г. Санкт-Петербург |
|
16 июня 2024 г. |
Дело N А56-52632/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.
при участии:
от истца (заявителя): предст. Фомина Н.В. - доверенность от 12.01.2023
от заинтересованных лиц: 1) предст. Федорова А.С. - доверенность от 09.01.2024
от третьих лиц: 1) предст. Шишкова М.В. - доверенность от 05.06.2023, 2) не явился (извещен), 3) не явился (извещен), 4) предст. Кириллова Е.М. - доверенность от 09.01.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5849/2024) Администрации Кировского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2024 по делу N А56-52632/2023 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению Администрации Кировского муниципального района Ленинградской области
к 1) Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области,
2) Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Кировском районе;
третьи лица 1) Государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области", 2) Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, 3) Администрация муниципального образования "Город Отрадное" Кировского муниципального района Ленинградской области, 4) Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Кировского муниципального района Ленинградской области
об оспаривании предписания от 01.06.2023 N 103
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кировского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация; Администрация МО Кировский район Ленинградской области) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Кировском районе от 01.06.2023 N 103.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены, государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области" (далее - ГУП "Леноблводоканал"), Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области (далее - Комитет ЖКХ ЛО), Администрация Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация МО "Город Отрадное"), Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Кировского муниципального района Ленинградской области (далее - КУМИ).
Решением суда от 29.01.2024 в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 29.01.2024 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права. Податель жалобы ссылается на то, что в силу положений статей 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация водоснабжения и водоотведения не отнесена к вопросам местного значения муниципального района, а относится к ведению городских, сельских поселений. В силу положений статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация водоснабжения населения, водоотведения также отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений. При этом Областным законом Ленинградской области от 29.12.2015 N 153-оз в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения перераспределены, а именно: к полномочиям Правительства Ленинградской области или уполномоченных им органов исполнительной власти Ленинградской области отнесены полномочия органов местного самоуправления поселений Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесенные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением полномочий по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений. Как указывает податель жалобы Администрацией МО "Город отрадное" утверждена схема водоснабжения и водоотведения Отрадненского городского поселения, согласно которой канализационные очистные сооружения г.п.Отрадное выведены из эксплуатации, очистка сточных вод не производится, неочищенные стоки сбрасываются в р.Нева. Как указывает податель жалобы, объекты канализационных очистных сооружений (КОС), находящиеся в казне Кировского муниципального района Ленинградской области, являются разрозненными объектами, не входят в систему водоотведения и по назначению не используются; материалами дела не подтверждается факт аварийной ситуации, произошедшей именно на неиспользуемых объектах КОС, излив стоков произошел за пределами земельного участка, принадлежащего Кировскому муниципальному району Ленинградской области, на землях, собственность на которые не разграничена; устранением аварийной ситуации занималось ГУП "Леноблводоканал", которое является гарантирующим поставщиком в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Отрадненского городского поселения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель КУМИ также поддержал доводы апелляционной жалобы Администрации по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее - Управление) возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу, а также запрошенные судом апелляционной инстанции документы - материалы контрольного мероприятия, на основании которых вынесено оспариваемое предписание от 01.06.2023 N 103 (приобщены к материалам дела).
Представитель ГУП "Леноблводоканал" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в том числе дополнительно представленных Управлением материалов контрольного мероприятия, в связи с получением 31.05.2023 информации из социальных сетей об аварийной ситуации и сливе неочищенных сточных вод на территории г.п. Отрадное Кировского района Ленинградской области в районе расположения КОС по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г. Отрадное, ул. Ленинградское шоссе, в районе дома 7, Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кировском районе на основании части 2 статьи 57, частей 3, 4 статьи 58, статьи 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) и задания от 31.05.2023 N 140 проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в форме выездного обследования (с применением фотофиксации) места сброса сточных вод с проведением отбора проб воды.
Должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кировском районе составлен акт выездного обследования от 31.05.2023, в котором указано, что в ходе выездного обследования установлено, что сточные воды с территории КОС по адресу Ленинградская область, Кировский район, г. Отрадное, ул. Ленинградское шоссе, в районе дома 7, изливаются в р.Нева, являющуюся источником хозяйственно-питьевого водоснабжения населения г.Отрадное Кировского района Ленинградской области и населения г.Санкт-Петербурга, присутствует стойкий специфический запах фекалий.
