г. Хабаровск |
|
17 июня 2024 г. |
А73-18197/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Коваленко Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании: в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Базальтресурс"
на решение от 06.02.2024
по делу N А73-18197/2023
Арбитражного суда Хабаровского края,
по иску Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053, адрес: 680020, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 5)
к обществу с ограниченной ответственностью "Базальтресурс" (ОГРН 1113702017604, ИНН 3702652122, адрес: 155900, Ивановская обл., г. Шуя, пл. Фрунзе, д. 6, пом. 9; 681010, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Вокзальная, д. 47/3, стр. 3(2-11)
о взыскании задолженности по договору аренды в сумме 1 600 631, 03 руб.
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Базальтресурс" (далее - ООО "Базальтресурс", общество, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 15.07.2013 N 1595/2013 за август 2023 года в размере 1 600 631, 02 руб., из которых 213 417, 91 руб. - в федеральный бюджет и 1 387 213, 12 руб. в краевой бюджет.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.02.2024 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права, не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с доводами жалобы, с апреля 2023 года общество лишено возможности пользоваться лесным участком в целях, предусмотренных договором, по независящим от арендатора причинам, поскольку решением Хабаровского краевого суда по делу N 3а-51/2023 от 22.02.2023, вступившимв законную силу 02.04.2023 признан недействующим регламент Эворонского лесничества в части осуществления заготовки древесины в кварталах N 59, 60, 66, 67, 80, 94 Эвурского участкового лесничества, в кварталах NN 1-28, 30-34, 59, 60, 74, 75, 77-79, 82-86, 101 Эворонского участкового лесничества. При этом риск невозможности использования арендованного имущества в соответствии с условиями договора и назначением этого имущества лежит на арендодателе. Кроме того, арендодатель регулярно отказывает арендатору в согласовании лесных деклараций. Указанные обстоятельства, по мнению общества, являются основанием для освобождения от арендной платы.
Правовым основанием общество указывает общие положения статьи 328 и пункта 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставляющие арендатору право потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 23.04.2024 в 14 часов 40 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
Министерством в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, в отзыве изложена позиция в отношении приведенных в апелляционной жалобе доводов.
В опровержение доводов жалобы, со ссылкой на положения статей 111 - 116 и 119 Лесного кодекса Российской Федерации, а также статьи 111.1 Кодекса указал, что установленные запреты и ограничения использования защитных лесов допускают заготовку древесины в защитных лесах, если проведение сплошных и выборочных рубок не запрещено или не ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 29, частью 4 статьи 115 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины запрещена Лесным кодексом только в одной подкатегории защитных лесов - орехово-промысловых зонах ценных лесов. Запрет на заготовку древесины в иных категориях защитных лесов, в том числе в нерестоохранных полосах лесов, запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, Лесным кодексом не установлен.
Так же Министерством указано на возможность использования лесов на особо охраняемых природных территориях при условии соблюдения ограничений, установленных Положением об особо охраняемых природных территориях и лесохозяйственным регламентом лесничества после утверждения изменений внесенных в лесохозяйственный регламент Эворонского лесничества и возможности внесения изменений договор аренды и проект освоения лесов.
До заседания суда от ООО "Базальтресурс" поступили дополнительные документы и итоговые дополнения к апелляционной жалобе, в которых ответчик указывает, что регламент лесничества, утвержденный 02.02.2024, свидетельствует о невозможности проведения императивно предусмотренных договором аренды сплошных рубок на арендованной территории в силу статьи 7 Приказа МПР РФ от 12.08.2021 N 558 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях".
08.04.2024 от ООО "Базальтресурс" поступил лесохозяйственный регламент Эворонского лесничества (старая редакция), лесохозяйственный регламент Эворонского лесничества (новая редакция), проект освоения лесов, договор аренды лесного участка N 1595/2013 от 15.07.2013.
10.04.2024 ООО "Базальтресурс" представлены лесные декларации, поданные обществом (арендатором), и решения об отказе в их принятии.
Так же ООО "Базальтресурс" представлена сводная информация по всем лесным декларациям арендатора за период 2022-2023, приложена справка о поданных лесных декларациях в 2022-2023 с извещениями.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку представителей не обеспечили.
Учитывая, что обществом не представлено доказательств направления дополнительных пояснений и документов Министерству, позиция которого по вопросу их относимости к спору, мнение о приобщении и пояснений в отношен и дополнительных документов не могла быть высказана определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2024 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось до 04.06.2024 на 14 часов 40 минут для направления обществом дополнительных пояснений и доказательств в адрес Министерства и предоставления письменного мнения по представленным дополнениям и доказательствам, обоснования обществом предоставления документов в апелляционный суд.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства письменные пояснения не направили, в судебное заседание апелляционной инстанции явку представителей не обеспечили в связи с чем, судебное заседание в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проведено в отсутствие представителей.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ, при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. Таким образом, разрешение вопроса о принятии, а также оценка доказательств находится в пределах рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
В соответствии с абзацем 5 пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" немотивированное принятие или непринятие арбитражным судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к принятию неправильного постановления.
Ходатайство о принятии новых доказательств в силу требований части 3 статьи 65 АПК РФ должно быть заявлено лицами, участвующими в деле, до начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу. Данное ходатайство должно соответствовать требованиям части 2 статьи 268 АПК РФ, то есть содержать обоснование невозможности представления данных доказательств в суд первой инстанции, и подлежит рассмотрению арбитражным судом апелляционной инстанции до начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу (абзац 6 пункта 29 указанного постановления).
Учитывая отсутствие обоснования предоставления документов в суд второй инстанции, апелляционный суд отказал в принятии дополнительных документов.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, оформленного протоколом от 26.06.2013 N 115, между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и ООО "Базальтресурс" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 1595/2013 от 15.07.2013 сроком действия 25 лет с даты государственной регистрации.
Предметом договора является лесной участок, находящийся в федеральной государственной собственности, площадью 48 002,0 га, имеющий местоположение: Хабаровский край, Солнечный муниципальный район, Эворонское лесничество, Эвурское участковое лесничество, кварталы: 59, 60, 66, 67, 79, 80, 94; Эворонское участковое лесничество, кварталы: 1-28, 30-34, 59, 60, 74, 75, 77-79, 82-86, номер учетной записи в государственном лесном реестре - 08:244:40:1595.
Лесной участок передан арендатору по акту приёма-передачи.
Схема расположения участка, его предметные характеристика приведены в приложениях N N 1, 2 к договору. Цели и объемы использования переданного объекта отражены в приложении N3 к договору.
В период исполнения договора у ООО "Базальтресурс" имелись неисполненные гражданско-правовые обязательства перед ООО "Промстройторг".
Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 25.04.2016 по делу N 2-1483/2016 с ООО "Базальтресурс" в пользу ООО "Промстройторг" взыскана задолженность, возникшая из договора поставки N 01/06 в размере 157 058 717, 40 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами размере 23 017 068 руб., расходы на оплату государственной пошлины 60 000 руб.
В рамках исполнительного производства N 3060/17/37025-ИП от 15.03.2017 в отношении ООО "Базальтресурс" судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП по Ивановской области передал права аренды лесного участка, принадлежащего должнику на основании договора N1595/2013 от 15.07.2013 на реализацию путем проведения публичных торгов.
В связи с не реализацией имущества на первых и повторных торгах, 14.11.2017 судебный пристав-исполнитель вынес постановление о передаче нереализованного в принудительном порядке имущества должника взыскателю и по акту от 16.11.2017 данное имущество принято ООО "Промстройторг".
ООО "Базальтресурс" и ООО "Промстройторг" уведомили Арендодателя о переходе прав и обязанностей ООО "Базальтресурс" по договору аренды к ООО "Промстройторг" в связи с чем, в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации.
В связи с заменой, ООО "Промстройторг" на правах арендатора использовало лесной участок в 2019-2020 году.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-8400/2017 от 25.06.2020 по иску Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области и конкурсного управляющего ООО "Базальтресурс" Дорошенко И.В. признана недействительной сделка по оставлению ООО "Промстройторг" за собой нереализованного имущества (права аренды лесного участка), применены последствия недействительности сделки в виде восстановления прав ООО "Базальтресурс" по договору аренды лесного участка N1595/2013 от 15.07.2013, заключенному с Правительством Хабаровского края, а также восстановлена задолженность ООО "Базальтресурс" перед ООО "Промстройторг" в сумме 94 774 575 руб.
На основании определения Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-8400/2017 от 25.06.2020 регистрирующим органом восстановлена запись о регистрации договора аренды за ООО "Базальтресурс", о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись от 08.12.2020.
Порядок внесения арендной платы регламентирован разделом II договора.
Приложением N 4 к договору обусловлены помесячные периоды внесения арендных платежей и размер арендной платы.
Согласно пунктам 5-6 договора, приложению N 4 на момент заключения договора годовая арендная плата составила 8 326 612 руб., из которых в федеральный бюджет сумма 1 110 217,20 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - 7 216 394,80 руб.
Арендная плата вносится ежемесячно до первого числа месяца, следующего за месяцем оплаты.
Пунктом 7 договора установлено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 N 2405 "О применении в 2023-2026 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", ставки платы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", предусмотренные таблицами 1-2 за единицу объема лесных ресурсов, в 2023 году применялись с коэффициентом 3 (на момент заключения договора коэффициент составлял 1,30).
В связи с чем, в 2023 году изменилась годовая арендная плата по Договору и составляла 19 215 258,45 руб.
Ответчик не исполнил обязанность по внесению арендных платежей за август 2023 года, что привело к образованию долга в размере 1 600 631,03 руб., из которых 213 417, 91 руб. - в федеральный бюджет и 1 387 213, 12 руб. в краевой бюджет.
Министерство направило в адрес арендатора претензию N 1869 от 11.09.2023 с требованием оплатить задолженность.
Неисполнение арендатором претензионных требований явилось основанием обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, изучив материалы дела, суд апелляционной приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс, ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 72 Лесного кодекса предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
Согласно части 1 статьи 78 Лесного кодекса договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
В силу части 4 статьи 73 Лесного кодекса для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - постановление Правительства РФ N 310).
В рассматриваемом случае Правительством Хабаровского края в пределах предоставленных полномочий начальный размер арендной платы был определен и включал в себя минимальный размер арендной платы, установленный в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, а также сумму, превышающую минимальный размер, подлежащую уплате в краевой бюджет.
Доказательств уплаты долга по арендной плате в установленном размере за август 2023 года либо его наличия в ином размере суду не представлены.
Возражая против принятого судом решения суда, ответчик привел довод о наличии оснований, объективно препятствовавших фактическому пользованию арендуемым лесным участком, поскольку судебным решением изменен статус арендуемых лесных участков, исключающий возможность их использования по назначению, соответствующему условиям договора аренды.
Дав оценку приведенным ответчиком в обоснование обстоятельствам, апелляционный суд признал указанные возражения несостоятельными по следующим мотивам.
Вступившим в законную силу решением Хабаровского краевого суда от 02.03.2023 по делу N 3а/51-23 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу лесохозяйственный регламент Эворонского лесничества, утвержденный приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 17.12.2018 N 1186П, в части установления вида разрешенного использования лесов "заготовка древесины" (таблица 7 пункт 1.2 Регламента) в границах водно-болотного угодья "Озеро Эворон и река Эвур" в кварталах 59, 60, б6, 67, 80, 94 Эвурского участкового лесничества, в кварталах 1-28, 30-34, 59, 60, 74, 75, 77- 79, 82-86, 101 Эворонского участкового лесничества.
При рассмотрении указанного дела суд установил, что занимаемые участковыми лесничествами территории Эворонского лесничества разделены на кварталы: Эвурское - с 1 по 207, Чукчагирское - с 1 по 52, Эворонское - с 1 по 347, Харпичанское - с 1 по 287 (таблица 2 лесохозяйственного регламента). На территории Эворонского лесничества находятся (таблица 5 "Характеристика имеющихся на территории лесничества ООПТ и объектов"): памятник природы краевого значения водно-болотное угодье "Озеро Эворон и река Эвор" в кварталах 59, 60, б6-69, 79-83,94-97,109-115, 124-131, 138-144, 151 -157, 165-168, 176- 181, 189-197, 206, 207 Эвурского участкового лесничества, в кварталах 1 - 36, 40 -60, 64 - 87, 94, 101 - 112, 114 -123, 125 - 140, 142 - 159, 168 - 173, 185 - 187, 191 - 193, 201 - 206, 212 - 218, 226 - 234, 247 - 251, 270 Эворонского участкового лесничества, в кварталах 1 - 6, 15 - 19, 29 - 32, 43 - 48, 55 - 60, 68 - 71, 81- 86, 99 - 105, 117 -123,131 -136, 145 -152, 163 -168, 182-185 Харпичанского участкового лесничества.
Правовой режим государственного природного заказника федерального значения "Ольджиканский", государственного природного заказника краевого значения "Харпинский", памятников природы краевого значения "Посадки сосны обыкновенной", "Заросли дуба монгольского, элеутерококка, лимонника китайского, башмачка крапчатого и башмачка большого", "Сосновый бор - лесная площадь" и водно-болотное угодье "Озеро Эворон и река Эвор" определен как особо охраняемые природные территории, эти земли ограничены в обороте".
В силу положений статьи 10 Лесного кодекса леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: 1) защитные леса; 2) эксплуатационные леса; 3) резервные леса.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Лесного кодекса защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса подлежат освоению в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 ЛК РФ).
Постановлением правительства Хабаровского края от 25.12.2015 N 471-пр в Солнечном муниципальном районе Хабаровского края создано водно-болотное угодье "Озеро Эворон и река Эвур" общей площадью 308 961,95 гектара.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного постановления водно-болотное угодье "Озеро Эворон и река Эвур" (далее - водно-болотное угодье) является особо охраняемой природной территорией краевого значения.
В силу положений частей 3, 5 статьи 112 Лесного кодекса в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12.08.2021 N 558 утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.
Как следует из пункта 3 приложения к данному приказу, лица, которым земельные участки, расположенные на особо охраняемых природных территориях, предоставлены в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с положением о соответствующей особо охраняемой природной территории и проектом освоения лесов, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка.
Согласно пункту 2.2.5 Положения о водно-болотном угодье "Озеро Эворон и река Эвур", утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 25.12.2015 N 471-пр, на территории водно-болотного угодья запрещаются рубки лесных насаждений, за исключением рубок, проводимых в случаях, указанных в подпунктах 2.3.2 - 2.3.4, 2.3.12 пункта 2.3 настоящего Положения.
Пунктом 2.3.3 Положения предусмотрено, что на территории водно-болотного угодья допускаются рубки в пределах лесных участков, предоставленных на праве аренды на срок действия договоров, заключенных до образования водно-болотного угодья.
Апелляционным судом установлено, что договор аренды лесного участка заключен с ответчиком до образования указанного выше водно-болотного угодья.
Положение о водно-болотном угодье "Озеро Эворон и река Эвур" и приведенный в соответствие и утвержденный 05.02.2024 лесохозяйственный регламент Эворонского лесничества допускают рубки лесных насаждений.
Вопросы о законности договоров аренды земельных участков, включающих земли особо охраняемой природной территории, в целях заготовки древесины разрешаются в каждом конкретном случае в зависимости от содержания лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), проекта освоения лесов, режима охраны особо охраняемой природной территории, условий договора аренды соответствующего участка (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2022 N 304-ЭС22-12333).
По рассматриваемому делу суд установил следующие обстоятельства.
Министерством по государственному контракту от 30.05.2023 N 0122200002523002046 выполнены работы по внесению изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств Хабаровского края.
Работы по внесению изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств Хабаровского края завершены.
По результатам указанных работ Министерством издан приказ от 05.02.2024 об утверждении изменений в лесохозяйственный регламент Эворонского лесничества" (размещен на официальном сайте министерства в информационно-коммуникационной сети интернет https://1es.khabkrai.ru/Forest_Information\Reglamenty-lesnichestyHabarovskogo-kraya 1 января 2018 года).
Положения лесохозяйственного регламента приведены в соответствие с действующим законодательством.
Положения пункта 4 статьи 614 Гражданского кодекса, предоставляющие арендатору право потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились, в данном случае не подлежат применению, поскольку частями 2, 3 статьи 74.1 Лесного кодекса установлены иные последствия наступления обстоятельств, препятствующих арендатору использовать предоставленный ему лесной участок по назначению, а именно необходимость внесения соответствующих изменений в договор аренды в части взаимосвязанных условий по объему подлежащих изъятию лесных ресурсов и размеру арендной платы за такое изъятие.
Таким образом, арендатор вправе инициировать внесение изменений в договор аренды и проект освоения лесов и продолжать хозяйственную деятельность по заготовке древесины.
В данном случае, на момент рассмотрения настоящего дела, Арбитражным судом Хабаровского края принято решение от 28.05.2024 по делу N А73-7582/2024 которым удовлетворен иск ООО "Базальтресурс" к Министерству о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 1595/2013 от 15.07.2013, а именно: изложить пункт 5, Приложения N 2, N 3, N 4, N 6 к договору в предлагаемой истцом редакции.
Соответственно, на дату принятия обжалуемого решения от 06.02.2024 судебный акт по делу N А73-7582/2024 отсутствовал, а на дату рассмотрения дела апелляционным судом судебный акт не вступил в законную силу, поэтому жалоба рассматривается без учета указанного решения.
При этом в спорный исковой период Министерство еще не ввело новые материалы таксации, которые получены по результатам лесоустроительных работ, соответственно не были внесены изменения в государственный лесной реестр.
В таком случае освобождение от арендной платы без пропорционального изменения объема изъятия лесных ресурсов не отвечает закрепленному статьей 94 Лесного кодекса принципу платности использования лесов и приводит к нарушению баланса публичных и частных интересов.
Положения пункта 9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 N 993, позволяет арендатору использовать дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года.
Дополнительный объем древесины предоставляется по тем видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами), хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному), по которым он был недоиспользован за предыдущие три года.
Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год.
Пункт 11 указанных выше Правил заготовки древесины также позволяет увеличить сроки рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускаются в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований, подтвержденных справкой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
Согласно частям 1, 2 статьи 29 Лесного кодекса заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, заготовка древесины (т.е. рубка в предпринимательских целях) допускается в защитных лесах.
Исключения из этого правила прямо устанавливаются Лесным кодексом или иными федеральными законами.
Запреты и ограничения использования защитных лесов установлены в статьях 111 - 116 и 119 Лесного кодекса.
Положения приведенных статей Кодекса предусматривают запрет на осуществление конкретных видов использования лесов, например, в лесопарковых зонах запрещена добыча и разведка полезных ископаемых, ведение сельского хозяйства, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В силу части 2 статьи 112 Лесного кодекса в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы.
Согласно части 3 статьи 112 Лесного кодекса в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Подпункт "е" пункта 2 статьи 15 указанного Закона запрещает заготовку древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд) только на территории национальных парков.
Запрет на заготовку древесины установлен для лесов, расположенных в орехово-промысловых зонах (часть 4 статьи 115 Лесного кодекса).
Частью 3 статьи 111.1 Лесного кодекса предусмотрено, что заготовка древесины допускается в защитных лесах, если проведение сплошных и выборочных рубок не запрещено или не ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, заготовка древесины соответствует целевому назначению защитных лесов, если не запрещается рубка лесных насаждений.
Исходя из вышеизложенного, в соответствии с частью 2 статьи 29, частью 4 статьи 115 Лесного кодекса заготовка древесины запрещена Лесным кодексом только в одной подкатегории защитных лесов - орехово-промысловых зонах ценных лесов. Запрет на заготовку древесины в иных категориях защитных лесов, в том числе в нерестоохранных полосах лесов, запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, Лесным кодексом не установлен.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции об удовлетворении иска соответствует нормам материального права, имеющимся доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края является законным и отмене не подлежит, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.02.2024 по делу N А73-18197/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18197/2023
Истец: Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края
Ответчик: ООО "БАЗАЛЬТРЕСУРС"