г. Вологда |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А44-6479/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 июня 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Колтаковой Н.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.
при участии от Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области Васильевой О.А. по доверенности от 15.12.2022, от общества с ограниченной ответственностью "ТСП" Зеньковича Р.В. по доверенности от 18.09.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" посредством веб-конференции апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 февраля 2024 года по делу N А44-6479/2023,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (адрес: 173002, Новгородская область, город Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 13А; ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТСП" (адрес: 173003, Новгородская область, город Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 51, помещение 4; ОГРН 1105321002093, ИНН 5321139645; далее - Общество) о взыскании 104 280 576 руб. ущерба, причиненного в результате самовольного повреждения (снятия) напочвенного покрова объемом 101 000 кв. м и размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на площади 0,004 га.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное областное казенное учреждение "Новгородское лесничество".
Решением суда от 19 февраля 2024 года в удовлетворении иска отказано.
Министерство с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Технический проект разработки месторождений полезных ископаемых не является документацией, подтверждающей разработку технических решения по размещению, перемещению и т.д. почвенно-растительного слоя. Лицензия на право пользования недрами не является документом, на основании которого недропользователь может осуществлять деятельность на арендованном лесном участке. Лицо вправе приступить к использованию лесного участка только после получения извещения о приеме лесной декларации. Именно принятая лесная декларация является документом, дающим право совершать деятельность по добыче полезных ископаемых на арендованном лесном участке. При отсутствии данного документа любое использование лесного участка незаконно.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании просят обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 18.05.2016 Обществу выдана лицензия на пользование недрами НВГ 53511 ТЭ на разведку и добычу полезных ископаемых на участке недр "Николаевский" сроком до 30.12.2025 (том 2, листы 27-40).
На основании приказа Министерства от 16.12.2022 N 1096 действие лицензии приостанавливалось с 15.12.2022 по 14.06.2023 (том 2, лист 45), приказом Министерства от 16.05.2023 N 406 действие лицензии восстановлено (том 2, лист 49), приказом Министерства от 17.10.2023 N 964 действие лицензии досрочно прекращено (том 2, лист 52).
Решением суда от 15.04.2024 по делу N А44-6544/2023 (на дату рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной жалобы решение не вступило в законную силу) приказ Министерства от 17.10.2023 N 964 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии НВГ 53511 ТЭ" признан недействительным.
На основании задания на осуществление патрулирования лесов от 07.06.2023 N 12 Министерством 08.06.2023 проведено патрулирование по маршруту N 4 в Ермолинском участковом лесничестве Новгородского лесничества Новгородского муниципального района, в кварталах 77, 80, 84, 86, 87, в ходе которого установлено в выделе 11 квартала 80 Ермолинского участкового лесничества Новгородского лесничества снятие почвы на площади 10,624 га, выполненное в 2022-2023 годах, самовольное размещение автомобильной заправочной станции на площади 6 кв. м и установка вагончика бытовки на площади 34 кв. м, о чем составлен акт от 09.06.2023 N 13 (том 1, листы 24-37).
Министерством 19.06.2023 составлен акт о лесонарушении N 11, согласно которому установлено самовольное снятие или порча почв в объеме 101000 куб. м и самовольное размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на площади 0,004 га (том 2, листы 38-41).
Далее, Министерство направило Обществу претензию о возмещении ущерба в размере 104 280 576 руб. (том 1, листы 19-21).
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их необоснованными по праву, в иске к Обществу отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков истец должен доказать наличие самих убытков, их размер, противоправность поведения и вину лица, причинившего вред, а также причинную связь между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.
Пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания суммы вреда, причиненного лесам, необходимо наличие вреда, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.
Согласно статье 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1).
В силу пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - Постановление N 21) гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 7-ФЗ недра относятся к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Согласно статье 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами.
В соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута.
Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Как установил суд первой инстанции, 30.09.2016 Министерством и Обществом заключен договор аренды лесного участка N 600/с с дополнительным соглашением от 04.09.2023, по условиям которого Обществу в аренду предоставлен лесной участок площадью 57,3 га в Ермолинском участковом лесничестве в целях использования лесов для разработки месторождения "Николаевский" (том 1, листы 43-73).
