город Воронеж |
|
14 июня 2024 г. |
Дело N А36-2531/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Капишниковой Т.И., Миронцевой Н.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полянской Е.А.,
при участии:
от акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680, далее - АО "Квадра", общество или заявитель):
от Государственной жилищной инспекции Липецкой области (ОГРН 1024840833456, ИНН 4826036760, далее - ГЖИ Липецкой области или административный орган): |
Келейникова Е.Ю. - представитель по доверенности от 28.12.2023 N 935/1207-ДОВ;
Дудов Н.В. - представитель по доверенности от 07.06.2023 N 15, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Квадра-генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 04.12.2023 по делу N А36-2531/2023, принятое по заявлению АО "Квадра-генерирующая компания" к ГЖИ Липецкой области о признании незаконным и отмене постановления от 20.02.2023 N 14 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
АО "Квадра-генерирующая компания" обратилось в арбитражный суд с заявлением к ГЖИ Липецкой области о признании незаконным и отмене постановления от 20.02.2023 N 14 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 04.12.2023 по делу N А36-2531/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Квадра-генерирующая компания" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на недоказанность административным органом вменяемого административного правонарушения.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 22.03.2024, 17.05.2024, 07.06.2024.
Определениями суда апелляционной инстанции Государственной жилищной инспекции Липецкой области предлагалось конкретизировать со ссылками на доказательства (указать лист дела) какие именно несоответствие качества оказания коммунальных услуг были зафиксированы в ходе проверки; какое правило нарушает зафиксированное несоответствие; в чём именно выразилась объективная сторона вменяемого правонарушения; обосновать довод о том, что отключение циркуляционных насосов возвращает систему в её проектное состояние; сослаться на доказательства места производства замера давления в системе по каждому адресу, нормативно обосновать, что показатели давления на вводе в дом отклонялись от нормативных.
АО "Квадра" предлагалось сослаться на доказательства места производства замера давления в системе по каждому адресу.
Во исполнение указаний суда ГЖИ Липецкой области представило дополнительные отзывы от 12.03.2024 N 1-16-09344, от 14.05.2024, возражение на дополнение к апелляционной жалобе, дополнительный отзыв от 06.05.2024,
АО "Квадра" представило возражения на отзыв от 21.03.2024 N ПО-393/2024, дополнение к апелляционной жалобе от 15.05.2024 N ПО-661/2024 с приложением копии актов обследования режима теплопотребления абонентом на 11 л., пояснения по делу от 05.06.2024 N ПО-785/2024, пояснения по делу от 06.06.2024 N ПО-799/2024.
Указанные документы приобщены к материалам дела протокольным определениями от 22.03.2024, 29.03.2024, 17.05.2024, 07.06.2024.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель инспекции возражал против доводов апелляционной жалобы, признавал решение суда законным и обоснованным.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен и постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностными лицами административного органа в пределах предоставленных законом полномочий. Нарушений в указанной части судом апелляционной инстанции не установлено. Также заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Следовательно, порядок привлечения заявителя к административной ответственности соблюден. Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, которые могли бы стать основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, доказательства, полученные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, следует признать относимыми, допустимыми и достоверными.
АО "Квадра" вменяется нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Административным органом по результатам выездной проверки установлено нарушение обществом нормативного уровня поставки коммунальной услуги по отоплению собственникам помещений в МКД по адресу: г.Липецк, ул.Гагарина, д.15, ул.Плеханова, д. 80, ул.Ленина, д.7, а именно: температура теплоносителя на подающем трубопроводе ниже нормативной; обществом не обеспечена циркуляция теплоносителя в системе теплоснабжения МКД за счет перепада давления на подающем и обратном трубопроводах (т. 1 л.д. 9-15, 66-70).
Указанные нарушения нашли свое отражение в акте от 21.12.2022 N 293 и послужили основанием для составления в отношении общества протокола от 23.01.2023 N 14 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
Постановлением от 20.02.2023 N 14 АО "Квадра" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что материалами дела подтверждается факт совершения лицом административного правонарушения. Нарушение произошло по вине лица, у которого имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, но оно не приняло все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований закона. Оснований для признания правонарушения малозначительным не установлено.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; коммунальными услугами признается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Пунктом 4 Правил N 354 установлено, что к коммунальным услугам относится и горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Согласно подпунктам "в", "г", "д" пункта 3 Правил N 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются:
- предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1;
- предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;
- качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 Правил N 354 коммунальная услуга по отоплению - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В силу пунктов 14, 15, 16 приложения N 1 к Правилам N 354 требованиями к качеству услуги по отоплению являются:
- бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода;
- обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C);
- давление во внутридомовой системе отопления: с любыми отопительными приборами - не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв. см) превышающее статическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем.
Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285 утверждена Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения (далее - Типовая инструкция).
Пунктом 2.2 Типовой инструкции установлена обязанность организации, эксплуатирующей тепловые сети, задавать гидравлический и тепловой режимы, включая давления в подающем и обратном трубопроводах, температуру сетевой воды в подающем трубопроводе в зависимости от температуры наружного воздуха.
В пунктах 5.15 - 5.18 Типовой инструкции определен порядок установления циркуляционного режима в магистрали.
В силу пункта 6.7 Типовой инструкции гидравлический режим тепловой сети, оперативная схема, а также настройка автоматики и технологической защиты должны обеспечивать подачу абонентам теплоносителя заданных параметров в расчетных количествах.
Из изложенного следует, что поставщик коммунальной услуги по отоплению должен обеспечить такое давление на подающем и обратном трубопроводах, которое обеспечит полное заполнение системы отопления абонента теплоносителем и циркуляцию теплоносителя.
Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - Правила N115).
Согласно пункту 6.2.58 Правил N 115 для двухтрубных водяных тепловых сетей в основе режима отпуска теплоты предусматривается график центрального качественного регулирования.
При наличии нагрузки горячего водоснабжения минимальная температура воды в подающем трубопроводе сети предусматривается для закрытых систем теплоснабжения не ниже 70 град. С; для открытых систем теплоснабжения горячего водоснабжения не ниже 60 град. С.
Пунктом 9.2.1 Правил N 115 установлено, что отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления, вентиляции, кондиционирования и горячего водоснабжения, должно быть в пределах +/- 3% от установленного температурного графика.
Среднесуточная температура обратной сетевой воды не должна превышать заданную графиком температуру более чем на 5%.
В соответствии с пунктом 6.2.58 Правил N 115 филиалом АО "Квадра" - "Липецкая генерация" разработан и утвержден Температурный график централизованного качественного регулирования отпуска тепла от котельных "Депутатская", "Угловая", "Семашко", согласно которому при температуре наружного воздуха -5?С температура сетевой воды в подающих и обратных магистралях на источниках должна составлять Т1 = +72,0?С, Т2= +49,2?С (т. 1 л.д. 76).
Согласно подпункту "а" пункта 149 Правил N 354 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг
При решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности необходимо установить все элементы состава вменяемого административного правонарушения.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области установления нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективную сторону правонарушения составляет нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами данного правонарушения признаются, в том числе, юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется виной, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
Материалами настоящего дела подтверждается, что поставщиком коммунальной услуги по отоплению спорных МКД является АО "Квадра".
В качестве доказательств наличия в действиях общества объективной стороны вменяемого административного правонарушения ГЖИ Липецкой области ссылается на протокол инструментального обследования от 20.12.2022, согласно которому при включенных циркуляционных насосах температура воздуха в помещениях составляла 21С (т.1 л.д. 73), 23
С (т.1 л.д. 74), 20
С (т.1 л.д. 75); расход теплоносителя составляет 4 002 куб.м/час, 2,7273 куб.м/час, 7,046 куб.м/час.
Вместе с тем, при выключении циркуляционных насосов установленных на обратных трубопроводах тепловых пунктов спорных МКД, теплоноситель в систему отопления МКД не поступает, расход теплоносителя снижается до 0 куб.м/час, 0 куб.м/час. и 3,651 куб.м/час. соответственно, что, по мнению, инспекции, свидетельствует об оказании коммунальной услуги по отоплению в МКД по адресам г. Липецк, ул.Гагарина, д.15, ул.Плеханова, д.80, ул.Ленина, д.7 с нарушением установленных нормативов.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами административного органа.
Так, в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции ГЖИ Липецкой области предлагалось конкретизировать выявленные по результатам проверки нарушения и корреспондирующие данным нарушениям положения Правил.
Во исполнение указаний суда Инспекция пояснила, что в результате приведения системы отопления в проектной состояние, то есть при выключении циркуляционных насосов поставка теплоносителя в МКД не осуществлялась, что свидетельствует о нарушении подпунктов "в", "г", "д" пункта 3, подпункта "е" пункта 4, подпункта "а" пункта 31 Правил N 354, а также пунктов 14-16 раздела VI Приложения N 1 к Правилам.
Вместе с тем, из представленных административным органом в материалы дела доказательств не следует, что Инспекции были зафиксированы факты нарушения требования о предоставлении коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 (п.п. "в" п. 3 Правил N 354, п. 14 раздела VI Приложения N 1 к Правилам), а равно требования об обеспечении нормативной температуры воздуха (п.п. "е" п. 4 Правил N 354, п. 15 раздела VI Приложения N 1 к Правилам). Замеры, релевантные показателям п.п. "в" п.3 и п.п. "е" п.4 Правил N354, инспекцией не производились.
В данной части суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о недоказанности административным органом наличия в действиях общества объективной стороны вменяемого административного правонарушения, выразившейся в нарушении вышеуказанных норм.
В отношении выводов административного органа о нарушении обществом требований о предоставлении коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг, требований о соответствии качества коммунальной услуги Приложению N 1 к Правилам (подпункт "д" пункта 3 Правил N 354), а также требований, предъявляемых к давлению во внутридомовой системе оборудования (п. 16 раздела VI Приложения N 1 к Правилам) суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частями 1, 2, 2.3, 9 статьи 161 ЖК РФ ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме и решение вопросов пользования этим имуществом возложена на управляющую организацию.
Оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, а также объекты, находящиеся на земельном участке, на котором расположен данный дом, предназначенные для обслуживания и эксплуатации данного дома, являются общим имуществом в многоквартирном доме и принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В силу статьи 36 ЖК РФ, пункта 8 Правил N 491 внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Таким образом, по общему правилу, точка поставки энергоресурсов в многоквартирный дом должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы горячего водоснабжения (пункт 5 Правил N 491) с внешними сетями.
Суд апелляционной инстанции предлагал ГЖИ Липецкой области конкретизировать со ссылкой на доказательства место производства замера давления в системе по каждому адресу.
Во исполнение указаний суда Инспекция пояснила, что замеры проводились на границе эксплуатационной ответственности на вводах систем теплоснабжения.
Вместе с тем, из представленных Инспекцией 28.03.2024 в качестве приложения к отзыву фотоматериалов следует, что обследование состояния тепловых узлов и фиксация циркуляционных насосов, осуществлена инспекцией внутри многоквартирных домов, то есть, за границами эксплуатационной ответственности заявителя. Представитель инспекции подтвердил в судебном заседании апелляционной инстанции, что замеры показателей теплоносителя также производились измерительными приборами узлов учёта, расположенными внутри дома.
Из представленных в материалы дела рабочих проектов узлов учета коммерческой энергии видно, что циркуляционные насосы в них не предусмотрены.
Таким образом, эксплуатация системы теплоснабжения в рассматриваемом случае осуществлялась с нарушением заданных проектных условий. При этом отключение циркуляционных насосов (без их демонтажа), предпринятое инспекцией в ходе проверки, не могло привести систему в проектное состояние, так как не исключало влияния дополнительного оборудования на надлежащую подачу теплоносителя.
Вопрос о влиянии изменений в системе теплоснабжения (при отключенных циркуляционных насосах) проверяемых МКД на показатели поставки энергоресурса инспекцией не исследовался. Доказательств обратного административным органом не представлено.
Доказательства совершения акционерным обществом "Квадра-генерирующая компания" действий по изменению системы теплоснабжения МКД в материалы дела не представлены.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции принимаются ссылки общества на акты от 06.12.2022, 10.02.2023, 05.12.2022, 31.10.2023, 21.10.2023, 28.11.2022, 10.01.2024, согласно которым установка циркуляционных насосов была осуществлена управляющей компанией для устранения последствий проглушения подмеса элеваторного узла.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, его публично-правовой характер, в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств дела протокольным определением от 07.06.2024 судом апелляционной инстанции указанные акты приобщены к материалам дела с соблюдением прав сторон на предоставление в отношении дополнительных доказательств, доводов и возражений.
Указанные акты были представлены обществом 16.05.2024 в целях разрешение поставленных судом апелляционной инстанции в определении от 29.03.2024 вопросов о возвращении системы теплоснабжения в её проектное состояние при отключении циркуляционных насосов. ГЖИ Липецкой области о фальсификации представленных доказательств не заявляло.
Согласно части 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дел
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в материалах дела достаточных и достоверных доказательств причинно-следственной связи между несоответствием параметров давления во внутридомовой системе теплоснабжения требованиям пункта 16 приложения N 1 Правил N 354, нарушение пунктов 3, 31 Правил N 354 и действиями акционерного общества "Квадра-генерирующая компания".
Таким образом, в действиях акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ КоАП РФ, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Липецкой области по делу об административном правонарушении от 20.02.2023 N 14.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 04.12.2023 по делу N А36-2531/2023 отменить.
Требования акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Липецкой области по делу об административном правонарушении от 20.02.2023 N 14.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-2531/2023
Истец: ПАО "Квадра-генерирующая компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Липецкой области