город Воронеж |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А36-11244/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Капишниковой Т.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ПАО "Россети Центр": Чуносова Е.И.- представитель по доверенности N Д-ЛП/39 от 20.09.2023, сроком действия до 18.10.2024, предъявлен паспорт, диплом;
от Администрации г. Липецка: Чернооченко О.Н.- представитель по доверенности N 19- 01-01-16 от 13.03.2024, предъявлено служебное удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.02.2024 по делу N А36-11244/2023, рассмотренному по заявлению Публичного акционерного общества "Россети Центр" (ОГРН 1046900099498) о признании недействительным постановления Администрации города Липецка (ОГРН 1024800834464) N 3537 от 01.11.2023 об установлении публичного сервитута в части установления платы и возложении на администрацию г.Липецка в течение 30 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда внести изменения в постановление администрации N 3537 от 01.11.2023 об установлении публичного сервитута,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Центр" в лице филиала ПАО "Россети Центр" - "Липецкэнерго" (далее - ПАО "Россети Центр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным постановления к Администрации города Липецка (далее - Администрация) N 3537 от 01.11.2023 об установлении публичного сервитута в части установления платы и возложении на администрацию г.Липецка в течение 30 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда внести изменения в постановление администрации N 3537 от 01.11.2023 об установлении публичного сервитута.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 06.02.2024 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "Россети Центр" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
В апелляционной жалобе указывает, на право установления безвозмездного публичного сервитута, так как данное право связано с линейным объектом. Ссылается на установление публичного сервитута до 01.09.2018,в связи с чем последующая смена собственника не изменила правовой режим линейного объекта.
Судебное заседание проходило путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Липецкой области.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от Администрации г. Липецка.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Центр" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
18.11.2022 ПАО "Россети Центр" обратилось в Администрацию с ходатайствомN МР1-ЛП/07/1/314 об установлении публичного сервитута в соответствии с пунктом 1 статьи 39.37 ЗК РФ на части земельных участков с кадастровыми номерами 48:20:0013104:25, 48:20:0013104:3 для эксплуатации объектов электросетевого хозяйства как объектов местного значения, обеспечивающих электроснабжение (т.1, л.д.124-126).
Постановлением Администрации N 3537 от 01.11.2023 был установлен публичный сервитут в интересах ПАО "Россети Центр" для эксплуатации объекта электросетевого хозяйства "Трансформаторная подстанция-232" находящегося у ПАО "Россети Центр" в лизинге на основании договора финансовой аренды недвижимого имущества N 1008/К_4-ДЛ от 13.08.2021, в отношении земельных участков: с кадастровым номером 48:20:0013104:25, расположенного по адресу (местоположение): Липецкая область, г.Липецк, ул.Терешковой, у дома N 36/1, с кадастровым номером 48:20:0013104:3, расположенного по адресу (местоположение): Липецкая область, г.Липецк, ул.Циолковского, 25, общей площадью 608 кв.м., сроком на 49 лет (т.1, л.д.120-123).
Размер платы за публичный сервитут в отношении неразграниченных земель за весь срок действия публичного сервитута составляет 17 696 руб. 35 коп. (п. 5.3 постановления).
Общество, считая, что постановление от 01.11.2023 N 3537 "Об установлении публичного сервитута" в части установления платы является неправомерным, обратилось в арбитражный суд о признании его недействительным в указанной части.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Согласно ст. 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе, в целях: строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (п. 1).
В силу п. 12 ст. 23 ЗК РФ правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено данным Кодексом или федеральным законом.
Согласно ст. 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных ст. 39.37 данного Кодекса, устанавливается, среди прочего, решениями органов местного самоуправления в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения.
В силу ч.4 ст. 39.43 ЗК РФ решение об установлении публичного сервитута должно, среди прочего, содержать порядок расчета и внесения платы за публичный сервитут в случае установления публичного сервитута в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В соответствии с п. 1 - 3 ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" (далее - Закон N137-ФЗ) юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с ЗК РФ могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном п. 2 данной статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.
Юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с ЗК РФ могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018 и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 ЗК РФ, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 01.01.2025.
При этом в силу п. 4 ст. 3.6 Закона N 137-ФЗ плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных п. 1 - 3 данной статьи, не устанавливается в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
Как следует из материалов дела ПАО "Россети Центр" осуществляет эксплуатацию инженерного сооружения "Трансформаторная подстанция-232", находящегося у ПАО "Россети Центр" в лизинге на основании договора финансовой аренды недвижимого имущества N 1008/К_4-ДЛ от 13.08.2021.
ПАО "Россети Центр" не является правообладателем спорных земельных участков, на котором может размещаться объект электросетевого хозяйства.
Согласно сведениям из ЕГРН собственником сооружения "Трансформаторная подстанция-232" является ООО "ПСБ Лизинг" с 16.10.2021 (т.1, л.д. 127-129).
ПАО "Россети Центр" не отвечает условиям, при которых плата за публичный сервитут не подлежит установлению.
Следовательно, постановление Администрации от 01.11.2023 N 3537 "Об установлении публичного сервитута" в части установления платы является правомерным.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований обоснованно отказано судом первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.02.2024 по делу N А36-11244/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-11244/2023
Истец: ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Россети Центр" - "Липецкэнерго"
Ответчик: Администрация города Липецка