г. Санкт-Петербург |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А42-2494/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пономаревой О.С.
судей Бугорской Н.А., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Капустиным А.Е.
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Довиденко К.В. по доверенности от 17.09.2020 (веб-конференция),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7839/2024) индивидуального предпринимателя Рудяги Николая Григорьевича на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.01.2024 по делу N А42-2494/2023 (судья Кушниренко В.Н.), принятое
по иску акционерного общества "Ситиматик", в лице Мурманского филиала
к индивидуальному предпринимателю Рудяге Николаю Григорьевичу
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ситиматик" в лице Мурманского филиала (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к индивидуальному предпринимателю Рудяге Николаю Григорьевичу (далее - ответчик, Предприниматель) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) N 81/332/0003689 от 06.04.2022 (далее - Договор) за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 в сумме 143.247 руб. 76 коп., неустойки за период с 25.10.2022 по 16.01.2023 в сумме 5.927 руб. 83 коп.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 19.01.2024 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение от 19.01.2024 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе ответчик указывал, что между ним (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Чистый город" (исполнитель) заключен договор от 01.01.2022 N 215, в соответствии с которым исполнитель принимал на городской свалке самостоятельно вывозимые заказчиком отходы, полагает, что истцом не подтвержден факт оказания услуг.
В судебном заседании присутствовал представитель ответчика, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направил, что в порядке статьи 156 АПК РФ не препятствует для рассмотрения апелляционной жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил, что истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области (соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области от 10.01.2018, заключенное с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области).
Между истцом (Региональный оператор) и ответчиком (Потребитель) на условиях Типового договора заключен Договор, по условиям которого Региональный оператор обязуется обеспечить прием ТКО в объеме и месте, которые определены в настоящем Договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (пункт 1.1 Договора).
В соответствии с пунктом 1.4 Договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2022.
Под расчетным периодом по настоящему Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (пункт 2.1 Договора).
Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с ТКО (пункт 2.4 Договора).
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате настоящего Договора Региональный оператор вправе потребовать от Потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 7.2 Договора).
Договор вступает в силу с даты его подписания сторонами, распространяет свое действие на отношения сторон с 01.01.2022 и действует по 31.12.2022 включительно, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему Договору, или до его расторжения в порядке и на условиях, предусмотренных Договором. Истечение срока действия Договора не освобождает стороны от ответственности за неисполнение обязательств по Договору (п.9.1 Договоров).
На основании указанного Договора истец в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, составил универсальные передаточные документы, выставил соответствующие счета.
Оказанные истцом услуги в полном объеме не оплачены ответчиком, в результате чего образовалась задолженность в сумме 143.247 руб. 76 коп.
Направленная в адрес ответчика претензия, осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N1156 (далее - Правила N1156).
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональный оператор по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Форма Типового договора утверждена Правилами N 1156.
Пунктом 8 (4) Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8 (11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8 (12) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
В соответствии с п.8 (15) Правил N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Из пункта 8(18) данных Правил прямо следует, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (то есть договора в качестве подписанного сторонами документа) услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Публичная оферта (договор) на оказание услуг по обращению с ТКО опубликована в печатном СМИ "Мурманский вестник" 08.02.2018 и размещена на официальном сайте регионального оператора в сети Интернет по адресу: http://regoperator.ru/dogovora-s-potrebitelyami-murmansk.
С 08.04.2021 наименование АО "Управление отходами" изменено на АО "Ситиматик", в связи с изменением произошла смена домена и в настоящее время официальный сайт истца https://51.citymatic.ru/. При этом при использовании ссылки http://regoperator.ru/dogovora-s-potrebitelyami-murmansk в поисковике выходит новость, опубликованная 10.04.2018, с сайта Правительства Мурманской области с названием "Региональный оператор опубликовал проекты договоров на оказание услуг по обращению с ТКО".
Тариф на услугу регионального оператора утвержден постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области N 49/9 от 18.12.2018 и применяется с учетом последующих изменений, внесенных постановлениями Комитета по тарифному регулированию Мурманской области.
Соответственно, с момента опубликования публичной оферты и утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, ответчику как собственнику ТКО, имеющему объекты на территории Мурманской области, было известно о дате начала оказания услуг по обращению с ТКО и, как следствие, об обязательности заключения договора с региональным оператором.
