город Омск |
|
14 июня 2024 г. |
Дело N А75-16653/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Солодкевич Ю.М., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Губанищевой У.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4434/2024) общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Север" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.03.2024 по делу N А75-16653/2023 (судья Сердюков П.А.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Север" (ОГРН 1157847298894, ИНН 7838042298) к обществу с ограниченной ответственностью "Городок" (ОГРН 1198617014540, ИНН 8601069146) об урегулировании разногласий при заключении дополнительного соглашения к договору,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604),
при участии в судебном заседании представителя:
от общества с ограниченной ответственностью "Городок" - Мачневой Д.А. по доверенности от 17.01.2024,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Север" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Север", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Городок" (далее - ООО "Городок", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения N 6-02 от 27.07.2023 к договору поставки газа N 63-12-64-6798/23 от 01.11.2022, путем утверждения пунктов 2.1.1., 2.2.1., 2.2.2., 2.5. дополнительного соглашения в редакции истца.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.03.2024 исковые требования удовлетворены частично, разногласия сторон, возникшие при заключении дополнительного соглашения N 6-02 от 27.07.2023 к договору поставки газа N 63-12-64-6798/23 от 01.11.2022, урегулированы следующим образом:
Пункт 2.2.1. утвержден в следующей редакции:
"2.2.1. Договорной объем поставки газа в 2023 году составляет:
2. (тыс.м3)
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
||||||||
6,000 |
2,000 |
30,000 |
117,000 |
||||||||
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
2,000 |
2,000 |
2,000 |
1,000 |
1,000 |
0,000 |
10,000 |
10,000 |
10,000 |
32,000 |
42,000 |
43,000 |
3 . (тыс.м3)
|
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
||||||||
|
6,000 |
2,000 |
30,000 |
117,000 |
||||||||
|
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
газ на нужды населения: |
2,000 |
2,000 |
2,000 |
1,000 |
1,000 |
0,000 |
10,000 |
10,000 |
10,000 |
32,000 |
42,000 |
43,000 |
ГРС Ханты-Мансийск |
2,000 |
2,000 |
2,000 |
1,000 |
1,000 |
0,000 |
10,000 |
10,000 |
10,000 |
32,000 |
42,000 |
43,000 |
Среднесуточная норма поставки газа - объем поставки газа по всем точкам подключения, в которых осуществляется отбор газа Покупателем по договору поставки газа, определяемый путем деления месячного объема поставки на количество дней соответствующего месяца поставки. Суточная норма поставки газа - среднесуточная норма поставки газа или объем поставки газа, установленный согласованным сторонами договора поставки газа диспетчерским графиком".
Пункт 2.2.2. утвержден в следующей редакции:
"2.2.2. Классификация точек подключения Покупателя по группам конечных потребителей производится в соответствии с приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 412-э/8 "Об утверждении Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа".
Наименование ГРС/Точка подключения/Объект газопотребления |
Годовой объем поставки газа (тыс.м3) |
Группа конечных потребителей для определения ПССУ и ТТГ |
ГРС Ханты-Мансийск |
155,00 |
|
Точки подключения соответствующие объектам | ||
Газоснабжение жилого дома, г. Ханты-Мансийск, ул. Сирина, 78 (поставка газа в период с 01.01.2023 по 31.12.2023) |
141,00 |
8 |
Газоснабжение жилого дома, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, д. 149 (поставка газа в период с 01.01.2023 по 31.12.2023) |
14,00 |
8 |
Пункт 2.5. утвержден в следующей редакции:
"2.5. Договор транспортировки газа с ГРО от границы газотранспортной системы (далее - ГТС) ООО "НГРС" (далее - Трансгаз) с газопроводами газораспределительной сети ГРО до места передачи газа, указанного в пункте 2.3. Договора, Договора по объекту:
"Газоснабжение жилого дома г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, д. 149 заключает Поставщик".
"Газоснабжение жилого дома г. Ханты-Мансийск, ул. Сирина, д. 78 заключает Поставщик".
Обязательства считаются измененными с 01.07.2023.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя свою позицию, апеллянт приводит следующие доводы: поскольку газ, приобретаемый ответчиком, используется для производства тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) при помощи крышной котельной как для населения, так и для отопления нежилых помещений МКД, используемых в предпринимательских целях, в редакции дополнительного соглашения истцом обоснованно предусмотрена оплата газа по розничным ценам для населения - в отношении жилых помещений, и по ценам для промышленных потребителей - в отношении нежилых помещений; вывод суда о невозможности применения для расчёта за газ, поставленный для приготовления тепловой энергии на отопление нежилых помещений цены, отличной от тарифа, установленного для населения, является необоснованным, противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между ООО "Городок" (покупатель) и ООО "Газпром межрегионгаз Север" заключен договор на поставку газа (коммунального ресурса) для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 01.11.2022 N 63-12-64-6798/23 (далее - договор).
Согласно пункту 2.2.2. договора, объектами газопотребления являются места общего пользования в многоквартирном доме N 149 по ул. Гагарина в г. Ханты-Мансийск (группа население) и нежилые помещения в данном МКД.
Приобретаемый ответчиком газ используется на производство тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) при помощи крышной котельной как для населения, проживающего в МКД, так и для отопления нежилых помещений МКД, используемых в предпринимательских целях.
Договор, заключен со стороны ответчика с протоколом разногласий, на который истцом направлен протокол согласования разногласий, оставленный ответчиком без рассмотрения.
С 01.07.2023 ответчик осуществляет управление многоквартирным домом N 78 по ул. Сирина в г. Ханты-Мансийск на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме от 28.05.2023.
