г. Вологда |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А66-2422/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 июня 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Колтаковой Н.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Нива" Семеновой Н.А. по доверенности от 13.03.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нива" на решение Арбитражного суда Тверской области от 29 марта 2024 года по делу N А66-2422/2024,
УСТАНОВИЛ:
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура (170034, Тверская обл., г. Тверь, ул. Дарвина, д. 9; ОГРН 1026900561610, ИНН 6905010905; далее - Прокуратура) обратилась с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Нива" (172730, Тверская обл., г. Осташков, Ленинский пр-кт, д. 136, помещ. 21; ОГРН 1046912000882, ИНН 6913010923; далее - Общество) об истребовании из чужого незаконного владения Общества в собственность Российской Федерации земельного участка (единое землепользование) с кадастровым номером 69:24:0000018:150, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, Осташковский район, Ждановское сельское поселение, КДСП "Нива"; признании отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000000:26, местоположение Тверская область, Осташковский городской округ, КДСП "Нива"; о признании права собственности Российской Федерации на земли, покрытые лесом, площадью 4637 га, расположенные в границах Пеновского межхозяйственного лесхоза (по материалам лесоустройства (1979 года) совхоз "Путь коммунизма"), как земли лесного фонда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного комплекса Тверской области (далее - Министерство), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра), администрация Осташковского городского округа, публичное акционерное общество "Мегафон".
Решением суда от 29 марта 2024 года исковые требования удовлетворены.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на следующее. Истцом пропущен срок исковой давности; не доказано, что спорные земли относятся к землям лесного фонда и ответчик владеет ими в отсутствие на то законных оснований.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Министерство и Прокуратура в отзывах на апелляционную жалобу просят обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в обоснование исковых требований Прокуратура ссылается на факт проведения надзорных мероприятий по проверке законности использования земель, расположенных на территории Осташковского городского округа, в результате которых выявлены факты нахождения в собственности и постоянном (бессрочном) пользовании у Общества ранее лесоустроенных и покрытых лесными насаждениями территорий, что привело к выбытию из государственной собственности земель лесного фонда площадью 4637 га, на общую сумму 68 000 000 руб., недополученная государством прибыль за пользование лесами составила 600 000 000 руб. ежегодно.
Поскольку в результате незаконного вывода из государственной собственности земель лесного фонда и регистрации на них права собственности и постоянного (бессрочного) пользования Общества Российская Федерация фактически лишена права владения, пользования и распоряжения участком лесного фонда, поросшего многолетними лесными насаждениями, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, иск удовлетворил в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом.
Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 указанного Кодекса).
Право прокурора обратиться в арбитражный суд с иском об истребовании государственного имущества из чужого незаконного владения предусмотрено статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Конституцией СССР, принятой 07.10.1977 года, в статье 11 закреплена исключительная собственность государства на землю, ее недра, воды, леса.
Отражено, что собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач (статья 12 Конституцией СССР 1977).
В соответствии со статьей 4 Лесного кодекса РСФСР (1978 год) в соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.
Единый государственный лесной фонд состоит из:
1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников;
2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
К землям лесного фонда согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статье 94 ЗК РСФСР и статье 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется земельным кодексом и лесным законодательством.
В соответствии с Земельным кодексом РСФСР землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.
Постановлением Совета Министров СССР от 4 марта 1968 года утверждено Положение о колхозных лесах.
В силу пункта 1 Положения о колхозных лесах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144 (действовали в период с 04.03.1968 до 21.02.2020), колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР.
Колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учётных документах.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования. После реорганизации сельхозпредприятия колхозные леса остались в государственной собственности.
Основами лесного законодательства Российской Федерации (утв. ВС РФ 06.03.1993 N 4613-1) подтверждалась принадлежность всех лесов и предоставленных для ведения лесного хозяйства земель к землям лесного фонда (статья 2).
В соответствии со статьей 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1 во владении колхозов, совхозов находились леса, ранее переданные колхозам в бессрочное пользование, а также леса, закрепленные за совхозами.
Лесным кодексом Российской Федерации от 29.01.1997 также было установлено, что леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций (сельские, колхозные леса), входят в границы лесного фонда и предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования (статьи 36 и 130 Лесного кодекса Российской Федерации).
Использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, осуществлялась в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.1997 N 1601.
Исходя из системного толкования указанных норм, действовавших до переходного периода, земли, покрытые лесами и предоставленные в фактическое пользование колхозам, являлись частью лесного фонда, находящегося в исключительной собственности государства.
Колхозные леса предоставлялись колхозам на праве постоянного бессрочного пользования, при этом они не выбывали из лесного фонда и собственности Российской Федерации.
Поскольку колхозные леса, предоставленные колхозам в бессрочное пользование, Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года были отнесены к единому государственному лесному фонду, распоряжение которым осуществлялось в соответствии с законодательством Союза ССР (Земельный кодекс РСФСР 1970 года), принятыми в переходный период нормативными актами государственная собственность на леса не отменялась, отнесение лесного фонда к федеральной собственности было закреплено в статье 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и в статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
В силу части 2 статьи 91 ЛК РФ документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (далее - ГЛР).
Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" предусмотрено, что основанием для внесения документированной информации в ГЛР являются материалы лесоустройства.
Согласно части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Согласно статье 4 Основ лесного законодательства СССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета 06.03.1993 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 ЛК РФ 2006 года) (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2019 N 307-ЭС19-2293).
В рассматриваемом случае, в ходе проведения надзорных мероприятий Прокуратурой выявлено, что леса, ранее находившиеся во владении ООО "Нива" на площади 4901 га были переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда на основании распоряжения администрации Тверской области от 27.11.2006 N 555 "О переводе земель из одной категории в другую" (том 1, листы 35-36).
Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда площадью 4901 га зарегистрировано 28.07.2008 (том 1, лист 37).
Перевод земель осуществлялся согласно материалам лесоустройства 1995 года (действовавшим на момент перевода земель) на основании ходатайства администрации Осташковского района Тверской области.
Вместе с тем, в лесничестве сохранилась карта-схема бывших колхозных лесов лесоустройства 1979 года, согласно которой территория ООО "Нива" ранее относилась к территории совхоза "Путь к коммунизму" и площадь лесоустроенных лесов составляла 9538 га.
Данные документы в цветном исполнении представлены Министерством и приобщены к материалам дела в электронном виде 06.03.2024.
Таким образом, лесоустройство на площади 4637 га сельских лесов не проведено.
Данная территория в настоящее время отнесена к землям сельскохозяйственного назначения, а именно: земельный участок (единое землепользование) с кадастровым номером 69:24:0000018:150, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Осташковский район, Ждановское сельское поселение, КДСП "Нива" и земельный участок (единое землепользование) с кадастровым номером 69:24:0000000:26, местоположение Тверская область, Осташковский городской округ, КДСП "Нива".
За Обществом зарегистрировано право собственности в отношении земельного участка (единое землепользование) с кадастровым номером 69:24:0000018:150 площадью 13232100 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, Осташковский район, Ждановское сельское поселение, КДСП "Нива" (листы дела 25-30) и право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000000:26 площадью 36391400+/-344329 кв.м., местоположение Тверская область, Осташковский городской округ, КДСП "Нива" (том 1, листы 31-34).
Согласно информации, предоставленной Министерством, большая часть указанных земельных участков занята многолетними лесными насаждениями.
Исходя из представленной в суд документации, В/О "Леспроект" Центрального лесоустроительного предприятия Калининской аэрофотолесоустроительной экспедиции в 1979 году проведено лесоустройство, в том числе и территории совхоза "Путь к коммунизму" (в настоящий момент земли Общества), то есть указанные леса лесоустроены, проведена таксация лесов, определены его количественные и качественные характеристики.
Соотнеся представленные в материалы дела документы, а именно: схему расположения лесных участков из земель лесного фонда, ранее находившихся во владении Общества, материалы лесоустройства 1979 года, схему Пеновского межхозяйственного лесхоза, суд первой инстанции пришел к выводу, что площадь лесоустроенных лесов на 1979 год составляла 9538 га.
При этом распоряжением администрации Тверской области от 27.11.2006 N 555 в земли лесного фонда переведено лишь 4901 га земель бывших сельских лесов.
Таким образом, территория бывших сельских лесов площадью 4637 га, лесоустроенных в 1979 году, незаконно выбыла из государственной собственности и пользования. Спорные земельные участки до настоящего времени относятся к категории земель лесного фонда.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.
Согласно положениям статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Представленные Прокуратурой и Министерством доказательства ответчиком надлежащим образом не оспорены.
Отсутствие доказательств перевода лесного участка земель лесного фонда в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством и наличие в государственном кадастре недвижимости записи об отнесении спорных участков к категории земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о том, что спорные участки в границах лесного участка перестали относиться к категории земель лесного фонда (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2019 N 307-ЭС19-2293).
Доводы Общества о пропуске срока исковой давности для предъявления виндикационного иска суд апелляционной инстанции отклоняет.
В силу статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196 ГК РФ).
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено ответчиком, является самостоятельным основанием для отказа в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 200 названного Кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Применительно к иску о виндикации (статья 301 ГК РФ) срок давности начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что недвижимое имущество выбыло из его владения и его право на названное имущество нарушено.
Пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" содержит следующее разъяснение.
Срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Наличие в реестре сведений о регистрации права собственности Общества в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения не означает, что собственник лесного участка (Российская Федерация) утратил владением им. Утрата владения не может отождествляться с внесением в реестр записи об ином правообладателе, поскольку под лишением владения понимается именно утрата фактического владения вещью. Если истец не лишен фактического владения, то исковая давность не течет.
Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения может быть предъявлен не ранее фактической утраты владения, поэтому с учетом названных обстоятельств в данном случае срок исковой давности по виндикационному иску не пропущен.
Прокуратура о факте нахождения в собственности и постоянном (бессрочном) пользовании у Общества ранее лесоустроенных и покрытых лесными насаждениями территорий, что привело к выбытию из государственной собственности земель лесного фонда, узнала не ранее проведения надзорных мероприятий.
Доказательств того, что собственник лесного участка (Российская Федерация), в интересах которой иск инициирован Прокуратурой, узнала о выбытии спорных участков лесного фонда из владения Российской Федерации ранее февраля 2021 года (дата подачи Прокуратурой иска в суд 19.02.2024), материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29 марта 2024 года по делу N А66-2422/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нива" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-2422/2024
Истец: Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
Ответчик: ООО "Нива"
Третье лицо: Администрация Осташковского городского округа, Министерство лесного хозяйства Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ПАО "МегаФон"
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12352/2024
01.11.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3556/2024
13.06.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3556/2024
29.03.2024 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-2422/2024