г. Воронеж |
|
14 июня 2024 г. |
А35-4098/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.06.2024.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Алюшина Сергея Владимировича на решение Арбитражного суда Курской области от 27.12.2023 по делу N А35-4098/2023 по заявлению индивидуального предпринимателя Алюшина Сергея Владимировича (ОГРНИП 304463235900430, ИНН 463100326723) к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Курска (ОГРН 1024600957853, ИНН 4632001084) о признании договора на размещение нестационарного торгового объекта действующим, о признании незаконным отказа в продлении договора,
в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Алюшин Сергей Владимирович (далее - заявитель, ИП Алюшин С.В.) обратился в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее - ответчик, Комитет, КУМИ г. Курска) о признании договора N 163655ф на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения аукциона) от 10.08.2021 действующим по настоящее время, о признании незаконным отказа от 29.03.2023 N 3494/07.01-14 в продлении договора N 163655ф на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения аукциона) от 10.08.2021.
Решением Арбитражного суда Курской области от 27.12.2023 по делу N А35-4098/2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ИП Алюшин С.В. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы ИП Алюшин С.В. указывает, что договор на размещение НТО, является действующим, поскольку предприниматель продолжает вносить комитету плату за его размещение. Кроме того, считает, что отказ Комитета в продлении договора нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя, так как Комитет своими действиями исключил возможность устранения выявленных недостатки в период действия договора.
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, в силу ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
10.08.2021 между ИП Алюшиным С.В. (исполнитель) и Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска (заказчик) заключен договор N 163655ф на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения аукциона), на основании которого Комитет предоставил предпринимателю право разместить НТО (номер по схеме: N 1 САО), адресные ориентиры: г. Курск, пер. 1-й Автодромный, 7; вид (тип): киоск (павильон) в составе ОТК Группа товаров: продовольственные и непродовольственные товары; период размещения: 364 дня; площадь (кв.м): 64.00; остановка 10.00 кв.м.
Согласно п. 1.2 договора, исполнитель вносит плату за размещение Объекта в порядке, установленном разделом 3 настоящего договора; неразмещение Объекта в течение срока действия договора не может служить основанием невнесения платы по договору.
Пунктами 2.1-2.2 договора, он вступает в силу со дня подписания сторонами и действует 04.08.2021 до 03.08.2022. Окончание срока действия договора влечет его прекращение. Настоящий договор пролонгации (автоматическому продлению) не подлежит.
Пунктом 4.3.2 договора сторонами согласовано, что заказчик вправе при выявлении фактов нарушения условий договора требовать от исполнителя устранения нарушений в течении 10 календарных дней со дня получения соответствующего уведомления в соответствии с пунктом 7.2 договора.
03.06.2022 от ИП Алюшина С.В. обратился в Комитет с заявлением о заключении договора на размещение вышеуказанного нестационарного торгового объекта (далее - НТО) на новый срок.
14.06.2022 должностными лицами администрации города Курска и комитета архитектуры и градостроительства города Курска, произведен осмотр НТО (номер в Схеме НТО N 1 в Сеймском округе города Курска) на соответствие (несоответствие) схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Курска, паспорту НТО, в ходе которого было установлено: 1) размер площади НТО не соответствует Схеме, поскольку проведено несанкционированное расширение. Размер площади НТО, согласно Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Сеймского округа города Курска, составляет 64 кв.м., остановка 10 кв.м. Фактически павильон без остановочного комплекса по лицевому и дворовому фасадам имеет длину 14.7 м., а по боковым фасадам 5 м., площадь составляет 73,5 кв.м. Остановка отсутствует; 2) местонахождение не соответствуют паспорту НТО, выполнено расширение павильона на 9,5 кв.м.; 3) фасады НТО не соответствуют паспорту НТО. Вместо остановочного комплекса выполнено расширение павильона с установкой двери. Требуется покраска и очистка фасадов от загрязнений.
