г. Красноярск |
|
14 июня 2024 г. |
Дело N А33-29923/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" июня 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Белан Н.Н., Бутиной И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Таракановой О.М.,
при участии: от истца (Министерства лесного хозяйства Красноярского края) - Свежаковой В.И., представителя по доверенности от 17.01.2024 N 86-0415, от ответчика (индивидуального предпринимателя Процайло Светланы Алексеевны) - Горовенко А.Н., представителя по доверенности от 05.12.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Процайло Светланы Алексеевны
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "21" февраля 2024 года по делу N А33-29923/2023,
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Процайло Светлане Алексеевне (ИНН 246300655828, ОГРН 312246830500183, далее - ответчик) о взыскании:
- задолженности по арендной плате по договору в федеральный бюджет по сроку уплаты 15.04.2023,15.05.2023 15.06.2023,15.07.2023 в размере 690 589 рублей 13 копеек;
- задолженности по арендной плате по договору в краевой бюджет по сроку уплаты 15.04.2023, 15.05.2023, 15.06.2023, 15.07.2023, в размере 1 381 178 рублей 23 копеек;
- задолженности пени в краевой бюджет за период с 17.01.2023 по 25.07.2023 в размере 129 792 рублей 04 копеек.
В связи со сменой наименования истцом по делу является министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21.02.2024 судом удовлетворены исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что задолженность по арендной плате необходимо исчислять исходя из ежегодного объема заготовки древесины, тогда как истцом к взысканию предъявлена арендная плата, исчисленная в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", исходя из ежегодного объема древесины, который ответчик может заготовить на лесном участке.
Истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против удовлетворения жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные письменно, с учётом дополнений к жалобе и отзыву.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
Между министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодателем) и ответчиком (арендатором) заключен договор аренды лесного участка от 13.12.2016 N 737-3, согласно пункту 1 которого, по договору арендодатель на основании протокола о результатах аукциона на заключение договора аренды лесного участка от 25.11.2016 N 3 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора.
Пунктом 2 договора установлено, что лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 11083,0000 га (уточненная площадь по результатам проведенного межевания 110834496 кв. м) защитных и эксплуатационных лесов; местоположение: лесной участок, расположенный: Красноярский край, Каратузский район, Каратузское лесничество, Червизюльское участковое лесничество в кварталах:
N N 26, 30, 43, 45-48, 63, 64, 67, является частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:00:0000000:5817, учетный номер части 1, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-03508-2016-02-3324-1.
Пунктом 3 договора, границы лесного участка определены в кадастровом паспорте, а также указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренной приложением N 1 к договору. Характеристики лесного участка на день заключения договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в приложении N 2 к договору.
Пунктом 4 договора, установлено, что арендатору передается лесной участок в целях использования лесов для заготовки древесины. Ежегодный объем заготовки древесины приводится в приложении N 3 к договору. Объем использования лесов в год вступления договора в силу и в год прекращения действия договора устанавливается с учетом периода действия договора в указанные годы (пункт 5 договора).
Согласно пункту 6 договора, арендная плата по договору составляет 2 060 889 рублей в год, в том числе вносимая в федеральный бюджет - 686 964 рубля в год. Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы. Расчет арендной платы для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, приводится в приложении N 4 к договору. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 8 договора установлено, что арендатор вносит арендную плату в порядке, предусмотренном приложением N 5 к договору. В первый и последний год действия настоящего договора арендная плата начисляется исходя из фактического количества дней аренды, годового размера арендной платы и количества дней в году. До наступления очередного срока платежа арендатор имеет право внести сумму, превышающую платеж, установленный приложением N 5 к договору. В случае отсутствия задолженности разница между указанными платежами зачисляется арендодателем в счет будущих платежей арендатора.
Между министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодателем) и ответчиком (арендатором) подписано дополнительное соглашение от 29.10.2020 N 1 к договору аренды лесного участка от 13.12.2016 N 737-3, согласно которому пункту 6 договора изложить в следующей редакции: "6. Ежегодная арендная плата составляет 5 971 068 рублей. Приложение N 2 изложить в редакции согласно приложению N 1 к соглашению. Приложение N 3 изложено в редакции согласно приложению N 2 к соглашению. Приложение N 4 изложено в редакции согласно приложению N 3 к соглашению. Приложение N 5 изложено в редакции согласно приложению N 4 к соглашению. Приложение N 6 изложено в редакции согласно приложению N 5 к соглашению. Дополнен приложением N 7 в редакции согласно приложению N 6 к соглашению.
За период с 15.04.2023 по 15.07.2023 у ответчика образовалась задолженность: в федеральный бюджет в размере 761 759 рублей 18 копеек; в краевой бюджет 1 523 518 рублей 34 копейки; что следует из представленного истцом расчета.
При рассмотрении дела ответчиком признана и оплачена задолженность в части: 71 170 рублей 05 копеек в федеральный бюджет; 142 340 рублей 11 копеек в краевой бюджет.
Согласно уточненному расчету, у ответчика образовалась задолженность в федеральный бюджет в размере 690 589 рублей 13 копеек; в краевой бюджет 1 381 178 рублей 23 копейки.
Подпунктом "а" пункта 14 договора установлено, что за нарушение арендатором сроков внесения арендной платы, предусмотренных приложением N 5 к договору, - 0,1 процента от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки. Начисление неустойки производится начиная со дня, следующего за днем истечения срока платежа, и до дня внесения просроченного платежа в полном объеме;
За несвоевременную оплату арендной платы истец начислил 129 792 рубля 04 копейки пени за период с 17.01.2023 по 25.07.2023 в краевой бюджет.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору аренды послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Истец обосновал свою позицию тем, что размер арендной платы определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) с учетом лесотаксового района, породы, разряда такс и категории крупности древесины (крупная, средняя, мелкая, дровяная). Однако, в формуле, приведенной в отзыве ответчика, данное требование не учтено, что не соответствует требованиям Постановления N 310, соответственно приведенный расчет не обоснован и не подлежит применению.
Ответчик в возражениях указал, что учитывая положения пункта 5 договора аренды, всего арендная плата в бюджеты двух уровней за фактически заготовленный объем древесины равный 4 430 по отчету за 2023 год составила 1 899 370 рублей 62 копейки. Оплата за использование арендованного лесного участка в 2023 году составила 1 685 860 рублей 46 копеек, из которых: в федеральный бюджет - 561 953 рубля 49 копеек; в краевой бюджет - 1 123 906 рублей 97 копеек. Таким образом, с ответчика за периоды начисления 15.04.2023, 15.05.2023, 15.06.2023, 15.07.2023 подлежат взысканию денежные средства в размере 213 510 рублей 16 копеек, из которых: в федеральный бюджет - 71 170 рублей 05 копеек, в краевой бюджет - 142 340 рублей 11 копеек, которые ответчик признает в качестве частичного признания настоящего иска. Указанная задолженность в настоящий момент ответчиком погашена (платежные поручения прилагаются). Позиция ответчика подтверждена судебной практикой по вопросу исчисления арендных платежей за фактический объем заготовки древесины (например, гражданское дело N А26-7523/2014, А56-107107/2020).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта наличия задолженности по внесению арендной платы, соответственно, обоснованности заявленных требований.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Истцом заявлены требования о взыскании арендной платы за время действия договора, исчисленной исходя из его условий, в то время как ответчик полагает, что размер платы должен быть пересмотрен исходя из фактического количества выбранной древесины и того факта, что после расторжения договора добрать недостающий объем уже невозможно.
То есть спор вытекает из договора аренды лесного участка и разного понимания сторонами его условий.
В соответствии с частью 9 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Кодекса.
Из части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
Агентство лесной отрасли Красноярского края присоединено к министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края на основании постановления Правительства Красноярского края от 23.10.2013 N 550-п "Об органах исполнительной власти".
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц в реестр 10.01.2014 внесена запись о прекращении деятельности агентства лесной отрасли Красноярского края в связи с реорганизацией в форме присоединения.
В силу пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Исходя из положений статьей 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, к министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края перешли права и обязанности агентства лесной отрасли Красноярского края по договору.
С учетом изменений, внесенных Указом Губернатора Красноярского от 13.07.2016 N 139-уг "О внесении изменения в Указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 N 224-уг "О структуре органов исполнительной власти Красноярского края", структура органов исполнительной власти Красноярского края дополнена Министерством лесного хозяйства Красноярского края.
В силу абзацев 1 и 2 распоряжения Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р, принято решение создать министерство лесного хозяйства Красноярского края, передав ему полномочия министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений, установить, что министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в пределах полномочий в области лесных отношений.
Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п утверждено Положение о министерстве лесного хозяйства Красноярского края (далее - положение).
Согласно пункту 1.1 положения, министерство лесного хозяйства Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим, в том числе, оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области лесных отношений, в сфере образования (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края). Согласно пункту 3.3 положения к компетенции министерства лесного хозяйства Красноярского края относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц 03.08.2016 внесена запись о создании юридического лица - министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952).
Таким образом, лицом, наделенным полномочиями по администрированию платы за пользование участками лесного фонда на территории Красноярского края, является министерство лесного хозяйства Красноярского края.
В связи со сменой наименования истцом по делу является министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
Таким образом, истец имеет право на обращение с иском.
По существу требований апеллционный суд приходит к следующим выводам.
Между министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 13.12.2016 N 737-3.
Согласно пункту 6 договора, арендная плата по договору составляет 2 060 889 рублей в год, в том числе вносимая в федеральный бюджет - 686 964 рубля в год. Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы. Расчет арендной платы для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, приводится в приложении N 4 к настоящему Договору. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Между министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодатель) и ответчиком (арендатор) подписано дополнительное соглашение от 29.10.2020 N 1 к договору аренды лесного участка от 13.12.2016 N 737-3, согласно которому пункту 6 договора изложить в следующей редакции: "6. Ежегодная арендная плата составляет 5 971 068 руб. Приложение N 2 изложить в редакции согласно приложению N 1 к соглашению. Приложение N 3 изложено в редакции согласно приложению N 2 к соглашению. Приложение N 4 изложено в редакции согласно приложению N 3 к соглашению. Приложение N 5 изложено в редакции согласно приложению N 4 к соглашению. Приложение N 6 изложено в редакции согласно приложению N 5 к соглашению. Дополнен приложением N 7 в редакции согласно приложению N 6 к соглашению.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2).
Факт передачи истцом лесного участка по договору ответчику во временное пользование подтвержден актами приема-передачи, ответчиком не оспаривается.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Из части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" сказано, что при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Способ определения арендной платы зафиксирован сторонами в договоре - арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы.
В соответствии с названной статьёй, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи (часть 1). При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2). При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4).
Таким образом, указанная норма устанавливает формулу, по которой определяется размер арендной платы.
Однако ни в указанной статье, ни в иных нормах Лесного кодекса РФ нет правил о том, что данная формула может корректироваться в зависимости от фактического использования сданного в аренду имущества.
Такой подход противоречил бы общему смыслу гражданского законодательства.
Из статей 614, 622, 655 ГК РФ следует, что обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - во внесении платежей за пользование этим имуществом с момента получения имущества в аренду по акту приема-передачи и прекращается после возврата имущества также по акту приема-передачи, вне зависимости от прекращения срока действия договора (пункт 38 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой").
По смыслу положений ст. ст. 611, 622 ГК РФ обязанность по внесению арендной платы существует у арендатора в течение всего периода использования арендованного имущества с момента передачи такого имущества арендодателем и прекращается с момента возврата предмета аренды арендодателю, причем при аренде недвижимого имущества такой возврат оформляется составлением двустороннего акта (ст. 655 ГК РФ).
Из анализа приведенных норм следует, что договор аренды носит взаимный характер, риск невозможности использования арендованного имущества в соответствии с условиями договора и назначением этого имущества лежит на арендодателе. Если невозможность использования имущества возникла по причине, за которую арендатор не отвечает, то он не обязан вносить арендную плату. Общее регулирование, содержащееся в статьи 328 ГК РФ применительно ко всем встречным обязательствам, специально оговорено в пункте 4 статьи 614 ГК РФ, согласно которому, если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились. Но в данном случае такие обстоятельства отсутствуют - в этом состоит отличие настоящей ситуации от судебной практики, приведённой ответчиком (в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.04.2024 N Ф04-791/2023 по делу N А03-6162/2022 в связи с изменениями объёмов рубки были внесены изменения в лесную декларацию, что есть имели место изменения существенных условий договора; в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2024 N 08АП-13698/2023 по делу N А70-10658/2023 суд азфиксировал невозможность использования переданного имущества; в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 02.11.2007 по делу N А29-8690/2006-2Э зафиксировано существенное обстоятельство - изменение сторонами расчетного лесопользования в плане рубок или при лесоустройстве). В отсутствие же таких обстоятельств суды исходят из того, что размер арендной платы не зависит от фактического использования лесных ресурсов; арендатор обязан вносить арендные платежи за установленный годовой объем использования лесов, то есть как за фактически изъятый, так и за недоосвоенный объем древесины (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу N А56-107107/2020 - Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.10.2021 N Ф07-13168/2021 данное постановление оставлено без изменения).
Из пункта 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" вытекает, что неиспользование арендатором арендованного имущества в период действия договора не освобождает его от обязанности оплатить арендную плату за этот период ("досрочное освобождение арендуемого помещения (до прекращения в установленном порядке действия договора аренды) не является основанием прекращения обязательства арендатора по внесению арендной платы").
По сути доводы ответчика в данном деле сводятся к тому, что он не в полной мере использовал то имущество, которое было передано ему в аренду (не в полном объёме произвёл вырубку леса). Однако ни нормативных, ни теоретических оснований для пересмотра в таком случае размера арендной платы нет. В отличии от договора купли-продажи леса, в настоящем случае оплата начисляется не за отобранный объем, а за размер арендованного имущества.
Соответственно, доводы заявителя о том, что задолженность по арендной плате необходимо исчислять исходя из ежегодного объема заготовки древесины, тогда как истцом к взысканию предъявлена арендная плата, исчисленная в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", исходя из ежегодного объема древесины, который ответчик может заготовить на лесном участке, отклоняется коллегией судей как основанный на неверном толковании норм материального права.
Пунктом 8 договора от 13.12.2016 N 737-3 установлено, что арендатор вносит арендную плату в порядке, предусмотренном приложением N 5 к настоящему договору. В первый и последний год действия настоящего договора арендная плата начисляется исходя из фактического количества дней аренды, годового размера арендной платы и количества дней в году.
Ответчик необоснованно ссылался на необходимость расчета арендной платы исходя не из количества дней аренды, а исходя из объема фактической заготовки древесины.
По расчету истца за период с 15.04.2023 по 15.07.2023 у ответчика образовалась задолженность в федеральный бюджет в размере 761 759 рублей 18 копеек; в краевой бюджет 1 523 518 рублей 34 копейки.
Материалами дела подтверждается, что при рассмотрении дела ответчиком признана и оплачена задолженность в части 71 170 рублей 05 копеек в федеральный бюджет; 142 340 рублей 11 копеек в краевой бюджет.
Согласно уточненному расчету истца у ответчика образовалась задолженность в федеральный бюджет в размере 690 589 рублей 13 копеек; в краевой бюджет 1 381 178 рублей 23 копеек.
Соответственно, размер задолженности рассчитан истцом в соответствии с условиями договора и действующим законодательством, подтвержден материалами дела.
Повторно проверив указанный расчет, апелляционный суд признает его арифметически верным и соответствующим действующему законодательству.
С учетом изложенного, требования истца о взыскании основного долга в федеральный бюджет в размере 690 589 рублей 13 копеек, в краевой бюджет в размере 1 381 178 рублей 23 копеек обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Кроме того, за несвоевременную оплату арендной платы истец начислил 129 792 рубля 04 копейки пени за период с 17.01.2023 по 25.07.2023 в краевой бюджет.
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Подпунктом "а" пункта 14 договора установлено, что за нарушение арендатором сроков внесения арендной платы, предусмотренных приложением N 5 к договору, - 0,1 процента от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки. Начисление неустойки производится начиная со дня, следующего за днем истечения срока платежа, и до дня внесения просроченного платежа в полном объеме;
Проверив расчет истца по начислению пени за просрочку внесения арендных платежей суд первой инстанции пришел к выводу, что размер задолженности, период просрочки и примененная ставка неустойки соответствуют условиям договора и фактическим обстоятельствам, установленным судом.
Повторно проверив указанный расчет пени, апелляционный суд признает его арифметически верным и соответствующим действующему законодательству.
Материалами дела подтвержден факт просрочки исполнения обязательств по внесению арендных платежей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" февраля 2024 года по делу N А33-29923/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-29923/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: Процайло Светлана Алексеевна