г. Тула |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А62-5859/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.06.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Девониной И.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Тандер" (г. Краснодар, ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475) - Кольцова А.А. (доверенность от 04.04.2023), от заинтересованного лица - Смоленской таможни (г. Смоленск, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) - Юзвенко Е.А. (доверенность от 29.06.2023 N 06-49/65), Филиппенковой В.В (доверенность от 15.12.2023 N 06-49/122), рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем веб-конференции, апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.08.2023 по делу N А62-5859/2023 (судья Ерохин А.М.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к Смоленской таможне (далее - таможня, ответчик) о взыскании излишне уплаченных таможенных платежей в размере 546 949 руб. 66 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 28.08.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Тандер" обжаловало его в апелляционном порядке. Cчитает ошибочным вывод суда о пропуске обществом срока исковой давности. Полагает, что применительно к спорным правоотношениям срок исковой давности следует исчислять с даты получения обществом решения таможни об отказе в восстановлении тарифных преференций от 14.08.2020, а не с даты списания доначисленных таможенных платежей - 14.11.2019.
Таможня возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, АО "Тандер" на Смоленском таможенном посту (ЦЭД) Смоленской таможни по ДТ N 10113110/131119/0173108 продекларированы товары "мягкий сыр брынза...", ввезенные в рамках внешнеторгового контракта от 12.03.2015 N GK/12436/15, заключенного с компанией "M.I.FINANCE D.O.O. SABAC" (Сербия).
Одновременно с подачей ДТ N 10113110/131119/0173108 общество заявило о применении тарифной преференции на основании сертификата о происхождении товара формы СТ-2 от 06.11.2019 N 42056/С1/27997/2019 (графа 36).
На этапе таможенного декларирования общество в качестве основания для предоставления тарифных преференций в отношении товаров "мягкий сыр брынза...", задекларированных с заявленной страной происхождения - Республика Сербия, представило сертификат о происхождении товаров формы "СТ-2" от 06.11.2019 N 42056/С1/27997/20191310347.
Смоленским таможенным постом (ЦЭД) 14.11.2019 в связи с документальным не подтверждением условий прямой поставки товаров обществу выставлено требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ до выпуска товаров, и отказано в предоставлении преференции.
В этой связи АО "Тандер" доначислены таможенные платежи в размере 546 949 руб. 66 коп. (сумма таможенной пошлины - 497 226 руб. 96 коп., сумма НДС - 49 722 руб. 70 коп.), которые 14.11.2019 на основании поданных АО "Тандер" КДТ списаны с единого лицевого счета декларанта.
Товары, задекларированные по ДТ N 10113110/131119/0173108, 14.11.2019 выпущены Смоленским таможенным постом (ЦЭД) в соответствии с заявленной таможенной процедурой - "выпуск для внутреннего потребления".
Общество 11.08.2020 обратилось в Смоленскую таможню с заявлением о восстановлении тарифных преференций по ДТ N 10113110/131119/0173108, предоставив сертификат происхождения товара формы "СТ-2".
По итогам проверки документов и сведений таможенный орган составил акт от 14.09.2020 N 10113000/019/140920/А0378 об отказе в восстановлении тарифных преференций в связи с тем, что коммерческое наименование товара N 1, заявленного в графе 8 сертификата, не позволяет провести однозначную идентификацию товара относительно заявленного для целей таможенного декларирования.
Полагая, что таможенные платежи в размере 546 949 руб. 66 коп. являются излишне уплаченными и подлежат возврату, АО "Тандер" обратилось в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с данным Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 67 ТК ЕАЭС суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае если таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС.
Возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Евразийской экономической комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 ТК ЕАЭС, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 Кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 67 ТК ЕАЭС).
В соответствии с частью 8 статьи 398 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) положения статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 - 70 названного Федерального закона применяются со дня вступления в силу международного договора Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в приложения NN 5 и 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
Такие изменения в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 внесены протоколом от 01.10.2019 "О внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года" (вступил в силу с 01.08.2021).
Таким образом, до 01.08.2021 при осуществлении возврата денежных средств применялись положения Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 331-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 147 Закона N 331-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (часть 6 статьи 147 Закона N 331-ФЗ).
В статье 148 Закона N 331-ФЗ закреплены иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 2 названной статьи возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 данной статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с данной статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.
В силу пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, а также при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).
При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О от 03.07.2008 N 630-О-П, от 01.10.2008 N 675-О-П, от 21.12.2011 N 1665-О-О отмечено, что если лицо претендует на возврат из бюджета излишне уплаченной или взысканной суммы, но пропустило срок для обращения с заявлением в соответствующий государственный орган, это лицо вправе требовать возврата денежных средств в судебном порядке. Однако в этом случае лицо должно доказать, что с даты, когда оно узнало или должно было узнать о праве требовать возврата денежных средств, до дня обращения в арбитражный суд три года не истекли.
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
В рассматриваемом случае право на обращение с заявлением на возврат излишне уплаченных таможенных платежей возникло у общества с момента выставления таможенным органом требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ до выпуска товаров, в связи с отказом в предоставлении преференции от 14.11.2019 и списания доначисленных таможенных платежей в размере 546 949 руб. 66 коп. (сумма таможенной пошлины - 497 226 руб. 96 коп., сумма НДС - 49 722 руб. 70 коп.) в ту же дату.
В арбитражный суд с исковым заявлением АО "Тандер" обратилось 05.06.2023 (трек номер почтового отправления 80085985375189).
Следовательно, обществом пропущен трехлетний срок на обращение в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей.
Довод истца о том, что применительно к спорным правоотношениям срок исковой давности надлежит исчислять с даты получения обществом решения таможни об отказе в восстановлении тарифных преференций - 14.08.2020, подлежит отклонению.
Поскольку исковая давность к спорным правоотношениям применяется с момента возникновения права на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, что и обусловлено защитой нарушенного права участника таможенных правоотношений на распоряжение денежными средствами, уплаченными по таможенной декларации, то принятием таможней решения об отказе в восстановлении тарифных преференций не указывает на то, что до получения указанного документа права декларанта не нарушаются.
Кроме того, апелляционный суд также считает обоснованной позицию таможенного органа о том, что на этапе декларирования обществу было отказано в предоставлении тарифных преференций в связи с документальным не подтверждением прямой поставки товаров (данный отказ обществом не обжаловался); в обращении от 11.08.2020 общество просило о восстановлении тарифных преференций в связи с предоставлением сертификата о происхождении товаров в целях соблюдения условия режима свободной торговли - подтверждения страны происхождения товаров; просьба о восстановлении тарифных преференций в связи с соблюдением условий прямой поставки в обращении от 11.08.2020 отсутствует, условия прямой поставки документально не подтверждены, не представлены документы с отметками таможенных органов об изменении, удалении или замене средств идентификации. Следовательно, основания для восстановления тарифных преференций и возврата излишне уплаченных таможенных платежей отсутствуют.
Доводы истца по существу спора не принимаются апелляционным судом, поскольку истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
На основании изложенного в удовлетворении заявленных АО "Тандер" требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, а сводится к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.08.2023 по делу N А62-5859/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
И.В. Девонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5859/2023
Истец: АО "ТАНДЕР"
Ответчик: СМОЛЕНСКАЯ ТАМОЖНЯ