По результатам осмотра подготовлено Заключение от 01.07.2022 N 4304/01.4.01-11 о несоответствии НТО схеме размещения НТО на территории города Курска и о несоответствии НТО паспорту НТО (т.1, л.д.19-20).
Письмом N 9323/07.01-14 от 02.08.2022 КУМИ г. Курска было отказано в удовлетворении заявления ИП Алюшина С.В. о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на новый срок без проведения торгов на основании заключения о несоответствии объекта схеме и архитектурно-художественному паспорту (т.1, л.д.17).
22.02.2023 ИП Алюшин С.В. повторно обратилось в Комитет о заключении договора на размещение спорного НТО на новый срок без проведения торгов. В заявлении индивидуальный предприниматель сообщил, что все недостатки перечисленные в Заключении от 01.07.2022 N 4304/01.4.01-11 были устранены (т.1, л.д.25).
Письмами от 03.03.2023 N 2337/07.01-14 и от 29.03.2023 N 3494/07.01-14 Комитетом было отказано в удовлетворении заявления о заключении договора на размещение спорного НТО на новый срок без проведения торгов, со ссылкой на отсутствие действующего договора на размещение НТО. Кроме того, Комитет сообщил, что в настоящее время НТО считается незаконно размещенным (т.1, л.д.24, 26).
Не согласившись с указанным решением, ИП Алюшин С.В. обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также разъяснениями, данными в п. 6 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Согласно п. 2 ч. 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Аналогичное положение в области регулирования торговой деятельности предусмотрено пп. "д" п. 4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ), устанавливающим запрет для органов местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности, запрещается принятие решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.
В силу п. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом N 381-ФЗ.
Пунктом 2 ч. 1, ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 381-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены разработка и принятие нормативных правовых актов в области государственного регулирования торговой деятельности, а органов местного самоуправления - создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона N 381-ФЗ).
В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Курска в соответствии с Законом N 131-ФЗ, Законом N 381-ФЗ Администрацией г. Курска 05.04.2021 было принято Постановление N 207 "О размещение нестационарных торговых объектов на территории города Курска", которым было утверждено Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска (далее - Положение N 207).
В соответствии с п. 5.1 Положения N 207(здесь и далее в редакции, действующей в период спорных правоотношений) основанием для размещения нестационарного торгового объекта является договор на размещение нестационарного торгового объекта, заключаемый по форме, согласно приложению 2 к настоящему Положению.
Заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона, за исключением: заключения договоров на размещение нестационарного торгового объекта на новый срок; предоставления компенсационного места заинтересованному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; заключение договоров на размещение сезонных НТО в соответствии с пунктами 8.4 и 8.12 настоящего Положения (п. 5.2 Положения N 207).
Торги проводятся в порядке, установленном действующим законодательством (п. 5.3 Положения N 207).
Согласно п. 5.4 Положения N 207 договор на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения торгов) на новый срок может быть заключен при выполнении следующих условий:
1) наличие НТО в Схеме;
2) наличие действующего договора;
3) отсутствие задолженности по действующему договору;
4) соответствие НТО Схеме по типу объекта, месту нахождения объекта, группе товаров, размеру торговой площади, сроку функционирования объекта, паспорту НТО.
Порядок заключения на новый срок договоров на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения торгов) установлен в п. 5.5 Положения N 207.
В силу п. 5.5.1 Положения N 207 заинтересованные юридические лица и индивидуальные предприниматели, претендующие на заключение договора на новый срок, подают заявления непосредственно в Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска или в АУ КО "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" не ранее чем за 3 месяца, но не позднее чем за два месяца до даты окончания срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Согласно п.5.5.2 Положения N 207 в заявлении должны быть указаны: номер по Схеме на территории соответствующего округа города Курска; тип объекта; место нахождения объекта: группа реализуемых товаров; размер торговый площади; срок функционирования объекта; режим работы нестационарного торгового объекта, установленный хозяйствующим субъектом; согласие на проведение осмотра НТО уполномоченными органами, указанными в п. 1.6 настоящего Положения, для составления заключения о соответствии (несоответствии) НТО требованиям настоящего Положения.
