г. Санкт-Петербург |
|
14 июня 2024 г. |
Дело N А56-92889/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3829/2024) индивидуального предпринимателя Осипова Андрея Анатольевича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2023 по делу N А56-92889/2023 (судья Синицына Е.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области
к индивидуальному предпринимателю Осипову Андрею Анатольевичу
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Осипова Андрея Анатольевича (далее - Предприниматель, ИП Осипов А.А.) полученной субсидии в сумме 8640 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 25.12.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ИП Осипов А.А. направил апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 25.12.2023 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что расходы по оплате услуг по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации были понесены Предпринимателем в связи с эксплуатацией помещения, находящегося в многоквартирном жилом доме, и относятся к жилищным услугам в силу положений статей 7 и 8, части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); таким образом, указанные расходы отвечают смыслу и содержанию пункта 3.3 Порядка предоставления субсидии для возмещения части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства - работодателям, приостановившим свою деятельность в связи с угрозой распространения на территории Ленинградской области новой коронавирусной инфекции, в рамках государственной программы Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области", утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 13.08.2020 N 572 (далее - Порядок N 572). Также податель жалобы полагает, что настоящее дело необоснованно рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Стороны извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Контрольно-счетной палатой Ленинградской области (далее - КСП Ленинградской области) в отношении Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области в период с 09.03.2022 по 31.10.2022 проведена проверка в рамках контрольного мероприятия "Проверка использования средств, выделенных в 2020-2021 годах на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также на реализацию мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (на выборочной основе)".
В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения в организации Комитетом реализации мероприятий, связанных с устранением последствий распространения COVID-19, а также с профилактикой и снижением рисков распространения COVID-19, в том числе:
- в нарушение пункта 3.3 Порядка N 572, определяющего исчерпывающий перечень затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия, в состав расходов для расчета суммы субсидии включены затраты на техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации в размере 12,0 руб. (ИП Осипов А.А.), не подлежащие возмещению, в результате чего сумма субсидии завышена на 8,64 тыс. руб.
По результатам проведения контрольного мероприятия КСП Ленинградской области в отношении Комитета вынесено представление от 01.02.2023 N 1, согласно которому Комитету надлежало принять меры к возврату в областной бюджет Ленинградской области средств субсидий в общей сумме 575,99 тыс. руб., в том числе использованных:
- не по целевому назначению: ИП Осипов А.А. - 8,64 тыс. руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2023 по делу N А56-49773/2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2023 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2024, представление КСП Ленинградской области от 01.02.2023 N1 признано законным.
Комитет направил в адрес ИП Осипова А.А. претензию от 17.05.2023 N 01-21-2144/2023 о необходимости возврата в областной бюджет субсидии, полученной с нарушением условий ее предоставления.
Претензия от 17.05.2023 N 01-21-2144/2023 оставлена Предпринимателем без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 25.12.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 78 БК РФ).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 13.08.2020 N 572 утвержден Порядок предоставления субсидии для возмещения части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства - работодателям, приостановившим свою деятельность в связи с угрозой распространения на территории Ленинградской области новой коронавирусной инфекции, в рамках государственной программы Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области" (далее - Порядок N 572), которым установлены цели, условия и порядок предоставления субсидии из областного бюджета Ленинградской области для возмещения части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства - работодателям, приостановившим свою деятельность в связи с угрозой распространения на территории Ленинградской области новой коронавирусной инфекции, в рамках подпрограммы "Развитие малого, среднего предпринимательства и потребительского рынка Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области" (далее - подпрограмма, субсидия) в 2020 году, критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии, а также порядок возврата субсидии в случае нарушения условий ее предоставления.
Согласно пункту 1.4 Порядка N 572, к категории получателей субсидии относятся:
- субъекты малого и среднего предпринимательства - работодатели, временно не осуществлявшие деятельность в связи с закрытием торговых центров на территории Ленинградской области в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции;
- субъекты малого и среднего предпринимательства - работодатели, осуществляющие по состоянию на дату подачи заявления на предоставление субсидии в качестве основного вида деятельности один из видов деятельности (по коду ОКВЭД), указанных в приложении 1 к Порядку N 572.
Согласно пункту 3.3 Порядка N 572 субсидия предоставляется для возмещения следующих затрат:
а) аренда помещений, земельных участков и торговых мест (за исключением аренды государственного и(или) муниципального имущества), используемых для осуществления основного вида деятельности по ОКВЭД;
б) приобретение основных средств, используемых для осуществления основного вида деятельности по ОКВЭД;
в) оплата жилищно-коммунальных услуг;
г) приобретение диспенсеров для антисептических средств, бактерицидных облучателей, оборудования для обеззараживания воздуха и поверхностей и иных моющих и дезинфицирующих средств;
д) оплата услуг по хранению и(или) доставке до складских распределительных центров федеральных интернет-магазинов (онлайн-ретейлеров) продовольственных и непродовольственных товаров, реализация которых осуществляется через такие интернет-магазины.
Согласно пункту 1.1 соглашения от 18.12.2020 N 102-СС, заключенного между Комитетом и ИП Осиповым А.А., предметом соглашения является предоставление получателю (ИП Осипову А.А.) из областного бюджета Ленинградской области в 2020 году субсидии в рамках подпрограммы "Развитие малого, среднего предпринимательства и потребительского рынка Ленинградской области Государственной программы в целях возмещения части затрат получателя, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с пунктом 3.3 Порядка N 572.