В ходе выездного обследования были отобраны пробы воды водоема р.Нева в районе сброса сточных вод (протоколы от 01.06.2023 N N 3481-2.3-01, 3482-2.3.-01, 3483-2.3-01).
С учетом результатов выездного обследования начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кировском районе в отношении Администрации МО Кировский район Ленинградской области вынесено предписание от 01.06.2023 N 103, которым со ссылками на статьи 11, 21, пункт 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (пункты 117, 119) Администрации предписано по завершении аварийно-ликвидационных работ на КОС в г. Отрадное провести дезинфекцию подтопленных сточными водами территорий силами специализированных организаций, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по дезинфектологии (срок исполнения с 01.06.2023).
Не согласившись с выданным предписанием, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу Администрации подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции от 29.01.2024 подлежащим отмене в связи со следующим.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
В силу пункта 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:
об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;
о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, в связи с получением 31.05.2023 информации об аварийной ситуации и сливе неочищенных сточных вод на территории г.п. Отрадное Кировского района Ленинградской области в районе расположения КОС по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г. Отрадное, ул. Ленинградское шоссе, в районе дома 7, Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кировском районе на основании части 2 статьи 57, частей 3, 4 статьи 58, статьи 75 Закона N 248-ФЗ проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в форме выездного обследования (с применением фотофиксации) места сброса сточных вод.
В ходе выездного обследования были отобраны пробы воды водоема р.Нева в районе сброса сточных вод (протоколы от 01.06.2023 N N 3481-2.3-01, 3482-2.3.-01, 3483-2.3-01).
По результатам проведенных лабораторных исследований воды водного объекта - источника питьевого водоснабжения, по физико-химическим, паразитологическим и вирусологическим показателям, установлено несоответствие требованиям таб. 3.3, табл. 3.7, табл. 3.13 разд. III СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и или безвредности для человека факторов среды обитания", пункта 91 разд. V СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21) по показателям аммиак, общее железо, ХПК (протоколы от 01.06.2023 N N 3481-2.3-01, 3482-2.3-01, 3483-2.3-01, протоколы лабораторных исследований от 01.06.2023 NN 16118, 16119, 16120, экспертное заключение от 02.06.2023 N 78-20-07Ф-03.003.Л.24007). Указанное свидетельствует о загрязнении воды водного объекта, используемого в хозяйственно-питьевых целях, и может привести к массовым инфекционным и неинфекционным заболеваниям населения.
С учетом результатов выездного обследования начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кировском районе в отношении Администрации МО Кировский район Ленинградской области вынесено предписание от 01.06.2023 N 103, которым со ссылками на статьи 11, 21, пункт 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ и СанПиН 2.1.3684-21 (пункты 117, 119) Администрации предписано по завершении аварийно-ликвидационных работ на КОС в г. Отрадное провести дезинфекцию подтопленных сточными водами территорий силами специализированных организаций, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по дезинфектологии (срок исполнения с 01.06.2023).
Суд первой инстанции, сославшись в том числе на судебные акты по делу N А56-51692/2023, указал на то, что на момент рассмотрения настоящего дела спорные объекты КОС г.Отрадное находятся в составе имущества казны Кировского муниципального района Ленинградской области для осуществления полномочий по водоснабжению и водоотведению, то есть находятся в ведении Администрации. Следовательно, до передачи указанных объектов в государственную собственность Ленинградской области именно на Администрацию возлагается обязанность по проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по завершении аварийно-ликвидационных работ на КОС г. Отрадное.
С учетом данных обстоятельств суд первой инстанции посчитал, что Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кировском районе правомерно выдал Администрации предписание от 01.06.2023 N 103, которым обязал Администрацию провести дезинфекцию подтопленных сточными водами территорий.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что материалами дела не подтверждается тот факт, что разлив сточных вод произошел в результате аварийной ситуации на территории КОС в г. Отрадное в границах земельного участка с кадастровым номером 47:16:0201040:4, находящегося в собственности Кировского муниципального района Ленинградской области.
Так, в ходе контрольного мероприятия должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кировском районе составлен акт выездного обследования от 31.05.2023, в котором указано, что в ходе выездного обследования установлено, что сточные воды с территории КОС по адресу Ленинградская область, Кировский район, г. Отрадное, ул. Ленинградское шоссе, в районе дома 7, изливаются в р.Нева, являющуюся источником хозяйственно-питьевого водоснабжения населения г.Отрадное Кировского района Ленинградской области и населения г.Санкт-Петербурга, присутствует стойкий специфический запах фекалий.