К заявлению прилагаются: паспортные данные заявителя и (или) документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя; копии свидетельств: о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации; о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (юридических лиц) записи об индивидуальном предпринимателе (юридическом лице); справка налогового органа об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по налогам, иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, по страховым взносам, пеням и штрафам, выданная не ранее чем за месяц до даты подачи заявления. В случае наличия у хозяйствующего субъекта задолженности по налогам, иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, по страховым взносам, пеням и штрафам предоставляются заверенные им копии платежных документов, подтверждающих оплату такой задолженности (п. 5.5.2 Положения N 207 (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого решения)).
В соответствии с п. 5.5.12 Положения N 207 Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска в срок не более сорока пяти рабочих дней с даты регистрации заявления совершает одно из следующих действий:
- заключает договор на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения торгов) по форме согласно приложению 3 к настоящему постановлению;
- отказывает в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения торгов).
В указанный срок не включается время на проведение оценки, проводимой в случаях, предусмотренных п. 5.5.5 настоящего Положения.
Основанием для отказа в заключении договора на размещение НТО (без проведения торгов) среди прочего является отсутствие действующего договора (пп. 2 п. 5.5.13 Положения N 207).
Как следует из материалов дела, с заявлением о заключении договора на размещение спорного НТО на новый срок без проведения аукциона индивидуальный предприниматель обратился 22.02.2023, тогда как срок действия прежнего договора на размещение НТО истек 03.08.2022.
Пунктами 2.1-2.2 договора от 10.08.2021 N 163655ф на размещение НТО предусмотрено, что он вступает в силу со дня подписания сторонами и действует 04.08.2021 до 03.08.2022; окончание срока действия договора влечет его прекращение; настоящий договор пролонгации (автоматическому продлению) не подлежит.
Следовательно, оспариваемый отказ Комитета в заключении договора на размещение НТО на новый срок без проведения аукциона, выраженный в письме от 29.03.2023, является законным и обоснованным (пп. 2 п. 5.5.13 Положения N 207).
В соответствии с пп. 4 п. 5.5.12 Положения N 207 наличие заключения о несоответствии нестационарного торгового объекта Схеме по типу объекта, месту размещения объекта, группе товаров, дизайн-коду, паспорту является основанием для отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения торгов).
ИП Алюшиным С.В. заключение от 01.07.2022 N 4304/01.4.01-11 о несоответствии НТО схеме размещения НТО на территории города Курска и о несоответствии НТО паспорту НТО, а также выраженный в письме от 02.08.2022 N 9323/07.01-14 отказ Комитета в заключении договора на размещение НТО на новый срок не оспорил.
Пунктом 4.5 Положения N 207 предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов допускается после заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта и проверки комитетом архитектуры и градостроительства города Курска разработанного паспорта нестационарного торгового объекта, отвечающего требованиям, установленным в разделе 6 настоящего Положения, в срок не позднее 3 месяцев после заключения договора. Размещаемый нестационарный торговый объект должен соответствовать Схеме по типу объекта, месту нахождения объекта, группе товаров, площади объекта, сроку функционирования объекта, паспорту нестационарного торгового объекта, Дизайн-коду, а также отвечать экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным требованиям, установленным действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 5.5 Положения, заключение договоров на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения торгов) на новый срок осуществляется в порядке, установленном пунктами 5.5.1 - 5.5.12 настоящего положения.
Подпунктом 2 пункта 5.5.12 Положения отсутствие действующего договора на дату обращения с заявлением, указанном в пункте 5.5.1 настоящего Положения, за исключением случаев, установленных абзацем 2 пункта 5.5.1 настоящего Положения, является основанием для отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения торгов).
