г. Хабаровск |
|
14 июня 2024 г. |
А73-15935/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Гричановской Е.В., Пичининой И.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.,
при участии в судебном заседании:
от ПАО "Россети": Маслова Ю. В., представителя по доверенности от 12.01.2023, Хренкова А. С., представителя по доверенности от 12.01.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети"
на решение от 22.02.2024
по делу N А73-15935/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску публичного акционерного общества "Россети"
к Государственному казённому учреждению "Служба Государственного Заказчика Республики Саха (Якутия)"
о взыскании 81223537,86 рубля,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети" (далее - ПАО "Россети") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Государственному казённому учреждению "Служба Государственного Заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ "СГЗ РС (Я)", Учреждение) с иском о взыскании 81223537,86 рубля убытков, связанных с оказанием услуг по договору технологического присоединения от 02.10.2013 N 212/ТП-МЗ.
Определением суда от 14.11.2023 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены: Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее - ФАС России), Государственное бюджетное учреждение "Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению".
Решением суда от 22.02.2024 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом ПАО "Россети" в апелляционной жалобе, а также через своих представителей в судебном заседании, просит решение суда от 22.02.2024 отменить, заявленные требования удовлетворить.
В доводах жалобы ее податель указывает, что отказывая в удовлетворении исковых требований, суд лишил истца права на взыскание убытков, понесённых из-за отказа ответчика от исполнения договорных обязательств, поскольку фактическое присоединение объекта к электрическим сетям не состоялось, а понесенные истцом затраты на строительство объекта не могут быть учтены в тарифе на услуги по передаче энергии.
ГКУ "СГЗ РС (Я)" в отношении доводов апелляционной жалобы представило возражения, оспоренный в апелляционном порядке судебный акт от 22.02.2024 просило оставить в силе по изложенным в отзыве основаниям.
Из материалов дела следует, что во исполнение заключенного между ПАО "Россети" (Сетевая организация) и ГКУ "Дирекция Строительства Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) - правопредшественник ГКУ "СГЗ РС (Я)" (Заказчик) договора от 02.10.2013 N 212/ТП-МЗ, Сетевая организация приняла обязательства об осуществлении в срок до 02.10.2020 (доп. соглашение от 22.05.2017 N2) технологического присоединения на технологическое присоединение одной ВЛ 110кВ от ПС 110кВ Бютейдях к одной ячейке РУ 110кВ ПС 220кВ Майя на сумму 423321,60 рубля (пункт 3.1 договора).
Пунктами 2.3.14-2.3.16 договора предусмотрены действия заказчика на случай отказа от договора от технологического присоединения.
Заказчик обязан в случае отказа от исполнения обязательств по договору известить Сетевую организацию об отказе от исполнения настоящего Договора способом, позволяющим подтвердить дату отправки и получения указанного уведомления (п.2.3.1.4), направить в адрес Сетевой организации уведомление о подтверждении оплаты понесенных Сетевой организацией расходов либо, при наличии возражений направить мотивированный отказ от возмещения в течении 5 (пяти) рабочих дней с даты получения уведомления от Сетевой организации о возмещении понесенных расходов (п.2.3.15), в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения от Сетевой организации письма о возмещении понесенных расходов в соответствии с пунктом 2.1.7 настоящего Договора, возместить Сетевой организации понесенные расходы или направить мотивированный отказ от возмещения (п.2.3.16).
Согласно акту от 28.12.2018 N 1483 истцом выполнены все необходимые мероприятия, определенные ТУ на общую сумму 81223537,86 рубля.
Между тем в связи с невыполнением ООО "Интехпроект" обязательств по разработке проектной документации, ответчик письмом от 22.09.2020 N 20-263 инициировал процесс расторжения с Сетевой организацией договора от 02.10.2013 N 212/ТП-МЗ.
Истцом письмом от 03.12.2020 N МЗ/4/3584 в адрес ответчика направлена оферта Соглашения о расторжении договора ТП с фактически понесёнными расходами, включающими затраты на подготовку, согласование и выдачу технических условий.
Ссылаясь на наличие разногласий между сторонами по вопросу возмещения затрат, понесенных истцом на выполнение технологического присоединения и не возможности их включения в тариф на услуги по передаче электроэнергии, ПАО "Россети" обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Изучив материалы дела, заслушав присутствующих в судебном заседании представителей, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям представляет собой комплекс мероприятий и осуществляется на основании возмездного договора, заключаемого сетевой организацией с обратившимся к ней лицом (заявителем).
По условиям этого договора сетевая организация обязана реализовать мероприятия, необходимые для осуществления такого технологического присоединения, а заявитель обязан помимо прочего внести плату за технологическое присоединение (статьи 23.1, 23.2, 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пункты 16, 16(2), 16(4), 17, 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861)
В соответствии с пунктом 2 статьи 20, пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике в электроэнергетике применяется государственное регулирование цен (тарифов), которое осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Договор технологического присоединения является договором возмездного оказания услуг, регулирование отношений по которому производится как специальным энергетическим законодательством, так и нормами главы 39 Гражданского кодекса РФ, а также общими положениями об обязательствах и о договоре (раздел III ГК РФ).
Из пункта 4 статьи 23.1, статьи 23.2 Закона об электроэнергетике, Правил N 861 и действовавших на момент заключения договора Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 N 209-э/1, следует, что плата за технологическое присоединение является регулируемой.
Обязательство сетевой организации по технологическому присоединению является обязательством по достижению определенного результата, заключающегося в установлении технической возможности получения заявителем электрической энергии для удовлетворения своих нужд.
При этом фактические расходы сетевой организации не могут подменять собой регулируемую государством цену, поскольку взыскание стоимости услуг по технологическому присоединению может быть произведено только по установленному нормативным правовым актом тарифу (абзац второй пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ).
Договор технологического присоединения может быть расторгнут или прекращен по инициативе сетевой организации (исполнителя) в связи с нарушением условий договора со стороны заявителя (заказчика), что возможно как в судебном порядке по правилам подпункта 1 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, так и во внесудебном порядке путем одностороннего отказа заявления сетевой организации об отказе от исполнения договора по статье 450.1 Гражданского кодекса РФ в случае, если это право предусмотрено договором.
В силу пункта 5 статьи 453 Гражданского кодекса РФ у сетевой организации возникает право на возмещение убытков за счет заявителя, ненадлежащее исполнение которым своих обязанностей привело к расторжению договора, в размере фактически понесенных расходов на исполнение договора.
Доказательства, обосновывающие размер фактических расходов, обязана представить в суд сетевая организация (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
На основании статьи 23.2 Закона об электроэнергетике плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства. Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.
Состав расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Стандартизированные ставки платы за технологическое присоединение рассчитываются на основании средних величин экономически обоснованных расходов, определенных регулирующим органом на одно присоединение, устанавливаемых едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации.
Ставка тарифа не может отражать в полном объеме фактические издержки сетевой организации по оказанию соответствующей услуги конкретному лицу, так как она рассчитана из плановых величин расходов на технологическое присоединение, что неравнозначно фактическим затратам.
Уполномоченный тарифный орган при установлении тарифа на соответствующий вид услуги исходит из экономически обоснованных величин, поэтому расходы, подлежащие возмещению сетевой организации, по общему правилу не должны превышать стоимость услуг, рассчитанную с применением ставки тарифа (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 N 304-ЭС16-16246).
В противном случае, взыскав убытки с заявителя в размере затрат, понесенных в связи со строительством электросетевых объектов, сетевая организация сохранила бы в своей имущественной массе как построенные для технологического присоединения объекты, так и плату за их строительство, взысканную в качестве убытков, получив их, по сути, безвозмездно за счет заявителя, что противоречит основополагающему принципу эквивалентности экономического обмена ценностями, на необходимость соблюдения которого неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации (определения от 16.05.2018 N 306-ЭС17-2241, от 24.12.2020 N 306-ЭС20-14567).
Из девятого абзаца пункта 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 следует, что расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики с максимальной мощностью не более 150 кВт составляют выпадающие доходы сетевой организации. Эти расходы должны учитываться при установлении тарифа на услуги по передаче электроэнергии и проверяются регулирующим органом на предмет экономической обоснованности, чем ограничивается возможность сетевой организации, являющейся монополистом в соответствующей сфере деятельности, произвольно определять состав и размер таких затрат вопреки названному критерию, которому они должны соответствовать.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги по передаче электрической энергии.
Услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, а являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
Таким образом, услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям сетевой организации являются неотъемлемым условием оказания услуг по передаче электрической энергии.
Затраты сетевой организации, понесенные при исполнении договора на технологическое присоединение, являются затратами на развитие собственных основных средств компании.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также проанализировав условия договора от 02.10.2013N 212/ТП-МЗ, правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, учитывая, что истец не представил доказательства направления ответчику документов, подтверждающих соответствующие затраты, в связи с чем представленные условия не устанавливают бесспорной обязанности ответчика оплатить понесенные сетевой организации расходы на выполнение ТУ.
Кроме того, судом обоснованно установлено, что размер убытков сетевой организации не может превышать стоимость технологического присоединения, предусмотренную договором от 02.10.2013 N 212/ТП-МЗ в размере 423 321,60 рубля, которая подразумевает компенсацию всех расходов истца на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, учитывая внесение ответчиком (ГКУ "ДС МСХ РС (Я)") платы за технологическое присоединение в указанном размере.
Также из пункта 8 акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссии от 28.12.2018 N 1483 следует, что истец не производил строительство нового объекта, поскольку произведено лишь расширение уже имеющегося объекта ПС 220 кВ Майя (КРУЭ 11 ОкВ) для реконструкции здания комплектного распределительного устройства (КРУЭ 110 кВ), путем установки дополнительного технического имущества - ячейки N 13 ВЛ110 кВ Майя-Бютейдях.
Таким образом, имущество в виде ячейки N 13 ВЛ110 кВ Майя-Бютейдях осталось в собственности истца, и может быть использовано в деятельности сетевой организации.
Факт использования истцом результатов выполненных технических условий подтверждается письмом ПАО "Якутскэнерго" от 15.12.2023 N 212/13376 о том, что "Владельцем ПС 220 кВ Майя КРУЭ ПО кВ ячейки N 13 ВЛ 110 кВ Майя-Бютейдях является истец, а эксплуатирует этот объект его филиал - Якутское предприятие магистральных электрических сетей.
Фактическое присоединение по временной схеме через объект ПС 220 кВ Майя КРУЭ 110 кВ ячейка N 13 ВЛ 110 кВ Майя-Бютейдях было использовано при реконструкции ПС 220 кВ Майя (Модернизация КРУЭ 110 кВ (11 ячеек), КРУЭ 220 кВ (10 ячеек).
При возникновении нерегламентированных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии, переключение отходящих линий 110 кВ с ПС 220 кВ Майя возможно с КРУЭ 110 кВ ячейка N 13 ВЛ 110 кВ Майя-Бютейдях.
В этой связи, объектом владеет ПАО "Россети", который используется для оказания услуг по передаче электрической энергии третьим лицам (в аварийных ситуациях).
При этом доказательств, что истец может использовать возведенный объект, исключительно для подключения планировавшихся объектов электро-сетевого хозяйства ответчика, в материалах дела не содержится.
С учетом изложенного доводы подателя жалобы о нарушенном праве для взыскания убытков, понесённых из-за отказа ответчика от исполнения договорных обязательств, подлежат отклонению, как противоречащие установленным в мотивировочной части настоящего постановления обстоятельствам.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба, по содержащимся в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 22.02.2024 по делу N А73-15935/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15935/2023
Истец: ПАО "ФСК ЕЭС"
Ответчик: ГКУ "Служба Государственного Заказчика Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: ГБУ Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Министерства сельского хозяйства республики Саха (Якутия)", Федеральная антимонопольная служба РФ, ПАО Филаиал "Россети" - Магистральные электрические сети Востока