С заявкой на заключение договора ответчик обратился в адрес регионального оператора 05.10.2020.
Сторонами может быть выбран способ учета по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, в случае если контейнеры потребителя и места (площадки) накопления ТКО соответствуют нормам действующего экологического законодательства и внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами должна включать в том числе:
- данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);
- данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Из приведенных положений следует, что при отсутствии договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанного сторонами в виде единого документа, место накопления ТКО, предназначенное для конкретного источника образования отходов, определяется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами (пункт 14 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023).
Как верно установлено судом первой инстанции документарного подтверждения наличия собственного контейнера, а также надлежащим образом обустроенной площадки для складирования ТКО, внесенной в реестр мест накопления ТКО, ответчиком не представлено.
Место накопления ТКО (контейнерная площадка), предложенное ответчиком в заявке на заключение договора - при въезде на объект "База отдыха "Радужная", 11 км автодороги Апатиты - автомагистраль Санкт-Петербург - Мурманска - в Территориальной схеме обращения с отходами на территории Мурманской области отсутствует.
Как установлено судом первой инстанции в связи с непредставлением документов, подтверждающих наличие в собственности ответчика или на ином законном праве контейнера, не обремененного правами третьих лиц, расположенного на территории Базы отдыха "Радужная", а также обращения в Комитет по развитию городского хозяйства с заявлением о внесении изменений в территориальную схему обращения с отходами, проект Договора составлен исходя из нормативов накопления ТКО (Приложение N 1) согласно данным открытых источников.
В соответствии со ст.779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу п.1 ст.781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьями 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с п.1 ст.329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно ст.330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с законодательством об обращению с ТКО презюмируется, что любая деятельность приводит к образованию твердых коммунальных отходов (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978).
Согласно части 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
Исходя из презумпции накопления ТКО, а также доказанного факта включения места накопления ТКО в территориальную схему, накопление и вывоз ТКО может производиться самим ответчиком без оказания услуг регионального оператора только при соблюдении условий, предусмотренных частью 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, однако доказательств организации такого порядка накопления ТКО ответчиком не представлено.
Ответчик указывает, что судом первой инстанции не принят во внимание факт заключения Предпринимателем договора возмездного оказания услуг по приему и размещении отходов с ООО "Чистый город".
Вместе с тем доказательства фактического оказания услуг ООО "Чистый город" материалы дела не содержат, представленный УПД от 19.07.2022 не подписан самим ответчиком и не подтверждает факт вывоза ТКО в период с 01.01.2022 по 31.12.2022.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции заключение договора с иным лицом на оказание услуг по приему и размещению отходов III-V классов опасности на городской свалке не свидетельствует о том, что договор был заключен на услуги по приему и размещению именно ТКО, а не иных видов отходов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы факт оказания АО "Ситиматик" услуг по обращению с ТКО в спорном периоде подтверждается универсальными передаточными документами, расчетом задолженности, договорами на транспортирование твердых коммунальных отходов, актами оказанных услуг.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано.
Из норм действующего законодательства и изложенных разъяснений следует обязанность потребителя, учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО, осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.
При изложенных обстоятельствах, поскольку правоотношения сторон регулируются Типовым договором, исходя из презумпции добросовестности исполнения договорного обязательства (пункт 5 статьи 10 ГК РФ), именно на ответчика возлагается обязанность доказать факт ненадлежащего оказания истцом услуг.
Однако таковых доказательств ответчиком не представлено.
Порядок урегулирования претензий потребителя при нарушении региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО установлен разделом 5 Договора, однако доказательств того, что в исковой период ответчиком были заявлены соответствующие возражения, в том числе направленные региональному оператору вне формальной процедуры, установленной Договором, материалы дела не содержат.
Исходя из вышеизложенного, в отсутствие доказательств оплаты задолженности, исковые требования обоснованно удовлетворены в полном объеме.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба ответчика не содержит, основания для отмены обжалуемого решения суда отсутствуют.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.01.2024 по делу N А42-2494/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.С. Пономарева |
Судьи |
Н.А. Бугорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2494/2023
Истец: АО "СИТИМАТИК", АО Мурманский ф-л "Ситиматик"
Ответчик: Рудяга Николай Григорьевич