13 июня 2024 г. |
дело N А83-18260/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.06.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Баукиной Е.А., судей: Зарубина А.В., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Енокян В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Жилищно-эксплуатационная контора N 1" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.03.2024,
принятое по исковому заявлению Инспекции по жилищному надзору Республики Крым (ОГРН - 1149102018691, ИНН - 9102012996; ул. Павленко, д. 18, г. Симферополь, Республика Крым, 295006)
к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Жилищно-эксплуатационная контора N 1" (ОГРН - 1159102049182, ИНН - 9108106320; ул. Галерейная, д. 20, г. Феодосия, Республика Крым, 298100)
о понуждении к совершению определенных действий,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция по жилищному надзору Республики Крым (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Жилищно-эксплуатационная контора N 1" (далее - МУП "ЖЭК N 1") с иском о понуждении МУП "ЖЭК N 1" исполнить в полном объеме и надлежащим образом предписание от 03.03.2023 N 22.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.03.2024 суд обязал МУП "ЖЭК N 1" в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня вступления судебного акта в законную силу исполнить полном объеме и надлежащим образом предписание от 03.03.2023 N 22 путем проведения мероприятий в отношении многоквартирного дома N 19/6 по адресу: ул. Земская, г. Феодосия Республики Крым, а именно: выполнить работы по устранению всех присутствующих очаговых разрушений штукатурно-отделочного слоя на разных уровнях внешних стен со всех сторон фасада здания; восстановить работоспособность системы пожаротушения и дымоудаления.
Не согласившись с решением суда от 12.03.2024, МУП "ЖЭК N 1" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Апеллянт указывает, что при заключении договора на оказание услуг по управлению многоквартирным домом (МКД), содержанию и техническому обслуживанию общего имущества МКД от 12.05.2015 собственники помещений или Совет многоквартирного дома обязаны определить финансирование капитального и/или текущего ремонта. Сметой расходов на услуги и работы по управлению и содержанию МКД в 2019 году собственники и наниматели не приняли решение о включении расходов на виды работ, указанные в предписании от 03.03.2023 N 22, в тариф. Судом не был решен спорный вопрос, фасаду МКД необходим текущий ремонт или капитальный. Текущий ремонт - это профилактические работы, направленные на предотвращение преждевременного износа фасада, в устранении неисправностей или замене отдельных элементов фасада. Это точечные работы выполняются УК по заявке жителей на основании результатов сезонного осмотра общего имущества. Соответствующие заявления от собственников МКД не поступали.суд не отразил: что конкретно нарушено по фасаду МКД, указанных в пункте 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.213 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Постановление N 290). Капитальный ремонт МКД по регламентной программе предусмотрен в 2028 году; при 90% оплате взносов собственников на капитальный ремонт, капремонт может проведен ранее. В связи с отсутствием финансирования, а также ежегодного перерасхода средств, начиная с 2019 по дому, расположенному по адресу: ул. Земская, 19/6, г. Феодосия, перерасход на момент исполнения предписания, т.е. на 01.05.2023 составлял 486981,5 руб., выполнение работ, указанных в пункте 1 предписания от 23.03.2023 N 22 не возможно. Пункт 2 предписания: восстановить работоспособность системы пожаротушения и дымоудаления не обоснован, так как сделан на основании письма директора КП ЖЭК-2 от 14.01.2005 (протокол осмотра от 03.03.2023). Сведения в 2005 года не могут подтверждать о неработающей системе пожаротушения и дымоудаления. Работы по восстановлению системы пожаротушения проводились, система находится в рабочем состоянии, а разукомплектование - отсутствие рукавов произошло по вине неизвестных лиц. Инспектор Маркинов К.А., проводящий проверку, не обладает специальными познаниями о работе системы пожаротушения. Проведение проверок пожарной безопасности и работы системы пожаротушения, дымоудаления проводится МЧС - Государственный пожарный надзор и аттестованный государственный инспектор.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024 апелляционная жалоба принята к производству.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция возразила против её удовлетворения, указала, что работы, указанные в предписании Инспекции от 03.03.2023 N 22, не относятся к капитальному ремонту. Замечаний по вывяленным нарушениям на момент их фиксации, МУП "ЖЭК N 1" не имело. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги должны выполняться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу о необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Все указанные в предписании работы входят в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О (далее - Постановление N 290), выполняются по мере возникновения необходимости вне зависимости от наличия средств и наличия отдельного решения (согласия) на их проведение собственников помещений в многоквартирном доме.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 13.06.2024 представителей не направили.
До начала судебного заседания от МУП "ЖЭК N 1" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
В Аппарат Совета министров Республики Крым поступило коллективное обращение жильцов многоквартирного дома N 19/6 по адресу: ул. Земская в г. Феодосия Республики Крым от 22.02.2023 N К-10/999/2, в котором жильцы указали, что МУП "ЖЭК N1" уклоняется от выполнения обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в частности: нерабочее состояние одного из двух имеющихся лифтов; разукомплектование противопожарной системы и системы вентиляции; разрушение фасада дома; отсутствие проектно-технической документации; самозахват нежилых помещений в доме.
С целью проверки фактов, изложенных в поступившем на рассмотрение Инспекции обращении, на основании мотивированного представления от 02.03.2023 N 02-20/149 и в соответствии с решением от 02.03.2023 N 21 в отношении МУП "ЖЭК N 1" Инспекцией проведено контрольное (надзорное) мероприятие в виде инспекционного визита.
Контрольное (надзорное) мероприятие проводилось в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), положением о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Республике Крым", утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 10.03.2022 N 129 (далее - Положение N 129).
Решение о проведении проверки контрольного (надзорного) мероприятия в виде инспекционного визита получено 03.03.2023 и.о. главного инженера МУП "ЖЭК N 1" Слюсарь Л.Д. под роспись.
В ходе проведении контрольного (надзорного) мероприятия Инспекция установила.
МУП "ЖЭК N 1" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в соответствии с лицензией от 14.04.2015 N 15, выданной Инспекцией.
Согласно данным реестра лицензий Республики Крым и Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства МУП "ЖЭК N 1" осуществляет управление многоквартирным домом N19/6 по адресу: по ул. Земская в г. Феодосия Республики Крым (далее - МКД).
Инспекционный визит 03.03.2023 проводился государственным жилищным инспектором Республики Крым в присутствии представителя МУП "ЖЭК N 1" Слюсарь Л.Д. и заявителя Колпаковой В.П.
Проведен осмотр МКД N 19/6 по адресу: ул. Земская в г. Феодосия Республики Крым, в ходе которого выявлены следующие нарушения:
- очаговые разрушения штукатурно-окрасочного слоя фасада МКД:
- один из лифтов МКД находится в нерабочем состоянии;
- отсутствует техническая документация на МКД;
- система пожаротушения и вентиляционная система МКД разукомплектованы, договора на обслуживание и ремонт указанных систем не представлены.
По результатам проверки составлен акт от 03.03.2023 N 19 и вынесено предписание от 03.03.2023 N 22, в котором МУП "ЖЭК N1" предписано в срок до 12.05.2023 выполнить следующие мероприятия:
- осуществить работы по устранению всех присутствующих очаговых разрушений штукатурно-отделочного слоя на разных уровнях внешних стен со всех сторон фасада здания многоквартирного дома N 19/6 по адресу: ул. Земской в г. Феодосия;
- восстановить работоспособность системы пожаротушения и дымоудаления многоквартирного дома N 19/6 по адресу: ул. Земской в г. Феодосия.
Акт проверки от 03.03.2023 N 19 и предписание от 03.03.2023 N 22 направлены в МУП "ЖЭК N1" электронной почтой, а также письмом от 06.03.2023 N 02-05/788 (РПО N 29500080529712). Согласно отчету об отслеживании почтового отправления РПО N 29500080529712 получено адресатом 09.03.2023.
В установленный предписанием срок (до 12.05.2023) и на день подачи искового заявления (10.07.2023), МУП "ЖЭК N 1" в Инспекцию не представило информацию об исполнении предписания от 03.03.2023 N 22.
Поскольку предписание Инспекции от 03.03.2023 N 22 в полном объёме не исполнено, Инспекция обратилась в суд с настоящим иском к МУП "ЖЭК N1".
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Положением об Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 173 (далее - Положение N 173), Инспекция является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Республики Крым.
Пунктом 6 части 12 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о понуждении к исполнению предписания.
Согласно пункту 4.8 Положения N 173, Инспекция имеет право обращаться в установленном законодательством порядке в судебные и правоохранительные органы в целях защиты своих прав, а также пресечения нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, обеспечения сохранности жилищного фонда независимо от форм собственности и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Таким образом, ответчик как лицо, осуществляющее деятельность по управлению многоквартирным домом, обязано содержать общее имущество в многоквартирном доме в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а так же в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности:
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Постановлением N 290 установлен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, в том числе:
Пункт 9. Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов:
- выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков:
- выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках:
- при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Пункт 15. Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов:
- техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем;
- контроль и обеспечение исправного состояния систем автоматического дымоудаления;
- при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 все текущие неотложные, обязательные работы и услуги должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений МКД. Управляющие организации в этих отношениях выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве основной предпринимательской деятельности. Данные работы носят текущий характер и должны выполняться по мере возникновения необходимости.
Довод апеллента, что работы, указанные в предписании от 03.03.2023 N 22 носят характер капитального ремонта и не могут быть выполнены, в том числе ввиду отсутствия финансирования, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В перечне видов работ, относящихся к капитальному ремонту (часть 1 статьи 166 ЖК РФ, статья 8 Закона Республики Крым от 19.12.2014 N 48-ЗРК/2014 "О некоторых вопросах в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым") отсутствуют виды работ, указанные в предписании Инспекции от 03.03.2023 N 22.
В предписании содержатся работы по текущему ремонту (очаговые разрушения штукатурно-отделочного слоя на разных уровнях внешних стен со всех сторон фасада здания); восстановить работоспособность системы пожаротушения и дымоудаления (указанная система разукомплектована)).
Поскольку лицензионными требованиями при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает, в том числе, и соблюдение части 2 статьи 162 ЖК РФ, а также Минимального перечня, закрепленного в Постановлении N 290, проверка соблюдения требований перечисленных нормативных правовых актов входит в сферу лицензионного контроля за осуществлением деятельности по управлению многоквартирными домами, а нарушение данных норм права в силу прямого указания закона является нарушением лицензионных требований, которые могут быть выявлены в ходе мероприятий лицензионного контроля.
Данный вывод соответствует правовой позиции, приведенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 N 307-АД16-13243.
Содержащиеся в предписании Инспекции от 03.03.2023 N 22 формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, которые должно совершить МУП "ЖЭК N1".
Предписание Инспекции 03.03.2023 N 22 со сроком исполнения 12.05.2023 МУП "ЖЭК N1" в установленном законом порядке не обжаловало, но на дату подачи Инспекцией искового заявления (10.07.2023) не исполнено.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 АПК РФ, а также положений статей 65, 66 АПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
Апеллянт в порядке статьи 65 АПК РФ не представил доказательств наличия объективных причин, не позволявших МУП "ЖЭК N 1" исполнить предписание от 03.03.2023 N 22 в добровольном порядке, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска Инспекции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.03.2024 по делу N А83-18260/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Жилищно-эксплуатационная контора N 1" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-18260/2023
Истец: ИНСПЕКЦИЯ ПО ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ФЕОДОСИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ КОНТОРА N1"