город Воронеж |
|
14 июня 2024 г. |
Дело N А14-20988/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Капишниковой Т.И., Миронцевой Н.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полянской Е.А.,
при участии:
от акционерного общества "Воронежская горэлектросеть" (ОГРН 1183668042062, ИНН 3666231341, далее - АО "Воронежская горэлектросеть"):
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568, далее - УФАС по Воронежской области, антимонопольный орган):
от общества с ограниченной ответственностью "РОСТКОМ-Центр" (ОГРН 1165047057251, ИНН 5047186568, далее - ООО "РОСТКОМ-Центр"): |
Сергеев И.Н. - представитель по доверенности от 18.10.2023 N 300;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Воронежская горэлектросеть" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.02.2024 по делу N А14-20988/2023, принятое по заявлению АО "Воронежская горэлектросеть" к УФАС по Воронежской области о признании незаконным и отмене решения от 12.09.2023 по делу N 036/07/3-1394/2023,
третье лицо - ООО "РОСТКОМ-Центр",
УСТАНОВИЛ:
АО "Воронежская горэлектросеть" обратилось в арбитражный суд с заявлением к УФАС по Воронежской области о признании незаконным и отмене решения от 12.09.2023 по делу N 036/07/3-1394/2023.
Дело рассматривалось при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "РОСТКОМ-Центр".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.02.2024 по делу N А14-20988/2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Воронежская горэлектросеть" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на несоответствие заявки требованиям пункта 3.5.10 Документации ввиду неуказания на соответствие поставляемой продукции ГОСТ.
В судебном заседании представитель АО "Воронежская горэлектросеть" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 13.06.2024.
В продолженное судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что АО "ВГЭС" (далее - заказчик), руководствуясь положениями Единого стандарта закупок ПАО "ФСК - Россети" (далее - Положение о закупке), организовало проведение конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (номер извещения 32312124318).
В связи с чем, заказчиком на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок в сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru) размещено соответствующее извещение. Начальная (Максимальная) цена договора составляет 49 634 625,00 руб.
Предметом закупки являлось право заключения договора на поставку муфт кабельных для нужд АО "ВГЭС".
На момент окончания срока подачи заявок были поданы 9 (девять) заявок на участие в конкурсе, в том числе ООО "Ростком-Центр". 22.08.2023 в Единой информационной системе заказчиком размещен протокол N 0019-КЭФ23-1 рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре N 32312124318 согласно которому, конкурс в электронной форме, участниками которого могу являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, признан несостоявшимся ввиду несоответствиях поданных заявок требованиям документации о проведении закупки. 7 заявок не были допущены по причине несоответствия требованиям пункта 3.5.10 документации.
В отношении заявки с порядковым номером 1020223 (участник - ООО "РОСТКОМ-Центр") основанием для отклонения, как указал заказчик, послужило несоответствие требованиями документации, поскольку не предоставлены точные, конкретные, однозначно трактуемые и не допускающие двусмысленного толкования показатели, а также эксплуатационные характеристики предмета закупки, указанные в техническом задании, в том числе комплектация предлагаемой к поставке продукции, количество, гарантия, иные характеристики, относящиеся к описанию предлагаемого к поставке товара.
Не указано соответствие поставляемой продукции ГОСТ, в соответствии с требованиями технического задания. ООО "Ростком-Центр" обратилось в Воронежское УФАС России с жалобой на действия закупочной комиссии АО "ВГЭС" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки муфт кабельных (номер извещения 32312124318).
Указанная жалоба ООО "Ростком-Центр" была признана антимонопольным органом соответствующей требованиям, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 18.1 Закона "О защите конкуренции" и принята к рассмотрению комиссией Воронежского УФАС России.
Решением комиссии Воронежского УФАС России от 12.09.2023 по делу N 036/07/3-1394/2023 жалоба ООО "Ростком-Центр" на действия закупочной комиссии АО "ВГЭС" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку муфт кабельных (номер извещения 32312124318), признана обоснованной.
В действиях закупочной комиссии заказчика установлено нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Предписание антимонопольным органом не выдавалось, поскольку ранее было выдано предписание от 07.09.2023 по делу N 036/07/3-1393/2023 об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения данного конкурса в электронной форме по жалобе иного участника закупки.
Не согласившись с указанным решением, АО "ВГЭС" обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что ООО "Ростком-Центр" при формировании первой части заявки указало значение в полном соответствии с положениями Технического задания заказчика, в связи с чем у заявителя отсутствовали основания для ее отклонения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен статьей 18.1 Закон N 135-ФЗ.
В соответствие с пунктом 1 части 10 статьи Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки:
- в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика (пункт 1);
- предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке (пункт 4).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017 заинтересованное лицо вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" только в случаях, прямо предусмотренных части 10 статьи 3 Закона.
Частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Статья 2 Закона N 223-ФЗ возлагает на заказчика обязанность руководствоваться в работе Положением о закупках товаров, работ, услуг.
Документацией о Закупке установлены критерии оценки в соответствии с утвержденным Положением о закупках.
Согласно части 1 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.
Частями 9, 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона. Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствие установленным требованиям.
Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации с конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке.
Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку в сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
При осуществлении закупочной деятельности заказчик руководствовался положениями Единого стандарта закупок ПАО "ФСК - Россети". АО "ВГЭС" была разработана документация о конкурентной закупке (далее - документация) с целью соблюдения требований Закона N 223-ФЗ, а также Единого стандарта закупок ПАО "ФСК - Россети".
Пунктом 6.2.4 документации о проведении конкурса электронной форме установлены основания для отклонения заявки участника закупки, а именно: закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:
а) участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке, в том числе, если сведения об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов МСП (в случае установления требования о привлечении такого субподрядчика (соисполнителя) в документации о закупке) отсутствуют в едином реестре субъектов МСП;
б) заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к продукции, работам, услугам, форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке);
в) участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным документацией о закупке;
г) заявка содержит существенные арифметические ошибки; под существенными ошибками понимается ошибка, которая может при дальнейших расчетах повлиять на корректность итогового предложения участника".
Пунктом 3.1.11 документации установлено, что в предложении в отношении предмета закупки участника обязательно должны быть указаны: конкретные тип и марка предлагаемой к поставке продукции (при наличии); все функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики предмета закупки, указанные в техническом задании; в том числе комплектация предлагаемой к поставке продукции, количество, гарантия, иные характеристики, относящиеся к описанию предлагаемого к поставке товара.
Пунктом 14 информационной карты документации установлено, что участник в составе первой части заявки предоставляет предложение в отношении предмета закупки по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Конкурсной документации (часть III. "ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ").
Как указано в разделе III. "ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ", участник закупки, подающий первую часть заявки, заполняет следующие графы в форме заявки, являющейся приложением к документации о проведении конкурса: требуемая заказчику продукция: N п/п, наименование продукции, тип, марка, технические характеристики/ комплектация продукции, ед. изм, количество;
Продукция новая, ранее неиспользованная;
Срок изготовления производителем продукции не более полугода от момента поставки;
Срок выполнения поставок;
Начало выполнения поставок;
Окончание выполнения поставок;
Срок выполнения поставок в календарных днях;
Условия оплаты выполнения поставок;
Срок гарантии: (если в ТЗ предусмотрено данное требование);
Срок службы: (если в ТЗ предусмотрено данное требование).
При этом материалами дела не подтверждается, что форма заявки содержала в себе требования указания соответствия предлагаемого товара ГОСТ.
В соответствии с Техническим заданием на поставку муфт соединительных и концевых к Муфте ЗКВТП-10 (150-240) установлены следующие технические характеристики: Номинальное напряжение, кВ - 10 Сечение кабеля, мм2 - не менее 150, не более 150 Тип муфты - концевая Наличие болтовых соединителей Метод соединения брони и оболочки - пайка Тип установки - внутренняя.
В соответствии с пунктом 3.1.6 Документации сведения, которые содержатся в заявках участников закупки, не должны допускать двусмысленных толкований
Пунктом 3.1.11 Документации предусмотрено, что в Предложении в отношении предмета закупки Участника обязательно должны быть указаны: конкретные тип и марка предлагаемой к поставке продукции (при наличии); все функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики предмета закупки, указанные в техническом задании; в том числе комплектация предлагаемой к поставке продукции, количество, гарантия, иные характеристики, относящиеся к описанию предлагаемого к поставке товара.
В силу пункта 3.5.7 Документации при описании продукции участником закупки должны указываться точные, конкретные, однозначно трактуемые и не допускающие двусмысленного толкования показатели, за исключением случаев, когда допускается представление описания в ином порядке в соответствии с требованиями к продукции, установленными в части II "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ".