На момент обращения предпринимателя с заявлением от 30.03.2023 о заключении договора на размещение НТО срок действия прежнего договора на размещение НТО истек 03.08.2022
Довод индивидуального предпринимателя о том, что он продолжал использовать НТО и вносил ответчику плату за его размещение, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
По условиям договора от 10.08.2021 N 163655ф на размещение НТО у предпринимателя возникли право пользования соответствующим земельным участком в указанных в договоре целях и обязанность вносить плату за такое пользование, в связи с чем к отношениям сторон применимы положения гражданского законодательства об аренде (Определение Верховного Суда РФ от 01.03.2021 N 307-ЭС21-181 по делу N А56- 166683/2018).
В силу части 1 статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения которой определены договором аренды (пункт 1 статьи 614 ГК РФ).
Согласно статье 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения.
Плата за фактическое пользование арендуемым имуществом после истечения срока действия договора производится в размере, определенном этим договором. Прекращение договора аренды само по себе не влечет прекращение обязательства по внесению арендной платы (пункт 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018.
Таким образом, факт внесения индивидуальным предпринимателем по окончанию срока действия договора платы за пользование земельным указывает на оплату стоимости фактического пользования земельного участка для размещения НТО и не влечет продления договора на размещение НТО.
Следовательно, поскольку договор прекратил свое действие, то индивидуальный предприниматель осуществлял только фактическое пользование земельным участком.
Ссылка ИП Алюшина С.В. на то, что отказ Комитета в продлении договора нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя, так как Комитет своими действиями исключил возможность устранения выявленных недостатки в период действия договора также подлежат отклонению апелляционной коллегией.
Пунктом 4.3.2 договора сторонами согласовано, что заказчик вправе при выявлении фактов нарушения условий договора требовать от исполнителя устранения нарушений в течении 10 календарных дней со дня получения соответствующего уведомления в соответствии с пунктом 7.2 договора.
02.06.2022 предприниматель обратился в комитет с заявлением о заключении договора на размещение вышеуказанного НТО на новый срок.
14.06.2022 должностными лицами администрации города Курска и комитета архитектуры и градостроительства города Курска в ходе осмотра было установлено, что спорный НТО не соответствует паспорту, что отражено в заключении от 01.07.2022 N 4304/01.4.01-11.
Положением о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска, утвержденным постановлением администрации г. Курска от 05.04.2021 N 207, не предусмотрено продление срока действия договора на размещение НТО.
Как верно отмечено судом первой инстанции предусмотренное пунктом 4.3.2 договора право Комитета требовать от предпринимателя устранения нарушений в течение 10 календарных дней не может быть истолковано как обязанность Комитета предоставить такой срок в случае выявления нарушений, а нереализация данного права не может каким-либо образом блокировать предусмотренные Положением основания для отказа в заключении договора на новый срок.
Кроме того, предприниматель в заявлении указал, что НТО был приобретен им в таком виде, то есть не соответствующим паспорту НТО (т.1, л.д. 25).
Таким образом, апеллянт, приобретая объект НТО, не проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, поскольку имел возможность сопоставить параметры приобретенного им НТО архитектурно-художественному паспорту, однако указанные недостатки устранены не были.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал ИП Алюшину С.В. в удовлетворении заявления о признании договора N 163655ф на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения аукциона) от 10.08.2021 действующим по настоящее время, о признании незаконным отказа от 29.03.2023 N 3494/07.01-14 в продлении договора N 163655ф на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения аукциона) от 10.08.2021.
Несогласие апеллянта с выводами суда первой инстанции и оценкой представленных доказательств не может являться основанием для признания оспариваемого судебного акта незаконным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе в силу ст.110 АПК РФ относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 27.12.2023 по делу N А35-4098/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
Н.Д.Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-4098/2023
Истец: ИП Алюшин Сергей Владимирович
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска