город Ростов-на-Дону |
|
14 июня 2024 г. |
дело N А32-40587/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мельситовой И.Н.,
судей Абраменко Р.А.,Т.Р. Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Чекуновой А.Т.,
при участии:
от истца: представитель Кинд Г.А. по доверенности от 30.10.2023,
директор Сиваков Н.Ю., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Научно-исследовательский институт - краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского"
Министерства здравоохранения Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.04.2024 по делу N А32-40587/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Отал"
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Научно-исследовательский институт - краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" Министерства здравоохранения Краснодарского края,
при участии третьих лиц: акционерного общества "Амтео-М", Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю,
о взыскании задолженности и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Отал" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Научно-исследовательский институт - краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - ответчик, учреждение, больница) об обязании принять товар, поставленный по договору поставки от 17.12.2021 N 0318200065621000699 и подписать акт приема-передачи; взыскании задолженности по договору поставки от 17.12.2021 N 0318200065621000699 в размере 108297 руб., неустойки за период с 28.01.2022 по 15.07.2022 в размере 7625,91 руб., неустойки за период с 16.07.2022 по дату фактического исполнения решения суда по настоящему делу.
Решением суда от 16.04.2024 требования в части обязания принять товар и подписать акт приема-передачи, взыскании задолженности удовлетворены в полном объёме, размер неустойки уменьшен.
Учреждение обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило его отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объёме.
В обоснование жалобы ответчик приводит следующие доводы:
- характеристики объёкта закупки сформированы с учётом потребностей заказчика, указание дополнительных параметров не противоречит законодательству и является правом заказчика, следовательно, истец, согласившись с условиями участия в конкурсе, обязан поставить товар, соответствующий описанию в спецификации;
- истцом поставлен товар, не соответствующий требованиям контракта, что подтверждено проведенной по делу экспертизой, а также с просрочкой, следовательно, основания для оплаты товара отсутствуют;
- контракт расторгнут в одностороннем порядке, общество включено в реестр недобросовестных поставщиков, обязательства истцом исполнены ненадлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица АО "Амтео-М" и УФАС по Краснодарскому краю явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом,
Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (поставщик) и ответчиком (покупатель) заключен договор N 0318200065621000699 от 17.12.2021 (далее - договор), по условиям которого поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные договором, осуществить поставку медицинских изделий (Кассета для гистологической обработки/хранения тканей) (далее - медицинские изделия, товар) в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к договору) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные договором, принять и оплатить поставленные медицинские изделия (пункт 1.1. договора).
Договор заключен по результатам электронного аукциона, проведенного в рамках федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ). (по извещению N0318200065621000699).
Приложением N 1 к договору описаны количественные, качественные, технические (функциональные) характеристики медицинских изделий.
В соответствии с п. 5.1. договора поставка медицинских изделий осуществляется поставщиком в место доставки в соответствии и на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 договора. Поставщик производит поставку медицинских изделий: 2021 год - в течение 5 рабочих дней с даты заключения договора.
Пунктом 8.2. договора установлено, что оплата по договору осуществляется заказчиком после представления поставщиком документов, предусмотренных пунктом 5.2. договора, а также документов на оплату и исполнения обязательств поставщиком по поставке медицинских изделий. Оплата производится по безналичному расчету, срок расчета не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Цена договора составила 108297 руб.
28.12.2021 во исполнение принятых на себя обязательств по договору истец поставил в адрес ответчика товар на сумму 108297 руб., однако от его получения ответчик отказался, о чем составлен акт об установленном расхождении по качеству при приемке товарно-материальных ценностей N 01 от 10.01.2022 (далее - акт).
В обоснование отказа заказчик указал следующие несоответствия характеристик товара: расхождения с данными, указанными в спецификации - приложении N 1 к договору.
Согласно вышеуказанному акту выявлены следующие расхождения:
- требования ответчика - внутренние размеры 30,8х26,6х5, тогда как у товара 33,6х26х5;
- требования - основание кассеты имеет отверстий 56 шт., тогда как у товара 52 шт.;
- требования - дополнительные отверстия уменьшенного размера со стороны крепления крышки 10 шт., тогда как у товара 8 шт.;
- требования - материал полиоксиметилен, тогда как у товара полимерацеталя-коцеталь К900.
Указанные медицинские изделия помещены ответчиком на ответственное хранение
19.05.2022 истец направил в адрес ответчика досудебную претензию о необходимости принять товар, а также произвести оплату по контракту.
11.08.2022 ответчиком опубликована в ЕИС информация об одностороннем расторжении контракта, а также представлены сведения в антимонопольный орган для включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с иском по настоящему делу.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Кодекса).
Отношения сторон, возникшие из спорного контракта, регулируются общими положениями и нормами главы 30 Кодекса, а также Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 525 Кодекса поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 Кодекса).
В части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования (пункт 5).
Согласно части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1).
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N 145).
Согласно пункту 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
На основании части 8 статьи 95 Закон N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу пункта 1 статьи 450 Кодекса изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 450.1 Кодекса предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару.
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (подпункт "б" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
В рамках заключенного между сторонами по делу контракта объектом закупки являлась кассета для гистологической обработки/хранения тканей, которая относится к позиции КТРУ, установленной в извещении -32.50.50.000-00000540.
В целях выявления технических характеристик судом первой инстанции назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам АНО "Судебный эксперт" Кравцову Д.В. и Зотовой А.А., на разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
- Соответствуют ли поставленные по контракту гистологические кассеты "КГ-01-1" (цвет: белый, 500 шт. в упаковке), страна производства Россия, производитель АО "АМТЕО М" условиям, содержащимся в приложении N 1 - Спецификации - Приложению N 1 к договору поставки от 17.12.2021 N0318200065621000699?
- Отвечают ли гистологические кассеты производства АО "АМТЕО М" требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации и иным нормативным актам?
- Влияют ли различия дополнительных характеристик, по которым установлены различия актом ГБУЗ НИИ-ККБ N 1 N 01 от 10.01.2022 (внутренние размеры, основание кассеты, дополнительные отверстия со стороны крепления, материал), двух исследуемых объектов на функциональные характеристики изделия и качество проводки в них гистологического материала?
В заключении от 30.10.2023 N 487/23 эксперты сделали следующие выводы.
Представленные на исследование гистологические кассеты не соответствуют условиям, содержащимся в приложении N 1 - Спецификации - к договору поставки от 17/12/2021 N 0318200065621000699.
В соответствии с приказом от 24.03.2016 N 179н "О правилах проведения патологоанатомических исследований" МЗ РФ данные гистологические кассеты производства АО "АМТЕО М" соответствуют требованиям работы с ними в патолого-анатомической лаборатории.
Различия дополнительных характеристик, по которым установлены различия актом ГБУЗ НИИ-ККБ N 1 от 10.01.2022 (внутренние размеры, основание кассеты, дополнительные отверстия со стороны крепления, материал), двух исследуемых объектов на функциональные характеристики изделия и качество проводки в них гистологического материала не влияют.
Оценив представленные доказательства, руководствуясь указанными положениями закона, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик необоснованно отказал в приемке поставленных истцом медицинских изделий, так как характеристики, несоответствие которым выявлено ответчиком в ходе приемки, на функциональные характеристики изделия и качество проводки в них гистологического материала не влияют, гистологические кассеты производства АО "АМТЕО М" соответствуют требованиям работы с ними в патолого-анатомической лаборатории.
При таких обстоятельствах суд указал, что действия ответчика по отказу в приемке и последующему расторжению контракта в одностороннем порядке являются незаконными, и удовлетворил исковые требования в полном объёме.
Апелляционная коллегия не может согласится с данными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Пунктом 1 статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Согласно пункту 1 статья 470 Гражданского кодекса Российской Федерации товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 Гражданского кодекса Российской Федерации, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
В соответствии с п. 3.1.1. спорного контакта поставщик обязан поставить медицинские изделия в строгом соответствии с условиями договора в полном объёме, надлежащего качества и в установленные сроки.
Проверка товара на соответствие условиям договора осуществляется на стадии приемки товара (раздел 6 договора).
В соответствии с п. 6.1. договора приемка поставленных медицинских изделий осуществляется в ходе передачи медицинских изделий заказчику в месте доставки и включает в себя следующее:
а) проверку по упаковочным листам номенклатуры поставленных медицинских изделий на соответствие Спецификации и техническим показателям приложение N 1 к Договору);
б) проверку полноты и правильности оформления комплекта сопроводительных документов в соответствии с условиями Договора;
в) контроль наличия/отсутствия внешних повреждений оригинальной упаковки медицинских изделий;
г) проверку наличия необходимых документов (копий документов) на медицинские изделия: регистрационных удостоверений, деклараций соответствия (при наличии) или сертификатов соответствия (при наличии) на медицинские изделия;
д) проверку наличия технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинских изделий на русском языке;
е) проверку комплектности и целостности поставленных медицинских изделий.
Ответчиком в ходе приёмочной процедуры выявлены признаки нарушений условий договора. В ходе проверки выявлены иные технические характеристики поставляемого товара, которые не соответствовали характеристикам товара, указанным в спецификации к договору.
Как отмечалось выше, 23.11.2021 ответчиком путём проведения аукциона в электронной форме в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона: Поставка медицинских изделий (кассета для гистологической обработки/хранения тканей).
Верховным Судом Российской Федерации в определении от 10.04.2019 N 301-ЭС19-4478 по делу N А38-2827/2018 сформулирован правовой подход, согласно которому заказчик, устанавливая требования к характеристикам товара, определяет потребности с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки конкретных расходных материалов для нужд учреждения, в связи с чем требования заказчика к объекту закупки носят объективный характер.
Апелляционный суд отмечает, что в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
На основании пункта 4 Правил N 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" настоящих Правил. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога (пункт 5 Правил N 145).
Объектом закупки является кассета для гистологической обработки/хранения тканей, которая относится к позиции КТРУ, установленной в извещении -32.50.50.000-00000540.
Дата включения позиции в каталог - 31.01.2019.
Дата начала обязательного применения позиции каталога - 05.01.2020.
Согласно указанному КТРУ, характеристики, обязательные для применения:
Длина отверстия 5 Миллиметр
Количество в упаковке до 500
Крышка Отрывная
Ширина отверстия >0.9 и < 1 Миллиметр
Реализуя свое право на установление дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, заказчик установил и надлежащим образом обосновал каждую из дополнительных характеристик (в том числе внутренние размеры, размер, отверстия).
Правила использования каталога не устанавливают требований к форме и содержанию указанного обоснования, в связи с чем оно составляется заказчиком самостоятельно.
Так таблица в описании объекта закупки (а именно 9 столбец) содержит раздел: "обоснование необходимости использования дополнительных характеристик".
Таким образом, формируя дополнительные требования к характеристикам товара, описание объекта закупки, заказчик руководствовался существующей потребностью с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки конкретных расходных материалов для нужд учреждения.
Характеристики, включенные в описание объекта закупки обосновываются в связи с потребностью заказчика и установлены с целью удовлетворения потребностей заказчика в медицинском изделии, позволяющем обеспечить бесперебойную работу учреждения для обеспечения оптимальных результатов лечения, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи медицинские организации осуществляют свою деятельность в целях реализации принципа приоритета интересов пациента.
Учитывая, что кассеты для гистологической обработки/хранения тканей находятся в свободном обращении на российском рынке, и электронный аукцион объявлен на поставку товара, а не на его производство, в данном электронном аукционе могло участвовать неограниченное количество поставщиков, способных предложить к поставке препарат с требуемыми характеристиками. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников закупки.
Соответственно, описание объекта закупки сформулировано с учетом необходимости конечного результата - обеспечения лечебного учреждения необходимыми изделиями.
Вопреки позиции истца, поддержанной судом первой инстанции, апелляционный суд полагает, что нарушение поставщиком указанных заказчиком характеристик объектов закупки свидетельствует о поставке товара не соответствующего условиям контракта.
Позиция общества об обратном признается судом апелляционной инстанции ошибочной.
Учреждение обоснованно указывает, что гистологические кассеты предназначены для удержания образцов тканей, подлежащих гистологическому исследованию в процессе проводки и заливки, создания парафинового блока, обработки, встраивания, секционирования и хранения материала в специализированных лабораториях и центрах, больницах и научно-исследовательских учреждениях.
Гистологическому исследованию подлежат любые ткани, получаемые при диагностических или лечебных манипуляциях (операциях): эндоскопические биопсии пункционные, толстоигольные биопсии, трепанобиопсии, аспирационные биопсии, инцизионные биопсии, операционные биопсии, операционный материал, соскобы, самопроизвольно отделившиеся фрагменты тканей, ткани, полученные при родах и абортах.
Для проводки ткани следует выбирать соответствующий тип кассет, чтобы избегать дополнительной деформации, сдавления или утраты образцов. Во время проводки фрагменты ткани сжимаются и могут продавливаться через слишком большие отверстия кассеты в растворы для проводки или в другую кассету. Не следует исходить из принципа "один размер кассет подходит для любых образцов".
Для проводки тканей следует выбирать соответствующий тип кассет, чтобы избегать множество артефактов и ошибок при гистологическом исследовании. Пренебрежение этим в ряде случаев, может стать причиной диагностических ошибок.
Качество кассет определяется несколькими параметрами:
* замок на кассете должен хорошо открываться и закрываться, слабый замок на кассете может привести к ее открытию в процессе обработки и к утрате фрагмента;
* отверстия в кассете должны быть в большем количестве для лучшего проникновения растворов при проведении материала по формалину, воде, спирту, ксилолу, парафину;
* отверстия должны быть определенного размера в зависимости от материала: биопсийного или операционного;
Заказчик, являясь медицинским учреждением, при составлении описания объекта закупки действовал исходя из целей своей уставной деятельности, направленной на охрану жизни и здоровья пациентов и оказания медицинской помощи.
Согласно п. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Таким образом, в договор включена информация о медицинском изделии и его характеристиках, согласно заявке ООО "ОТАЛ" на участие в электронном аукционе с предложением наиболее низкой цены договора 108297,00 рублей, впоследствии признанной победителем, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0318200065621000699 от 06.12.2021.
Закон N 44-ФЗ предусматривает возможность подачи запроса на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, в случае возникновения вопросов к ее отдельным пунктам.
Так же Закон N 44-ФЗ предусматривает возможность подачи участником закупки жалобы на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке.
Согласно сведениям с официального сайта https://www.rts-tender.ru/, запрос о даче разъяснений не поступал, жалоба не направлялась.
Кроме того, в силу части 5 статьи 43 Закона N 44-ФЗ подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика и подавая соответствующую заявку, истец выражал безусловное согласие со всеми условиями заказчика.
При таких обстоятельствах, подписав договор, истец согласился со всеми включенными в него условиями, в том числе относительно требований к дополнительным характеристикам, которые являются для заказчика значимыми.
В соответствии со ст. 309, 310, 450.1 Граждаанского кодекса Российской Федерации и ст. 95 Закона N 44-ФЗ и пункта 11.6 контракта заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта
Кроме того, пунктом 3.1.6. договора предусмотрено, что поставщик обязан своими силами и за свой счет устранять допущенные недостатки при поставке медицинских изделий и оказании услуг.
10.01.2022 в адрес истца направлен вышеуказанный акт о несоответствии товара. Так же акт направлен по электронной почте, указанной в заключенном договоре -ooo.otal2015@gmail.com.
В адрес истца направлено требование N 93-01.2 от 17.02.2012 с просьбой произвести поставку товара соответствующего условиям заключенного договора.
Однако требования учреждения не исполнены.
Таким образом, основанием для одностороннего расторжения договора послужило то обстоятельство, что ООО "Отал" доставил в адрес ответчика товар с иными характеристиками, не соответствующими условиям договора (спецификации к нему), а также не устранил допущенные нарушения в разумный срок, а также нарушил срок поставки товара.
Позиция ответчика подтверждается письмом Минфина России от 20.10.2017 N 24-02-08/70126.
Как следует из положений Закона о контрактной системе, заказчик имеет право детализировать предмет закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Законодательством не предусмотрены нормы, ограничивающие право заказчика описывать предмет закупки теми или иными характеристиками.
В соответствии с п. 5.1. договора поставка медицинских изделий осуществляется поставщиком в место доставки в соответствии и на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 договора. Поставщик производит поставку медицинских изделий: 2021 год - в течение 5 рабочих дней с даты заключения договора, т.е. до 24.12.2021.
Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, товар доставлен поставщиком в учреждение 28.12.2021, с нарушением срока поставки.
Пунктом 7.13. договора, стороны договорились, что нарушениями существенных условий применительно к настоящему договору являются в том числе:
1) несоответствие медицинских изделий требованиям договора;
7) нарушение срока (сроков) поставки.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.6. договора предусмотрено, что заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора, если в ходе исполнения договора установлено, что поставщик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям.
Кроме того, в соответствии со статьёй 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при выявлении вышеуказанных фактов, что сделано ответчиком в соответствии с порядком, установленным законодательством.
Заказчиком принято решение о расторжении договора на основании части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, так как в ходе исполнения договора установлено, что поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке требованиям к поставляемому товару и поставщик представил недостоверную информацию о соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
Более того, подтверждением вывода ответчика о том, что истец в момент участия в электронном аукционе представил недостоверную информацию о соответствии поставляемого товара требованиям установленным извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке, что позволило ему стать победителем определения поставщика, является то, что истец не опровергает, что доставленный товар не соответствует условиям договора и спецификации к нему.
Указанное решение об одностороннем отказе от исполнения договора вступило в силу 09.08.2022, опубликовано на сайте 22.08.2022.
Приемка ответчиком товара, несоответствующего по своим характеристикам условиям договора недопустима, поскольку нарушает требования действующего законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, односторонний отказ заказчика от сделки является правомерным.
Согласно статье 104 Закона N 44-ФЗ сведения об истце внесены в реестр недобросовестных поставщиков.
Включение общества УФАС в реестр недобросовестных поставщиков оспорено поставщиком в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 01.11.2022.
Таким образом, требования общества об оплате товара по контракту, от приемки которого учреждение правомерно отказалось, а также неустойки за нарушение сроков оплаты, при установленном факте просрочки самого поставщика и расторжении контракта, является незаконным.
Кроме того, требования истца об обязании принять товар также не подлежат удовлетворению, поскольку из материалов дела следует, что товар находится на ответственном хранении у учреждения, о препятствиях для вывоза товара истцом не заявлено; при расторгнутом контракте отсутствуют правовые основания для приемки товара.
С учетом изложенного, у судебной коллегии имеются основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, отмены решения суда и принятия нового судебного акт об отказе в иске на основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2024 по делу N А32-40587/2022 отменить, в иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Мельситова |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40587/2022
Истец: АНО "Судебный эксперт", АО Амтео, ООО ОТАЛ
Ответчик: ГБУЗ "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ - КРАЕВАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА N 1 ИМЕНИ ПРОФЕССОРА С.В.ОЧАПОВСКОГО" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: АО "Амтео М", Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС ПО КК