14 июня 2024 г. |
Дело N А85-154/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судей |
Марусина В.А., Ольшанской Н.А., Кузняковой С.Ю., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кутеповым О.Н.,
в отсутствие лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Донецкой Народной Республики на решение Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 20 февраля 2024 года по делу N А85-154/2023, принятое по заявлению Государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики "КОМТЕЛ" к Министерству доходов и сборов Донецкой Народной Республики о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Донецкой Народной Республики "КОМТЕЛ" (далее по тексту также - "Заявитель", "Предприятие", "ГУП ДНР "КОМТЕЛ"") обратилось в Арбитражный суд Донецкой Народной Республики с заявлением к Министерству доходов и сборов Донецкой Народной Республики (далее по тексту также "Налоговый орган") о признании незаконными решения о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование от 15.07.2021: - N 1223/599/14-07/51019061 в размере 70 541,71 рос. руб., из которых сумма штрафа в размере 70 050,19 рос. руб., пеня в сумме 491,52 рос. руб.; 2 - N 1224/599/14-07/51019061 в размере 25 651,79 рос. руб., из которых сумма штрафа в размере 25 474,45 рос. руб., пеня в сумме 177,34 рос. руб.; - N 1225/599/14-07/51019061 в размере 79 388,14 рос. руб., из которых сумма штрафа в размере 78 857,35 рос. руб., пеня в сумме 530,79 рос. руб.; - N 1226/599/14-07/51019061 в размере 80 102,79 рос. руб., из которых сумма штрафа в размере 79 547,35 рос. руб., пеня в сумме 555,44 рос. руб.; - N 1227/599/14-07/51019061 в размере 47 561,42 рос. руб., из которых сумма штрафа в размере 47 235,25 рос. руб., пеня в сумме 326,17 рос. руб.; - N 1229/599/14-07/51019061 в размере 127 305,41 рос. руб., из которых сумма штрафа в размере 126 443,40 рос. руб., пеня в сумме 862,01 рос. руб.; - N 1230/599/14-07/51019061 в размере 56 587,67 рос. руб., из которых сумма штрафа в размере 56 194,44 рос. руб., пеня в сумме 393,23 рос. руб.; - N 1231/599/14-07/51019061 в размере 40 420,66 рос. руб., из которых сумма штрафа в размере 40 149,20 рос. руб., пеня в сумме 271,66 рос. руб.; - N 1232/599/14-07/51019061 в размере 190 733,02 рос. руб., из которых сумма штрафа в размере 189 441,01 рос. руб., пеня в сумме 1 292,01 рос. руб.; - N 1236/599/14-07/51019061 в размере 25 207,21 рос. руб., из которых сумма штрафа в размере 25 040,03 рос. руб., пеня в сумме 167,18 рос. руб.; - N 1238/599/14-07/51019061 в размере 53 426,62 рос. руб., из которых сумма штрафа в размере 53 063,97 рос. руб., пеня в сумме 362,65 рос. руб.; - N 1220/599/14-07/51019061 в размере 2 473 535,18 рос. руб., из которых сумма штрафа в размере 2 454 153,94 рос. руб., пеня в сумме 19 381,24 рос. руб. в части начисления штрафа в сумме 2 453 121,93 рос. руб., пени в сумме 19 324,64 рос. руб.; - N 1228/599/14-07/51019061 в размере 44 945,44 рос. руб., из которых сумма штрафа в размере 44 639,14 рос. руб., пеня в сумме 306,30 рос. руб. в части начисления штрафа в сумме 44 603,54 рос. руб., пени в сумме 301,42 рос. руб.; - N 1233/599/14-07/51019061 в размере 126 874,97 рос. руб., из которых сумма штрафа в размере 126 012,50 рос. руб., пеня в сумме 862,47 рос. руб. в части начисления штрафа в сумме 125 800,77 рос. руб., пени в сумме 862,26 рос. руб.; - N 1237/599/14-07/51019061 в размере 140 688,44 рос. руб., из которых сумма штрафа в размере 139 721,93 рос. руб., пеня в сумме 966,51 рос. руб. в части начисления штрафа в сумме 139 624,45 рос. руб., пени в сумме 966,49 рос. руб.
Решением Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 21.11.2022, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023, в удовлетворении заявления Государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики "КОМТЕЛ" было отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 07.07.2023 решение Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 21.11.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 по делу N А85-186/2022 (5а/200/186/2022) отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Донецкой Народной Республики.
Отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций, Арбитражный суд Центрального округа указал на необходимость определить общую сумму штрафа применительно к правовым позициям, сформулированным в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 06.02.2018 N 6-П, от 15.07.1999 N 11-П, и ряде иных актов Конституционного суда РФ (Постановления от 17.12.1996 N 20-П и от 15.07.1999 N 11-П, Определения от 04.07.2002 N 202-О, от 08.02.2007 N 381-О-П и от 07.12.2010 N 1572-О-О).
Решением Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 20.02.2024 заявленные требования удовлетворены частично: решения Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики: о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование N 1223/599/14-07/51019061 от 15.07.2021 в размере 70 541,71 рублей, из которых сумма штрафа в размере 70 050,19 рублей, пеня в сумме 491,52 рублей, признано недействительным в части применения штрафных санкций за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в сумме, превышающей 7 005 рублей 02 копейки; о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование N 1224/599/14-07/51019061 от 15.07.2021 в размере 25 651,79 рублей, из которых сумма штрафа в размере 25 474,45 рублей, пеня в сумме 177,34 рублей - недействительным в части применения штрафных санкций за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в сумме, превышающей 2 547 рублей 45 копеек; о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование N 1225/599/14-07/51019061 от 15.07.2021 в размере 79 388,14 рублей, из которых сумма штрафа в размере 78 857,35 рублей, пеня в сумме 530,79 рублей - недействительным в части применения штрафных санкций за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в сумме, превышающей 7 885 рублей 73 копеек; о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование N 1226/599/14-07/51019061 от 15.07.2021 в размере 80 102,79 рублей, из которых сумма штрафа в размере 79 547,35 рублей, пеня в сумме 555,44 рублей, - недействительным в части применения штрафных санкций за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в сумме, превышающей 7 954 рублей 73 копейки; о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование N 1227/599/14-07/51019061 от 15.07.2021 в размере 47 561,42 рублей, из которых сумма штрафа в размере 47 235,25 рублей, пеня в сумме 326,17 рублей, - недействительным в части применения штрафных санкций за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в сумме, превышающей 4 723 рублей 52 копейки, о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование N 1229/599/14-07/51019061 от 15.07.2021 в размере 127 305,41 рублей, из которых сумма штрафа в размере 126 443,40 рублей, пеня в сумме 862,01 рублей, - недействительным в части применения штрафных санкций за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в сумме, превышающей 12 644 рублей 34 копейки; о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование N 1230/599/14-07/51019061 от 15.07.2021 в размере 56 587,67 рублей, из которых сумма штрафа в размере 56 194,44 рублей, пеня в сумме 393,23 рублей, - недействительным в части применения штрафных санкций за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в сумме, превышающей 5 619 рублей 44 копейки; о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную оплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование 1231/599/14-07/51019061 от 15.07.2021 в размере 40 420,66 рублей, из которых сумма штрафа в размере 40 149,20 рублей, пеня в сумме 271,66 рублей, - недействительным в части применения штрафных санкций за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в сумме, превышающей 4 014 рублей 92 копейки; о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование N 1232/599/14-07/51019061 от 15.07.2021 в размере 190 733,02 рублей, из которых сумма штрафа в размере 189 441,01 рублей, пеня в сумме 1 292,01 рублей, - недействительным в части применения штрафных санкций за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в сумме, превышающей 18 944 рублей 10 копеек; о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование N 1236/599/14-07/51019061 от 15.07.2021 в размере 25 207,21 рублей, из которых сумма штрафа в размере 25 040,03 рублей, пеня в сумме 167,18 рублей, - недействительным в части применения штрафных санкций за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в сумме, превышающей 2 504 рублей 00 копеек; о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование N 1238/599/14-07/51019061 от 15.07.2021 в размере 53 426,62 рублей, из которых сумма штрафа в размере 53 063,97 рублей, пеня в сумме 362,65 рублей, - недействительным в части применения штрафных санкций за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в сумме, превышающей 5 306 рублей 40 копейки; о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование N 1220/599/14-07/51019061 от 15.07.2021 в размере 2 473 535,18 рублей, из которых сумма штрафа в размере 2 454 153,94 рублей, пеня в сумме 19 381,24 рублей в части начисления штрафа в сумме 2 453 121,93 рублей, пени в сумме 19 324,64 рублей, - недействительным в части применения штрафных санкций за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в сумме, превышающей 245 312 рублей 19 копейки; о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование N 1228/599/14-07/51019061 от 15.07.2021 в размере 44 945,44 рублей, из которых сумма штрафа в размере 44 639,14 рублей, пеня в сумме 306,30 рублей в части начисления штрафа в сумме 44 603,54 рублей, пени в сумме 301.42 рублей, - недействительным в части применения штрафных санкций за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в сумме, превышающей 4 460 рублей 35 копейки; о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование N 1233/599/14-07/51019061 от 15.07.2021 в размере 126 874,97 рублей, из которых сумма штрафа в размере 126 012,50 рублей, пеня в сумме 862,47 рублей в части начисления штрафа в сумме 125 800,77 рублей, пени в сумме 862,26 рублей, - недействительным в части применения штрафных санкций за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в сумме, превышающей 12 601 рублей 25 копеек; о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование N 1237/599/14-07/51019061 от 15.07.2021 в размере 140 688,44 рублей, из которых сумма штрафа в размере 139 721.93 рублей, пеня в сумме 966,51 рублей в части начисления штрафа в сумме 139 624,45 рублей, пени в сумме 966.49 рублей, - недействительным в части применения штрафных санкций за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в сумме, превышающей 13 972 рублей 19 копеек. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Налоговый орган обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт о отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на то, что согласно части 2 статьи 4 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики действуют на территории Донецкой Народной Республики до окончания переходного периода или принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Донецкой Народной Республики. Исходя из общеправовых принципов действия нормы во времени, оценка спорных правоотношений осуществляется согласно законодательных норм, которые существовали по состоянию на время возникновения спорных правоотношений.
Следовательно, указывает Налоговый орган, применять нормы Налогового кодекса Российской Федерации к правоотношениям, возникшим в 2021, неправомерно. Кроме того, согласно части 1 статьи 15 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 04.10.2022 года N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территории Донецкой Народной Республики с 1 января 2023 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
Определением от 13.05.2024 суд произвел замену ответчика на Министерство финансов Донецкой Народной Республики по ходатайству последнего.
До начала судебного разбирательства от Предприятия поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором последнее просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Также от Предприятия поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 156, 210, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Законность решения Арбитражного суда Донецкой Народной Республики проверена Двадцать первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, должностными лицами Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики проведена выездная проверка Предприятия, предметом которой являлась проверка правильности начисления и уплаты налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей, соблюдения требований налогового, валютного и другого законодательства, за период с 28.02.2017 по 30.11.2020.
По результатам проверки составлен Акт N 345/599/14-03/51019061 от 23.06.2021 (т.1. л.д. 21-168) о результатах выездной проверки за период от 28.02.2017 по 30.11.2020, которым установлено нарушение налогоплательщиком части 3 статьи 10 раздела IV Временного порядка о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Президиума Совета Министров Донецкой Народной Республики от 18.04.2015 N 6-7, в части несвоевременной уплаты единого взноса на сумму 35559266,62 руб.
Предприятием поданы замечания на Акт проверки (т.1. л.д. 170-182), которые Налоговым органом рассмотрены с направлением Предприятию ответа (т.1, л.д. 183-192).
На основании Акта N 345/599/14-03/51019061 от 23.06.2021 Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики вынесены Решения о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование от 15.07.2021: N 1220/599/14- 07/51019061 на сумму 2 473 535,18 рос. руб., N 1223/599/14-07/51019061 на сумму 70 541,71 рос. руб., N 1224/599/14-07/51019061 на сумму 25 651,79 рос. руб., N 1225/599/14-07/51019061 на сумму 79 388,14 рос. руб., N1226/599/14-07/51019061 на сумму 80 102,79 рос. руб., N 1227/599/14- 07/51019061 на сумму 47 561,42 рос. руб., N 1228/599/14-07/51019061 на сумму 44 945,44 рос. руб., N 1229/599/14-07/51019061 на сумму 127 305,41 рос. руб., N 1230/599/14-07/51019061 на сумму 56 587,67 рос. руб., N1231/599/14-07/51019061 на сумму 40 420,66 рос. руб., N 1232/599/14- 07/51019061 на сумму 190 733,02 рос. руб., N 1233/599/14-07/51019061 на сумму 126 874,97 рос. руб., N 1236/599/14-07/51019061 на сумму 25 207,21 рос. руб., N 1237/599/14-07/51019061 на сумму 140 688,44 рос. руб., N1238/599/14-07/51019061 на сумму 53 426,62 рос. руб. (т.1. л.д. 193-222).
Не согласившись с указанными решениями налогового органа, ГУП ДНР "КОМТЕЛ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции установил факт несвоевременной уплаты Предприятием сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, и, как следствие, наличие оснований для начисления пени и штрафных санкций, однако, применив правовые позиции, сформулированные в судебных постановлениях Конституционного суда РФ (Постановления от 06.02.2018 N 6-П, от 15.07.1999 N 11-П, Определения от 04.07.2002 N 202-0, от 08.02.2007 N 381-О-П и от 07.12.2010 N 1572-0), а также в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о том, что налоговым органом при вынесении спорных решений не учитывались обстоятельства, позволяющие снизить размер налоговых санкций, а именно: отсутствие тяжких последствий для бюджета в результате допущенного правонарушения, добросовестность налогоплательщика в виде надлежащего исполнения налоговых обязательств, а также то, что допущенное нарушение не носит высокой степени общественной опасности. Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции признал оспариваемые решения недействительными в части штрафа, фактически снизив размер примененной Налоговым органом санкции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 1,2 статьи 15 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 04 октября 2022 года N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территории Донецкой Народной Республики с 1 января 2023 года, если иное не предусмотрено настоящей статьёй. До 1 января 2023 года на территории Донецкой Народной Республики отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов и страховых взносов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено частями 3-5 настоящей статьи.
Правовые и организационные основы обеспечения сбора и учета единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, условия, порядок его начисления и уплаты, права, обязанности и ответственность плательщиков единого взноса, полномочия органа, осуществляющего его сбор и ведение учета, установлены Временным порядком о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на территории Донецкой Народной Республики, утвержденном Постановлением Президиума Совета Министров Донецкой Народной Республики от 18.04.2015 N 6-7, с изменениями и дополнениями (далее - Временный порядок N 6- 7).
В соответствии с подпунктом "а" пунктом 1.1 части 1 статьи 3 Временного порядка N 6-7 плательщиками единого взноса являются работодатели, в частности юридические лица - зарегистрированные в установленном законодательством порядке предприятия, учреждения, организации, в том числе бюджетные организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом, ответчиком в суде и осуществляющие деятельность на территории Донецкой Народной Республики и за ее пределами.
Согласно пунктам 2, 3 части 2 статьи 4 Временного порядка N 6-7 (в редакции от 10.01.2018, действовавшей до 17.08.2020) плательщик единого взноса обязан своевременно и в полном объёме начислять, исчислять и уплачивать единый взнос: вести учёт выплат (вознаграждения, дохода) застрахованного лица и начисления единого взноса по каждому календарному месяцу и календарному кварталу, хранить такие сведения в порядке, предусмотренном законодательством.
В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 8 Временного порядка N 6-7 (в редакции от 10.01.2018, действовавшей до 17.08.2020) для плательщиков единого взноса, указанных в статье 3 настоящего Порядка, 6 применяются следующие размеры единого взноса: для юридических лиц (кроме бюджетных организаций, а также филиалов юридических лиц нерезидентов), для физических лиц - предпринимателей, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Донецкой Народной Республики использующие труд других лиц - в размере 31 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики "Об оплате труда", пособий по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и/или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, в том числе за выполнение работ по договорам подряда, поручения и комиссии.
В соответствии с абзацами 1, 2 части 3 статьи 10 Временного порядка N 6-7 (в редакции от 10.01.2018, действовавшей до 17.08.2020) плательщики единого взноса, указанные в пункте 1.1 части 1 статьи 3 настоящего Порядка, уплачивают начисленные за соответствующий календарный месяц суммы единого взноса не позднее 20 числа следующего месяца, независимо от выплаты заработной платы и других видов выплат, на суммы которых начисляется единый взнос, кроме бюджетных организаций (в том числе подведомственных учреждений Министерства культуры Донецкой Народной Республики), военнослужащих, лиц, проходящих срочную военную службу в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, других образованных в соответствии с законом воинских формированиях, Министерства Государственной безопасности Донецкой Народной Республики, органов Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики и лиц, проходящих службу в органах и подразделениях гражданской защиты, которые уплачивают суммы единого взноса одновременно с получением (перечислением) денежных средств на оплату труда (выплату дохода, денежного обеспечения), в том числе в безналичной или натуральной форме, независимо от граничных сроков уплаты.
Суммы единого взноса перечисляются одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств на оплату труда (выплату дохода, денежного обеспечения, в т.ч. в авансовой форме), в том числе в безналичной или натуральной форме.
Таким образом, на юридических лиц, указанных в подпункте "а" пункта 1.1 части 1 статьи 3 Временного порядка N 6-7, возложена обязанность перечисления начисленных сумм единого социального взноса в двух случаях: в случае выплаты (перечисления) лицам соответствующего дохода в календарном месяце и в случае только начисления налогоплательщиком единого взноса, однако не осуществления фактической выплаты соответствующего дохода таким лицам в календарном месяце. При этом, в случае выплаты (перечисления) лицам соответствующего дохода единый взнос подлежит уплате одновременно с выплатой (перечислением) такого дохода; в случае же только начисления, но не оплаты таким лицам соответствующего дохода в календарном месяце - единый взнос подлежит оплате не позднее 20 числа следующего месяца.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки налоговым органом установлено, что в период с марта 2017 года по июль 2020 года ГУП ДНР "КОМТЕЛ" осуществлялись выплаты заработной платы и другие виды выплат, на суммы которых начисляется единый взнос, при этом начисленные суммы единого взноса в день выплаты дохода в бюджет не перечислены, что свидетельствует о нарушении установленного законодательством порядка уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Факт нарушения сроков перечисления в бюджет суммы единого взноса в день выплаты дохода подтверждается материалами дела и заявителем не оспорен.
Вместе с тем, Предприятие указывает на то, что им осуществлялась оплата единого взноса не в день выплаты дохода, а до 20 числа следующего месяца независимо от факта выплаты (или невыплаты) заработной платы, что соответствует абз. 1 части 3 ст. 10 Временного порядка N 6-7.
Таким образом, оплата единого взноса осуществлена Предприятием в полном объеме, но с нарушением установленного Временным порядком срока, что и явилось основанием для начисления пени и штрафа.
Частями 5, 6 статьи 10 Временного порядка N 6-7 предусмотрено, что в случае несвоевременной или не в полном объёме уплаты единого взноса к плательщику применяются штрафные санкции, и начисляется пеня, предусмотренные в соответствии с законодательством. По истечении установленных сроков уплаты единого взноса не внесённая сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени и применением штрафных санкций.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Временного порядка N 6-7 за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса органы доходов и сборов применяют к плательщику единого взноса штраф в размере 10 процентов своевременно не уплаченных сумм, с учётом имеющейся переплаты.
В силу статьи 12 Временного порядка N 6-7 на сумму недоимки начисляется пеня из расчета 0,01 процента суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа. Начисление пени, предусмотренной настоящим Порядком, начинается с первого календарного дня, следующего за днем окончания срока внесения соответствующего платежа, до дня его фактической уплаты (перечисления) включительно.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В рассматриваемом случае предметом апелляционного рассмотрения являются доводы Налогового органа о неправомерном снижении судом первой инстанции сумм начисленных предприятию штрафов.
Как уже указано выше, постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 07.07.2023 решение Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 21.11.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 по делу N А85-186/2022 (5а/200/186/2022) отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Донецкой Народной Республики.
Отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций, Арбитражный суд Центрального округа указал на необходимость определить общую сумму штрафа применительно к правовым позициям, сформулированным в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 06.02.2018 N 6-П, от 15.07.1999 N 11-П, и ряде иных актов Конституционного суда РФ (Постановления от 17.12.1996 N 20-П и от 15.07.1999 N 11-П, Определения от 04.07.2002 N 202-О, от 08.02.2007 N 381-О-П и от 07.12.2010 N 1572-О-О).
В силу части 2.1. статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
В связи с этим, повторно рассматривая спор по существу, суд первой инстанции оценил соразмерность примененных Налоговым органом санкций тяжести и последствиям допущенного Предприятием налогового правонарушения.
Согласно позиции изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, меры налогового принуждения могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (восполнение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога), так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству и полным возмещением ущерба, понесенного казной вследствие несвоевременного внесения налога, что дает государству право добавить к сумме недоимки дополнительный платеж - пеню при задержке в уплате сумм налога; штрафы же, взимаемые за нарушение налогового законодательства, носят карательный характер и являются наказанием за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно или по неосторожности, т.е. - в отличие от налоговой недоимки и пени - выходят за рамки налогового обязательства (долга) как такового.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Согласно статье 112 Налогового кодекса РФ, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающем дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса (статья 114 Кодекса).
Как указано в Письме ФНС России от 27.12.2023 N БВ-4-7/16343@ "О применении положений статьи 122 НК РФ при предоставлении уточненных налоговых деклараций в порядке статьи 81 НК РФ" размер штрафа, назначаемого за неуплату (неполную уплату) сумм налога (сбора, страховых взносов), подлежит уменьшению при наличии обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, признаваемые судом или налоговым органом в качестве таковых (подпункт 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса).
В случае выявления обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность налогоплательщика, суд, определяя конкретную сумму подлежащего взысканию штрафа, применяет нормы статей 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании которых возможно снижение штрафа и по сравнению с установленным статьей 119 Кодекса минимальным размером (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
В данном случае суд первой инстанции учел в качестве смягчающих такие обстоятельства, как отсутствие у Предприятия задолженности по единому взносу за рассматриваемый период, добросовестность налогоплательщика, заблуждавшегося в толковании норм Временного порядка, и, как следствие, - отсутствие тяжких последствий для бюджета.
Перечисленные обстоятельства, по мнению суда апелляционной инстанции, действительно свидетельствуют о возможности снижения сумм начисленных налогоплательщику штрафов, что и было осуществлено судом первой инстанции при принятии оспариваемого решения.
Доказательства несоразмерности уменьшения сумм штрафа, в нарушение статьи 65 АПК РФ, Налоговым органом не представлены.
Оценивая довод Налогового органа о неправомерности применения положений Налогового кодекса РФ к налоговым правоотношениям, сложившимся в 2021 году, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно статье 2 Конституции российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Как указано в части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Аналогичные положения содержались и в статье 47 Конституции Донецкой Народной Республики от 17.04.2014.
Согласно разъяснениям, указанным в пункте 1 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации указанных положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В силу части 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Из части 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 5-КЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики") следует, что ДНР считается принятой в Россию с даты подписания Договора о принятии в Россию ДНР и образовании в составе России нового субъекта (30.09.2022).
Согласно статье 1 АПК РФ правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (далее - арбитражные суды), путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Таким образом, учитывая, что с 30.09.2022 Донецкая Народная Республика входит в состав Российской Федерации, суд при рассмотрении спора исходит из конституционного принципа придания обратной силы закону, смягчающему публично-правовую ответственность.
В законодательстве РФ действует принцип прекращения исполнения решения о привлечении к ответственности в случае отмены закона признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих ответственность за содеянное (статья 31.7. КоАП РФ).
Суд апелляционной инстанции полагает, что указанный принцип применим и при рассмотрении вопроса о законности привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При этом, несмотря на то, что решения налогового органа в рассматриваемом случае признаны судом первой инстанции недействительными в части, такая формулировка судебного акта не препятствует его толкованию именно как акта о признании решений налогового органа не подлежащими исполнению в части.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 20 февраля 2024 года по делу N А85-154/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Донецкой Народной Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Марусин |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А85-154/2023
Истец: Государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики "КОМТЕЛ"
Ответчик: Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики
Третье лицо: Министерство финансов ДНР, Министерство финансов Донецкой Народной Республики
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2101/2024