г. Пермь |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А60-56799/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Сусловой О.В.,
без вызова сторон, без проведения судебного заседания,
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, индивидуального предпринимателя Шпурова Николая Васильевича,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.01.2024,
вынесенное судьей Шпилевой К.О.,
по делу N А60-56799/2023,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (ОГРН 1026602351049, ИНН 6608003655, г. Екатеринбург)
к индивидуальному предпринимателю Шпурову Николаю Васильевичу (ОГРНИП 309663431600023, ИНН 665300457828)
о взыскании задолженности, неустойки по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - истец, предприятие "Спецавтобаза") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к индивидуальному предпринимателю Шпурову Николаю Васильевичу (далее - ответчик, предприниматель Шпуров Н.В.) о взыскании 177 472 руб. 40 коп. задолженности за период с 01.05.2020 по 31.08.2023, 44 019 руб. 85 коп. неустойки за период с 21.10.2021 по 15.12.2023 по договору от 29.12.2018 N 314583 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (с учетом уменьшения иска, принятого в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 29.01.2024 (резолютивная часть от 22.01.2024) иск удовлетворен в полном объеме.
Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение и принять новый судебный акт.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости Шпуров Н.В. является собственником нежилого здания по адресу Свердловская область, Таборинский район, с. Таборы, ул. Красноармейская, д. 5; общая площадь - 465,6 кв. метров.
Между предприятием "Спецавтобаза" (региональный оператор) и предпринимателем Шпуровым Н.В. (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 29.12.2018 N 314583 (далее - договор).
Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и исполнения обязанностей по договору с 01.01.2019 (пункт 1.6 договора).
В соответствии с пунктом 2.2 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 6.2 договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В приложении N 1 к договору указано адрес здания, наименование объектов отходообразования, количество расчетных единиц, объем принимаемых твердых коммунальных отходов (далее - ТКО):
- с. Таборы, ул. Красноармейская, д. 5, продовольственный магазин, количество расчетных единиц - 41 кв. метров;
- с. Таборы, ул. Красноармейская, д. 5, парикмахерская, количество расчетных единиц - 5 мест;
- с. Таборы, ул. Красноармейская, д. 5, промтоварный магазин, количество расчетных единиц - 87,4 кв. метров;
- с. Таборы, ул. Красноармейская, д. 5, кафе (бары, рестораны, столовые), количество расчетных единиц - 40 мест.
Способ расчета объема по договору определен по нормативу - из расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных постановлениями Региональной энергетической комиссии по Свердловской области от 30.08.2017 N 77-ПК "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области".
Согласно расчету регионального оператора в период с мая 2020 года по август 2023 года предпринимателю Шпурову Н.В. оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на сумму 177 472 руб. 40 коп.
Обращаясь с настоящим иском, региональный оператор указал на то, что потребителем обязанность по оплате оказанных по договору услуг не исполнена.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 329, 330, 331, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктами 8(4), 8(11), 8(12), 8(14), 8(15), 8(17), 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), и исходил из того, что вывоз ТКО осуществлялся региональным оператором с адреса ближайшей к ответчику контейнерной площадки: с. Таборы, ул. Первомайская, д. 7А; сведений об оборудовании объекта потребителя собственной контейнерной площадкой в материалы дела не представлено; факт оказания услуг подтверждается актами оказанных услуг, навигационными отчетами за период с 01.05.2020 по 31.08.2023.
Поскольку предпринимателем Шпуровым Н.В. не представлено доказательств оплаты задолженности, допущена просрочка исполнения обязательства по оплате, соответствующие требования истца удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик возражает против выводов суда первой инстанции, ссылается на то, что истцом не доказан факт оказания услуг по обращению с ТКО в заявленном объеме, акты оказания услуг предпринимателем Шпуровым Н.В. не подписывались и от регионального оператора не были получены.
Судом первой инстанции не установлен факт того, что ответчик имел реальную возможность пользоваться услугами истца, утилизируя отходы, используя иные контейнерные площадки.
Данные доводы не принимаются апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов в соответствии с действующим законодательством не является основанием для освобождения потребителя от обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, ответчик, как собственник ТКО, лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, в связи с чем предполагается, что процесс утилизации предпринимателем Шпуровым Н.В. ТКО осуществляется посредством услуг, предоставляемых региональным оператором.
Доказательств обратного потребителем в материалы дела не представлено (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию ТКО. Следовательно, ответчик, ведя свою деятельность, образовывал ТКО. Иного из материалов дела не следует.
Оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг.
К таким доказательствам можно отнести как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном разделом 5 договора, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором исполнения его обязательств.
Между тем заявителем жалобы не представлено в материалы дела доказательств, опровергающих факт оказания истцом соответствующих услуг по вывозу ТКО с контейнерной площадки, расположенной в непосредственной близости от объекта отходообразования, принадлежащего предпринимателю Шпурову Н.В., - с. Таборы, ул. Первомайская, д. 7А.
В подтверждение факта оказания услуг по обращению с ТКО в спорный период предприятием "Спецавтобаза" представлены в материалы дела навигационные отчеты системы Глонасс, акты оказанных услуг, оформленные региональным оператором в одностороннем порядке.
Из пояснений истца в возражениях на отзыв ответчика от 25.12.2023 следует, что акты оказанных услуг направлялись потребителю посредством курьерской службы бесконвертным платежным отправлением, в связи с чем чеки о доставке первичных документов в адрес потребителя у предприятия "Спецавтобаза" отсутствуют.
Вместе с тем само по себе отсутствие документального подтверждения направления истцом ответчику актов оказанных услуг не опровергает факт оказания спорных услуг истцом, тем более, что ответчик лишен возможности самостоятельно распоряжаться ТКО по своему усмотрению.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами N 505.
В указанных целях коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя либо из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (подпункт "а" пункта 5 Правил N 505).
Как указано в пункте 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ, Правительство Российской Федерации определяет случаи, когда объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО, а нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В силу статьи 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", согласно которой акты Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на территории Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации порядок расчета размера ежемесячной платы за оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным к применению.
Если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет накопление ТКО в соответствии с установленными правилами, он вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров (пункт 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 (далее - Обзор от 13.12.2023)).
В соответствии с пунктом 28 Методических рекомендаций по организации и эксплуатации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Свердловской области, утвержденных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 22.04.2019 N 161, для осуществления учета ТКО исходя из емкости и количества контейнеров необходимо:
1) оборудовать контейнерную площадку контейнерами для раздельного накопления ТКО;
2) сведения о контейнерной площадке включить в реестр мест (площадок) накопления ТКО с учетом раздельного накопления ТКО путем направления заявления в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО;
3) заключить договор на утилизацию отсортированных из ТКО полезных фракций отходов;
4) согласовать решение об оборудовании контейнерной площадки контейнерами для раздельного накопления отдельных видов отходов с региональным оператором;
5) привести в соответствие по способу учета ТКО условия договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО в части осуществления учета объема ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Подавая заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению ТКО в отношении объекта недвижимости, в котором осуществляется деятельность и образуются отходы, по адресу: с. Таборы, ул. Красноармейская, д. 5, предприниматель Шпуров Н.В. на наличие принадлежащей ему как заказчику собственной контейнерной площадки (контейнеров) не указал.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих о наличии в спорный период у него собственной контейнерной площадки (контейнера), позволяющей на основании Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, осуществлять коммерческий учет объема и (или) массы ТКО.
В связи с отсутствием у предпринимателя Шпурова Н.В. собственной контейнерной площадки (контейнера) расчет стоимости оказываемых услуг должен производиться по Правилам N 505 исходя из норматива накопления ТКО.
Таким образом, истцом обоснованно произведен расчет исходя из норматива накопления ТКО, установленного постановлением Региональной энергетической комиссии по Свердловской области от 30.08.2017 N 77-ПК "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представленными в материалы дела документами подтверждается исполнение региональным оператором своих обязательств по договору.
Поскольку оплата оказанных услуг ответчиком не произведена, расчет стоимости услуги по обращению с ТКО ответчиком документально не опровергнут, требования истца о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО и неустойки правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Решение суда первой инстанции от 29.01.2024 следует оставить без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.01.2024 по делу N А60-56799/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
О.В. Суслова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-56799/2023
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА"
Ответчик: Шпуров Николай Васильевич