г. Ессентуки |
|
14 июня 2024 г. |
Дело N А61-214/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2024 по делу N А61-214/2024, принятое по заявлению акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1516608274, ОГРН 1051500502646) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Тандер" Кондакова Е.М. (доверенность от 21.02.2024), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Роспотребнадзор, управление, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 12.12.2023 N 1659 о привлечении АО "Тандер" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением суда от 20.12.2023 заявление общества удовлетворено. Суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае имеются неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, которые в соответствии с положениями части 4 статьи 1.5 КоАП РФ толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, что исключает привлечение АО "Тандер" к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Роспотребнадзором подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявление общества. Доводы подателя жалобы сводятся к законности оспариваемого постановления о привлечении АО "Тандер" к административной ответственности.
От управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АО "Тандер" полагал, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм действующего законодательства.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя лица, участвующего в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2024 по делу N А61-214/2024 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.09.2023 управлением вынесено решение N 189 о проведении в отношении АО "Тандер" плановой выездной проверки, в том числе по следующим адресам: г. Владикавказ, ул. Весенняя, 12, Гипермаркет "Магнит"; г. Владикавказ, ул. Шмулевича, 16; г. Владикавказ, ул. Иристонская, 44а; г. Владикавказ, проспект Коста, 40 (л.д.71).
Согласно решению при проведении проверки совершаются следующие контрольные (надзорные) действия:
- пункт 9 - осмотр, истребование документов, отбор проб (образцов), экспертиза, инструментальное обследование (л.д. 72);
- пункт 11 - проверочные листы (список контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований) (л.д. 73).
По результатам проверки был составлен акт от 20.10.2023 N 189, в котором на стр.5 отражено одно из выявленных нарушений: в торговых залах магазинов "Магнит" отсутствует информация для потребителей о пищевых продуктах, реализуемых в развес (замороженные пельмени, хинкали, креветки и др.) - нарушение пункта 8.1 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" и пункт 13 статьи 17 ТР ТС021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (л.д. 52).
03.11.2023 Роспотребнадзор в лице заместителя начальника отдела санитарного надзора Кулаева А.М. в отсутствие представителя общества был составлен протокол об административном правонарушении. В протоколе об административном правонарушении от 03.11.2023 содержится следующая информация:
- 19.09.2023 в 12:00 в ходе плановой выездной проверки (по адресам: г. Владикавказ, ул. Весенняя, 12, Гипермаркет "Магнит"; г. Владикавказ, ул. Шмулевича, 16; г. Владикавказ, ул. Иристонская, 44а; г. Владикавказ, проспект Коста, 40) выявлены нарушения:
- в торговых залах магазинов "Магнит" отсутствует информация для потребителей о пищевых продуктах, реализуемых в развес (замороженные пельмени, хинкали, креветки и др.), что является нарушением пункта 13 статьи 17 ТР ТС021/2011 "О безопасности пищевой продукции", за что предусмотрена ответственность по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ (л.д. 64-65).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении руководителем управления вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1659 от 12.12.2023, согласно которому АО "Тандер" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Примечанием к данной статье установлено, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в названной статье, статье 14.46.2 и 14.47 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона N 184-ФЗ содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) предусмотрено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Обязательные требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования, к которым относятся пищевая продукция, а также связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, установлены Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ТР ТС 021/2011 объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются пищевая продукция и связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Согласно статье 4 ТР ТС 021/2011 безопасность пищевой продукции - состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения; выпуск в обращение пищевой продукции - купля-продажа и иные способы передачи пищевой продукции на таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера.
На основании части 1 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Частью 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем. В случае если осуществляется реализация пищевой продукции, не упакованной в потребительскую упаковку, или часть информации о которой размещена на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя (часть 13 статьи 17 ТР ТС 021/2011).
Нарушение требований вышеназванных норм образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 14.43 КоАП РФ характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец товара.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии вины (необходимого элемента состава правонарушения) в деянии лица, привлекаемого к административной ответственности, подлежат обязательному установлению до завершения административного производства и должны быть указаны административным органом в постановлении по делу об административном правонарушении в силу пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Однако, из материалов дела не следует, что при вынесении оспариваемого постановления был исследован вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения.
В протоколе об административном правонарушении от 03.11.2023 содержится, что 19.09.2023 в 12:00 в ходе плановой выездной проверки (по адресам: г. Владикавказ, ул. Весенняя, 12, Гипермаркет "Магнит"; г. Владикавказ, ул. Шмулевича, 16; г. Владикавказ, ул. Иристонская, 44а; г. Владикавказ, проспект Коста, 40) выявлены нарушения: а именно: в торговых залах магазинов "Магнит" отсутствует информация для потребителей о пищевых продуктах, реализуемых в развес (замороженные пельмени, хинкали, креветки и др.), что является нарушением пункта 13 статьи 17 ТР ТС021/2011 "О безопасности пищевой продукции", за что предусмотрена ответственность по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ (л.д.64-65).
Таким образом, Роспотребнадзор вменяет АО "Тандер" нарушение части 13 статьи 17 ТР ТС 021/2011, однако в материалах административного дела отсутствуют какие-либо доказательства совершения административного правонарушения: не составлен протокол осмотра, отсутствуют документы, в которых содержалась бы информация о том, какие продукты и в каком магазине реализовывались обществом на развес, отсутствует фото и видео материалы, подтверждающие отсутствие информации для потребителей, отсутствуют любые, даже косвенные доказательства допущенных обществом нарушений.
В постановлении от 12.12.2023 N 1659 Роспотребнадзор указал, что нарушения были допущены обществом в магазинах "Магнит", но не по четырем, а по трем адресам: г. Владикавказ, ул. Шмулевича, 16; г. Владикавказ, ул. Иристонская, 44а; г. Владикавказ, проспект Коста, 40. В постановлении от 12.12.2023 N 1659 административный орган отразил следующее: "Изучив материалы дела, управление приходит к выводу о доказанности вины АО "Тандер" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ" (л.д.9).
При этом, в указанном постановлении не содержатся сведения, касающиеся установления субъективной стороны состава административного правонарушения, отсутствует какое-либо описание и характеристики виновности общества в отношении требований Технического регламента - ТР ТС 022/2011 к маркировке продукции.
Таким образом, следует признать, что административным органом не установлены и не доказаны значимые для дела обстоятельства, не представлено доказательств того, что виновные действия общества привели к нарушению требований технического регламента ТС 022/2011 к маркировке продукции, а потому вывод управления о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ не обоснован.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правильно заключил о том, что управлением не доказано наличие в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, что в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, ввиду чего обоснованно признал незаконным и подлежащим отмене постановление N 1659 о привлечении АО "Тандер" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 100 000 руб.
Иной подход к интерпретации примененных судом нормативных положений и установленных обстоятельств не свидетельствует об ошибочном толковании и применении норм права непосредственно к установленным фактическим обстоятельствам, не подтверждает нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход спора, и не является достаточным основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2024 по делу N А61-214/2024 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2024 по делу N А61-214/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-214/2024
Истец: АО "Тандер"
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)