г. Санкт-Петербург |
|
15 июня 2024 г. |
Дело N А21-13370/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Горбачевой О.В., Денисюк М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Колосовым М.А.,
при участии:
от заявителя: Юшкевич И.В. по доверенности от 13.01.2023 (онлайн),
от ответчика: Зинин С.И. по доверенности от 10.01.2024 (онлайн),
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11639/2024) Управления Федерального казначейства по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.02.2024 по делу N А21-13370/2023, принятое
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области
к Управлению Федерального казначейства по Калининградской области
3-е лицо: Министерство здравоохранения Калининградской области
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области (далее - Фонд, заявитель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Калининградской области (далее - Управление) о признании недействительным Представления от 07.08.2023 N 35-22-16/25.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Калининградской области.
Решением суда от 20.02.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, принимая на себя обязательства по получению средств межбюджетного трансферта в соответствии с соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации от 06.08.2021 N 166-МТ/2021/50/2021/4фин, заявитель взял на себя обязанность обеспечить достижение значения результатов предоставления трансферта и соблюдение сроков его достижения, устанавливаемых в соответствии с приложением N 1 Соглашения. При этом Соглашением не предусмотрен перечень (комплекс) всех необходимых мер для выполнения этой обязанности. В соответствии с пунктом 15 Правил N 1125 за нарушение обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта размер средств, подлежащий возврату из бюджета заявителя в бюджет субъекта Российской Федерации "Калининградская область", согласно формуле расчета составляет 5 217 941,93 руб. (7 549 063,64 х (1 -7 295/23 624), где 7 295 случаев - фактическое значение результата предоставления трансферта "Количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц", 23 624 случаев - плановое значение результата предоставления трансферта "Количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц". В 2022 году ТФОМС Калининградской области за нарушение в 2021 году обязательств по достижению значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта возвращены средства в областной бюджет на сумму 1 392 903,80 рубля. С учетом данного обстоятельства сумма средств, подлежащая возврату за нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта, составляет 3 825 038,13 рублей (5 217 941,93 -1 392 903,80).
В судебном заседании представитель Управления доводы жалобы поддержал; представитель заявителя выразил несогласие с доводами жалобы.
Министерство здравоохранения Калининградской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением в соответствии с приказом от 15.05.2023 N 196 "О назначении внеплановой камеральной проверки в территориальном фонде обязательного медицинского страхования Калининградской области" проведена камеральная проверка достижения значений результатов предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2020 по 31 декабря 2021.
По итогам проведенной проверки Управлением были выявлены нарушения, в связи с чем вынесено Представление от 07.08.2023 N 35-22-16/25, в соответствии с которым Фонд обязан в срок не позднее 18 марта 2024 устранить выявленное нарушение путем перечисления средств в сумме 3 825 038,13 руб. на лицевой счет администратора доходов бюджета Министерства здравоохранения Калининградской области N 04352000060 для дальнейшего их перечисления в доход федерального бюджета и принять меры по устранению причин и условий его совершения.
Несогласие с вышеуказанным представлением послужило основанием для обращения Фонда с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, признав недействительным представление Управления Федерального казначейства по Калининградской области от 07.08.2023 года N 35-22-16/25.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению, в частности требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий.
В силу статьи 6 БК РФ межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Одной из форм межбюджетных трансфертов согласно статье 129 БК РФ являются иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации. Иные межбюджетные трансферты бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (статья 132.1 БК РФ).
Пунктом 1 статьи 130 БК РФ установлено, что правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами 3 - 5 статьи 1 29 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В данном случае таким нормативным правовым актом является постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1125, которым утверждены Правила предоставления межбюджетного трансферта.
Данными Правилами установлены цели, порядок и условия предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов.
В силу пункта 5 Правил N 1125 результатом предоставления иных межбюджетных трансфертов является количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц (включающей исследования и иные медицинские вмешательства по перечню, приведенному в приложении N 4 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящих Правил) в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а также ее финансового обеспечения.
В соответствии с пунктом 15 этих Правил в случае, если территориальным фондом обязательного медицинского страхования по состоянию на 31 декабря 2021 года допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащий возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет г. Байконура для последующего перечисления в федеральный бюджет (V возврата), определяется по формуле:
V возврата = V тр х (1- Т/S) где:
V тр - размер межбюджетного трансферта, предоставленного бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования;
Т - фактически достигнутое значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта на отчетную дату;
S - значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленного соглашением.
Из материалов дела следует, что между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Калининградской области подписано соглашение N 056-17-2021-394 от 03.08.2021 о предоставлении в 2021 г. межбюджетного трансфера, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
По итогам за 2021 год углубленная диспансеризация проведена 7 295 застрахованным лицам, из которых 241 человек - прошел первый и второй этап диспансеризации. Финансовые средства, направленные на оплату данного мероприятия, составили 7 549,1 млн.рублей. Остаток неиспользованных средств в размере 12 386,9 тыс. рублей возвращен в доход областного бюджета (п/п N 705579 от 25.01.2022 г.).
Контроль за использованием фондом бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых является межбюджетный трансферт, осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Министерством здравоохранения Российской Федерации. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации и г. Байконуром условий предоставления иных межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и уполномоченными органами.
Обязательства возврата сумм неиспользованных трансфертов на Территориальный фонд обязательного медицинского страхования возложены пп. 15 Правил N 1125 от 07.07.2021. Иного условия возврата средств Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Правила N 1125 не предусматривают.
ТФОМС исполнил обязательства по возврату суммы неиспользованного трансферта в соответствии с требованиями, установленными Правилами N 1125. Получен трансферт в сумме 19 936 000 рублей 00 копеек, направлено на оплату 7 549,1 тыс.рублей, возвращено 12 386,9 тыс. рублей.
Дополнительно, ТФОМС по Представлению УФК Калининградской области 11.05.2022 года N 35-22-19/9 перечислено в Министерство здравоохранения Калининградской области для последующего перечисления в федеральный бюджет 1 392 903,80 рублей.
В 2022 году по данному вопросу УФК по Калининградской области в ТФОМС была проведена плановая комплексная проверка. Представлением Управления Федерального казначейства по Калининградской области от 11.05.2022 года N 35-22-19/9 за нарушение обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта по распоряжению N1768-р за 2021 год ТФОМС было предписано перечислить средства в сумме 1 392 903,80 рублей не позднее 17 января 2023 года на лицевой счет администратора доходов бюджета Министерства здравоохранения Калининградской области. V тр - размер межбюджетного трансферта, предоставленного бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования фактически составил 19 936 000,00 рублей и именно эту сумму необходимо применять при расчете суммы возврата. Данная сумма при расчете суммы возврата была применена УФК при плановой проверке в 2022 году.
Общая сумма возврата составила 13 779, 26 тыс.рублей.
13 779,26 - 12389,36 = 1392,9 тыс.руб. (данная сумма возвращена платежным поручением N 138160 от 30.11.2022).
Вопреки доводам Фонда, пунктами 11, 12, 14 и 15 Правил N 1125 предусмотрена обязанность Фонда по оплате счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи, предъявленных медицинскими организациями за проведение углубленной диспансеризации, исполнение которой определяется через показатель достижения значения результата предоставления межбюджетного трансферта.
Для определения порядка расчета подлежащих возврату средств безотносительно причин неисполнения обязательств пунктом 15 Правил N 1125 установлена специальная формула, предполагающая учет неиспользованных средств межбюджетного трансферта не путем простого расчета разницы между выделенными и израсходованными средствами, а путем соотнесения доли фактически недостигнутого значения с выделенными средствами межбюджетного трансферта.
При этом пунктом 15 Правил N 1125 прямо определено, что именно Фонд обязан возвратить из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской денежные средства, определенные по установленной формуле.
Вместе с тем, апелляционный суд полагает правомерными выводы суда о том, что оспариваемое представление является незаконным в части требования о возврате суммы денежных средств в размере 3 815 038,13 руб, поскольку общая сумма возврата денежных средств, рассчитанных по формуле, приведенной в пункте 15 Правил N 1125, должна составлять 13 779, 26 тыс.рублей = (19 936 000,0х(1-7295/23624).
13 779,26 - 12389,36 = 1392,9 тыс.руб. (данная сумма возвращена платежным поручением N 138160 от 30.11.2022).
Казначейством при расчете средств, подлежащих возврату, неправильном была применена формула пункта 15 Правил N 1125, поскольку V тр - размер межбюджетного трансферта, предоставленного бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования, составил 19 936 000,00 руб., и именно эту сумму необходимо применять при расчете суммы возврата.
Таким образом, следует признать, что ТФОМС Калининградской области в полном объеме исполнены обязательства по возврату средств межбюджетного трансферта.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представление Управления от 07.08.2023 N 35-22-16/25 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы фонда в сфере осуществления экономической деятельности.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20 февраля 2024 года по делу N А21-13370/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-13370/2023
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Калининградской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Калининградской области