Согласно статье 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Из материалов дела видно, что в целях оформления права пользования лесным участком, Обществом был разработан проект "освоения лесов на лесном участке, с видом использования для разработки месторождения полезных ископаемых (разведка и добыча песка на месторождении "Николаевский"), который по результатам проведенной государственной экспертизы получил положительное заключение от 21.10.2016 N 798 (далее Проект освоения лесов).
Проектом освоения лесов установлен срок действия проекта с даты положительного заключения (с 21.10.2016) до 30.12.2025 (является действующим) (том 1, листы 102-129).
В пункте 7.2.2 проекта описаны характеристики существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на всей площади переданного в аренду лесного участка (58,5 га)
Проектируемым мероприятием является "разработки месторождения полезных ископаемых", "карьер", а также указаны способы освоения участка, предусматривающими удаление почвенно-растительного грунта и пород зачистки с последующей реализацией.
Как указано в статье 23.1 Закона о недрах, разработка месторождений полезных ископаемых, добыча полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Обществом разработан и утвержден Технический проект "Отработки карьера по добыче песка на участке недр "Николаевский" в Новгородском районе Новгородской области", который 18.06.2016 согласован Департаментом природных ресурсов и экологии Новгородской области (далее - Технический проект) (том 1, листы 74-88, том 2, листы 118-189, том 3, листы 84-158).
Согласно пункту 8.2.1 Технического проекта предусмотрено, что для вскрытия рабочего горизонта необходимо выполнить горно-капитальные работы на площади отработки.
Проектом определен следующий состав горно-капитальных работ: "вскрышные работы (снятие почвенно-растительного грунта)".
Почвенно-растительный грунт и породы зачистки удаляются совместно и подлежат реализации в связи, с чем отвалы не формируются.
Пунктом 8.3.1 Технического проекта предусмотрено, что удаление почвенно-растительного грунта и пород зачистки предусматривается бульдозером CAT D6R.
Породы зачистки удаляются совместно с почвенно-растительным слоем.
На основании пункта 8.3.2 (подраздел "вскрышные работы", "Отвальное хозяйство") Технического проекта плодородный слой почвы и грунт зачистки предусматривается на реализацию в связи с длительным сроком хранения грунта - 20 лет (ГОСТ 17.4.3.02-85), что соответствует положениям "ГОСТ 17.4.3.02-85 (СТ СЭВ 4471-84). Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ" (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 05.05.1985 N 1294). Указанное обусловлено тем, что по истечении 20 лет плодородный слой почвы и грунт зачистки утрачивают полезные свойства.
Почвенно-растительный слой в настоящее время складирован на территории карьера.
Экспертным заключением Роспотребнадзора от 20.11.2023 проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза складированного слоя почвы, в результате чего установлено, что почва соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (том 4, листы 76-79).
Экспертное заключение предоставлено Министерству в составе проекта рекультивации (в декабре 2023 года).
Фактическое использование лесного участка в целях заготовки древесины и разработки месторождения "Николаевский" (снятие почвенно-растительного грунта на вменяемой площади лесного участка без добычи полезных ископаемых) проводилось Обществом в период с 27.10.2016 по 31.10.2017 (акт ввода карьера в эксплуатацию от 10.03.2017), при наличии согласованного технического проекта, проекта освоения лесов, лесной декларации.
В обоснование иска Министерство ссылается на то, что работы по снятию почвенно-растительного слоя на площади земельного участка общей площадью 101 000 кв. м (10,1 га) произведены Обществом в период 2022-2023 годов в отсутствие поданной в установленном порядке лесной декларации.
Вместе с тем, из материалов дела видно, что в период с сентября 2022 года по ноябрь 2022 года (в период действия сервитута, установленного решением Арбитражного суда Новгородской области от 26.03.2022 по делу N А44-6328/2021, вступившего в законную силу 26.07.2022, с учетом измененного способа исполнения судебного акта определением суда от 31.08.2022), на лесном участке Обществом осуществлена разработка месторождения с добычей полезного ископаемого в объеме 16 910,07 куб. м (с учетом коэффициента разрыхления) на площади 6653,6 кв. м (0,6 га) (указанные обстоятельства подтверждаются справками формы 5-ГР за период 2017-2022, представленными в материалы дела).
Подпунктом "д" пункта 13 договора предусмотрена ответственность арендатора за использование лесного участка без подачи лесной декларации в виде уплаты неустойки в размере 70 000 руб.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 09 ноября 2023 года по делу N А44-5665/2023 установлено, что в 2022 году ответчиком в отсутствие лесной декларации велась добыча песка на месторождении "Николаевский", которая и составила 14,700 куб. м, в связи с чем с Общества в пользу Министерства взыскано 140 000 руб. неустойки.
Добытый песок в заявленном объеме реализован в месте его складирования, но до настоящего момента времени не вывезен по причине отсутствия доступа к лесному участку.
До установления сервитута в рамках дела N А44-6328/2021 с 13.08.2019 по 26.07.2022 и в последующем с 20.12.2022 по настоящее время (после отмены сервитута ввиду отказа Министерства от иска) добыча полезных ископаемых не осуществляется по причине отсутствия доступа к лесному участку по причине блокирования доступа со стороны третьих лиц, что подтверждается судебными актами по делам N А44-5396/2020, N А44-6886/2020, N А44-1573/2021, N А44-2354/2021, N А44-3737/2021, N А44-4333/2021.
Отсутствие лесной декларации, являющейся, по сути, заявлением о начале использования лесного участка для разведки и добычи полезного ископаемого, вопреки доводам апелляционной жалобы, не может указывать на самовольное снятие (повреждение) почвы и наличие в связи с этим убытков, причиненных повреждением напочвенного покрова.
Далее, согласно пункту 9 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434 (далее - Правила N 434) при использовании лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 10 договора аренды N 600/с от 30.09.2016 предусмотрено право ответчика осуществлять на лесном участке в установленном порядке эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Проектом освоения лесов предусмотрено расположение на арендуемом лесном участке объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры "карьер" (раздел 4.1).
Перечень некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.2022 N 999-р (далее - Перечень).
Подпунктом "б" пункта 1 Перечня предусмотрено, что в эксплуатационных лесах в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых допускается размещение строений, сооружений, указанных в абзацах двадцать втором - тридцать девятом подпункта "а" пункта 1 Перечня, где в абзаце тридцать шестом подпункта "а" пункта 1 предусмотрен объект "карьер".
Техническим проектом, а именно пунктом 9 Раздела 1, для работающих на карьере предполагается разместить на промплощадке, в том числе блок-контейнер на полозьях вместимостью 7 человек, площадью 27 кв. м и площадку для временного размещения ПАЗС площадью 42 кв. м (том 3, листы 113-116).
Таким образом, договором аренды, Техническим проектом разработки месторождения, проектом освоения лесов, предусмотрено право ответчика располагать на арендуемом лесном участке объект, не связанный с созданием лесной инфраструктуры "карьер", неотъемлемой частью которого являются объекты, указанные в техническом проекте (заправочная станция, вагончик бытовка).
Согласно схеме горного отвода, на которой указано месторасположение зданий и сооружений от 1 до 10, в том числе 1 - площадка для временного размещения ПАЗС и 7 - вагон-дом на шасси для кратковременного отдыха, последние нанесены на схему около дороги в западной части горного отвода (том 3, лист 148).
Как указано в акте патрулирования лесов от 09.06.2023, объекты некапитального строительства размещены на северо-востоке участка (том 1, листы 29, 41).
Факт размещения спорных объектов в месте, отличном от месторасположения, указанного в Техническом проекте, подтверждается и Обществом не оспаривается.
Вместе с тем, поскольку Техническим проектом предусмотрено размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, их размещение нельзя признать самовольным.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 февраля 2024 года по делу N А44-6479/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6479/2023
Истец: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйство и экологии Новгородской области
Ответчик: ООО "ТСП"
Третье лицо: ГОКУ "Новгородское лесничество", Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд