г. Владимир |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А39-10202/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2024 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Большаковой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.02.2024 по делу N А39-10202/2023, принятое по заявлению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия (ОГРН 1021300975101, ИНН 1325031476) к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (ОГРН 1041316016917, ИНН 1325050006) о признании незаконными решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия о государственной регистрации от 20 сентября 2023 года N4102А, действий Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи с государственным регистрационным номером 2231300087258 от 20 сентября 2023 года о прекращении деятельности акционерного общества "Кадошкинское АТП" путем реорганизации в форме присоединения, по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи с государственным регистрационным номером 2231300087269 от 20 сентября 2023 года о завершении реорганизации акционерного общества "Зубово-Полянское АТП" в форме присоединения к нему другого юридического лица (других юридических лиц); обязании Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия внести в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недействительности следующих записей: с государственным регистрационным номером 2231300087258 от 20 сентября 2023 года о прекращении деятельности акционерного общества "Кадошкинское АТП" путем реорганизации в форме присоединения; с государственным регистрационным номером 2231300087269 от 20 сентября 2023 года о завершении реорганизации акционерного общества "Зубово-Полянское АТП" в форме присоединения к нему другого юридического лица (других юридических лиц), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "Зубово-Полянское АТП" (ОГРН 1061308003360, ИНН 1308082985)
при участии:
от заявителя - не явились, извещены;
от ответчика - не явились, извещены;
от третьего лица - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Мордовия (далее по тексту - Минземимущество Республики Мордовия, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (далее - УФНС России по Республике Мордовия, ответчик) о признании незаконными решения о государственной регистрации от 20 сентября 2023 года N 4102А, действий Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи с государственным регистрационным номером 2231300087258 от 20 сентября 2023 года о прекращении деятельности акционерного общества "Кадошкинское АТП" путем реорганизации в форме присоединения, по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи с государственным регистрационным номером 2231300087269 от 20 сентября 2023 года о завершении реорганизации акционерного общества "Зубово-Полянское АТП" в форме присоединения к нему другого юридического лица (других юридических лиц); обязании Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия внести в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недействительности следующих записей: с государственным регистрационным номером 2231300087258 от 20 сентября 2023 года о прекращении деятельности акционерного общества "Кадошкинское АТП" путем реорганизации в форме присоединения; с государственным регистрационным номером 2231300087269 от 20 сентября 2023 года о завершении реорганизации акционерного общества "Зубово-Полянское АТП" в форме присоединения к нему другого юридического лица (других юридических лиц).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Зубово-Полянское АТП".
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.02.2024 года заявленные требования удовлетворены, решение УФНС России по Республике Мордовия о государственной регистрации от 20 сентября 2023 года N 4102А, действия Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи с государственным регистрационным номером 2231300087258 от 20 сентября 2023 года о прекращении деятельности акционерного общества "Кадошкинское АТП" путем реорганизации в форме присоединения, по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи с государственным регистрационным номером 2231300087269 от 20 сентября 2023 года о завершении реорганизации акционерного общества "Зубово-Полянское АТП" в форме присоединения к нему другого юридического лица (других юридических лиц) признаны незаконными. Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия обязано внести в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недействительности следующих записей: с государственным регистрационным номером 2231300087258 от 20 сентября 2023 года о прекращении деятельности акционерного общества "Кадошкинское АТП" путем реорганизации в форме присоединения; с государственным регистрационным номером 2231300087269 от 20 сентября 2023 года о завершении реорганизации акционерного общества "Зубово-Полянское АТП" в форме присоединения к нему другого юридического лица (других юридических лиц).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФНС России по Республике Мордовия обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20 февраля 2024 года по делу N A39-10202/2023 полностью и принять новый судебный акт.
УФНС России по Республике Мордовия считает Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20 февраля 2024 года по делу N А39-10202/2023 подлежащим отмене как принятое с неправильным применением норм материального права, выраженное в применении закона, не подлежащим применению (ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), настаивая, что проверка регистрирующим органом наличия пли отсутствия сведений о государственной регистрации дополнительного выпуска акций АО "ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОЕ АТП" в связи с проведением процедуры реорганизации в форме присоединения к нему АО "КАДОШКИНСКОЕ АТП", не предусмотрена Законом N 129-ФЗ. следовательно, регистрирующим органом действия при осуществлении государственной регистрации прекращения деятельности АО "КАДОШКИНСКОЕ АТП" путем присоединения к АО "ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОЕ АТП" и внесении записей в ЕГРЮЛ в связи с их реорганизацией, осуществлены в порядке и в пределах полномочий, установленных Законом N 129-ФЗ, в связи с чем оснований для удовлетворения искового заявления у суда первой инстанции не имелось.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Минземимущество Республики Мордовия просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Республика Мордовия в лице Минземимущества Республики Мордовия является единственным акционером АО "Зубово-Полянское АТП" (ОГРН 1061308003360, ИНН 1308082985) и АО "Кадошкинское автотранспортное предприятие" (далее - АО "Кадошкинское АТП") (ОГРН 1071323000572, ИНН 1311088779), что подтверждается выписками из реестра владельцев ценных бумаг на дату 09.12.2022.
Приказом Минземимущества Республики Мордовия N 4-ХО от 17.03.2023 принято решение, в том числе реорганизовать АО "Кадошкинское АТП" путем присоединения к АО "Зубово-Полянское АТП".
Приказом Минземимущество Республики Мордовия N 57-ХО от 02.08.2023 утвержден передаточный акт N 1 от 24.04.2023 и договор о присоединении АО "Кадошкинское АТП" к АО "Зубово-Полянское АТП" от 02.08.2023 (далее - договор о присоединении от 02.08.2023).
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 1 статьи 13.1 Закона N 129-ФЗ АО "Зубово-Полянское АТП", в лице заявителя Надейкина Андрея Ивановича, представило 22.03.2023 в регистрирующий орган в форме электронных документов уведомление о начале процедуры реорганизации по форме N Р 12003 (вх. N 1238А), утвержденной Приказом ФНС России от31.08.2020 N ЕД7-14/617(а) "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", с приложением Приказа Минземимущество Республики Мордовия N4-Х0 от 17.03.2023 о реорганизации АО "Кадошкинское АТП" путем присоединения к АО "Зубово-Полянское АТП".
В Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее - ЕФРСФДЮЛ) размещено сообщение N 15035379 от 23.03.2023 и в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 N 16(937) от 26.04.2023 и часть 1 N 21(942) от 31.05.2023 размещены публикации, в которых сообщается информация о реорганизации юридических лиц в форме присоединения АО "Кадошкинское АТП" к АО "Зубово-Полянское АТП".
УФНС России по Республике Мордовия в ЕГРЮЛ внесены записи за ГРН 2231300027550 от 27.03.2023 в отношении АО "Кадошкинское АТП" и за ГРН 2231300027540 от 27.03.2023 в отношении АО "Зубово-Полянское АТП" о том, что юридические лица, участвующие в присоединении, находятся в процессе реорганизации.
В соответствии со статьей 16 Закона N 129-ФЗ АО "Зубово-Полянское АТП", в лице заявителя Надейкина Андрея Ивановича, и АО "Кадошкинское АТП", в лице заявителя Радаевой Оксаны Николаевны, представили в регистрирующий орган комплект документов для государственной регистрации в форме электронных документов: заявление о государственной регистрации в связи с завершением реорганизации юридического лица (юридических лиц) по форме N Р12016, утвержденный Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, вх. N 4102А от 13.09.2023 с приложением договора о присоединении от 02.08.2023 и передаточного акта от 24.04.2023.
По результатам рассмотрения представленных документов УФНС России по Республике Мордовия было принято решение о государственной регистрации N 4102А от 20.09.2023 о внесении сведений о присоединении.
На основании решения о государственной регистрации N 4102А от 20.09.2023 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесены записи: с государственным регистрационным номером 2231300087258 от 20 сентября 2023 года о прекращении деятельности АО "Кадошкинское автотранспортное предприятие" (ОГРН 1071323000572) путем реорганизации в форме присоединения; с государственным регистрационным номером 2231300087269 от 20 сентября 2023 года о завершении реорганизации АО "Зубово-Полянское автотранспортное предприятие" (ОГРН 1061308003360) в форме присоединения к нему другого юридического лица.
Минземимущество Республики Мордовия в апелляционном (досудебном) порядке обратилось с жалобой на действия УФНС России по Республике Мордовия по внесению вышеуказанных записей в ЕГРЮЛ в вышестоящий налоговый орган.
Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Приволжскому федеральному округу от 14.11.2023 исх.N 07-08/3070@ действия должностных лиц УФНС России по Республике Мордовия по внесению записей в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности АО "Кадошкинское АТП" и о завершении 6 А39-10202/2023 реорганизации АО "Зубово-Полянское АТП" признаны законными, жалоба Минземимущества Республики Мордовия оставлена без удовлетворения.
Минземимущество Республики Мордовия, полагая решение УФНС России по Республике Мордовия о государственной регистрации от 20 сентября 2023 года N 4102А и действия Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи с государственным регистрационным номером 2231300087258 от 20 сентября 2023 года о прекращении деятельности акционерного общества "Кадошкинское АТП" путем реорганизации в форме присоединения, по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи с государственным регистрационным номером 2231300087269 от 20 сентября 2023 года о завершении реорганизации акционерного общества "Зубово-Полянское АТП" в форме присоединения к нему другого юридического лица (других юридических лиц) незаконными, обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с настоящим заявлением.
Заявление мотивировано тем, что запись о прекращении деятельности АО "Кадошкинское АТП" в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена, однако государственная регистрация дополнительного выпуска акций АО "Зубово-Полянское АТП" не осуществлена, в связи с чем невозможно осуществить процедуры, предшествующие размещению эмиссионных ценных бумаг и процедуру, следующую за размещением эмиссионных ценных бумаг. При этом заявитель отмечает, что отсутствие у налогового органа полномочий по осуществлению правовой экспертизы представленных для государственной регистрации документов не свидетельствует о законности оспариваемых действий регистрирующего органа. Нарушение на момент регистрации изменений в ЕГРЮЛ порядка реорганизации акционерных обществ, установленного действующим законодательством, привело к нарушению прав участников реорганизации и заявителя как единственного акционера. Как указывает заявитель, поскольку процедура государственной регистрации дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг акционерного общества, размещаемых при реорганизации в форме присоединения, предшествует государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемого акционерного общества, то действия регистрирующего органа по внесению записей о прекращении деятельности АО "Кадошкинское АТП" и записи о завершении реорганизации АО "ЗубовоПолянское АТП" нарушают имущественные нрава акционера - Республики Мордовия, так как в силу пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) акции АО "Кадошкинское АТП" в количестве 41 364 штуки, номинальной стоимостью 100 рублей каждая, при завершении присоединения подлежат погашению. Кроме того пунктом 3.6. договора о присоединении от 02.08.2023 установлено, что акции присоединяемого общества (АО "Кадошкинское АТП") признаются конвертированными в акции основного общества (АО "ЗубовоПолянское АТП") в момент внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого общества, на основании данных реестра акционеров присоединяемого общества на указанную дату. Фактически с внесением записи о прекращении деятельности АО "Кадошкинское АТП" и записи о завершении реорганизации АО "ЗубовоПолянское АТП" на текущий момент невозможно осуществить регистрацию дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг, присвоение идентификационного номера дополнительного выпуска, в связи с чем не может произойти и конвертация акций АО "Кадошкинское АТП" в акции АО "ЗубовоПолянское АТП". На момент внесения записей в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности АО "Кадошкинское АТП" и о завершении реорганизации АО "Зубово-Полянское АТП" в нарушение требований действующего законодательства в Банке России не была произведена государственная регистрация дополнительного выпуска акций АО "Зубово-Полянское АТП" и не был присвоен идентификационный номер дополнительного выпуска акций. Минземимущество Республики Мордовия полагает, что решение о государственной регистрации N 4102А от 20.09.2023 о внесении сведений о присоединении и действия регистрирующего органа по внесению указанных записей в ЕГРЮЛ до государственной регистрации дополнительного выпуска акций АО "Зубово-Полянское АТП", в отсутствие документа, подтверждающего присвоение идентификационного номера дополнительного выпуска акций, являются незаконными.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решение и действия УФНС России по Республике Мордовия не соответствуют закону и нарушают права заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку УФНС России по Республике Мордовия при принятии решения о государственной регистрации от 20 сентября 2023 года N 4102А мог проверить наличие или отсутствие сведений о государственной регистрации дополнительного выпуска акций АО "Зубово-Полянское АТП".
В качестве правовосстановительной меры суд в порядке ст. 201 АПК РФ посчитал возможным возложить на УФНС России по Республике Мордовия обязанность внести в ЕГРЮЛ записи о недействительности следующих записей: с государственным регистрационным номером 2231300087258 от 20 сентября 2023 года о прекращении деятельности акционерного общества "Кадошкинское АТП" путем реорганизации в форме присоединения; с государственным регистрационным номером 2231300087269 от 20 сентября 2023 года о завершении реорганизации акционерного общества "ЗубовоПолянское АТП" в форме присоединения к нему другого юридического лица (других юридических лиц).
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок, заявителем не пропущен.
Отношения по государственной регистрации имеют публично-правовой характер и регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из ГК РФ, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Правовую основу реорганизации акционерного общества составляет ГК РФ, Закон N 129-ФЗ, Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Согласно статьям 11, 18 Закона N 129-ФЗ в случае внесения изменений в учредительные документы юридического лица и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, регистрирующим органом принимается соответствующее решение о государственной регистрации указанных изменений, которое является основанием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ установлен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
В рассматриваемом случае судом установлено, что записи с государственным регистрационным номером 2231300087258 от 20 сентября 2023 года о прекращении деятельности АО "Кадошкинское автотранспортное предприятие" путем реорганизации в форме присоединения и с государственным регистрационным номером 2231300087269 от 20 сентября 2023 года о завершении реорганизации АО "Зубово-Полянское автотранспортное предприятие" в форме присоединения к нему другого юридического лица внесены УФНС России по Республике Мордовия на основании заявления о завершении реорганизации юридического лица (форма Р12016) от 13.09.2023, договора о присоединении от 02.08.2023, передаточного акта N 1 от 24.04.2023.
Из пункта 1.2. договора о присоединении от 02.08.2023 следует, что стороны договора (АО "Зубово-Полянское АТП" и АО "Кадошкинское АТП") обязуются осуществить реорганизацию на условиях определенных договором, а также законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.3. договора о присоединении от 02.08.2023 основное общество (АО "Зубово-Полянское АТП") обязуется, в том числе подготовить и направить эмиссионные документы по дополнительному выпуску ценных бумаг, размещаемых при реорганизации юридического лица в Банк России в целях государственной регистрации выпуска ценных бумаг основного общества, а также отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг.
Пунктом 2.3.3. договора о присоединении от 02.08.2023 установлено, что основное общество обязуется направить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг, уведомление о регистрации дополнительного выпуска акций основного общества, размещаемых при реорганизации юридического лица и зарегистрированное решение о выпуске дополнительных акций с отметкой Банка России.
В соответствии с пунктом 3.2. договора о присоединении от 02.08.2023 уставный капитал основного общества (АО "Зубово-Полянское АТП") при реорганизации увеличивается путем размещения дополнительных акций основного общества путем конвертации в них акций присоединяемого общества (АО "Кадошкинское АТП").
Коэффициент конвертации 1:1. Все принадлежащие присоединяемому обществу акции подлежат конвертации в акции основного общества в порядке и на условиях предусмотренных договором о присоединении (пункт 3.3. договора о присоединении от 02.08.2023).
Пунктом 1 статьи 17 Закона N 208-ФЗ установлено, что присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
Согласно пункту 4 статьи 17 Закона N 208-ФЗ при присоединении общества погашаются: 1) собственные акции, принадлежащие присоединяемому обществу; 2) акции присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение; 3) принадлежащие присоединяемому обществу акции общества, к которому осуществляется присоединение, если это предусмотрено договором о присоединении.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о рынке ценных бумаг процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено указанным законом, включает в себя следующие этапы: 1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг; 2) утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных законом; 3) регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг: 4) размещение эмиссионных ценных бумаг; 5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Из пункта 1.3. Положения Банка России от 19 декабря 2019 года N 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг" (далее - Положение Банка России N 706П) следует, что эмиссионные ценные бумаги (далее - ценные бумаги), выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел регистрацию, не могут быть размещены.
Пунктом 47.1. Положения Банка России N 706-П предусмотрено, что размещение акций акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, осуществляется путем конвертации в акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, акций присоединяемого акционерного общества.
В соответствии с пунктом 47.3. Положения Банка России N 706-П в случае если конвертация осуществляется в дополнительные акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) акций такого акционерного общества должна быть осуществлена до внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица.
В настоящее время, как указывает заявитель, запись о прекращении деятельности АО "Кадошкинское АТП" в ЕГРЮЛ внесена, однако государственная регистрация дополнительного выпуска акций АО "ЗубовоПолянское АТП" не осуществлена, в связи с чем невозможно осуществить процедуры, предшествующие размещению эмиссионных ценных бумаг и процедуру, следующую за размещением эмиссионных ценных бумаг.
Из пункта 2 статьи 12 Закона N 208-ФЗ следует, что внесение в устав общества изменений и дополнений по результатам размещения дополнительных акций общества, в том числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется на основании решения об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций или иного решения, являющегося основанием для размещения дополнительных акций общества, и зарегистрированного отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций либо, если в соответствии с федеральным законом процедура эмиссии акций не предусматривает государственную регистрацию такого отчета, выписки из государственного реестра эмиссионных ценных бумаг.
С внесением записи о прекращении деятельности АО "Кадошкинское АТП" и записи о завершении реорганизации АО "Зубово-Полянское АТП" невозможно внести в устав АО "Зубово-Полянское АТП" изменения по результатам размещения дополнительных акций общества, поскольку размещение не произошло и не может произойти в связи с внесением вышеуказанных записей, также невозможно внести изменения, связанные с увеличением уставного капитала общества в связи с невозможностью осуществить размещение эмиссионных ценных бумаг и регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций.
Пунктом 3.6. договора о присоединении от 02.08.2023 установлено, что акции присоединяемого общества (АО "Кадошкинское АТП") признаются конвертированными в акции основного общества (АО "Зубово-Полянское АТП") в момент внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого общества, на основании данных реестра акционеров присоединяемого общества на указанную дату.
Фактически с внесением записи о прекращении деятельности АО "Кадошкинское АТП" и записи о завершении реорганизации АО "ЗубовоПолянское АТП" на текущий момент невозможно осуществить регистрацию дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг, присвоение идентификационного номера дополнительного выпуска, в связи с чем не может произойти и конвертация акций АО "Кадошкинское АТП" в акции АО "ЗубовоПолянское АТП".
Поскольку из вышеприведенных норм следует, что процедура государственной регистрации дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг акционерного общества, размещаемых при реорганизации в форме присоединения, предшествует государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемого акционерного общества, суд приходит к выводу об имеющихся в рассматриваемом случае нарушениях процедуры реорганизации юридических лиц, установленной законодательством Российской Федерации и нарушении имущественные нрава акционера - Республики Мордовия, так как в силу пункта 4 статьи 17 Закона об АО акции АО "Кадошкинское АТП" в количестве 41 364 штуки, номинальной стоимостью 100 рублей каждая, при завершении присоединения подлежат погашению.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2004 N 3-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" отмечено, что предпринимательская деятельность в организационно-правовой форме акционерного общества затрагивает интересы большого числа лиц - акционеров, инвесторов, а также публичные интересы.
Согласно пункту 1 статьи 27.6 Закона о рынке ценных бумаг, совершение сделок, влекущих за собой переход прав собственности на эмиссионные ценные бумаги (обращение эмиссионных ценных бумаг), допускается после регистрации их выпуска (дополнительного выпуска), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Отсутствие регистрации выпуска акций, размещенных при присоединении АО "Кадошкинское АТП" к АО "Зубово-Полянское АТП" повлекло безусловное нарушение прав акционера совершать сделки с принадлежащими акциями.
Поскольку данное нарушение является существенным и неустранимым, без признания незаконным решения УФНС России по Республике Мордовия о государственной регистрации внесения сведений о присоединении АО "Зубово-Полянское АТП" и действий по внесению соответствующих записей до государственной регистрации Банком России указанного дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг, невозможно восстановление нарушенных прав акционера, а также публичных интересов.
Довод УФНС России по Республике Мордовия о том, что государственная регистрация носит заявительный характер и как следствие, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица, возлагается на АО "Зубово-Полянское АТП", судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11, основанной на содержании и смысле применения статьи 21 Закона N 129-ФЗ, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию, поэтому представление в УФНС России по Республике Мордовия документов, объем которых формально соответствует предъявляемым требованиям, но содержащейся в них информация не соответствует фактическим обстоятельствам и требованиям закона, т.е. не содержит достоверной информации, не давало оснований УФНС России по Республике Мордовия для принятия решения о государственной регистрации внесения сведений о присоединении АО "ЗубовоПолянское АТП" и действий по внесению соответствующих записей.
Такое нарушение следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона 129-ФЗ.
Из требований Закона 129-ФЗ, следует, что документы, представляемые в регистрирующий орган при регистрации юридического лица, должны обладать признаками достоверности. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 51 ГК РФ, регистрирующий орган обязан проверить достоверность данных, включаемых в ЕГРЮЛ, при этом может использовать любые возможные для этого способы.
В данном случае, УФНС России по Республике Мордовия при принятии решения о государственной регистрации от 20 сентября 2023 года N 4102А могло проверить наличие или отсутствие сведений о государственной регистрации дополнительного выпуска акций АО "Зубово-Полянское АТП".
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу том, что оспариваемые решение и действия УФНС России по Республике Мордовия не соответствуют закону и нарушают права заявителя в сфере экономической деятельности, что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленного требования.
Примененная судом первой инстанции восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
Все доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Республики Мордовия принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.02.2024 по делу N А39-10202/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-10202/2023
Истец: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Мордовия
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия
Третье лицо: АО "Зубово-Полянское автотранспортное предприятие"