г. Москва |
|
14 июня 2024 г. |
Дело N А40-16601/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Елоева А.М.,
судей: Проценко А.И., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Мск-Групп" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2024 по делу N А40-16601/23 по иску ООО "Базис" (ОГРН 1027700105872) к ООО "Мск-Групп" (ОГРН 1177746924563)
об обязании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Акопян Т.В. по доверенности от 31.08.2021,
от ответчика: Ватин Д.А. по доверенности от 01.01.2024,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Базис" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы исковым заявлением к ООО "СК-Групп" (далее - ответчик) об обязании передать в течение трёх дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу по акту приёма-передачи, а при отсутствии восстановить за свой счёт и передать по акту приёма-передачи ООО "БАЗИС" техническую и иную документацию и материальные ценности, связанные с управлением многоквартирным домом по адресу: 111024, город Москва, шоссе Энтузиастов, дом 1, корпус 1, согласно указанному в иске перечню и с учётом принятого судом первой инстанции частичного отказа от иска.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 марта 2024 года по делу N А40-16601/23-133-98 ООО "МСК-ГРУПП" обязывается в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу передать по акту приёма-передачи, а при их отсутствии восстановить за свой счёт и передать по акту приёма-передачи ООО "БАЗИС" техническую и иную документацию и материальные ценности, связанные с управлением МКД, а именно: 1. документы технического учёта жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; 5. копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; 6. выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; 7. заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); 15. оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме; 16. электронный паспорт МКД; 17. санитарный паспорт придомовой территории; 18. паспорт ИТП; 19. энергетический паспорт МКД; 20. ааспорт фасада МКД; 21. акт ввода в эксплуатацию МКД, а также результаты инженерных изысканий, акты освидетельствования работ, конструкций, систем инженерно-технического обеспечения МКД; 23. акт приёмки в эксплуатацию отдельных элементов общего имущества в МКД; 26. разрешение на присоединение мощности к сети ресурсоснабжающей организации; 27. акты установки и приёмки в эксплуатацию коллективных (общедомовых) и индивидуальных (квартирных) приборов учёта; 30. план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нём; 31. акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; 32. схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); 33. исполнительные чертежи контуров заземления. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "БАЗИС" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, поскольку, как полагает заявитель жалобы, суд первой инстанции не дал надлежащей оценки доводам ответчика об отсутствии правовых оснований для возложения на него обязанности по передаче истцу энергетического паспорта, паспорта фасада и санитарного паспорта придомовой территории.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу отмечается, что доводы заявителя не соответствуют фактическим обстоятельствам спора, представленным в дело доказательствам, основаны на их неверной оценке и неправильном толковании норм материального права.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение Арбитражного суда города Москвы оставить без изменения, считает его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав явившихся представителей ответчика и истца, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда города Москвы подлежащим отмене в части.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "БАЗИС" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: 111024, город Москва, шоссе Энтузиастов, дом 1, корпус 1 (далее - МКД) с 01 октября 2022 года в соответствии с Распоряжением о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы N 12606-РЛ от 12 сентября 2022 года.
Предыдущей организацией, осуществлявшей управление указанным многоквартирным домом, являлось ООО "МСК-ГРУПП".
Истцом в адрес ответчика направлялись письма с уведомлением о выборе в качестве управляющей организации истца и просьбой о передаче технической документации и иных, связанных с управлением домом документов.
Со стороны ООО "МСК-ГРУПП" частично техническая документация представлена.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменён в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключённым со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации (пункт 17 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Правила N 1616).
В силу пунктов 1-2 Правил N 1616 устанавливаются порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, а определение управляющей организации осуществляется решением органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г. Москвы.
Осуществление управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании решения об определении управляющей организации, не является основанием для непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, а в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (пункты 4-5 Правил N 1616).
В соответствии с пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Таким образом, в силу прямого указания закона - пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчик за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязан передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы истцу.
Пунктом 19 Правил о порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 (далее - Правила N 416) предусмотрено, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передаёт в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом по акту приёма-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила N 170).
Состав технической и иной документации на многоквартирный дом закреплён также в пунктах 1.5.1, 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170.
В соответствии с пунктом 5.1 "ГОСТ Р 56038-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования" (утверждён и введён в действие приказом Росстандарта от 11 июня 2014 года N 546-ст) (далее - ГОСТ Р 56038-2014), перечень технической документации приведён в Приложении Б.
При этом нормы ГОСТ подлежат применению в соответствующей сфере регулирования и является обязательным для её субъектов.
Согласно пункту 27 Правил N 491, ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Поскольку до изменения способа управления функции управляющей организации осуществлял ответчик, именно он в соответствии с пунктом 27 Правил N 491 являлся лицом, обязанным в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию.
Согласно пункту 21 Правил N 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приёма-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления.
Отсутствие документации на дом у прежней управляющей организации не освобождает её от исполнения обязанности передать техническую и иную документацию. В случае отсутствия необходимой документации управляющая организация обязана за свой счет восстановить утраченную документацию.
Принимая во внимание изложенное, полно установив и исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, учитывая доводы и возражения сторон, оценив по правилам статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, на основании приведённых норм права, суд первой инстанции исковые требования удовлетворил частично и обязал ООО "МСК-ГРУПП" в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу передать по акту приёма-передачи, а при их отсутствии восстановить за свой счёт и передать по акту приёма-передачи ООО "БАЗИС" техническую и иную документацию и материальные ценности, связанные с управлением МКД, в том числе 17. санитарный паспорт придомовой территории; 19. энергетический паспорт МКД; 20. паспорт фасада МКД.
Между тем, апелляционная инстанция с решением суда первой инстанции в данной части не соглашается.
Согласно пунктам 24, 26 Правил N 491 паспорт фасада и энергетический паспорт не содержатся в перечне обязательной технической документации МКД.
Кроме того собственниками помещений решения об изготовлении указанных документов не принимались.
Между тем, в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Оформление паспорта колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве", утверждённым постановлением правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 114-ПП, выдача паспортов фасада осуществляется при подтверждении у заявителя права на получение данного паспорта, которое после переизбрания управляющей организации у ООО "МСК-Групп" отсутствует.
Также, в соответствии с частью 5.3. статьи 15 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лицо, проводившее энергетическое обследование составляет энергетический паспорт и отчёт о проведении энергетического обследования.
Энергетическое обследование в силу части 5 статьи 15 Федерального закона N 261-ФЗ проводится в добровольном порядке.
При этом собственниками МКД решение относительно оформления энергетического паспорта также не принималось.
Что касается обязанности передать санитарный паспорт, то апелляционная инстанция учитывает, что в связи с принятием постановления главного государственного санитарного врача по городу Москве от 29 мая 2000 года N 8 "О санитарной паспортизации объекта, подлежащего дизинсекции и дератизации" утратило силу постановление ЦГСЭН от 05 марта 1998 года N 6 "О введении порядка проведения санитарной паспортизации объекта, подлежащего дезинсекции и дератизации".
В дальнейшем в соответствии с постановлением Территориального управления Роспотребнадзора по городу Москве от 28 апреля 2006 года N 2 постановление главного государственного санитарного врача по городу Москве от 29 мая 2000 года N 8 утратило силу.
Таким образом, с 2007 года обязательное наличие у организаций санитарного паспорта, в том числе санитарного паспорта придомовой территории, не регламентировано.
При таких условиях, решение Арбитражного суда города Москвы в части обязания ООО "Мск-Групп" передать ООО "БАЗИС" санитарный паспорт придомовой территории, энергетический паспорт, паспорт фасада МКД подлежит отмене, исковое заявление в указанной части - отклонению. В остальной части решение остаётся без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266-268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2024 по делу N А40-16601/23 в части обязания ООО "Мск-Групп" передать ООО "БАЗИС" санитарный паспорт придомовой территории, энергетический паспорт, паспорт фасада МКД отменить, в удовлетворении требований в указанной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2024 по делу N А40-16601/23 оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-16601/2023
Истец: ООО "БАЗИС"
Ответчик: ООО "МСК-ГРУПП"