03.07.2023 ответчиком в адрес истца направлено письмо с просьбой заключить дополнительное соглашение к договору на поставку газа в отношении многоквартирного дома N 78 по ул. Сирина в г. Ханты-Мансийск.
28.07.2023 истцом в адрес ответчика направлено письмо (исх. МХ-И/5929/23) с просьбой рассмотреть и подписать дополнительное соглашение к договору, которым вносятся изменения в пункты 2.1.1., 2.2.1., 2.2.2., 2.5. договора (в части нового МКД).
Письмом от 07.08.2023 ответчик отказался от заключения дополнительного соглашения, ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания.
Поскольку стороны не пришли к единой позиции относительно условий пунктов 2.1.1., 2.2.1., 2.2.2., 2.5. дополнительного соглашения, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно пункту 1 статьи 446 ГК РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из пункта 1 статьи 422 ГК РФ следует, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Применительно к рассматриваемому спору апелляционным судом установлено, что разногласия сторон относительно содержания спорных условий дополнительного соглашения касаются необходимости раздельного учета потребления газа по жилым и нежилым помещениям.
Как утверждает истец, при наличии в многоквартирном доме нежилых помещений (офисов, магазинов и т.п.), используемых для целей ведения предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, иного аналогичного назначения помещений, объем газа, расходуемый на эти помещения (том числе для обеспечения теплом, горячим водоснабжением офисов, иных подобных помещений), не является необходимым для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, в силу чего подлежит выделению внутри общего количества газа, подаваемого поставщиком (в том числе для крышной (автономной) котельной), с целью определения стоимости этого объема, исходя из цены газа, установленной нормами действующего законодательства для указанной категории потребителей.
Оценивая указанные доводы истца, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Правоотношения между управляющей компанией и потребителями жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме регулируются Правилами N 354.
Так, начисления в многоквартирном доме при наличии котельной, находящейся в составе общего имущества регулируется пунктом 54 Правил N 354, которыми предусмотрено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42.1 настоящих Правил.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам, за исключением случаев, установленных в абзаце девятом настоящего пункта.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание жилого помещения.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) при наличии в многоквартирном доме прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была предоставлена коммунальная услуга по отоплению, а также индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии в жилых и (или) нежилых помещениях многоквартирного дома определяется за расчетный период в соответствии с формулой 18.1 приложения N 2 к настоящим Правилам, и в случае, если выбран способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, 1 раз в год корректируется в соответствии с формулой 18.3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, как справедливо указывает ответчик, Правила N 354 не предусматривают случаев определения объема потребленного газа в жилых и нежилых помещениях при его использовании для приготовления и предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению с помощью крышной газовой котельной, входящей в состав общего имущества, в связи с чем определить объем газа для отдельного нежилого помещения не представляется возможным.
Помимо указанного, необходимо также учитывать, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" потребителем газа (абонентом газоснабжающей организации) является юридическое или физическое лицо, приобретающее (покупающее) газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
Как разъяснено в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162) прямо различают поставку газа для коммунально-бытовых нужд (например, поставку исполнителю коммунальных услуг для использования в крышной котельной) и поставку газа преобразующим его в иной вид коммунального ресурса ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, к категории население отнесены лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено разделение объема коммунального ресурса в многоквартирном доме в зависимости от категории потребителей (граждане, юридические лица), для начисления платы за ресурс по разным тарифам.
Указанное также следует из пояснений Службы жилищного и строительного надзора Югры, согласно которым на другие коммунальные услуги (электричество, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение) также предусмотрены тарифы как для юридических лиц, так и для физических лиц.
В настоящее время порядок начисления платы за коммунальные услуги ровно как и порядок начисления платы за управление многоквартирным домом (плата за помещение) является одинаковым как для юридических так и для физических лиц.
В Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-газ "Сведения об использовании сетевого (сжиженного) газа", утвержденной постановлением Госкомстата России от 09.10.2000 N 94, в отпуск газа на коммунально-бытовые нужды включается: расход газа на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и другие санитарно-гигиенические нужды жилых, учебных, лечебных, спортивных, торговых, зрелищных зданий, детских учреждений, санаториев, домов отдыха, домов для престарелых и инвалидов, а также нужды других зданий и учреждений коммунально-бытового назначения, осуществляемый от котельных независимо от их мощности и статуса (коммунальные или промышленные).
В соответствии со Стандартом РД 2.5-141-2005, введенным в действие с 18.03.2005 распоряжением открытого акционерного общества "Газпром" от 03.02.2005 N 18, коммунально-бытовым потребителем считается потребитель, использующий газ для коммунально-бытовых нужд (приготовление пищи, подогрев воды для отопления и горячего водоснабжения, производство технического пара).
Таким образом, под коммунально-бытовыми потребителями следует понимать категории потребителей, использующих приобретенный у поставщика газ для коммунально-бытовых потребностей, то есть расходующих газ на выработку и бесперебойное обеспечение тепловой энергией населения и объектов коммунально-бытовой и социальной сферы.
Учитывая вышеприведенные положения, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что, поскольку ответчик приобретает газ с целью производства тепловой энергии для дальнейшего обеспечения потребителей, основную долю которых составляет население и иные коммунально-бытовые потребители, то правовых оснований для дифференциации поставки газа для жилых и нежилых помещений в рассматриваемом случае не имеется.
В связи с этим, урегулировав разногласия сторон и, утвердив условия спорных положений дополнительного соглашения в редакции ответчика, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Соответственно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.03.2024 по делу N А75-16653/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Ю.М. Солодкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-16653/2023
Истец: ООО ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ СЕВЕР
Ответчик: ООО "ГородОк"
Третье лицо: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, Управление Федеральной антимонопольной службы по ХМАО - Югре