Пунктом 3.3 соглашения от 18.12.2020 N 102-СС установлено, что за счет субсидии возмещаются расходы в соответствии с пунктом 3.3 Порядка N 572.
Как установлено КСП Ленинградской области и не оспаривается сторонами, услуги по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации оказывались ИП Осипову А.А. ООО "ТП ДПО" по договору от 01.06.2013 N 71/06-13ТО.
Вместе с тем, возмещение расходов по оплате услуг по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации пунктом 3.3 Порядка N 572 не предусмотрено.
Доказательств отнесения расходов по оплате услуг по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации к затратам по оплате жилищно-коммунальных услуг ответчиком не представлено.
Доводы подателя жалобы о том, что расходы по оплате услуг по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации были понесены Предпринимателем в связи с эксплуатацией помещения, находящегося в многоквартирном жилом доме и относятся к жилищным услугам в силу положений статей 7 и 8, части 4 статьи 17 ЖК РФ, статьи 210 ГК РФ, в связи с чем отвечают смыслу и содержанию пункта 3.3 Порядка N 572, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена статьей 154 ЖК РФ.
В силу части 2 статьи 154 ГК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренной статьей 154 ЖК РФ для собственника помещения, не включаются расходы по оплате услуг по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации в нежилом помещении, не относящемся к общему имуществу многоквартирного дома (принадлежащем конкретному собственнику).
Статья 210 ГК РФ содержит общую норму о том, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, однако указанная норма не определяет понятие жилищно-коммунальных услуг.
Довод Предпринимателя о том, что указанные расходы подлежат возмещению, поскольку на владельца помещения, в том числе в жилом доме, возложены обязанности по соблюдению норм пожарной безопасности и, как следствие, несение расходов на обслуживание оборудования, обеспечивающего пожарную безопасность, а жилищные услуги не имеют закрытого перечня и могут определяться собственниками самостоятельно по мере необходимости, отклоняется судом апелляционной инстанции, как основанный на неверном толковании совокупности норма права (приведенных положений статьи 154 ЖК РФ) и положений Порядка N 572.
Представление КСП Ленинградской области от 01.02.2023 N 1, которым установлено нарушение пункта 3.3 Порядка N 572 при предоставлении субсидии ИП Осипову А.А., признано законным решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2023 по делу N А56-49773/2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2023 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2024.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Комитетом необоснованно завышена субсидия ИП Осипову А.А. на 8640 руб., в связи с тем, что в составе расходов для расчета суммы субсидии включены затраты, не подлежащие возмещению - расходы по оплате услуг по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации в размере 12000 руб. Следовательно, субсидия ИП Осипову А.А. в размере 8640 руб. была предоставлена Комитетом неправомерно с нарушением целей предоставления субсидии, установленных пунктом 3.3 Порядка N 572.
В силу пункта 5.3 Порядка N 719 при установлении факта нарушения получателем субсидии целей, порядка и условий предоставления субсидии средства субсидии подлежат возврату в областной бюджет Ленинградской области в полном объеме.
Согласно пункту 5.2 Порядка N 719 в случае установления по итогам проверок, проведенных Комитетом и(или) органом государственного финансового контроля Ленинградской области, фактов нарушения получателем субсидии целей, порядка и условий предоставления субсидии, а также недостижения результатов предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, возврат соответствующих объемов субсидии осуществляется на основании письменного требования Комитета - в течение 30 рабочих дней с даты получения получателем субсидии указанного требования.
Если по истечении срока, определенного в пункте 5.2 настоящего Порядка, денежные средства, подлежащие возврату в областной бюджет Ленинградской области, определенные в соответствии с пунктом 5.3 или 5.4 настоящего Порядка, не возвращены получателем субсидии, взыскание денежных средств с учетом штрафных санкций осуществляется в судебном порядке (пункт 5.5 порядка N 719).
Учитывая, что ИП Осипов А.А. в добровольном порядке не осуществила возврат субсидии на основании претензии Комитета от 17.05.2023 N 01-21-2144/2023, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Комитетом требования и взыскал с ИП Осипова А.А. в пользу Комитета сумму полученной субсидии в размере 8640 руб.
Доводы подателя жалобы о необоснованном рассмотрении судом настоящего дела в порядке упрощенного производства при наличии оснований для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц восемьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей четыреста тысяч рублей.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", если по формальным признакам дело относится к категориям дел, названным в частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, то оно должно быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, о чем указывается в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству (часть 2 статьи 228 АПК РФ); согласие сторон на рассмотрение данного дела в таком порядке не требуется.
Согласно части 5 статьи 227 АПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:
1) порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны;
2) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц;
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 227 АПК РФ настоящий спор с учетом цены иска подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства независимо от наличия или отсутствия на это согласия сторон.
Наличие предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ оснований для рассмотрения дела по общим правилам искового судопроизводства судом не установлено.
Как следует из материалов дела, Предприниматель представила в суд первой инстанции мотивированный отзыв на исковое заявление. Представленных в материалы дела сторонами доказательств достаточно для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства. При этом, заявление стороной спора возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного производства само по себе не является основанием для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
При таких обстоятельствах, дело правомерно рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства без вызова сторон по представленным в материалы дела доказательствам на основании пункта 1 части 1 статьи 227, части 5 статьи 228 АПК РФ.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда от 25.12.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 руб. подлежат оставлению на ответчике.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2023 по делу N А56-92889/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Осипова Андрея Анатольевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-92889/2023
Истец: КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО, СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП Андрей Анатольевич Осипов