания.
Письмом Роструда от 17.04.2023 N ИСХ/0185-1-5 Исполнитель был в очередной раз уведомлен о несоответствии представленных документов требованиям Технического задания Государственного контракта N12-юр от 17.02.2023. К письму в табличной форме были приложены замечания Роструда к представленным Исполнителем отчетным документам по Государственному контракту N 12-юр от 17.02.2023.
Несмотря на это Исполнитель не привел документацию в соответствие с требованиями Технического задания и не стал устранять выявленные нарушения Технического задания.
В связи с тем, что в течение установленного частью 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ десятидневного срока ООО "Проектный институт территориального развития" нарушения в отчетной документации, в том числе и в анкетах на проведение исследования, необходимых для проведения Форума, не устранил. Решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 17.02.2023 N 12-юр вступило в силу и Контракт был расторгнут 18.04.2023.
Ссылка Истца в апелляционной жалобе на решение Комиссии ФАС России от 24.04.2021 по делу N 23/44/104/151, которым отказано во включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Проектный институт территориального развития" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с неисполнением условий государственного контракта от 17.02.2023 N 12-юр, является необоснованной, поскольку Федеральный закон N 44-ФЗ не устанавливает зависимость между решением органа ФАС России по рассмотрению вопроса о включении исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и признанием решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта незаконным.
Кроме того, невключение информации об Исполнителе по Контракту не свидетельствует об отсутствии оснований у Заказчика для расторжения государственного контракта на основании ч. 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации и не опровергает факта ненадлежащего исполнения ООО "Проектный институт территориального развития" государственного контракта.
Заказчиком по государственному контракту являлась Федеральная служба по труду и занятости. В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.
Услуги по государственным контрактам должны оказываться на высоком профессиональном уровне, так как от качественного и надлежащего их оказания зависит исполнение органом исполнительной власти возложенных на него законом полномочий.
Роструд до дня расторжения Контракта шел навстречу Исполнителю взаимодействуя с ним, предоставляя необходимые документы и пояснения в рамках выполнения Контракта, вел с Исполнителем переговоры по выявленным нарушениям в представленных отчетной документации, установил разумный срок для устранения замечаний.
Роструд принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 17.02.2023 N 12-юр после того как Исполнитель представил Заказчику отчетную документацию по оказываемым услугам с многочисленными нарушениями требований Технического задания и невыполнения им законных и обоснованных требований Роструда об устранений выявленных недостатков.
Невыполнение условий Государственного контракта и нежелание Исполнителя исправлять выявленные Заказчиком нарушения документации по оказываемым услугам делало невозможным реализацию запланированных Рострудом мероприятий, в том числе мероприятие международного уровня -Всероссийский Форум государственных инспекторов труда.
В связи с этим Роструд пришел к выводу, что поскольку замечания Роструда не учитываются, выявленные недостатки отчетной документации не устраняются, то и в дальнейшем Исполнителем также некачественно будут оказываться услуги по Государственному контракту, что недопустимо, так как ставит под угрозу исполнение Рострудом своих полномочий.
Таким образом, Федеральная служба по труду и занятости приняла решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта при наличии законных оснований, вызванных невыполнением Обществом с ограниченной ответственностью "Проектный институт территориального развития" услуг надлежащего качества и неустранения выявленных Заказчиком недостатков услуг в установленный Заказчиком разумный срок.
В ходе рассмотрения дела N А40-109911 /2023 Арбитражным судом г. Москвы была назначена судебная экспертиза отчетной документации, которая была проведена экспертом Московского независимого центра экспертизы и сертификации "Мосэкспертиза". По итогам проведения экспертизы было составлено Заключение эксперта от 08.11.2023 N256.021.19.66/11-23.
Согласно экспертной оценке результатов Исполнения и Приемки услуг по пункту 1.1. Этапа 1 ГК N 12-юр следует, что Базовая модель анкеты для исследования уровня профессионального выгорания государственных инспекторов труда частично соответствует Техническому заданию и требует указанных доработок;
Как указано в экспертном заключении довод Заказчика по части II Базовой модели анкеты для исследования уровня профессионального выгорания о несоответствии в виде задвоенности и идентичных вопросов 1и14;2и15;3и16 анкеты находит подтверждение.
Согласно экспертной оценке результатов Исполнения и Приемки услуг по пункту 1.4. Этапа 1 ГК N 12-юр следует, что Базовая модель анкеты для исследования уровня способностей потенциальных участников Форума к тренерской деятельности не соответствует Техническому заданию и требует указанных доработок.
Как указано в экспертном заключении Модель содержит не адаптированную под профиль деятельности Роструда оценку эффективности и поддержки результатов тренинга и противоречит постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости".
Согласно экспертной оценке результатов Исполнения и Приемки услуг по п. 2.1. Этапа 2 Разработка методик ГК N 12-юр Методика оценки способностей к тренерской деятельности и требований к ней не соответствует Техническому заданию и требует указанных доработок.
Как указано в экспертном заключении Исполнителем представлен примерный, а не окончательный перечень вопросов анкеты. Анкета не отвечает истинным целям проведения анкетирования и не позволяет оценить способности потенциальных участников Форума к тренерской деятельности.
Согласно экспертной оценке результатов Исполнения и Приемки услуг по п. 2.4. Этапа 2 Разработка методик ГК N 12-юр Методика оценки уровня управленческого потенциала сотрудников государственных инспекций труда соответствует Техническому заданию и требует доработок применения формулировок.
Согласно экспертной оценке результатов Исполнения и Приемки услуг по п. 2.8. Этапа 2 Разработка методик ГК N 12-юр программы подготовки экспертов Роструда к проведению тематических блоков образовательной программы Форума не соответствуют требованиям Технического задания и требуют доработок.
Как указано в экспертном заключении в результате проведенного исследования было выявлена идентичность тем индивидуальных рабочих сессий модераторов (тренеров) с экспертами Форума с основными темами тренинга на развитие преподавательского мастерства с ориентацией на современные методы обучения взрослых.
Согласно экспертной оценке результатов Исполнения и Приемки услуг по п. 5.2. Этапа 5 Организация и проведение Форума ГК N 12-юр Программа проведения Форума не соответствует Техническому заданию и требует указанных доработок.
Как указано в экспертном заключении разработанный регламент Форума:
не содержит предложения по темам Международной конференции;
предполагает одновременное проведение Международной конференции и отбора сотрудников Роструда в систему ВТЦ (07.06.23 с 9:00 - 14:00), что является невозможным ввиду того, что в данных мероприятиях должны принять участие все форумчане без исключения;
- не содержит информацию о буфетном обслуживании (кофе-брейках) в соответствии с Техническим заданием;
Отсутствует программа Командообразующего модуля Форума;
Отсутствует программа Творческого Форума.
На основании проведенного исследования эксперт пришел к выводу, что услуги по государственному контракту от 17.02.2023 N 12-юр оказаны не в полном объеме согласно требований, предъявляемым к объекту закупки в Техническом задании.
Таким образом, судебная экспертиза подтвердила ненадлежащее качество оказанных Обществом с ограниченной ответственностью "Проектный институ территориального развития" услуг по государственному контракту от 17.02.2023 N 12-юр.
В соответствии со статьей 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а таюке соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с оценкой судом обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права.
В свою очередь, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 28.03.2024.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.03.2024 по делу N А40-109911/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-109911/2023
Истец: ООО "ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
Третье лицо: АО "МОСКОВСКИЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗЫ И СЕРТИФИКАЦИИ "МОСЭКСПЕРТИЗА", Афанасьев Александр Геннадьевич