г. Москва |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А40-238583/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКВЫ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2024 по делу N А40-238583/23
по заявлению АНО "ЦЕНТР СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ЗАЩИТЫ"
к ДЕПАРТАМЕНТУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКВЫ
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Чимбирева А.А. по доверенности от 09.10.2023; |
от заинтересованного лица: |
Килина С.Я. по доверенности от 05.12.2023; |
УСТАНОВИЛ:
АНО "ЦЕНТР СУДЕБНО - ЭКСПЕРТНОЙ ЗАЩИТЫ" (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ДЕПАРТАМЕНТУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКВЫ (далее - департамент) о признании незаконным отказа от 04.08.2023 N 52-19-433/23-01 в предоставлении государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности.
Решением суда от 24.01.2024 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судом решением, департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления.
Представители организации, департамента в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей организации и департамента, полагает необходимым отменить судебный акт, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 18.07.2023 организация обратилась в департамент с запросом на предоставление государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности в порядке пп. 1 п. 2 Административного регламента Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра Сколково), утв. приказом Росздравнадзора от 28.10.2020 N 9936 (далее - административный регламент), п. 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра Сколково), утв. постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 (далее - Постановление Правительства N 852).
04.08.2023 департамент отказал в предоставлении государственной услуги, мотивировав отказ тем, что заявленные работы (услуги) по амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе являются одним из видов судебно-психиатрической экспертизы, проводимой исключительно государственными судебно-экспертными организациями, а услуги по судебно-медицинской экспертизе осуществляются государственными экспертами государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений системы здравоохранения.
Не согласившись с выводами департамента, организация обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при выдаче лицензии на осуществление медицинской деятельности, а именно на проведение амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы и судебно-медицинской экспертизы при проведении медицинских экспертиз, департамент не вправе проводить проверку соискателя лицензионным требованиям, предусмотренным действующим законодательством, а также применять п. 1 ст. 62 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лишь из-за того, что организация не является государственным учреждением.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Оценка соответствия соискателя лицензионным требованиям проводится согласно ст. 19.1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
Во исполнение пп. а п. 6 постановления Правительства N 852 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также требования по соблюдению порядков проведения медицинских экспертиз, утвержденных в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 62 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством РФ о государственной судебно-экспертной деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации может устанавливать перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями.
Реализуя делегированные федеральным законодателем полномочия, Правительство Российской Федерации издало распоряжение Правительства РФ от 16.11.2021 N 3214-р "О перечне видов судебных экспертиз" (далее - распоряжение).
Апелляционный суд обращает внимание, что 22.03.2023 была принята новая редакция распоряжения, в соответствии с которой судебно-психиатрическая экспертиза проводится исключительно государственными судебно-экспертными организациями. Ранее организации частных форм собственности получали лицензии на проведение судебных медицинских экспертиз с учетом соблюдения требований приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н "Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации".
В связи с тем, что к лицензированию организации заявлены работы (услуги), которые могут осуществляться только организацией, являющейся государственной судебно-экспертной организацией, а АНО "Центр Судебно-Экспертной Защиты" подобной организацией не является, департамент отказал в выдаче лицензии.
Указанное неверно оставлено без должного внимания со стороны суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда от 24.01.2024 подлежащим отмене, поскольку суд сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2024 по делу N А40-238583/23 отменить.
Заявление АНО "ЦЕНТР СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ЗАЩИТЫ" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-238583/2023
Истец: АНО "ЦЕНТР СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ЗАЩИТЫ"
Ответчик: ГБУ Департамент здравоохранения Москвы