Однако данный акт выездного обследования от 31.05.2023 составлен в одностороннем порядке должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кировском районе, какие либо материалы (в том числе материалы фотофиксации, схемы места осмотра), подтверждающие, что сточные воды изливались с территории КОС г.Отрадное, в материалы дела не представлены.
При этом, согласно представленному Администрацией в материалы дела акту комиссионного обследования места происшествия от 30.05.2023, составленному с участием представителей Администрации МО Кировский район Ленинградской области, Администрации МО "Город Отрадное", ГУП "Леноблводоканал", излив сточных вод происходил за границей земельного участка с кадастровым номером 47:16:0201040:4, на территории земель г.Отрадное по направлению к реке Нева.
Согласно утвержденной Администрацией МО "Город отрадное" Схеме водоснабжения и водоотведения Отрадненского городского поселения КОС г.п.Отрадное выведены из эксплуатации, очистка сточных вод не производится, неочищенные стоки сбрасываются в р.Нева.
Также согласно утвержденному распоряжением Правительства Ленинградской области от 19.07.2021 N 461-р Перечню муниципального имущества казны муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области Ленинградской области, принимаемого в государственную собственность Ленинградской области (пункт 349, 351), объекты канализационной сети: городской коллектор напорный, коллектор канализационный самотечный по адресу: г.Отрадное Ленинградское шоссе, переданы в собственность Ленинградской области.
Таким образом, материалами дела не подтверждается и Управлением не доказано, что излив сточных вод произошел на территории КОС в г. Отрадное в границах земельного участка с кадастровым номером 47:16:0201040:4, находящегося в собственности Кировского муниципального района Ленинградской области, соответственно, не подтверждено, что разлив сточных вод произошел в результате виновных действий (бездействия) Администрации МО Кировский район Ленинградской области и с территории принадлежащих данному муниципальному образованию объектов КОС.
Судом первой инстанции также не учтено, что в силу положений статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-Ф) и статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) организация водоснабжения и водоотведения не отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
В силу положений статьи 14 Закона N 131-ФЗ и статьи 6 Закона N 416-ФЗ организация водоснабжения населения, водоотведения отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений.
При этом Областным законом Ленинградской области от 29.12.2015 N 153-оз в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения перераспределены, а именно: к полномочиям Правительства Ленинградской области или уполномоченных им органов исполнительной власти Ленинградской области отнесены полномочия органов местного самоуправления поселений Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесенные Законом N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением полномочий по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений.
Таким образом, Администрация МО Кировский район Ленинградской области не является органом местного самоуправления, к полномочиям которого отнесена организация водоснабжения и водоотведения.
Управлением и судом первой инстанции не приведены ссылки на конкретные нормативные правовые акты, которыми установлена обязанность Администрации МО Кировский район Ленинградской области осуществлять уборку и дезинфекцию на территории земельных участков, не относящихся к собственности Кировского муниципального района Ленинградской области. В рассматриваемом случае, как указано выше, излив сточных вод происходил за границей находящегося в собственности Кировского муниципального района Ленинградской области земельного участка с кадастровым номером 47:16:0201040:4, а именно на территории земель г.Отрадное, что административным органом не опровергнуто.
При таких обстоятельствах, материалами дела не подтверждается, что Администрация является лицом, на которое в силу закона может быть возложена обязанность по проведению дезинфекции подтопленных сточными водами территорий, не относящихся к собственности или ведению Кировского муниципального района, равно как и не доказано, что излив сточных вод произошел в результате действий (бездействия) Администрации.
С учетом данных обстоятельств, вопреки выводам суда первой инстанции, у Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кировском районе не имелось оснований для вынесения в адрес Администрации предписания от 01.06.2023 N 103 и возложения на Администрацию обязанности провести дезинфекцию подтопленных сточными водами территорий.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Администрации подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 29.01.2023 подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с вынесением по делу нового судебного акта о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кировском районе от 01.06.2023 N 103.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 января 2024 года по делу N А56-52632/2023 отменить.
Признать недействительным предписание Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Кировском районе от 01.06.2023 N 103.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-52632/2023
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрацию МО "Город Отрадное" Кировского муниципального района Ленинградской области, ГУП "Водоканал Ленинградской области", Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Кировском районе