город Москва |
|
13 июня 2024 г. |
дело N А40-234457/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.06.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Мособлгаз"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2024 по делу N А40-234457/23
по заявлению АО "Мособлгаз"
к УФАС России по Московской области
третьи лица: ООО "АБПО-Проект", ООО "РТС-Тендер"
о признании незаконными решения и предписания;
при участии:
от заявителя - Титова А.В. по доверенности от 26.03.2024;
от заинтересованного лица - Маначинский П.О. по доверенности от 24.03.2023;
от третьих лиц - не явились;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2024 в удовлетворении заявленных АО "Мособлгаз" требований о признании незаконными решения и предписания УФАС России по Московской области от 31.07.2023 по делу N 050/07/223-25341/2023, отказано.
Общество, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют ООО "АБПО-Проект" и ООО "РТС-Тендер" представители в судебное заседание не явились, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда от антимонопольного органа поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представители заявителя и антимонопольного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, принявший решение (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Порядок проведения закупок отдельными видами юридических лиц, а также оспаривания из результатов регламентированы положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Из материалов дела следует, что в антимонопольный орган поступила жалоба ООО "Абпо-Проект" на действия (бездействие) АО "Мособлгаз" (заказчика) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (оператор электронной площадки) конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение проектно-изыскательских работ: "строительство газопровода-связки вблизи п. Борисово - г. Электрогорск (ГРС "Буньково" - ГРС "Электрогорск") для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения" городского округа Электрогорск Московской области (извещение N 32312504895 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru).
Решением УФАС России по Московской области от 31.07.2023 по делу N 050/07/223-25341/2023 жалоба общества признана обоснованной и в действиях заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Из материалов дела следует, что в соответствии с извещением о проведении закупки, документацией о проведении закупки, протоколами, составленными при проведении закупки: начальная (максимальная) цена договора - 24.729.863, 96 руб.; дата окончания срока подачи заявок - 29.06.2023; на участие в закупке подано 3 заявки от участников закупки; по итогам рассмотрения 3 заявки от участников закупки признаны соответствующими требованиям закупочной документации; победителем конкурса признано ООО "Келтум.
Победителем подана коллективная заявка на участие в закупке.
В составе заявки победителя представлен договор N 21.06.2023/К о создании консорциума от 21.06.2023, по условиям п. 1.1 которого установлено, в том числе то, что целью настоящего договора является временное объединение сторон на договорной основе для осуществления подготовки заявки на участие в конкурсе в электронной форме и иных конкурсных процедурах на право заключения договора о выполнении проектно-изыскательских работ: "строительство газопровода-связки вблизи п. Борисово - г. Электрогорск (ГРС "Буньково" - ГРС "Электрогорск") для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения" городского округа Электрогорск Московской области, а также, в случае признания консорциума победителем конкурса, совместное осуществление функций подрядчика с разграничением обязанностей согласно настоящему договору без образования юридического лица".
По мнению заявителя, возможность коллективного участия в закупке на стороне оного участника закупки предусмотрена ч. 5 ст. 3 Закона о закупках и п. 10.8 положения о закупке АО "Мособлгаз".
Вместе с тем, положения ч. 5 ст. 3 Закона о закупках определяют только общее понятие участника закупки и п. 10.8 Положения не предусматривает возможность формирования надлежащим образом заявок участников, принявшие решение принять коллективное участие в конкурсе.
Довод заявителя о том, что положения ст. 3.4 Закона о закупках и положения Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не содержат запрет на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства нескольких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, необоснован, исходя из того, что возможность участия в конкурсе коллективных участников заказчиком в закупочной документации не предусмотрена.
Указанные действия заказчика влекут невозможность формирования надлежащим образом заявок участников, принявшие решение принять коллективное участие в конкурсе.
В закупочной документации установлено, что в настоящем конкурсе могут принять участие юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Согласно ч. 19.8 ст. 3.4 Закона о закупках декларация, предусмотренная п. 9 ч. 19.1 указанной статьи, представляется в составе заявки участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
Оператор электронной площадки обеспечивает участнику конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства возможность включения в состав заявки и направления заказчику информации и документов, указанных в ч. 19.1 указанной статьи, посредством программно-аппаратных средств электронной площадки в случае их представления данному оператору при аккредитации на электронной площадке в соответствии с ч. 18 указанной статьи.
В силу ч. 18 ст. 3.4 Закона о закупках субъекты малого и среднего предпринимательства получают аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из указанного следует, что в положениях ст. 3.4 Закона о закупках, Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, не содержится норм, свидетельствующих о возможности участия в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства нескольких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
С 01.04.2021 вступили в силу изменения в ст. 3.4 Закона о закупках, внесенные Федеральным законом от 22.12.2020 N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", согласно которым норма ст. 3.4 дополнена ч. 19.1, предусматривающей исчерпывающий перечень информации и документов, требование о предоставлении которых может установить заказчик при проведении закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно указанной норме, предоставляемые документы и сведения определены только для 2-х случаев: когда участником закупки является юридическое лицо; когда участником закупки является индивидуальный предприниматель.
При этом согласно ч. 19.3 ст. 3.4 Закона о закупках, не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные ч. ч. 19.1 и 19.2 указанной статьи.
При изложенных обстоятельствах, основания для отклонения заявки ООО "Абпо-Проект" от участия в конкурсе у закупочной комиссии заказчика по данному основанию отсутствовали, а примененный ею подход к рассмотрению заявки коллективного участника противоречит принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленные п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
В данном случае оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа отвечают целям и задачам антимонопольного контроля процедуры торгов, критериям законности, обоснованности и исполнимости, соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2024 по делу N А40-234457/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-234457/2023
Истец: АО "МОСОБЛГАЗ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "АБПО-ПРОЕКТ", ООО "РТС-ТЕНДЕР"