г. Самара |
|
13 июня 2024 г. |
А65-36224/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сергеевой Н.В.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционные жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Роспотребнадзор)
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 февраля 2024 года (резолютивная часть от 12 февраля 2024 года) по делу N А65-36224/2023 (судья Абдрафикова Л.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Парамузовой Татьяны Викторовны, г.Нижнекамск,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Роспотребнадзор), г.Казань в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в городе Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Мензелинском районах, г.Набережные Челны (ОГРН 1051622021978, ИНН 1655065057)
о признании незаконным и отмене определения от 01.11.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТрансТехСервис",
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТрансТехСервис",
УСТАНОВИЛ:
Парамузова Татьяна Викторовна обратилась в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Роспотребнадзор), г.Казань в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в городе Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Мензелинском районах, г.Набережные Челны о признании незаконным и отмене определения от 01.11.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТрансТехСервис".
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТрансТехСервис", г. Набережные Челны.
Заявление принято судом к производству и рассмотрено в упрощенном порядке.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан в виде резолютивной части от 12 февраля 2024 года заявление удовлетворено.
Признано незаконным и отменено определение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Роспотребнадзор), г.Казань в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в городе Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Мензелинском районах, г.Набережные Челны (ОГРН 1051622021978, ИНН 1655065057) от 01.11.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТрансТехСервис".
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Роспотребнадзор), г.Казань в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в городе Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Мензелинском районах, г.Набережные Челны обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления Роспотребнадзора поступило письменное обращение заявителя о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 2 ст.14.8 КоАП РФ в отношении Общества по факту навязывания дополнительных услуг.
По результатам рассмотрения обращений заявителя 01.11.2023 Управлением Роспотребнадзора было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст.14.8 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТрансТехСервис", г. Набережные Челны.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Потребителя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу ч.ч. 3 и 4 ст. 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), порядок рассмотрения дел об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений ст. 207 АПК РФ.
В силу ч. 2 ст. 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
В соответствии с ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 113 АПК РФ в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Как следует из материалов дела, заявление о признании незаконным определения от 01.11.2023, полученного заявителем из Управления по почте 28.11.2023, направлено заявителем в суд почтой 05.12.2023, то есть в пределах установленного срока.
В силу ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законными представителями этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Заявитель, являясь лицом, обратившимся в административный орган с указанием на нарушение Банком его прав и законных интересов, наделен в силу ст. 25.2 КоАП РФ правами потерпевшего.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в частности, сообщения и заявления физических и юридических лиц.
В силу ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении и при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в частности:
- отсутствие события административного правонарушения (п. 1 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Следовательно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, которое согласно ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ должно быть мотивированным, требует проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 2315-О).
В силу ч. 1 ст. 23.49 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 14.5, 14.8 КоАП РФ.
Установлено, что оспариваемое определение вынесено уполномоченным должностным лицом административного органа.
Из материалов дела следует, что 21.02.2023 между Парамузовой Т.В. и ООО "УК "Транстехсервис" заключен договор купли-продажи автомобиля, дополнительное соглашение к этому договору. При заключении договора купли-продажи автомобиля потребителем также заключены 21.02.2023 с ООО "Драйв Клик Банк" целевой кредитный договор в соответствии со ст. 819 ГК РФ для оплаты части приобретаемого транспортного средства.
При заключении договора часть кредитных денежных средств в размере 150 000 руб. были использованы для оплаты договора "Privilege NEW 00513" N 0051303358 с ООО "Прогресс".
Как указывает заявитель, возможности получить кредитные средства без заключения договора с этим лицом у нее не было.
Согласно п. 2.1 договора купли-продажи цена транспортного средства установлена в размере 1 658 000,00 рублей.
В пункте 2.1.А, 2.2. Договора купли-продажи указывается, что Покупателю предоставляется скидка на автомобиль по Договору в размере 130 000 рублей. Стоимость автомобиля с учетом скидки составляет 1 528 000 рублей. В договоре купли-продажи указывается только информация о наличии скидки и ее размере, информация об условиях её предоставления не содержится. Условия предоставления скидки раскрываются в дополнительном соглашении.
Данная скидка предоставляется при соблюдении покупателем определенных условий, а именно, заключение Покупателем договора на приобретение товара и/или услуги (п. 2 дополнительного соглашения):
Заключение договора с ООО "Прогресс".
Заключение кредитного договора с ООО "Драйв Клик Банк"
Более того, указанная скидка аннулируется в случае реализации потребителем права на односторонний отказ от договора (ст. 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"). И потребитель обязан доплатить ООО "Управляющая компания "ТрансТехСервис" сумму аннулированной скидки.
Таким образом, цена автомобиля была изменена уже после её согласования в договоре купли-продажи. В результате этого ООО "Управляющая компания "ТрансТехСервис" ввело потребителя в заблуждение относительно цены автомобиля, что имеет существенное значение для потребителя.
С целью проведения проверки договора на предмет включения условий, ущемляющих права потребителя, и привлечения ООО "Управляющая компания "ТрансТехСервис" при наличии оснований к административной ответственности 26.05.2023 г. Заявитель обратился в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан.
Определением от 13.06.2023 Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) в городе Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Мензелинском районах (Н. Челнинский ТО) отказал в возбуждении административного дела в отношении ООО "Управляющая компания "ТрансТехСервис".
Не согласившись с указанным определением, ненормативный акт обжалован в Арбитражном суде Республики Татарстан (Дело А65-17530/2023). Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.08.2023 определение Роспотребнадзора признано незаконным и отменено. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023 решение Арбитражного суда Республики Татарстан оставлено без изменения.
Повторно рассмотрев жалобу, 01.11.2023 Ответчик вновь вынес определение об отказе в возбуждении административного дела в отношении ООО "Управляющая компания "ТрансТехСервис", ссылаясь на то, что документы, приложенные к обращению (договор купли-продажи автомобиля N р4230043537 от 21.02.2023, дополнительное соглашение к договору купли-продажи автомобиля N р4230043537 от 21.02.2023, заключенные с ООО "УК "Транстехсервис") не могут быть использованы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении, поскольку получены вне рамок процессуальных требований КоАП РФ.
С учетом изложенного, ответчик отказал в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении третьего лица за отсутствием события правонарушения.
Как верно отмечено судом первой инстанции, указанное административным органом основание для отказа в возбуждении дел об административном правонарушении является необоснованным.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора регулируются Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон о потребительском кредите).
В соответствии с пунктом 15 части 9 статьи 5 Закона о потребительском кредите индивидуальные условия договора потребительского кредита согласовываются кредитором и заемщиком индивидуально и включают в себя следующие условия, в частности, услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату и необходимые для заключения договора потребительского кредита (при наличии), их цена или порядок ее определения (при наличии), а также подтверждение согласия заемщика на их оказание.
Согласно части 2 статьи 7 Закона о потребительском кредите если при предоставлении потребительского кредита (займа) заемщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, оказываемые кредитором и (или) третьими лицами, включая страхование жизни и (или) здоровья заемщика в пользу кредитора, а также иного страхового интереса заемщика, должно быть оформлено заявление о предоставлении потребительского кредита (займа) по установленной кредитором форме, содержащее согласие заемщика на оказание ему таких услуг, в том числе на заключение иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа). Кредитор в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) обязан указать стоимость предлагаемой за отдельную плату дополнительной услуги кредитора.
В силу п. 1 ст. 16 Закона N 2300-1 недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.
Согласно части 1 статьи 14.7 КоАП РФ административную ответственность влечет обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет административную ответственность. Частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей.
При таких обстоятельствах, вывод ответчика в оспариваемом определении об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, является преждевременным и необоснованным.
В случае если приложенных к жалобе документов недостаточно для установления обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, административный орган может и должен установить указанные обстоятельства в рамках возбужденного дела об административном правонарушении в ходе проведения административного расследования.
То обстоятельство, на которое ссылается Управление в оспариваемом определении и в отзыве на заявление, а именно на препятствия в выявлении факта совершения третьим лицом административного правонарушения в связи с невозможностью получения административным органом дополнительных доказательств, свидетельствует об уклонении ответчика от рассмотрения обращения потребителя по существу, проведения процессуальных действий по истребованию необходимых сведений у второй стороны Договора, что влечет признание оспариваемого определения незаконным.
Отсутствие в оспариваемом определении анализа условий Договора исключает возможность их анализа судом, поскольку суд не вправе подменять административный орган, на которого обязанность рассмотрения обращений потребителей возложена законом.
На основании изложенного, судом обоснованно удовлетворено требование заявителя.
В рассматриваемом случае суд оценил обстоятельства конкретного дела и сделал правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований по изложенным выше мотивам, повода не согласиться с установленными обстоятельствами и выводом суда, у апелляционной инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными.
Сведений и оснований, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании ч. 4 ст. 208 АПК РФ, ч. 4 ст. 30.1 и ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности (определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) не уплачивается.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 февраля 2024 года (резолютивная часть от 12 февраля 2024 года) по делу N А65-36224/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-36224/2023
Истец: Парамузова Татьяна Викторовна, г.Казань, Парамузова Татьяна Викторовна, г.Нижнекамск
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в городе Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Мензелинском районах, г.Набережные Челны
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "Управляющая компания ТрансТехСервис", г.Набережные Челны, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