г. Владимир |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А43-38628/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Новиковой Е.А.,
ознакомившись с апелляционной жалобой открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области
от 22.03.2024 по делу N А43-38628/2023,
принятое в порядке упрощенного производства,
по иску акционерного общества "Новая перевозочная компания" (ИНН 7705503750, ОГРН 1037705050570) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) о взыскании неосновательного обогащения и процентов,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Новая перевозочная компания" (далее - АО "НПК", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 39 128 руб. 40 коп. неосновательного обогащения, 2098 руб. 68 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с 16.05.2023 по 15.12.2023, и далее с 16.12.2023 по день фактической оплаты долга.
В соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иск рассмотрен в порядке упрощенного производства.
Решением от 22.03.2024 суд удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым судебным актом ОАО "РЖД", обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих возражений заявитель жалобы указал, что статья 30 Устава железнодорожного транспорта не исключает возможность перерасчета стоимости перевозки при выявлении обстоятельств, влекущих за собой такую необходимость. При отцепке в пути следования вагона в ремонт по причинам, не зависящим от перевозчика, расчет платы должен производиться отдельно за каждый из названных участков пути с учетом соответствующего тарифа. Не применение пунктов 39.3 и 39.4 Правил выдачи грузов означало бы, по сути, безвозмездное оказание услуг перевозчиком. Итоговая стоимость перевозки составила совокупность стоимости перевозки вагона от станции отправления до станции отцепки; от станций отцепки до станций ремонта; от станции ремонта до станции назначения. Плата за перевозку вагона была пересчитана по правилам Прейскуранта N 10-01 (осуществлен добор тарифа) с учетом конкретных условий перевозки. В пути следования вагоны отцеплены от основного состава по причине возникшей технической неисправности и направлены на станции ремонта, отличные от станций отцепки вагона. Необходимость проведения ремонта и, как следствие, правомерность действий ОАО "РЖД" по отцепке вагонов в ремонт истец не оспаривает и подтверждена приложенными к отзыву уведомлениями на ремонт вагонов ВУ-23 и приемку из ремонта ВУ-36, актами выполненных работ. Таким образом, ответчик обоснованно произвел перерасчет провозной платы и добор тарифа за каждое расстояние участка отдельно, по кратчайшим направлениям, по "ломаному" тарифу в соответствии с Правилами, Уставом, Прейскурантом 10-01 и договором об организации расчетов. Прейскурантом N 10-01 предусмотрено прямое указание, что железнодорожный тариф по доставке грузовых вагонов в ремонт и из ремонта в провозную плату за перевозку вагона (от станции отправления до станции назначения) не включен и оплачивается дополнительно. Расчет провозной платы вагонов производится ОАО "РЖД" исключительно на основании Прейскуранта N 10-01. При таких обстоятельствах добор тарифа по причине отцепки порожних вагонов в текущий отцепочный ремонт, произведенный в депо не на станции обнаружения технической неисправности, осуществлен правомерно.
Подробно доводы ОАО "РЖД" изложены в апелляционной жалобе от 19.03.2024 N ДВОСТ НЮ.
В определении от 27.04.2024 Первый арбитражный апелляционный суд предложил лицам, участвующим в деле, представить отзыв на апелляционную жалобу в срок до 31.05.2024.
АО "НПК" в отзыве на апелляционную жалобу от 27.05.2024 N 3222-УД указало на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.1aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным в статье 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 257 - 262, 265, 266, 268, 270, 272.1 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела ОАО "Новая перевозочная компания" (в настоящее время АО "НПК") и ОАО "РЖД" заключили договор на организацию расчетов от 03.05.2012 N 188/38/12 (далее - договор), в силу которого оплата провозных и иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей осуществляется через единый лицевой счет N 1000712335, открытый ТЦФТО Горьковской железной дороги.
АО "НПК" в мае, июне, июле, августе 2023 года выступало плательщиком тарифа при перевозке порожних вагонов: со станции Посьет (эксп.) Дальневосточной железной дороги по накладным от 14.03.2023 N ЭД295044, от 17.04.2023 N ЭЖ090051 на станцию Нерюнги-Грузовая Дальневосточной железной дороги; со станции Мыс-Чуркин (эксп.) Дальневосточной железной дороги по накладной от 12.04.2023 N ЭЕ789854 на станцию Кильчуг Красноярской железной дороги; со станции Мыс Астафьева (эксп.) Дальневосточной железной дороги по накладной от 08.06.2023 N ЭИ817531 на станцию Брусит (РЗД) Дальневосточной железной дороги; со станции Мыс Астафьева (эксп.) Дальневосточной железной дороги по накладной от 26.05.2023 N ЭИ079438 на станцию Денисовский (РЗД) Железные дороги Якутии; со станции Предкомбинат Западно-Сибирской железной дороги по накладной от 19.05.2023 N Э3100514 на станцию Егозово Западно-Сибирской железной дороги; со станции Посьет (эксп.) Дальневосточной железной дороги по накладным от 22.06.2023 N ЭЙ554121, от 22.06.2023 N ЭЙ554334 на станцию Нерюнги-Грузовая Дальневосточной железной дороги; со станции Мыс-Чуркин (эксп.) Дальневосточной железной дороги по накладной от 28.06.2023 N ЭЙ854156 на станцию Кильчуг Красноярской железной дороги; со станции Посьет (эксп.) Дальневосточной железной дороги по накладной от 09.07.2023 N ЭК359113 на станцию Нерюнги-Грузовая Дальневосточной железной дороги; со станции Мыс Астафьева (эксп.) Дальневосточной железной дороги по накладной от 24.07.2023 N ЭЛ083724 на станцию Забойщик Западно-Сибирской железной дороги; со станции Угольная Дальневосточной железной дороги по накладной от 24.07.2023 N ЭК955957 на станцию Кильчуг Красноярской железной дороги.
При осуществлении данных перевозок по причине технической неисправности в пути следования: вагон N 52815362 отцеплен на станции Посьет Дальневосточной железной дороги и направлен в ремонт на станцию Уссурийск Дальневосточной железной дороги; вагон N 63654842 отцеплен на станции Посьет Дальневосточной железной дороги и направлен в ремонт на станцию Тында Дальневосточной железной дороги; вагон N 63529050 отцеплен на станции Мыс-Чуркин Дальневосточной железной дороги и направлен в ремонт на станцию Уссирийск Дальневосточной железной дороги; вагон N 64734833 отцеплен на станции Мыс Астафьева Дальневосточной железной дороги и направлен в ремонт на станцию Находка Дальневосточной железной дороги; вагон N 63557961 отцеплен на станции Мыс Астафьева Дальневосточной железной дороги и направлен в ремонт на станцию Находка Дальневосточной железной дороги; вагон N 53134557 отцеплен на станции Кемерово-Сортировочный Дальневосточной железной дороги и направлен в ремонт на станцию Егозово Западно-Сибирской железной дороги; вагоны N 55071252, 63778450 отцеплены на станции Посьет Дальневосточной железной дороги и направлены в ремонт на станцию Уссурийск Дальневосточной железной дороги; вагон N 53118642 отцеплен на станции Мыс-Чуркин Дальневосточной железной дороги и направлен в ремонт на станцию Уссирийск Дальневосточной железной дороги; вагон N 52730264 отцеплен на станции Посьет Дальневосточной железной дороги и направлен в ремонт на станцию Уссурийск Дальневосточной железной дороги; вагон N 56852916 отцеплен на станции Находка Дальневосточной железной дороги и направлен в ремонт на станцию Уссирийск Дальневосточной железной дороги; вагон N 65229965 отцеплен на станции Угольная Дальневосточной железной дороги и направлен в ремонт на станцию Уссирийск Дальневосточной железной дороги.
Вагоны отцеплены и направлены в ремонт на станциях, не являющихся станциями отцепки и назначения, после ремонта вагоны отправлены в первоначальный пункт назначения по досылочным ведомостям.
При раскредитации перевозочных документов N ЭД295044, ЭЖ090051, ЭЕ789854, ЭИ817531, ЭИ079438, ЭВ361045, ЭЙ554121, ЭЙ854156, ЭКЗ59113, ЭЛ083724, ЭК955957 ответчик в безакцептном порядке произвел добор провозной платы, за фактически пройденное вагонами расстояние с учетом их дополнительного пробега до станции ремонта и обратно.
Не согласившись с взысканием дополнительно начисленных сумм тарифа, истец направил ответчику претензии от 06.06.2023 N ДВС/23/1107, N КРС/23/229, от 10.07.2023 N ДВС/23/1281, N ЖДЯ/23/139, N ЗБС/23/354, от 09.08.2023 N ДВС/23/1803, N КРС/23/334, от 11.09.2023 N ДВС/23/2103, N ЗСБ/23/158, N КРС/23/393 с требованием возместить указанные в них суммы.
Оставление претензий без удовлетворения послужило основанием для обращения АО "НПК" с соответствующим иском в арбитражный суд.
На основании пункта 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Пригодность в техническом отношении вагонов, подаваемых под погрузку, определяет перевозчик в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ).
Поданные АО "НПК" вагоны приняты к перевозке без претензий по их техническому состоянию. После погрузки вагоны приняты ответчиком в технически и коммерчески исправном состоянии. Доказательств объективной невозможности выявления обнаруженных в пути следования дефектов вагона при принятии их к перевозке в материалах дела не имеется.
В отношении перевозок железнодорожным транспортом порядок установления платы за перевозку определен УЖТ РФ и Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" (далее - Закон N 17-ФЗ).
В силу статьи 2 УЖТ РФ, статьи 8 Закона N 17-ФЗ плата за перевозку грузов взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом.
Постановлением ФЭК от 17.06.2003 N 47-т/5 утвержден Прейскурант 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1) (далее - Прейскуранта 10-01), где установлены тарифы на перевозку грузов.
Плата за перевозки взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка грузов (пункт 2.1 Прейскуранта 10-01).
Прейскурант 10-01 не содержит положений о возможности увеличения стоимости перевозки, либо взимание дополнительных платежей, в случае отцепки вагонов в пути следования для производства ремонта, и увеличения расстояния перевозки.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что поскольку договор перевозки считается заключенным при представлении грузоотправителем надлежаще составленной транспортной железнодорожной накладной и выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанции о приеме груза, указанное в накладной расстояние считается согласованным и плата за перевозку груза взимается исходя из этого расстояния.
В пункте 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 32, предусмотрено, что в случае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки (далее - основная отправка) вследствие его (их) неисправности перевозчик обязан составить об этом акт общей формы в двух экземплярах с указанием в нем причин отцепки вагона (группы вагонов), а также номера отправки, наименования и кода станции назначения груза, наименования и кода грузополучателя, его почтового адреса, наименования и кода груза.
Данные об отцепленном вагоне (группе вагонов) также вычеркиваются перевозчиком из следовавшего с основной отправкой вагонного листа. Такое исправление с указанием причины отцепки вагона (группы вагонов) заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и строчным штемпелем станции отцепки.
После устранения неисправности на основании данных акта общей формы перевозчиком на каждый отцепленный вагон составляются новый вагонный лист и досылочная дорожная ведомость, с которыми такой вагон следует на станцию назначения.
Досылочная дорожная ведомость заполняется перевозчиком по форме и в порядке, установленным в правилах заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Срок доставки груза, находящегося в отцепленном от маршрутной или групповой отправки вагоне, после устранения неисправности вагона исчисляется исходя из нормы суточного пробега, установленной для повагонной отправки.
Таким образом, после устранения технической неисправности вагоны следуют до станции назначения в рамках ранее заключенного договора. Отцепка вагонов влияет на исчисление сроков доставки, но не влечет за собой добор тарифа, не изменяет условия договора о его цене.
Кроме того, Прейскурант 10-01 содержит положение о том, что размер тарифа зависит от расстояния перевозки.
На основании пункта 39.4 Правил выдачи грузов, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29 (далее - Правила N 29), по прибытии на железнодорожную станцию назначения собственных порожних вагонов, перевозимых маршрутной или групповой отправкой, и при наличии в накладной в разделе "Отметки в пути следования" отметок о выполнении текущего отцепочного ремонта не на железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, произошедшей по причинам, не зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется: для вагонов, прибывших по основной накладной - от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения; для вагонов, отцепленных для текущего ремонта по причинам, не зависящим от перевозчика - отдельно от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, от железнодорожной станции обнаружения технической неисправности до железнодорожной станции ремонта и от железнодорожной станции ремонта до железнодорожной станции назначения. В случае, если отцепка произошла по причинам, зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения как для вагонов, прибывших по основной накладной, так и для отцепленных вагонов.
Действующее законодательство не предусматривает возможность изменения расстояния при отцепке для ремонта для вагонов, которое могло бы повлиять на тариф за перевозку.
С учетом пункта 39.4 Правил N 29 кратчайшее расстояние в рассматриваемом деле состоит из трех отрезков: от станции отправления до отцепки, от станции отцепки до станции ремонта, от станции ремонта до станции назначения.
Суд установил и это соответствует материалам дела, что даже с учетом захода спорных вагонов в ремонт, они прошли фактическое расстояние, предусмотренное и оплаченное истцом при заключении договоров перевозки. Станции отцепки и ремонта находятся в попутном направлении по ходу движения к конечной станции по плану формирования ответчика. Направление вагона в ремонт осуществлено без отклонения от маршрута, избранного перевозчиком.
Расстояние перевозки по вагонам, указанным в накладных изменилось в связи с заходом вагонов на ремонт, но данное расстояние не превышает оплаченное расстояние, поскольку дополнительное расстояние покрывается установленной тарифной схемой N 8 Прейскуранта 10-01 дельтой, в пределах которой провозная плата не меняется вне зависимости от расстояния перевозки в пределах дельты. По данным накладным сумма необоснованно списанного добора тарифа составляет 39 128 руб. 40 коп.
Списание ответчиком указанной суммы подтверждено актами оказанных услуг и счетами-фактурами, а также перечнями первичных документов к актам оказанных услуг.
При этом факт и сумму списания провозной платы с лицевого счета истца ответчик признает и не оспаривает.
Вместе с тем в соответствии с Тарифной схемой N 8 Прейскуранта 10-01, на основании которой ответчик рассчитал провозную плату, размер провозной платы зависит от расстояния перевозки и веса груза. При этом расстояние определяется в пределах установленных промежутков, в рамках которых ставка тарифа не меняется. Дополнительное расстояние покрывается установленной Тарифной схемой N 8 Прейскуранта 10-01 дельтой, в пределах которой провозная плата не меняется вне зависимости от расстояния перевозки в пределах дельты.
Расчет платы за пробег груженных вагонов, отцепленных в пути следования от групповой отправки для проведения текущего отцепочного ремонта, и прибывших в первоначальный пункт назначения по досылочной дорожной ведомости, должен рассчитываться по виду основной отправки (групповая), поскольку условия договора перевозки, за исключением расстояния перевозки, не изменяются.
Ответчик допустил нарушения при расчете ломанного тарифа за пробег вагонов, отцепленных от групповой/маршрутной отправки в ремонт, по причине технической неисправности, обнаруженной в пути следования.
Общий порядок платы за перевозку грузов, в том числе для повагонной и групповой/маршрутной отправок определяется пунктами 2.4 и 2.5 Раздела 2 Прейскуранта N 10-01. Все отцепленные спорные вагоны шли в груженом состоянии в составе маршрутных, групповых отправок, расчеты тарифа за групповую (маршрутную) отправку и за одиночную (повагонную) регулируется поправочными коэффициентами таблицы 5 Приложения 4 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01. При этом коэффициент за повагонную отправку выше, чем за групповую/маршрутную.
В силу пункта 4.2.2 Прейскуранта N 10-01 плата за организацию продвижения по инфраструктуре ОАО "РЖД" единиц подвижного состава в составе грузовых поездов исчисляется за суммарное расстояние, пройденное единицей подвижного состава в составе одного пли нескольких грузовых поездов, в соответствии с согласованными маршрутами их следования, от станции приема единицы подвижного состава до станции сдачи в зависимости от вида сообщения.
На основании пункта 2.16.1. Прейскуранта N 10-01 плата за порожний пробег с локомотивом РЖД собственных (арендованных) вагонов определяется по ставкам за ось в зависимости от расстояния перевозки и количества осей вагона по тарифным схемам, указанным в таблице N 15 приложения 5 Тарифного руководства.
В подпункте 2.16.1.1. Прейскуранта N 10-01 установлено, что плата за порожний пробег с локомотивом РЖД собственных (арендованных) универсальных полувагонов и платформ, специализированных платформ для лесоматериалов длиной по осям сцепления автосцепок менее 19,6 м, независимо от назначения перевозки (за исключением порожнего пробега универсальных полувагонов моделей 12-9761-02, 12-9833-01, 12-9853, 12-9869, 12-196-01, 12-196-02, 12-2143), а также любых специализированных вагонов длиной по осям сцепления автосцепок менее 19,6 м после перевозки контейнерных отправок, определяется по ставкам за ось в зависимости от расстояния перевозки и количества осей вагона по тарифной схеме N 25(1), с применением коэффициентов таблицы N 3 и пункта 13 примечаний к таблице N 4 приложения 3 к разделу 2 Тарифного руководства, таблицы N 5 приложения 4 к разделу 2 Тарифного руководства, независимо от тарифного класса и рода груза предшествующей перевозки.
Согласно Прейскуранту N 10-01, Правилам приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, груз считается принятым к перевозке после оформления перевозочных документов. Плата за перевозку грузов должна взиматься с учетом количества вагонов, указанных в перевозочном документе и принятых к перевозке, в том числе учитывая отметку о групповой/маршрутной отправке при отправлении.
По имеющимся железнодорожным накладным на момент заключения договора перевозки ответчик принял к перевозке вагоны от истца в качестве маршрутной, групповой отправки, в связи с чем размер платы за перевозку грузов рассчитан с учетом понижающего коэффициента (таблица N 5 Приложения 4 Тарифного руководства).
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что вид отправки, количество вагонов в групповой отправке, применяемая технология перевозки определяется в момент приема вагонов к перевозке и не могут быть изменены в пути следования, в том числе при отцепке следующих в составе группы или маршрута порожних вагонов для проведения текущего отцепочного ремонта, независимо от причин, которыми вызвано проведение ремонта.
Соответственно условия договора перевозки не изменились и остались прежними.
Железнодорожный тариф за пробег вагонов истца, следующих в составе групповых отправок, отцепленных в пути следования в текущий отцепочный ремонт, и направленных впоследствии на станцию назначения по досылочным ведомостям, должен был согласно пункту 39.4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте рассчитываться следующим образом:
- по основной накладной - от станции отправления до станции обнаружения технической неисправности по тарифу, рассчитанному за групповую отправку;
- по основной накладной - от станции обнаружения технической неисправности до станции ремонта по тарифу, рассчитанному за групповую отправку;
- по досылочной ведомости от железнодорожной станции ремонта до железнодорожной станции назначения по тарифу, рассчитанному за групповую отправку.
В пункте 21 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации" разъяснено, что в случаях, когда сторонами заключен договор о производстве расчетов через технологический центр по обработке перевозочных документов и грузоотправителем (грузополучателем) или иным лицом перечислена перевозчику в порядке предварительной оплаты определенная договором сумма, последний может использовать денежные средства, учитываемые на лицевом счете, только в качестве платежей в целях, предусмотренных договором.
Поэтому, если грузоотправитель (грузополучатель) или иное лицо считает, что перевозчик необоснованно использовал предварительно перечисленные ему суммы в качестве платы за услуги, оказанные перевозчиком, но не предусмотренные договором, он вправе по своему выбору предъявить к перевозчику требование о взыскании с перевозчика соответствующей суммы, необоснованно им удержанной, либо об обязании перевозчика внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете.
В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что необходимость перерасчета стоимости перевозок отсутствовала, правовых оснований для получения денежных сумм в больших размерах, чем это установлено действующими правовыми нормами и договором, у ответчика не имелось, соответственно добор тарифа произведен последним неправомерно и денежные средства в сумме 39 128 руб. 40 коп. с лицевого счета истца списаны не обоснованно.
При этом ответчик, рассчитав тариф за перевозку вагонов истца после проведения текущего отцепочного ремонта как за повагонные отправки, сберег денежные средства, что, как верно квалифицировал суд, и составляет размер неосновательного обогащения.
При таких обстоятельствах, оценив все имеющиеся в деле доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования истца являются обоснованными, и подлежащими удовлетворению в заявленной сумме.
Одновременно истец заявил требование о взыскании с ответчика 2098 руб. 68 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с 16.05.2023 по 15.12.2023, и далее с 16.12.2023 по день фактической оплаты долга.
В пункте 2 статьи 1107 ГК РФ предусмотрено, что на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
На основании пунктов 1, 3 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
В пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов. Расчет процентов, начисляемых после вынесения решения, осуществляется в процессе его исполнения судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве).
Факт необоснованного списания денежных средств ответчиком судом установлен и подтвержден материалами дела, следовательно, начисление процентов в порядке статьи 395 ГК РФ и требование об их взыскании является правомерным.
Расчет процентов судом апелляционной инстанции проверен и признан верным, в связи с чем заявленное требование истца в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами также удовлетворено обоснованно.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии его вины в проведенном ремонте спорного вагона и о том, что отцепка вагонов, вызванная технологическими неисправностями, происходит по причинам, не зависящим от перевозчика, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не нашедшими своего подтверждения материалами дела.
Аргументы ОАО "РЖД" о том, что дополнительная провозная плата списана обоснованно, судом апелляционной инстанции проверены и отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права и противоречащие приведенным выше установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Все иные приведенные в жалобе доводы также рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаются несостоятельными, поскольку сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции представленных в материалы дела доказательств, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального права.
В ходе проверки законности и обоснованности принятого по делу судебного акта суд апелляционной инстанции не установил каких-либо нарушений со стороны суда первой инстанции и полностью согласился с оценкой представленных в дело доказательств.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам; судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.03.2024 по делу N А43-38628/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Нижегородской области.
Судья |
Е.А. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-38628/2023
Истец: АО "Новая перевозочная компания"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"