В силу пункта 9.1.1 Документации техническое задание по Лоту (пункт 3 части IV. "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ") изложено в Приложении N 1, которое является неотъемлемой частью настоящей документации и предоставляется Участникам вместе с ней в качестве отдельного документа.
Согласно пункту 3 раздела IV Документации Информационная карта закупки подробная информация о количестве поставляемого товара, объеме выполняемых работ, оказываемых услуг, указана в части II. "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" (Приложение N 1 - Техническое задание), и разделе 7 части I "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПКИ" (Приложение N 2 - Проект Договора).
Согласно Приложению N 1 к Договору в спецификации подлежат указанию конкретные показатели товара.
Согласно пункту 1.1.2 Инструкции по заполнению первой части заявок предложение в отношении предмета закупки, подаваемое в первой части заявки, не должно содержать сведений об участнике и о ценовом предложении.
В Предложении в отношении предмета закупки обязательно должны быть указаны: конкретные тип и марка предлагаемой к поставке продукции (при наличии); все функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики предмета закупки, указанные в техническом задании; в том числе комплектация предлагаемой к поставке продукции, количество, гарантия, иные характеристики, относящиеся к описанию предлагаемого к поставке товара.
В колонке "Предлагаемая Участником продукция" указывается соответствующая информация, касающаяся описания поставляемого товара.
Если в предложении в отношении предмета закупки вместо информации, изложенной в пунктах 1.1.2.2 и 1.1.2.3 данного подраздела, будет указано "в соответствии с требованиями технического задания" или аналогичное утверждение, то такое предложение будет считаться нераскрытым, и Заявка будет отклонена без рассмотрения по существу.
В соответствии с пунктом 3.5.10 Документации сведения (условия оплаты, сроки поставки/ выполнения работ/оказания услуг, технические характеристики и иная информация), указанные в различных документах (формах, полях) Заявки Участника, не должны носить противоречивый характер. В противном случае Заявка, содержащая такие сведения, будет отклонена.
Материалами дела подтверждается, что при формировании заявки ООО "РОСТКОМ-Центр" были представлены следующие сведения относительно технических характеристик товара: "Номинальное напряжение, кВ - 10; сечение кабеля, мм2 -150-150 Тип муфты - концевая; Наличие болтовых соединителей, Метод соединения брони и оболочки - пайка; Тип установки - внутренняя; Укомплектована: Изолирующая перчатка - 1шт., Изолирующая маслостойкая трубка - 3 шт., односторонним клеевым подслоем трубка - 3 шт., Манжета изолирующая - 3 шт., Провод медный с наконечником-1шт., Наконечник винтовой - 3 шт., Припой (ПОС-30) - 1 шт., Припой марки А-наличие Паяльный жир - 1шт., Проволока бандажная, оцинкованная - наличие Нить льняная - наличие, Заполнитель корешковой части -. 1шт., изоляционная лента (ПВХ) - 1 рулон, Салфетка х/б - 1 шт., Перчатки монтажника - 1 пара (т.1 л.д. 127-128).
Проанализировав содержание первой части ООО "РОСТКОМ-Центр" во взаимосвязи и совокупности с условиями аукционной документации, суд апелляционной инстанции не усматривает неточности или неполноты данных заявки.
Напротив, приведенные показатели представляют собой точное воспроизведение технических характеристик товара, указанного в аукционной документации, конкретны, однозначны и не могут толковаться двусмысленно.
Оснований полагать, что предлагаемая к поставке продукция с учетом приведенных обществом характеристик не соответствует требованиям ГОСТ, у заказчика не имелось.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учитывается, что ссылка заказчика на пункт 3.5.10 Документации (указанные участником закупки сведения не должны носить противоречивый характер) при отклонении заявки является немотивированной, так как не содержит конкретного нарушения.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у заказчика оснований для отклонения первой части заявки ООО "РОСТКОМ-Центр".
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным решения УФАС по Воронежской области решения от 12.09.2023 по делу N 036/07/3-1394/2023.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.02.2024 по делу N А14-20988/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Воронежская горэлектросеть" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-20988/2023
Истец: АО "Воронежская горэлектросеть"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
Третье лицо: ООО "РОСТКОМ-ЦЕНТР"