г. Чита |
|
14 июня 2024 г. |
Дело N А78-13524/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,
судей: Басаева Д.В., Будаевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 марта 2024 года по делу N А78- 13524/2023
по заявлению акционерного общества "Читаавтотранс" (ОГРН 1027501147629, ИНН 7536033811, 672000, адрес: г. Чита, ул. Костюшко-Григоровича, д.7) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501150588, ИНН 7536008244, 672007, г. Чита, ул. Чкалова, д. 160б) о признании недействительным приказа от 19.10.2022 N 843-А, об обязании установить скидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год в размере 40%,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "Читаавтотранс": Гладышевой Ю.В. - представитель по доверенности от 09.01.2024;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Читаавтотранс" (далее - АО "Читаавтотранс", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее - ОСФР по Забайкальскому краю) о признании недействительным приказа от 19.10.2022 N 843-А, об обязании установить скидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год в размере 40%.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23 марта 2024 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОСФР по Забайкальскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований АО "Читаавтотранс" отказать.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что обществом не были соблюдены все условия для установления скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании, так как показатели были равны нулю. Выражает несогласие с выводами суда в части восстановления пропущенного срока на обжалования приказа. Указывает, что приказ от 19.10.2022 N 843-А направлен в адрес АО "Читаавтотранс" 19.10.2022, что подтверждается скриншотами программы "Межведомственное взаимодействие /государственные услуги", при этом с заявлением в суд АО "Читаавтотранс" обращается только 09 ноября 2023 года, т.е. по истечении срока, предусмотренного процессуальным законодательством.
В отзыве на апелляционную жалобу общество полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 07.05.2024. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласна, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 АПК РФ, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Заслушав пояснения лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 10.10.2022 АО "Читаавтотранс" обратилось с заявлением на имя руководителя Государственного учреждения - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Приказом Государственного учреждения - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.2022 N 843-А АО "Читаавтотранс" отказано в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Причиной отказа послужил результат расчет скидки к страховому тарифу, при которой один из рассчитанных основных показателей, указанных в пункте 3 Правил, равен аналогичному показателю по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя:
Согласно произведённому расчету:
показатель "а" (отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) равен среднеотраслевому показателю:
- страхователя астр = 0,00,
-среднеотраслевой авэд = 0,00.
Посчитав отказ фонда незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции требования страхователя признал обоснованными.
Из материалов дела следует, что общество зарегистрировано в качестве страхователя в Государственном учреждении - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Основной вид деятельности (ОКВЭД) Общества - 49.39 "Регулярные перевозки пассажиров автобусами в международном сообщении".
В силу пункта 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.
При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 названного Федерального закона.
Объектом обложения страховыми взносами в силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 названной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 названного Федерального закона.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18 Закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страховщик вправе устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила N 524).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 524 размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с Методикой N 39н.
Как указано в пункте 2 Методики N 39н, скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются Фондом социального страхования Российской Федерации в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из следующих основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года:
Согласно пункту 8 Методики N 39н размер скидки (C) рассчитывается по следующей формуле: C(%) = ((1 - (aстр / aвэд + bстр / bвэд + cстр / cвэд) / 3) x q1 x q2 x 100 (2).
В расчете, приведенном обществом показатель "а" 0,00 и равен утвержденному показателю по соответствующему виду деятельности на 2022 год составляющему 0,00.
Согласно пункту 2 Методике N 39н показатели общества рассчитаны следующим образом: Астр=0 (сумма обеспечения по страхованию, произведенного за 3 года)/503165,35 руб. (сумма начисленных страховых взносов за 3 года)=0. Встр=0 (количество страховых случаев/388 (среднесписочная численность)*1000=0. Сстр=0 (число дней временной нетрудоспособности/0 (количество несчастных случаев)=0.
Из указанных показателей следует, что расчет Астр равен 0, Авэд равен 0, остальные показатели меньше аналогичных показателей по виду экономической деятельности к которому отнесен основной вид экономической деятельности общества (регулярные перевозки пассажиров автобусами в международном сообщении).
Из буквального содержания Правил N 524 следует, что скидка должна устанавливаться по заявлению страхователя при выполнении условий, предусмотренных пунктом 8 Правил.
В силу пункта 6 Правил N 524, скидка или надбавка устанавливается страховщиком страхователю, если все указанные в пункте 3 Правил N 524 показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.
Согласно пункту 7 Правил N 524 для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь обращается с заявлением к страховщику по месту своей регистрации после утверждения страховщиком значений основных показателей по видам экономической деятельности на очередной финансовый год, но не позднее 1 ноября текущего календарного года.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 524 условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются: осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка; своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов; отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки.
В пункте 10 Правил N 524 закреплено, что размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года. Данные, используемые для расчета скидки и надбавки, предоставляются страховщиком страхователю по его требованию (пункт 11 Правил N 524).
Судом установлено, что все расчетные показатели общества являются минимально возможными для его вида экономической деятельности.
При этом случаи, указанные в пункте 4 Правил N 524 Фондом не подтверждены. Недостоверность представленных обществом сведений не установлена.
Учитывая приведенные нормы права и обстоятельства спора, в том числе, что утвержденный показатель по соответствующему виду деятельности на 2023 год составляет 0,00 и Общество объективно не могло представить показатель ниже, чем установлено в Постановлении от 26.05.2022 N 13 "Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2023 год" суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу, что основания для отказа в предоставлении скидки и удовлетворения заявления общества у Фонда отсутствовали.
В этой связи, обжалуемый приказ от 19.10.2022 N 843-А правомерно признан судом не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества, что в силу требований части 2 статьи 201 АПК РФ повлекло удовлетворение заявленных требований с возложением обязанности восстановить нарушенное право заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия является способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Из буквального толкования приведенных норм процессуального права следует, что арбитражные суды не только констатируют незаконность оспариваемого решения, но и обязывают соответствующие органы к совершению действий по восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя. Иными словами, признав незаконным решение государственного органа или органа местного самоуправления, суд автоматически обязывает такой орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В данном случае применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора суд первой инстанции правомерно обязал Фонд устранить допущенные нарушения путем установления обществу скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год в размере 40 процентов.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования общества.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства общества о восстановлении срока на обжалование приказа подлежат отклонению.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, установленный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок для подачи соответствующего заявления не является пресекательным, и может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося с таким заявлением, если суд признает причину пропуска срока уважительной.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Из совокупного толкования приведенных норм следует, что причины пропуска срока рассматриваются судом в судебном заседании. При этом отсутствие причин к восстановлению пропущенного срока может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции.
В соответствии со статьей 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.04.2007 N 271-О-О, положение части 4 статьи 198 АПК РФ направлено на защиту конституционных прав граждан и не предполагает произвольного ее применения судами при решении вопросов о порядке исчисления установленного в ней срока, а также восстановления пропущенного срока подачи заявления.
Нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, поэтому установление наличия уважительных причин и их правовая оценка является прерогативой суда.
Квалификация тех или иных обстоятельств в качестве уважительных причин пропуска установленных сроков осуществляется, в том числе исходя из установленных по делу фактических обстоятельств дела.
Таким образом, при наличии мотивированного ходатайства лица, подавшего заявление в арбитражный суд о восстановлении пропущенного процессуального срока, арбитражный суд обязан выяснить причины пропуска срока. Отсутствие уважительных причин является основанием для отказа судом в удовлетворении ходатайства.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, должно не только указать причины его пропуска, но и представить суду доказательства того, что заявитель не имел возможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный законом срок.
Разрешая ходатайство представителя общества о восстановлении пропущенного срока, суд первой инстанции правомерно, с учетом положений части 4 статьи 198 АПК РФ пришел к выводу о наличии оснований для восстановления пропущенного срока.
Так, судом принято во внимание, что общество обращалось в фонд с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год дважды и первоначально отказ фонда на основании приказа от 12.09.2022 был связан с наличием недоимки, которая в последующем была погашена.
Судом учтено, что на протяжении девяти месяцев 2023 года общество вносило взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом 40% скидки, при этом никаких претензии со стороны фонда не возникало. Заявитель представлял ежеквартальные сведения с указанием 40% скидки и сумм страховых взносов с учетом скидки в отчет ЕФС-1, при этом никаких возражений также не предъявлялось.
Данное положение сохранялось до обращения с новым заявлением о предоставлении скидки к страховому тарифу на 2024 год.
Учитывая указанное, а также то, что иных причин, кроме наличия недоимки по уплате взносов отказ фонда, датированный 12.09.2023 не содержал, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия правовых ожиданий у общества о положительном разрешении вопроса об установлении скидки.
В этой связи, тот факт, что обжалуемое решение было своевременно размещено в программе "Межведомственное взаимодействие/государственные услуги" суд правомерно счел, что срок пропущен по уважительной причине, ходатайство о восстановлении срока подлежит удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Доводы жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 марта 2024 года по делу N А78- 13524/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.С. Подшивалова |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-13524/2023
Истец: АО "Читаавтотранс"
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ, Фонд пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю