город Ростов-на-Дону |
|
13 июня 2024 г. |
дело N А32-37159/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
государственного казенного учреждения Краснодарского края "Управление по
обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.04.2024 по делу N А32-37159/2023
по заявлению государственного казенного учреждения Краснодарского края
"Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне"
к департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
об оспаривании постановления о привлечении к административной
ответственности,
при участии:
от государственного казенного учреждения Краснодарского края "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне":
представитель Поздеев О.Г. по доверенности от 12.04.2024,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Краснодарского края "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне" (далее - заявитель, учреждение, ГКУ КК "Управление ПБ, ЧС, и ГО") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее также - заинтересованное лицо, административный орган, департамент) об оспаривании постановления от 29.06.2023 N 23-006/ЮЛ/2 о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 815, 48 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГКУ КК "Управление ПБ, ЧС, и ГО" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней сводятся к тому, что департамент ошибочно утверждает, что цель командировки работника учреждения Демидова СВ. была связана с непосредственным участием в заседаниях Комиссии. По мнению апеллянта, тот факт, что Демидов СВ. не входил в состав Комиссии, сам по себе не может служить доказательством несоответствия цели командировки уставу учреждения и неисполнения Демидовым СВ. служебного поручения в период командировки в г. Сочи. Департамент соответствие цели командировки уставной деятельности учреждения определяет по формальному основанию, в зависимости от того, является учреждение или его работники членами Комиссии или нет. Факт командировки и факт исполнения трудовых обязанностей (служебного поручения) работником Демидовым СВ. подтверждается представленными в ходе проверки документами (приказами директора учреждения, командировочным удостоверением, табелем учета рабочего времени, документами подтверждающими командировочные расходы и др.). В материалах административного дела отсутствуют доказательства неисполнения Демидовым СВ. служебного поручения в период нахождения в командировке в г. Сочи. Апеллянт полагает, что при таких обстоятельствах выплата работнику за период его командировки среднемесячной заработной платы, гарантированной трудовым законодательством, не может считаться нецелевым использованием бюджетных средств. Также апеллянт приводит доводы о том, что фактически учреждение за одно нарушение было привлечено к административной ответственности три раза.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ГКУ Краснодарского края "Управление ПБ, ЧС, и ГО" поддержал занимаемую правовую позицию по рассматриваемому спору.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, на основании приказа департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 16.12.2022 N 116 в отношении ГКУ КК "Управление ПБ, ЧС И ГО" проведено контрольное мероприятие - плановая выездная проверка.
По результатам проверки установлено, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), ГКУ КК "Управление ПБ, ЧС И ГО" допущено нецелевое использование средств бюджета Краснодарского края в 2022 году в сумме 6 263, 30 рублей, выразившееся в неправомерной выплате заработной платы за время нахождения в командировке и за работу в выходные и праздничные дни в период нахождения в командировке, а также оплате страховых взносов в сумме 1 891, 51 рублей.
Результаты проверки оформлены актом плановой выездной проверки от 22.03.2023.
09.06.2023 департаментом в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении N 22-006/ЮЛ/2 по статье 15.14 КоАП РФ (т. 2, л.д. 27-38).
29.06.2023 департаментом в отношении учреждения принято постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 22-006/ЮЛ/2, которым ГКУ КК "Управление ПБ, ЧС И ГО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ (т. 1, л.д. 158-163, т. 2, л.д. 1-7).
Несогласие с принятым постановлением послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.
Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Получатели бюджетных средств определены в статье 6 БК РФ - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Статьей 162 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств признается нецелевым использованием бюджетных средств.
Для определения целевого или нецелевого характера использования бюджетных средств учитываются в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2009 N 3-АД09-3).
В силу требований пункта 2 статьи 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств краевого бюджета, на основании бюджетной сметы.
Статьями 129 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда.
Статьей 6 БК РФ, в частности, определено, что казенное учреждение - это государственное учреждение, оказывающее государственные услуги, выполняющее работы, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает (статья 70 БК РФ):
- оплату труда (денежное довольствие, заработную плату) работников казенных учреждений, командировочные и иные выплаты в соответствии с законодательством РФ;
- закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
- возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении им деятельности.
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает, в частности, следующими бюджетными полномочиями:
- обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Понятие служебной командировки определено статьей 166 ТК РФ - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В соответствии с частью 2 статьи 166 ТК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (далее - Постановление N 749, Положение N 749 соответственно).
Пунктом 3 Постановления N 749 предусмотрено направление работников в командировки на основании письменного решения работодателя для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Как следует из статьи 168 ТК РФ, пункта 11 Положения N 749, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
В соответствии с пунктом 4.2 Коллективного договора учреждения на 2018-2021 годы и Коллективного договора учреждения на 2021-2024 годы, в случае направления в служебную командировку работодатель возмещает работнику в порядке, установленном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.02.2015 N 52 "Об утверждении положения о порядке и размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам государственных учреждений Краснодарского края" (далее - Постановление N 52, Положение N 52 соответственно).
Согласно пункту 1.2 Положения N 52 в случае направления в служебную командировку работодатель возмещает работнику:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Из обстоятельств дела следует, что директором учреждения от 15.06.2020 утверждено Положение о расчетах с подотчетными лицами (далее - Положение о расчетах), предусматривающее возмещение расходов при направлении сотрудников в служебные командировки в соответствии с Постановлением N 749 (пункт 11).
Согласно рабочему плану счетов в проверяемом периоде аналитический учет расчетов с подотчетными лицами учреждения осуществлялся на балансовом счете 208.00 "Расчеты с подотчетными лицами".
Учет денежных обязательств осуществляется на основании авансового отчета по форме 0504505, заявления о предоставлении аванса. Операции по расчетам с подотчетными лицами учитываются в Журнале операций расчетов N 2 (ф. 0504071).
Приказом учреждения от 21.12.2022 N 247-к в город Сочи для обеспечения работы оперативного штаба по обеспечению безопасности, правопорядка и антитеррористической защищенности, готовности сил и средств к ликвидации чрезвычайной ситуации в период массового пребывания людей на объектах горного кластера направлен заместитель начальника отдела гражданской защиты населения Демидов Станислав Вячеславович (с 29.12.2022 по 02.01.2023).
Согласно содержанию вышеуказанного приказа основанием для его издания является "Служебная записка заместителя директора, начальника службы гражданской защиты Виноградова И.А. от 20.12.22022, приказ Министерства от 19.12.2022 и N 224, согласие работника на работу в выходные и праздничные дни".
Приказом Министерства от 19.12.2022 N 224 во исполнение пункта 1.3 протокола заседания комиссии по формированию условий устойчивого развития санаторно - курортного и туристско - рекреационного комплекса по обеспечению готовности туристкой инфраструктуры к приему туристов от 22.11.2022 N 1, утвержден график дежурств государственных гражданских служащих Министерства в целях участия в работе комиссии по формированию условий устойчивого развития санаторно - курортного и туристско - рекреационного комплекса по обеспечению готовности туристкой инфраструктуры в Краснодарском крае к приему туристов и мониторинговых мероприятиях на территории горного кластера города Сочи в период с 30.12.2022 по 08.01.2023.
Комиссия по формированию условий устойчивого развития санаторно - курортного и туристско - рекреационного комплекса по обеспечению готовности туристской инфраструктуры в Краснодарском крае к приему туристов (далее - комиссия) создана постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.07.2022 N 480 (далее - постановление N 480).
Согласно пункту 3 постановления N 480 организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляло Министерство курортов.
Согласно пункту 1.1 Положения о комиссии, утвержденного постановлением N 480, комиссия создана в целях обеспечения согласованных действий исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края и заинтересованными организациями для формирования условий устойчивого развития санаторно - курортного и туристко - рекреационного комплекса по обеспечению готовности туристкой инфраструктуры в Краснодарском краев к приему туристов.
Комиссия является постоянно действующим координационным органом при администрации Краснодарского края (пункт 3 постановления N 480).
Согласно существу и содержанию постановления N 480 уУчреждение, как организация, в состав комиссии не включалось.
Приложением N 1 к постановлению N 480 утвержден состав комиссии, в которую Демидов С.В. не включен.
Согласно пункту 5.15 постановления N 480 решения комиссии, оформляются в виде протоколов, которые подписываются председательствующим на заседании комиссии и секретарем.
Протоколом заседания комиссии от 22.11.2022 N 1 за подписью председателя комиссии Галася И.П. и секретаря Зарицкого М.В. предусмотрена повестка дня:
- О подготовке и проведении зимнего курортного сезона 2022/23 года.
- Об организации работы потребительской сферы в новогодние праздники и в течение зимнего курортного сезона 2022/23 года.
- Об организации транспортного обслуживания и принимаемых мерах по снижению рисков возникновения заторовых ситуаций на автомобильных дорогах в зимнем курортном сезоне 2022/23 года.
- Об обеспечении охраны общественного порядка, безопасности граждан в местах массового отдыха в период новогодних праздников.
- О готовности объектов инфраструктуры муниципальных образованиях в период массового пребывания людей в зимнем курортном сезоне 2022/23 года.
Уставом учреждения, утвержденным приказом Министерства от 18.02.2020 N 32 и согласованным приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 11.02.2020 N 20 (далее - Устав), определена цель создания - для решения задач в области пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на территории Краснодарского края (пункт 2.1 Устава) для достижения которой Учреждение в установленном законодательством порядке осуществляет виды деятельности (предмет деятельности): в области пожарной безопасности, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области гражданской обороны, в области защиты информации выполняет работы по защите сведений, составляющих государственную тайну (пункт 2.2 Устава).
Таким образом, участие в работе указанной комиссии не отнесено к задачам и видам деятельности (предмету деятельности) учреждения ни Уставом, ни законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
В соответствии с приказом Минфина России N 52н Табель (ф. 0504421) применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от нормального использования рабочего времени.
Статьей 112 ТК РФ установлены нерабочие праздничные дни в РФ 1,2,3,4,5,6,8 января - Новогодние каникулы, 7 января - Рождество Христово. В 2021 году 9 и 10 января - выходные дни суббота и воскресенье.
Согласно нормам статей 113, 153 ТК РФ привлечение работников к работе в выходные нерабочие дни производится по письменному распоряжению работодателя и соответствующей оплатой.
В силу статьи 70 БК РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений (оплата труда (заработная плата) командировочные и иные выплаты) сотрудникам Учреждения должно производиться в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 162 БК РФ с учетом требований статьи 28 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, обеспечивая результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Исходя из системного толкования положений статей 70, 161, 162, 306.4 БК РФ, разделов 1 и 2 Устава Учреждения, пункта 3 Постановления Правительства РФ от 13.10.200 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" возмещение командировочных расходов сотрудникам учреждения является целевым расходованием бюджетных средств исключительно при направлении сотрудника в командировку для выполнения служебного задания (участия в мероприятиях), которое соответствует задачам, целям, предметам и видам деятельности Учреждения, а также должностной инструкции сотрудника.
Соответственно, у учреждения отсутствовали правовые основания для оплаты проживания, проезда до города Сочи/Адлер и обратно, выплаты суточных, а также оплаты труда за период нахождения в городе Сочи в декабре 2022 года.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что учреждением за счет бюджетных средств, предусмотренных бюджетной росписью и бюджетной сметой необоснованно произведена оплата труда за работу в командировке и в выходные и праздничные дни работнику, нахождение которого в г. Сочи с 29.12.2022 по 02.01.2023 для служебных целей не подтверждено документально, не отнесено Уставом к задачам и видам деятельности (предмету деятельности) Учреждения.
На основании командировочного удостоверения от 21.12.2022 N 636, решения о командировании на территории Российской Федерации от 21.12.2022 N 299, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку от 21.12.2022 N 247-к, подписанных директором Учреждения Кислициным И.В., заместитель начальника отдела гражданской защиты населения Демидов С.В. направлен в командировку в город Сочи с 29.12.2022 по 02.01.2023 с целью обеспечения работы оперативного штаба по обеспечению безопасности, правопорядка и антитеррористической защищенности, готовности сил и средств к ликвидации чрезвычайной ситуации в период массового пребывания людей на объектах горного кластера.
По авансовому отчету Демидова С.В. от 12.01.2023 N 1 расходы на данную командировку в город Сочи составили 20 932, 80 рублей.
За командировку в город Сочи с 29.12.2022 по 02.01.2023 с целью обеспечения работы оперативного штаба по обеспечению безопасности, правопорядка и антитеррористической защищенности, готовности сил и средств к ликвидации чрезвычайной ситуации в период массового пребывания людей на объектах горного кластера Демидову С.В. начислена следующая заработная плата:
- 2 016, 14 рублей - оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни (1 календарный день) в декабре 2022 года;
- 4 247, 16 рублей - служебная командировка (2 календарных дня) в декабре 2022 года.
Вышеуказанная заработная плата за декабрь 2022 года оплачена в общей сумме 6 263, 30 рублей (в том числе НДФЛ в сумме 814, 00 рублей перечислен платежным поручением от 28.12.2022 N 489291) путем зачисления на его счет, открытый в отделении N 8619 СБЕРБАНКА РОССИИ г. Краснодар, с лицевого счета Учреждения за счет средств, выделенных на содержание по бюджетной смете (КБК 820 0310 0910200590111) платежным поручением от 28.12.2022 N 488827 (согласно реестру от 28.12.2022 N 1199), что привело к излишней уплате страховых взносов в 2022 году в сумме 1 891,50 рубль, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 1 377,92 рублей (платежное поручение от 28.12.2022 N 489037), страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 319,42 рублей (платежное поручение от 28.12.2022 N 489191), страховые взносы на случай временной нетрудоспособности - 181,64 рублей (платежное поручение от 28.12.2022 N 489308, N 488976).
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно согласился с выводами департамента о том, что учреждением в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ допущено нецелевое использование средств бюджета Краснодарского края в 2022 году в сумме 6 263, 30 рублей, выразившееся в неправомерной выплате заработной платы за время нахождения в командировке и за работу в выходные и праздничные дни в период нахождения в командировке, а также оплате страховых взносов в сумме 1891, 51 рублей.
Всего размер средств бюджета, использованных не по целевому назначению, составил 8154, 81 рублей.
Учреждение указывает, что его сотрудник Демидов С.В. фактически осуществлял должностные обязанности в рамках командировки, носящей служебный характер для целей направившего его работодателя; указанный работник должен был находиться по месту оперативного штаба в целях обеспечения работы оперативного штаба по обеспечению безопасности, правопорядка и антитеррористической защищенности, готовности сил и средств к ликвидации ЧС в период массового пребывания людей на объектах горного кластера г. Сочи.
Между тем, судом первой инстанции указанные доводы обоснованно отклонены в связи со следующим.
При служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах, поэтому и связанные с этим командировочные расходы, должны осуществляться именно в интересах работодателя.
Из приказа учреждения от 21.12.2022 следует, что Демидов С.В. направлен в командировку в МО г-к Сочи, цель - целях обеспечения работы оперативного штаба по обеспечению безопасности, правопорядка и антитеррористической защищенности, готовности сил и средств к ликвидации ЧС в период массового пребывания людей на объектах горного кластера г. Сочи.
Согласно существу и содержанию постановления N 480 учреждение, как организация, в состав комиссии не включалось.
Судом установлено, что приложением N 1 к постановлению N 480 утвержден состав комиссии, в которую указанный работник Учреждения не включен. Ни само Учреждение, ни его директор Учреждения также не включены в состав комиссии.
Документы о внесении изменений в персональный состав комиссии отсутствуют. Изменение персонального состава комиссии на основании приказов министерства, писем учреждения или исполнительных органов государственной власти Краснодарского края невозможно. В силу пункта 4.2.1. Инструкции по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.01.2019 N 1) внесение изменений в правовые акты осуществляется правовым актом аналогичного вида).
Основными задачами комиссии являются (раздел 2):
- ежегодное формирование региональных комплексных планов мероприятий по подготовке и проведению в Краснодарском крае летнего и зимнего курортных сезонов.
- обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти Краснодарского края с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления в Краснодарском крае и иными заинтересованными лицами в целях реализации отдельных направлений по развитию санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края.
- разработка предложений по подготовке в установленном порядке нормативных правовых актов Краснодарского края, направленных на создание благоприятных условий для развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края, а также подготовка предложений по внесению в установленном порядке изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации и Краснодарского края в сфере санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса.
- разработка рекомендаций по созданию благоприятных условий для развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края.
Учреждением не предоставлены доказательства осуществления работником учреждения в спорные периоды мероприятий, направленных на решение задач комиссии.
Из пункта 4.2 Положения о комиссии следует, что Комиссия вправе привлекать для участия в своей работе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае, организаций и общественных объединений (по согласованию с их руководителями).
Комиссия также вправе создавать рабочие группы, в том числе постоянно действующие, и определять их состав для разработки и реализации мероприятий, направленных на развитие санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края, а также заслушивать результаты их деятельности на заседаниях комиссии (пункт 4.3).
Вместе с тем, суду не были представлены документы, подтверждающие, что Демидов С.В., входит в состав рабочих групп комиссии.
Основной формой работы комиссии являются заседания, проводимые по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал, в том числе в формате видео-конференц-связи.
Доказательств участия указанного сотрудника в работе комиссии также не представлено.
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2014 N 1613 "О силах и средствах постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края" (далее - Постановление N 1613) утверждено в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Постановление N 794), от 08.11.2013 N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и в целях обеспечения постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края к реагированию на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и выполнения мероприятий (работ) по их ликвидации (далее - Постановление N 1007).
Пунктом 1 Постановления N 1613 утвержден перечень сил постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального уровня, в который включено учреждение.
Однако пунктом 2 Постановления N 1613 руководителям сил и средств постоянной готовности территориальной подсистемы поручено проводить подготовку сил и средств территориальной подсистемы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и программой первоначальной подготовки спасателей Российской Федерации, утвержденной Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных организаций по их подготовке, и ведомственными программами подготовки спасателей.
Этим же пунктом 2 Постановления N 1613 предусмотрено, что основными формами подготовки сил и средств территориальной подсистемы определены командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки, а также сборы, групповые и практические занятия, тренировки.
Пунктом 1 Постановления N 1007 установлено, что к силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся в том числе силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе подразделений пожарной охраны, осуществляющих в пределах своей компетенции защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Кроме того, пунктом 14 Постановления N 794 установлено, что в состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности). Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Решение задач по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности людей на объектах горного кластера г-к Сочи, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как на это указывает заявитель, в число должностных обязанностей указанных работников не входит.
Факт нахождения сотрудника в городе Сочи в связи с исполнением им должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, должностной инструкцией в рамках деятельности Учреждения, в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения.
Сам по себе факт нахождения сотрудника в г. Сочи не может свидетельствовать о том, что расходы по оплате проезда, проживания, выплате суточных и на оплату труда были понесены в связи с исполнением ими должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, должностной инструкцией в рамках деятельности учреждения и в интересах последнего.
Судом первой инстанции при разрешении дела приняты во внимания судебные акты по делу N А32-37161/2023, вступившие в законную силу, между теми же сторонами и в которых предметом правовой оценки являлись аналогичные обстоятельства нецелевого использования средств краевого бюджета.
Материалы дела содержат доказательства нарушения учреждением адресности расходования средств краевого бюджета, им не приняты все меры, направленные на расходование средств субсидии в установленных целях.
На учреждение, как получателя бюджетных средств возложена законодательная обязанность по обеспечению их целевого использования (подпункт 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ).
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: актом выездной проверки, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного 15.14 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, в действиях юридического лица установлен состав административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения учреждения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что учреждение предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина учреждения в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что учреждением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Обстоятельств, исключающих привлечение учреждения к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что фактически учреждение за одно нарушение было привлечено к административной ответственности три раза, подлежат отклонению, поскольку по настоящему делу установлено, что платежные операции по расходованию средств проведены на основании соответствующих платежных поручений, а также документов и принятии к учету расходов от 28.12.2022. По делам, возбужденным на основании протоколов от 09.06.2023 N 23-006/ЮЛ/1, 23-006/ЮЛ/3, эпизоды правонарушений относятся к иным расходно-платежным операциям, чем в рассматриваемом деле.
Исходя из буквального содержания части 5 статьи 4.4 КоАП РФ для ее применения необходимо одновременно наличие следующих условий:
1) нарушения выявлены в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора);
2) выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации.
Совокупность названных условий в рассматриваемом деле отсутствует и не подтверждена имеющимися в деле документальными доказательствами.
Правонарушение, допущенное учреждением, выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Департамент в пределах предоставленной компетенции не осуществляет свою деятельность и не реализует свои полномочия в форме государственного контроля (надзора), что прямо указано в части 4 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации2 (далее - Закон N 248-ФЗ).
В рассматриваемом деле правонарушения были выявлены в рамках государственного финансового контроля, который установлен пунктом 3 статьи 265 БК РФ.
В силу подпункта 8 части 4 статьи 2 Закона N 248-ФЗ положения названного закона не применяются к организации и осуществлению государственного финансового контроля.
Кроме того, понятие "контрольное (надзорное) мероприятие" установлено положениями Закона N 248-ФЗ и не подлежит применению при осуществлении видов контроля, организация и осуществление которых названным законом не регулируются.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с частью 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, которое, в частности, может выражаться в величине, кратной сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению (пункт 8 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ).
Предусмотренный санкцией статьи 15.14 КоАП РФ административный штраф для юридических лиц составляет от 5 до 25% от суммы средств, использованных не по целевому назначению, и рассчитывается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ.
Соответственно, количество протоколов и вынесенных по ним постановлений о назначении административных штрафов фактического влияния на размер данного административного наказания не оказывает, не характеризует его как избыточное.
В этой связи положения Закона N 70-ФЗ в данном случае не могут рассматриваться как улучшающее положения лица.
Аналогичные выводы отражены в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2023 по делу N А32-21302/2022, от 03.05.2023 по делу N А32-21282/2022.
Административный орган при рассмотрении материалов административного дела постановил учреждению штраф в размере 10% от суммы средств краевого бюджета, использованных не по целевому назначению (8 154, 81 руб.), что составило 815, 48 руб.
Вместе с тем, санкция статьи 15.14 КоАП РФ закрепляет, что на юридических лиц размер штрафа устанавливается от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Департаментом определенный штраф в размере 10% от суммы средств краевого бюджета, использованных не по целевому назначению обоснован тем, что наличием обстоятельств, которые в силу положений статьи 4.3 КоАП РФ являются отягчающими административную ответственность.
Установлено, что в отношении юридического лица - ГКУ КК "Управление ПБ, ЧС, и ГО" департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края были вынесены следующие постановления:
от 05.08.2021 N 21-017/ЮЛ/11 по статье 15.14 КоАП РФ о назначении административного наказания в виде штрафа 19 602,96 рублей, постановление вступило в законную силу 19.04.2022, административный штраф юридическим лицом уплачен 27.04.2022;
от 05.08.2021 N 21-017/ЮЛ/13 по статье 15.14 КоАП РФ о назначении административного наказания в виде штрафа 218,39 рублей, постановление вступило в законную силу 21.04.2022, административный штраф юридическим лицом уплачен 27.04.2022;
от 05.08.2021 N 21-017/ЮЛ/14 по статье 15.14 КоАП РФ о назначении административного наказания в виде штрафа 322,35 рублей, постановление вступило в законную силу 23.12.2021, административный штраф юридическим лицом уплачен 28.12.2021;
от 05.08.2021 N 21-017/ЮЛ/16 по статье 15.14 КоАП РФ о назначении административного наказания в виде штрафа 155,89 рублей, постановление вступило в законную силу 21.04.2022, административный штраф юридическим лицом уплачен 27.04.2022.
Указанное обстоятельство - факт совершения административного правонарушения ранее - заявителем не оспаривалось, под сомнение не ставилось, документально им опровергнуто не было; данных доводов поступившее в суд заявление и апелляционная жалоба не содержат.
С учетом вышеизложенного, оснований для применения размера санкции ниже размера, установленного статьей 15.14 КоАП РФ, применительно к положениям Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, апелляционной коллегией не установлено.
Основания для отмены решения суда от 23.04.2024 и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2024 по делу N А32-37159/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37159/2023
Истец: ГКУ КК "Управление ПБ, ЧС И ГО", государственное казенное учреждение Краснодарского края "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне"
Ответчик: Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края