город Ростов-на-Дону |
|
14 июня 2024 г. |
дело N А32-9914/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Глазуновой И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
публичного акционерного общества "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.04.2024 по делу N А32-9914/2024
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: Диденко Людмилы Владимировны
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - заявитель, ПАО "Россети Кубань", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, Краснодарское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления от 07.02.2024 по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-3016/2023 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Диденко Людмила Владимировна (далее - Диденко Л.В.).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Кубань" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на отсутствие со стороны сетевой организации нарушений требований пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Указывает, что по состоянию на 13.04.2023 мероприятия, необходимые для подключения объекта Диденко Л.В. выполнены в полном объеме, о чем свидетельствует уведомление от 13.04.2023 N 735898, а также акт допуска прибора учета от 13.04.2023 N 121177834. Также обращает внимание на то обстоятельство, что согласно выгрузке из памяти установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, 13.04.2023 прибор учета допущен в эксплуатацию с начальными показаниями 51 кВт/ч. Неотраженным в оспариваемом постановлении остался факт того, что по состоянию на 30.10.2023 показания прибора учета не изменились по причине неиспользования объекта по назначению в связи с проживанием заявителя в Динском районе Краснодарского края и невозможностью вручения ему пульта от прибора учета. Указанная информация служит подтверждением недоказанности факта отсутствия фактической подачи напряжения на прибор учета заявителя и виновных действий сетевой организации. Также обращает внимание на факт заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком 28.04.2023. Так, суд первой инстанции в своем решении ссылается на письмо ПАО "ТНС энерго Кубань" от 26.07.2023, согласно информации из которого действия по размещению уведомления осуществлены ПАО "Россети Кубань" лишь 10.06.2023. В свою очередь, целью размещения документов о технологическом присоединении является дальнейшее заключение договора энергоснабжения заявителя с гарантирующим поставщиков. Факт заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком 28.04.2023 не позволяет установить противоправность поведения ПАР "Россети Кубань" в связи с достижением конечной цели заявителем в виде заключения договора энергоснабжения. Таким образом, процедура технологического присоединения на момент 28.04.2023 была завершена, а заявитель до 28.04.2023 уже имел на руках документы о технологическом присоединении, без которых невозможно было заключить договор энергоснабжения. Тем самым, заявитель достиг цели - заключил договор энергоснабжения. Кроме того, заявитель жалобы указывает на малозначительность совершенного административного правонарушения и на несоразмерность вмененного размера административного штрафа.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, между ПАО "Россети Кубань" и Диденко Л.В. был заключен договор от 13.10.2022 N 10901-22-00748262-1 (далее - договор) об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Веселовка,, кадастровый номер 23:30:701009:383.
В соответствии с пунктом 4 договора срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и составляет 6 месяцев.
На основании вышеизложенного, ПАО "Россети Кубань" должно было осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта Диденко Л.В. согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861, пункта 5 договора до 13.04.2023.
Поскольку сетевая организация не выполнила мероприятия по технологическому присоединению объекта в установленный срок, Диденко Л.В. обратилась в Краснодарское УФАС России с жалобой на действия общества.
Антимонопольным органом установлено, что ПАО "Россети Кубань" не исполнило свои обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренные пунктами 109,110 Правил N 861, в переделах установленного пунктом 4 договора и подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861, а именно в срок до 13.04.2023 в личном кабинете заявителя не разместило уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям от 13.04.2023 N 735898, в срок до 14.04.2023 в личном кабинете потребителя не разместило акт допуская прибора учета от 13.04.2023 N 121177834,
В связи с выявленным нарушением уполномоченным должностным лицом Краснодарского УФАС России в отношении ПАО "Россети Кубань" составлен протокол об административном правонарушении от 24.01.2024 по делу N 023/04/9.21-3016/2023 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 07.02.2024 по делу N 023/04/9.21-3016/2023 ПАО "Россети Кубань" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 600 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Из материалов дела следует, что ПАО "Россети Кубань" в срок, предусмотренный пунктом 4 договора от 13.10.2022 N 10901-22-00748262-1 и подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861, до 13.04.2023, не осуществило мероприятия по технологическому присоединению объекта Диденко Л.В. к электрическим сетям.
Доказательств обратного обществом в материалы дела не предоставлено.
В соответствии с пунктом 108 Правил N 861 результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям, а также фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) и (или) выдачу в электрические сети производимой на объектах микрогенерации электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, договора купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения заявителем его обязательств по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению.
