г. Ессентуки |
|
14 июня 2024 г. |
Дело N А61-103/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2024.
Полный текст постановления изготовлен 14.06.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Жукова Е.В., Луговой Ю.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Алтуниной О. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Качарова Олега Дмитриевича к индивидуальному предпринимателю Тедееву Викентию Георгиевичу, Министерству государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания, об установлении границ земельного участка, третьи лица: Администрация местного самоуправления муниципального образования Ардонский район, Управление Росреестра по РСО-Алания, Филиал ППК "Роскадастр" по РСО-Алания,
при участии в судебном заседании: от индивидуального предпринимателя Тедеева В.Г. - Чабиева О.Г., по доверенности от 05.12.2022;от Минимущества РСО-Алания - Джатиевой Е.И., по доверенности N 13 от 03.07.2023, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
решением суда от 19.02.2024 отказано в удовлетворении искового заявления Качарова О. Д. (далее также - истец) к индивидуальному предпринимателю Тедееву В.Г. (далее также - предприниматель) и Администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район (далее - администрация) об определении границ земельного участка с КН 15:00010102:96, расположенного по адресу: РСО-Алания, Ардонский район.
Качаров О.Д. обжаловал в апелляционном порядке решение суда, просит отменить его и принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В числе прочего апеллянт указывает на допущенное судом процессуальное нарушение, выразившееся в рассмотрении иска в отношении ненадлежащего ответчика.
В отзыве Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания (далее - министерство) возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы местного самоуправления Ардонского района от 18.09.1998 N 207 Качаров О.Д. утвержден в качестве главы КФХ "Беркут", ему для организации КФХ на праве пожизненного наследуемого владения предоставлен земельный участок площадью 20 га из земель спецфонда на землевладении совхоза "Ардон", выдано свидетельство от 21.09.1998 N 326 о праве на землю (т.1, л.д.22, 23).
При составлении кадастровым инженером Бесаевой Л.В. по заказу истца межевого плана выявлено пересечение границ земельного участка истца (КН 15:00010102:96) с границами земельных участков с кадастровыми номерами 15:06:0010102:1, 15:06:0010102:295 и 15:06:0010102:128.
Истец 02.12.2021 обратился в администрацию с требованием об исправлении кадастровой ошибки.
В письме от 15.12.2021 N 1022-К администрация со ссылкой на Единый государственный реестр недвижимости сообщила о том, что вышеуказанные земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения находятся в государственной собственности Республики Северная Осетия-Алания, а в отношении земельных участков с КН 15:06:0010102:1 и 15:06:0010102:295 зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу предпринимателя Тедеева В.Г., в связи с чем отсутствуют основания для исправления кадастровой ошибки (т.1. л.д. 18).
Ссылаясь на данные обстоятельства, Качаров О.Д. обратился в Ардонский районный суд РСО-Алания с иском к предпринимателю и администрации об определении границ земельного участка с КН 15:00010102:96 в соответствии с межевым планом от 06.10.2021, подготовленным кадастровым инженером Бесаевой Л.В.
Определением от 21.09.2022 Ардонского районного суда РСО-Алания по ходатайству истца в порядке части 1 статьи 41 ГПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика администрации на надлежащего - министерство, администрация привлечена к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора.
На основании статьи 22 ГПК РФ и статьи 27 АПК РФ определением от 07.12.2022 дело передано на рассмотрение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания.
Определением от 13.02.2023 арбитражный суд принял к производству и обжалуемым решением от 19.02.2024 рассмотрел по существу исковое заявление в первоначальной редакции, а министерство привлечено к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора определением от 03.04.2023.
В материалах дела отсутствуют сведения о согласии Качарова О.Д. на изменение процессуального статуса участвующих в деле лиц (администрации - с третьего лица на ответчика, а министерства - с ответчика на третье лицо).
Такими процессуальными действиями суд первой инстанции нарушил требования части 1 статьи 47 АПК РФ, рассмотрел фактически не заявлявшиеся требования и не рассмотрел заявленные требования.
Данные обстоятельства послужили основанием для принятия определения от 24.04.2024 о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
В связи с изложенным, поскольку решение суда первой инстанции принято с нарушением норм процессуального права апелляционный суд на основании пункта 4 части 1 и части 3 статьи 270 АПК РФ самостоятельно проверяет законность и обоснованность исковых требований Качарова О.Д. к индивидуальному предпринимателю Тедееву В. Г. и Министерству государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 15:00010102:96, расположенного по адресу: РСО-Алания, Ардонский район в соответствии с межевым планом от 06.10.2021 года подготовленным кадастровым инженером Бесаевой Л.В.
В судебном заседании представители ответчиков возражали против доводов искового заявления, просили в удовлетворении иска отказать.
От истца поступило ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное нахождением на лечении.
Рассмотрев заявленное истцом ходатайство об отложении судебного заседания, апелляционный суд не находит оснований для его удовлетворения ввиду следующего.
Статьей 158 АПК РФ регламентируется порядок отложения судебного разбирательства.
При этом в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Таким образом, статьей 158 АПК РФ предусмотрено право, а не обязанность суда отложить судебное разбирательство. Заявляя ходатайство об отложении рассмотрения дела, лицо, участвующее в деле, должно указать и обосновать для совершения каких процессуальных действий необходимо отложение судебного разбирательства, а также обосновать невозможность рассмотрения дела без совершения таких процессуальных действий.
Заявляя ходатайство об отложении судебного разбирательства, истец не представил документы, подтверждающие факт нахождения на лечении. Не указал на наличие у него новых фактов либо доказательств, которые могли бы повлиять на существо спора, не обосновал возможность приобщения новых доказательств или заявления новых доводов.
При этом отсутствие возможности у истца обеспечить явку в судебное заседание само по себе не является основанием для отложения судебного разбирательства.
При названных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ, в отсутствие истца.
Рассмотрев спор по правилам суда первой инстанции, исследовав материалы дела по правилам статьи 71 АПК РФ, дав правовую оценку доводам лиц, участвующих в споре, и имеющимся в деле документам, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующее принудительной защиты.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2003 N 6-П Гражданский кодекс Российской Федерации не ограничивает заинтересованное лицо в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. Граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом статьи 12 Гражданского кодекса, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету с 01.01.2017 регулируются положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Границы относятся к основным характеристикам земельного участка (часть 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Согласно пункту 6 части 5 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет осуществляется, в том числе в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно статье 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета являются документы, подтверждающие право на земельный участок, определяющие местоположение границ земельного участка и межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном законом порядке.
О регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (пункт 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Порядок образования земельных участков урегулирован в главе 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:
1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;
3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд;
4) образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до 01.01.2007 в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - военные городки);
5) образование земельных участков, на которых расположены самовольные постройки в соответствии с пунктом 5 статьи 46, пунктом статьи 54, пунктом 2 статьи 54.1 настоящего кодекса.
Данный перечень является закрытым, в соответствии с чем, во всех иных, не указанных в нем случаев, образование земельных участков возможно при наличии в письменной форме согласия землепользователей.
Статья 11.3 ЗК РФ предусматривает специальные правила образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1, 2 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) (действовавшей до 01.01.2017), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 28 Закон N 221-ФЗ (действовавшей до 01.01.2017) ошибкой в государственном кадастре недвижимости, является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Указанные ч. 2 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, утратили силу с 1 января 2017 года (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).
В настоящее время к указанным правоотношениям применяются нормы Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведении в текстовой который включает в себя: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).
В силу п. 1 ст. 1 Закона о регистрации данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о регистрации - ЕГРН это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с п. 3, 5 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона о регистрации, под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Исходя из положений ч. 6 ст. 72 Закона о регистрации с 01.01.2017 сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 Закона о регистрации участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 61 Закона о регистрации предусмотрен порядок исправления технических и реестровых ошибок, содержащихся в ЕГРН.
В силу п. 3 ст. 61 Закона о регистрации воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Нормой части 4 статьи 61 Закона о регистрации установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона о регистрации государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
В соответствии со ст. 43 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете, в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН. о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.
При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (пункт 2 статьи 43 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Таким образом, как указано выше, в соответствии со ст. 43 Закона о регистрации предусмотрено одновременное внесение сведений об уточнении местоположения всех границ смежных земельных участков.
Как указал Верховный Суд РФ в определении от 6 февраля 2017 года по делу N 310-ЭС16-10203 об установлении границы земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане: "Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.
Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости)".
Такой подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, в соответствии с которой резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости.
Вместе с тем внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установленных на основании судебного акта границах земельного участка истца будет невозможно без исключения или исправления содержащихся в реестре ошибочных сведений о местоположении границ смежного земельного участка ответчика, поскольку возникнет пересечение границ этих участков.
Из содержания ч. 7 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что исправление реестровой ошибки сводится к внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка.
Как усматривается из выписки ЕРГН истец не является правообладателем земельного участка с КН 15:06:0010102:96 площадью 20 га., поскольку право пожизненного наследуемого владения за ним не зарегистрировано.
Земельный участок с КН 15:06:0010102:96 площадью 20 га., состоит в пересечении с границами земельных участков с кадастровыми номерами 15:06:0010102:1, 15:06:0010102:295 и 15:06:0010102:128.
Земельные участки с кадастровыми номерами 15:06:0010102:1, 15:06:0010102:295, 15:06:0010102:128, расположенные по адресу: РСО-Алания, Ардонский район принадлежат Республике Северная Осетия-Алания на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации N 15:06:0010102:1-15/037/2018-1; 15:06:0010102:295-15/037/2019-1; 15:06:0010101:128-15/001/2018-1 соответственно.
Земельные участки с КН 15:06:0010102:1 и 15:06:0010102:295 переданы в аренду ИП Тедееву В.Г. в установленном законом порядке (право аренды зарегистрировано в ЕГРН) и в настоящее время находятся в его фактическом владении и пользовании, что подтверждается соответствующими договорами и актами приема-передачи.
В целях выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу, судом первой инстанции назначена экспертиза. Проведение экспертизы поручено кадастровому инженеру индивидуальному предпринимателю Бесаевой Лианы Валиковны (РСО-Алания, город Владикавказ, проспект Коста, 93, офис 15).
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
- определить фактические границы земельного участка с кадастровым номером 15:6:00010102:96 по адресу: РСО-Алания, Ардонский район?
- возможно ли установление границ земельного участка с кадастровым номером 15:6:00010102:96 по адресу: РСО-Алания, Ардонский район, без снятия с кадастрового учета смежных земельных участков, с которыми имеется наложение границ?
- определить возможность установления границы земельного участка в соответствии с межевым планом, представленным истцом в случае невозможности - предложить варианты установления границ земельного участка с кадастровым номером 15:6:00010102:96 по адресу: РСО-Алания, Ардонский район?
В результате проведенного обследования, проанализировав данные, полученные в ходе обследования и камеральных работ, эксперт даёт следующие ответы на поставленные перед ним судом вопросы:
Вопрос N 1: определить фактические границы земельного участка с кадастровым номером 15:06:00010102:96 по адресу: РСО-Алания, Ардонский район?
Ответ: Границы определены в соответствии с чертежом на обороте Свидетельства о праве на землю N 326 от 21.09.1998 г., а также со слов Качарова Олега Дмитриевича.
Согласно имеющейся информации на обороте Свидетельства о праве на землю N 326 от 21.09.1998 г., правообладателями смежных земельных участков являлись АВ-КФХ Вымпел, ВС - а/д Ардон-Красногор, СД - КФХ "Скиф", ДА - КФХ "Ксурт-1". Фактически установить границы смежных земельных участков по границам АВ, СД, ДА (КФХ ликвидированы, участки сняты с учета или преобразованы?), не представляется возможным.
Эксперт исходит из имеющейся информации: спорный земельный участок, является ранее учтенным, расположен в кадастровом квартале 15:06:0010102, а также
известна граница ВС- а/д Ардон-Красногор - в схеме граница 1-3. На схеме N 1 расположения земельного участка сохранены конфигурация и площадь земельного участка.
Вопрос N 2: возможно ли установление границ земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010102:96 по адресу: РСО-Алания, Ардонский район, без снятия с кадастрового учета смежных земельных участков, с которыми имеется наложение границ?
Ответ: Возможно. Согласно Схеме N 1, спорный земельный участок накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами: 15:06:0010102:126, 15:06:0010102:1, 15:06:0010102:295. Исправить реестровую ошибку возможно путем подготовки межевого плана в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010102:96. Для установления границ земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010102:96 по адресу: РСО-Алания, Ардонский район, необходимо согласие правообладателей земельных участков с кадастровыми номерами: 15:06:0010102:126, 15:06:0010102:1, 15:06:0010102:295, в виде подписей в акте согласования местоположения границ земельного участка. В случае спора, основанием для уточнения местоположения границ является решение суда.
Вопрос N 3: определить возможность установления границы земельного участка в соответствии с межевым планом, представленным истцом в случае невозможности - предложить варианты установления границ земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010102:96 по адресу: РСО-Алания, Ардонский район?
Ответ: установление границ земельного участка в соответствии с межевым планом, представленным истцом, возможно, в случае согласия правообладателей земельных участков с кадастровыми номерами: 15:06:0010102:126, 15:06:0010102:1, 15:06:0010102:295. в виде подписей в акте согласования местоположения границ земельного участка. В случае спора основанием для уточнения местоположения границ является решение суда.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 08.08.2023 N КУВИ-001/2023-180029423 земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010102:96 площадью 200000 кв.м. не зарегистрирован, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения., с видом разрешенном использования- для сельскохозяйственного производства.
В соответствии со статьей 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета возложены на орган регистрации права.
Согласно статье 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета являются документы, подтверждающие право на земельный участок, определяющие местоположение границ земельного участка и межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном законом порядке.
О регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (пункт 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Порядок образования земельных участков урегулирован в главе 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Такое согласие не требуется в следующих случаях: 1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; 2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; 3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд; 4) образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до 01.01.2007 в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - военные городки); 5) образование земельных участков, на которых расположены самовольные постройки в соответствии с пунктом 5 статьи 46, пунктом статьи 54, пунктом 2 статьи 54.1 настоящего кодекса.
Данный перечень является закрытым, в соответствии с чем, во всех иных, не указанных в нем случаев, образование земельных участков возможно при наличии в письменной форме согласия землепользователей. Статья 11.3 ЗК РФ предусматривает специальные правила образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1, 2 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд определил, что при установлении границ земельного участка необходимо образовать новые земельные участки путем их раздела, однако арендатору не принадлежат права распоряжения объектом недвижимости.
Качаров О.Д. установлением границ фактически просит произвести раздел не принадлежащего ему земельного участка имеющего конкретные границы и площадь и находящегося в собственности иных владельцев.
Земельным законодательством не предусмотрена возможность установления в судебном порядке по результатам судебной экспертизы местоположения, границ и площади земельного участка, арендуемого истцом без установленных в ЕГРН границ и с декларированной площадью, с одновременным разделом решением суда публичных земельных участков, имеющих установленные границы и площадь, с последующим включением одного из образованных в результате раздела публичных земельных участков в состав земельного участка истца в порядке восстановления судебным решением его местоположения, границ и площади.
В то же время полномочия арендатора не предполагают наличие у арендатора права распоряжения земельным участком. К собственнику земельного участка предприниматель в установленном административном порядке не обращалась, отказа на совершение таких юридически значимых действий ею не получено. Однако частичное наложение земельных участков, находящихся в собственности и имеющих установленные границы и площадь, на земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение, само по себе не является достаточным основанием для принятия судом решения о разделе публичных земельных участков, имеющих установленные границы и площадь.
Данное намерение Качарова О.Д. произвести раздел не основано на нормах земельного законодательства. Также суд считает необходимым отметить, что установление границ включает в себя различные административные процедуры в виде снятия с кадастрового учета земельных участков, новой постановки на учет, погашению записи об аренде и внесению новой записи.
Вместе с тем, преодоление данных административных процедур путем вынесения судебного решения подменяет установленные законом механизмы регистрации прав и осуществления кадастрового учета.
Согласия на раздел от смежных землепользователей и собственника арендуемого истцом земельного участка не получено.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии (недоказанности истцом) правовых оснований для удовлетворения иска.
В силу части 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
В связи с чем, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19.02.2024 по делу N А61-103/2023 отменить.
В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-103/2023
Истец: Качаров Олег Дмитриевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АРДОНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ АРДОНСКОГО РАЙОНА РСО-АЛАНИЯ, АМС Ардонского района, Тедеев Викентий Георгиевич
Третье лицо: Управление Росреестра по Республике Северная Осетия - Алания, ФИЛИАЛ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ КОМПАНИИ "РОСКАДАСТР" ПО РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ, Бесаева Лиана Валиковна, МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