г. Москва |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А40-235764/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "РАЛЬФ РИНГЕР МОФ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2024 по делу N А40-235764/23
по заявлению АО "РАЛЬФ РИНГЕР МОФ"
к Высшему исполнительному органу государственной власти города Москвы-Правительство Москвы (ИНН: 7710489036), Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН:7705031674)
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Кононенко Т.В. по доверенности от 01.01.2024; |
от заинтересованных лиц: |
Макуров М.П. по доверенности от 11.12.2023, от Правительства Москвы представитель не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
По уточненным требованиям АО "РАЛЬФ РИНГЕР МОФ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Межведомственной комиссии по вопросу размещения отдельных объектах, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Москвы, указанное в Протоколе N 14 от 03.08.2023 г. в части отказа АО "РАЛЬФ РИНГЕР МОФ" на обращение о размещении некапитальных объектов на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002005:27 по адресу: г.Москва, Открытое шоссе, вл.18, обязании Межведомственную комиссию по вопросу размещения отдельных объектах, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Москвы устранить нарушение прав и законных интересов АО "РАЛЬФ РИНГЕР МОФ" в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда путём повторного рассмотрения заявления о размещение некапитальных объектов (контрольно-пропускного пункта и склада) на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002005:27 по адресу: г.Москва, Открытое шоссе, вл.18, взыскании с Правительства г.Москвы за счет казны города Москвы судебную неустойку за неисполнение в установленный срок Решения Арбитражного суда г.Москвы по настоящему делу в размере 500 000,00 (Пятьсот тысяч) рублей единоразово и 5 000 (Пять тысяч) рублей за каждый день просрочки до даты фактического исполнения решения суда.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2024 в удовлетворении заявления АО "РАЛЬФ РИНГЕР МОФ" отказано.
АО "РАЛЬФ РИНГЕР МОФ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель АО "РАЛЬФ РИНГЕР МОФ" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Правительство Москвы, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, между Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент, арендодатель) и ПАО "ТИПОГРАФИЯ МВД" был заключен договор аренды от 21.10.2019 N М-03-054676 (далее - Договор) в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002005:27 площадью 1962 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, ш. Открытое, вл. 18, для целей эксплуатации нежилых зданий в соответствии с разрешенным использованием участка сроком по 08.10.2068.
Дата государственной регистрации: 01.11.2019, номер государственной регистрации: 77:03:0002005:27-77/003/2019-1.
Согласно п. 1.5 Договора на момент его заключения на участке были расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности ПАО "ТИПОГРАФИЯ МВД": нежилое сооружение площадью 73,6 кв.м по адресу: г. Москва, Открытое ш., д. 18, стр. 6; нежилое сооружение площадью 224,6 кв.м по адресу: г. Москва, Открытое ш., д. 18, стр. 7; нежилое сооружение площадью 19,6 кв.м по адресу: г. Москва, Открытое ш., д. 18, стр. 10.
В рамках строительства развязки на пересечении Северо-Восточной хорды с 5-м проездом Подбельского и Открытым шоссе" в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ Департаментом выпущено распоряжение от 05.03.2020 N 7575 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества", предусматривающее изъятие земельного участка, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002005:27, а также нежилых сооружений с кадастровыми номерами 77:03:0002003:8473 (нежилое сооружение площадью 73,6 кв.м по адресу: г. Москва, Открытое ш., д. 18, стр. 6), 77:03:0002003:8474 (нежилое сооружение площадью 224,6 кв.м по адресу: г. Москва, Открытое ш., д. 18, стр. 7), 77:03:0002003:8477 (нежилое сооружение площадью 19,6 кв.м по адресу: г. Москва, Открытое ш., д. 18, стр. 10).
На основании распоряжения Департамента от 16.06.2020 N 18014Б в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002005:27 24.12.2020 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002005:2462 площадью 906 кв.м.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2022 по делу А40-224317/2021 удовлетворены исковые требования Департамента к АО "РАЛЬФ РИНГЕР МОФ" об изъятии для государственных нужд города Москвы земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002005:2462 площадью 906 кв.м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002005:27 общей площадью 1.962 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Открытое шоссе, вл.18; сооружения с кадастровым номером 77:03:0002003:8473 площадью 73,6 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Открытое шоссе, д. 18, стр.6; сооружения с кадастровым номером 77:03:0002003:8474 площадью 224,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Открытое шоссе, д. 18, стр.7; сооружения с кадастровым номером 77:03:0002003:8477 площадью 19,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Открытое шоссе, д. 18, стр.10, с установлением выкупной стоимости изымаемого имущества и условий изъятия.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на нежилые сооружения с кадастровыми номерами 77:03:0002003:8473,
77:03:0002003:8474, 77:03:0002003:8477, ранее расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002005:27, 01.02.2023 зарегистрировано право собственности города Москвы.
В соответствии с Дополнительным соглашением от 27.03.2023 к Договору в связи с изменением организационно-правовой формы и наименования Арендатора внесены изменения в части наименования Арендатора - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РАЛЬФ РИНГЕР МОФ".
Также, в соответствии с обращением от 16.02.2023 N 33-5-17476/20-(0)-0, на основании распоряжения Департамента от 16.06.2020 N 18014Б "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002005:27 с сохранением в измененных границах", выпиской из ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002005:27, в целях приведения в соответствие условий договора аренды земельного участка с данными, содержащимися в ЕГРН, внесены изменения и дополнения в Договор:
В пункте 1.1. раздела 1. "ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА И ЦЕЛЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА" вместо слов "площадью 1 962 (одна тысяча девятьсот шестьдесят два) кв. м" читать слова "площадью 1 055 (одна тысяча пятьдесят пять) кв. м".
По данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002005:27 имеет вид разрешенного использования - эксплуатации типографии.
Письмом от 22.05.2023 N ДГИ-И-32363/23 Департаментом в адрес Заявителя направлен для подписания проект дополнительного соглашения о расторжении договора аренды от 21.10.2019 N М-03-054676.
АО "РАЛЬФ РИНГЕР МОФ" письмом от 23.05.2023 N ДГИ-1-29761/23 обратился в Департамент за согласованием размещения некапитальных объектов на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002005:27.
Департаментом был дан ответ от 16.06.2023 N ДГИ-1-29761/23-1, которым Заявителю было разъяснено, что в связи с направлением в адрес Заявителя ранее проекта дополнительного соглашения о расторжении договора аренды от 21.10.2019 N М-03-054676 рассмотрение вопроса о согласовании размещения некапитальных объектов на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002005:27 является преждевременным.
Письмом от 15.08.2023 N ДГИ-И-77991/23 с выпиской из Протокола заседания Межведомственной комиссии по вопросу размещения отдельных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории г. Москвы, Департамент известил Заявителя о том, что Межведомственной комиссией по вопросу размещения отдельных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Москвы рассмотрен вопрос о согласования размещения некапитальных объектов (КПП и вспомогательного некапитального объекта) на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002005:27 по адресу: Открытое шоссе, вл. 18.
Согласно Протоколу заседания МВК от 03.08.2023 N 14, Заявителю в размещении некапитальных объектов на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002005:27 отказано.
Отказывая в признании ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Департамент осуществляет свои полномочия в рамках Положения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы".
Согласно п. 1 Положения Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим следующие функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента (далее -установленная сфера деятельности):
* функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы;
* предоставление государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений;
* переданные Российской Федерацией полномочия, связанные с размещением объектов федерального значения, за исключением принятия решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории и по подготовке и утверждению на основании решений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы границ зон планируемого размещения объектов федерального значения или регионального значения, в связи с размещением которых предполагается изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества на присоединенной в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" с 01.07.2012 к субъекту Российской Федерации городу федерального значения Москве территории (далее -присоединенные территории);
* функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище.
Таким образом, Департамент в силу делегированных ему полномочий выступает от имени города Москвы в качестве арендодателя недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы.
Исходя из положений ст. 431, 615 ГК РФ и условий Договора аренды арендатор обязан использовать земельный участок для эксплуатации нежилых зданий в соответствии с разрешенным использованием участка.
Вместе с тем в результате изъятия для государственных нужд право собственности арендатора на нежилые сооружения с кадастровыми номерами 77:03:0002003:8473, 77:03:0002003:8474, 77:03:0002003:8477 прекращено с 01.02.2023 на основании решения Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-224317/21.
Согласно ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями. Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с п. 2 ст. 450 настоящего Кодекса. Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 9 ст. 22 ЗК РФ, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка арендатором.
Согласно п. 1 и подп. 1 п. 2 ст. 46 ЗК РФ, аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, а также в случае использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, определенными статьей 8 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 45, п. 2 ст. 46 ЗК РФ аренда земельного участка может быть прекращена, но инициативе арендодателя при использовании земельного участка не но целевому назначению (которое может быть предусмотрено только в Договоре аренды).
По смыслу вышеуказанных положений, использование Земельного участка не по целевому назначению является существенным условием заключенного между сторонами Договора аренды.
Письмом от 22.05.2023 N ДГИ-И-32363/23 Департамент направил в адрес АО "РАЛЬФ РИНГЕР МОФ" дополнительное соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 21.10.2019 N М-03-054676.
В связи с отказом Заявителя от подписания дополнительное соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 21.10.2019 N М-03-054676, Департамент обратился к АО "РАЛЬФ РИНГЕР МОФ" с исковым заявлением о расторжении договора аренды земельного участка (дело N А40-182457/2023).
При этом порядок рассмотрения заявлений о размещении правообладателями земельных участков отдельных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержден Приказом Департамента городского имущества города Москвы от 12.08.2019 N 189 (далее - Приказ N 189).
Исходя из преамбулы указанного Приказа, он утвержден в целях реализации отдельных полномочий Департамента городского имущества города Москвы, установленных постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов".
Перечень оснований для отказа в рассмотрении Департаментом заявления о размещении объекта перечислен в пункте 8 Приказа N 189.
Согласно п. 8.8, основанием для отказа в рассмотрении Департаментом заявления о размещении объекта является отсутствие в ЕГРН подтверждения имущественных прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, отсутствие документов, подтверждающих имущественные права, возникшие на данные объекты недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также отсутствие в ЕГРН сведений о зданиях, сооружениях, расположенных на земельном участке.
Между тем, согласно данным ЕГРН, на земельном участке с с кадастровым номером 77:03:0002005:27 по адресу: Открытое шоссе, вл. 18 отсутствуют объекты недвижимого имущества, которые принадлежали бы АО "РАЛЬФ РИНГЕР МОФ" на праве собственности или на каком-либо ином вещном праве.
Кроме того, согласно п. 8.9 Приказа N 189, в настоящий момент Департамент требует расторгнуть договор аренды земельного участка от 21.10.2019 N М-03-054676 в судебном порядке.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления АО "РАЛЬФ РИНГЕР МОФ".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2024 по делу N А40-235764/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-235764/2023
Истец: АО "РАЛЬФ РИНГЕР МОФ"
Ответчик: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