Из пункта 109 Правил N 861 следует, что допуск в эксплуатацию установленных приборов учета, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, сетевая организация осуществляет самостоятельно (без участия иных субъектов розничных рынков). После осуществления допуска в эксплуатацию прибора учета сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, когда был осуществлен допуск в эксплуатацию прибора учета, обязана разместить в личном кабинете потребителя акт допуска прибора учета в эксплуатацию, оформленный в соответствии с требованиями раздела X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, о чем сетевая организация в течение 1 рабочего дня со дня размещения в личном кабинете потребителя акта допуска прибора учета в эксплуатацию обязана уведомить заявителя, а также в течение 2 рабочих дней направить такой акт в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, субъекту розничного рынка, указанному в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил, гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого находятся объекты микрогенерации, с которым заявителем планируется к заключению договор купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации.
Со дня размещения акта допуска прибора учета в эксплуатацию в личном кабинете потребителя прибор учета считается введенным в эксплуатацию и с этого дня его показания учитываются при определении объема потребления электрической энергии (мощности).
Согласно пункту 110 Правил N 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, по результатам выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями сетевая организация в течение одного рабочего дня составляет уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям по форме, предусмотренной приложением N 1(1) к настоящим Правилам, в форме электронного документа и размещает это уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, в личном кабинете заявителя. По результатам выполнения сетевой организацией и заявителем, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которого осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями сетевая организация составляет в форме электронных документов и размещает в личном кабинете заявителя акт о выполнении технических условий по форме, предусмотренной приложением N 15 к настоящим Правилам, содержащий перечень мероприятий, реализованных в соответствии с техническими условиями, и акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, о чем сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, в течение которого были составлены и размещены указанные документы, обязана уведомить заявителя.
Из материалов дела и представленных сведений ПАО "Россети Кубань" следует, что по итогам завершения мероприятий по технологическому присоединению составлено уведомление об обеспечении сетевой организации возможности присоединения к электрическим сетям от 13.04.2023 N 735898 (далее - уведомление), а также акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 13.04.2023 N 121177834 (далее - акт доступа).
Исходя из положений пункта 109, 110 Правил N 861 следует, что действия по размещению акта допуска должны были быть осуществлены ПАО "Россети Кубань" не позднее 14.04.2023, а уведомления не позднее 13.04.2023.
Документов, подтверждающих осуществление указанных действий ПАО "Россети Кубань" в материалы дела не представлено.
Из сведений представленных ПАО "ТНС энерго Кубань" письмом от 26.07.2023 (вх. от 31.07.2023 N 26282/23) следует, что согласно сведениям из Портала ТП.РФ. действия по размещению уведомления осуществлены ПАО "Россети Кубань" только 10.06.2023.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется, обществом не представлено.
Таким образом, административный орган пришел к обоснованному и правомерному выводу о допущенном сетевой организацией административном правонарушении.
Доводы заявителя апелляционной жалобы сводящиеся к отсутствию вины общества в нарушении срока выполнения мероприятий, а именно что по состоянию на 28.04.2023 процедура технологического присоединения была завершена, сами по себе не исключают законности оспариваемого постановления применительно к названным фактическим обстоятельствам, установленным судом.
Доказательств того, что указанное нарушение было вызвано противоправным поведением третьего лица, обществом не представлено, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Общество, заключив с потребителем публичный договор, возложило на себя обязательства по исполнению условий данного договора в предусмотренные Правилами N 861 сроки.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества реальной возможности для соблюдения обязательных требований законодательства, а также того, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений действующего законодательства.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем соответствующие доводы заявителя жалобы подлежат отклонению как необоснованные.
Событие вменяемого обществу административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами: жалобой, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом совершения административного правонарушения - 14.04.2023 (дата, следующая за той, когда общество должно было осуществить технологическое присоединение объекта).
Судом установлено, что общество ранее было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2023 по делу N А32-40718/2022, оплачено 24.04.2023).
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также систематическое совершение обществом однородных правонарушений, степень вины правонарушителя и его доминирующее положение на рынке оказания спорных услуг, суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб. соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, поскольку в сфере спорных правоотношений на стороне лиц, занимающих доминирующее положение, выступают, как правило, устойчивые и крупные с экономической точки зрения субъекты, от законности действий которых на рынке оказания спорных услуг во многом зависит возможность нормального осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности другими субъектами.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 600 000 руб.
Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ) судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений ст. 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ.
В ряде актов Верховного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 05.09.2018 N 303-АД18-5207 и N 303-АД18-5141) разъяснены особенности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ. В том числе, помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
Рассматриваемое в настоящем деле правонарушение, совершенное обществом, не является впервые совершенным в силу норм статьи 4.6 КоАП РФ, поскольку ранее общество уже привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа. По этой причине замена штрафа на предупреждение по оспариваемому в настоящем деле постановлению невозможна.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2024 по делу N А32-9914/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9914/2024
Истец: ПАО "Россети Кубань"
Третье лицо: Диденко Людмила Владимировна, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю