город Ростов-на-Дону |
|
13 июня 2024 г. |
дело N А53-14848/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пролетарскому району Ростовской области: Рыбалка В.Ю. по доверенности от 18.01.2023, удостоверение; Бородина А.В. по доверенности от 06.06.2024 N 1, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пролетарскому району Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.09.2023 по делу N А53-14848/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экоцентр" (ИНН 3444177534, ОГРН 1103444003002)
к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пролетарскому району Ростовской области (ИНН 6128004320, ОГРН 1026101505957)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экоцентр" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением:
- о признании недействительными решений отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пролетарскому району Ростовской области (далее - Отдел) от 29.03.2023 N 2247, N 2248, от 17.04.2023 N 2829, N 2830, N 2831;
- об обязании Отдела устранить допущенные нарушения путём предоставления информации на запрос от 02.03.2023 N 20-2, от 15.03.2023 N 43-3, от 23.03.2023 N 73-3, от 30.03.2023 N 163-3, от 06.04.2023 N 218-4 на бумажном носителе за подписью уполномоченного должностного лица и на электронном носителе.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.09.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Отдел обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на Отдел не возложена обязанность по предоставлению исполнителям коммунальных услуг информации о количестве зарегистрированных граждан в жилых помещениях и их персональных данных.
На МВД России и его территориальные отделы возложена обязанность на размещение в системе ГИС ЖКХ информации о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан в соответствии со ст. 7 Федерального закона N 209-ФЗ.
Указанные сведения могут предоставлять управляющие компании, кооперативы или товарищества на основании положений Правил N 354.
Также Общество может получать информацию из иных источников.
Обязанность предоставлять информацию на CD-R Федеральным законом N 210-ФЗ не установлена.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Отдела поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Общество, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество включено Роскомнадзором в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных за регистрационным номером 30-17-002047 и на основании Приказа от 14.08.2017 N 131.
Обществом посредством курьерской службы доставки "СДЭК" в адрес начальника Отдела были направлены запросы N 20-2 от 02.03.2023, N 43-3 от 15.03.2023, N 73-3 от 23.03.2023, N 163-3 от 30.03.2023, N 218-4 от 06.04.2023 о предоставлении имеющихся в распоряжении территориального отдела органа полиции сведений, составляющих персональные данные собственников ТКО, зарегистрированных в жилых помещениях, расположенных на территории муниципального образования - Пролетарского района Ростовской области, персональных идентификаторах собственников ТКО (серия и номер паспорта гражданина РФ), адресе их жилых помещений, а также о количестве пользователей жилых помещений, с целью корректировки информации, содержащейся в лицевых счетах собственников ТКО для правильного начисления потребителям платы за представленную коммунальную услугу по обращению с ТКО, а также взыскания задолженности за оказанные услуги в судебном порядке в качестве приложения были направлены материальные носители информации (диски CD-R).
Отдел письмами от 29.03.2023 N 2247 и N 2248, от 17.04.2023 N 2829 и N 2831 отказал Обществу в предоставлении испрашиваемой информации, мотивировав тем, что в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ) предоставление сведений о гражданах связано с обработкой персональных данных, которую возможно производить только с их согласия в письменном виде, а также об отсутствии в органе полиции сведений о собственниках жилых помещений.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования Общества, суд правомерно исходили из того, что в спорном случае у Общества, как у регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными расходами, должны быть сведения, позволяющие идентифицировать собственников/нанимателей помещений в многоквартирных домах, а также сведения, необходимые для осуществления обществом своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий публичного договора оказания услуг по вывозу твердых коммунальных расходов, в целях реализации защиты прав и интересов как потребителей в целях комфортного проживания, так и самого общества по вопросу получения платы за оказанные услуги, соответственно, общество имеет право запрашивать и получать сведения, которые являются персональными данными абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством.
Общество вправе было обратиться в Отдел за предоставлением персональных данных потребителей коммунальной услуги в целях и объёме, установленном действующим законодательством для исполнения условий договора на услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Возможность Общества получить у других лиц запрашиваемые сведения о потребителях коммунальной услуги не отменяет его права получить такие сведения у Отдела.
Отклоняя доводы жалобы об исключительном праве органов государственной власти и органов местного самоуправления по получению адресно-справочной информации без согласия субъекта персональных данных, апелляционный суд исходит их того, что Отдел в данном случае не представил доказательств того, что передача персональных данных соответствующей информации без согласия субъектов в целях корректного начисления платы за предоставленные коммунальные услуги, нарушает права последних на конфиденциальность и противоречит целям Федерального закона N 152-ФЗ.
Информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях (в том числе жилых домах) по месту пребывания и по месту жительства граждан в силу пункта 8 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 09- ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N209-ФЗ) размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ).
Состав информации, передаваемой федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции, и его территориальными органами, установлен приказом Минкомсвязи России N 18, приказом Минстроя России N 34/пр от 28.01.2016, передаваемая в ГИС ЖКХ информация формируется на основе обработки сведений, содержащихся в базовом государственном ресурсе регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и государственной системе миграционного учёта.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 17 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах - гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учёта по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 17 Федерального закона N 3-ФЗ информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статьей 3 Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что в целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу. Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу части 7 статьи 17 Федерального закона N 3-ФЗ обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
В силу положений части 8 статьи 9 Федерального закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.
Пункт 5 части 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
При таких обстоятельствах, у Общества, как у регионального оператора по обращению с ТКО, должны быть сведения, позволяющие идентифицировать собственников/нанимателей помещений в многоквартирных домах, а также сведения, необходимые для осуществления Обществом своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий публичного договора оказания услуг по вывозу ТКО, в целях реализации защиты прав и интересов как потребителей в целях комфортного проживания, так и самого общества по вопросу получения платы за оказанные услуги, соответственно, общество имеет право запрашивать и получать сведения, которые являются персональными данными абонентов - физических лиц, в целях и объёме, установленном действующим законодательством. Соответственно, правильным является вывод суда о том, что Общество вправе обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные.
Содержащаяся в ГИС ЖКХ информация относительно спорных жилых домов, указанная в запросе общества, не содержит в себе сведений о ФИО плательщика (собственника, нанимателя) коммунальной услуги по обращению с ТКО, адресе и площади помещения, количестве зарегистрированных и проживающих в жилых помещениях человек.
Довод Отдела о том, что Общество вправе получить данную информацию у управляющих компаний, судом правомерно отклонен, поскольку с указанными потребителями заключены прямые договоры или потребители проживают в частном секторе.
Нормами частей 1 и 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, статей 30 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации императивно закреплена обязанность собственников твердых коммунальных отходов заключать договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с Региональным оператором.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утверждённым Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами").
В силу пункта 148 (1) Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, может быть заключён с исполнителем в письменной форме или путём совершения конклюдентных действий.
Кроме этого, Отделом доказательств обслуживания указанных в запросе адресов управляющей компанией, в материалы дела не представлены.
Таким образом, Отдел обладая запрашиваемой информацией как орган, уполномоченный вести учёт и регистрацию граждан, обязан предоставлять персональные данные по запросу регионального оператора.
Определение Верховного суда Российской Федерации от 24.05.2024 N 309-ЭС23-25340 по делу N А60-51851/2022.
Доводы апелляционной жалобы Отдела, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Отдел освобождён от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.09.2023 по делу N А53-14848/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14848/2023
Истец: ООО "ЭКОЦЕНТР"
Ответчик: ОТДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОЛЕТАРСКОМУ РАЙОНУ