г. Челябинск |
|
17 июня 2024 г. |
Дело N А76-370/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Экос" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.04.2024 по делу N А76-370/2024.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Экос" - Евстифеев А.В. (доверенность от 20.05.2022, диплом, паспорт);
Администрации города Магнитогорска - Веревко А.А. (доверенность от 02.12.2022, паспорт, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью Производственная компания "ЭкоС" (далее - заявитель, ООО ПК "ЭкоС", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению "Специальная (коррекционная) школа-интернат N 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, с ограниченными возможностями здоровья" (далее - ответчик, Учреждение), Администрации города Магнитогорск (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным (незаконным) протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0169300000323002905, признать заявку ООО ПК "ЭкоС" соответствующей извещению о проведении электронного аукциона, обязать признать ООО ПК "ЭкоС" победителем электронного аукциона для закупки "Капитальный ремонт системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в здании МОУ "С(К)ШИ N 5" г. Магнитогорска по адресу: 455016, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Советской Армии, д. 5/1" (Идентификационный код закупки N233744604685574560100100840014321243).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.04.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество, не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что исходя из содержания извещения о проведении аукциона следует, что заказчиком не предъявлялись требования об обязательности предоставления выписки из реестра лицензий подписанной усиленной электронной подписью лицензирующего органа, также как и не было указано о соответствии выписки положениям постановления Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343. По мнению общества, им была предоставлена заказчику соответствующая требованиям извещения информация с официального сайта МЧС.
В представленном отзыве Администрация просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.10.2023 Учреждением объявлено о проведении аукциона путем опубликования в единой информационно системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке. Изменение извещения размещено 24.10.2023, 27.10.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 123 810 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 01.11.2023
Предметом закупки являлся капитальный ремонт системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в здании Учреждения по адресу: 455015, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Советской Армии, д. 5/11.
Организатором торгов являлась Администрация.
Извещение размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/, а также на сайте электронной площадки "РТС-тендер" http://www.rts-tender.ru/.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0169300000323002905, заявка ООО ПК "ЭкоС" (идентификационный номер 115213525) отклонена на основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ, а именно: непредставление информации и документов, предусмотренных пунктом 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона N44-ФЗ. В составе заявки участника закупки с идентификационным номером заявки N115213525 представлена информация из реестра лицензий МЧС России в области пожарной безопасности по состоянию на 11:25 30.10.2023, не содержащая усиленную квалифицированную электронную подпись лицензирующего органа либо электронную подпись государственной информационной системы.
Не согласившись с результатами электронного аукциона, оформленного протоколом подведения итогов от 02.11.2023 N 0169300000323002905, полагая, что заказчиком необоснованно отклонена заявка ООО ПК "ЭкоС" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев требования по существу, пришел к выводу, что нарушений аукционной комиссией допущено не было, в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 447 Гражданского кодекса РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Пунктами 1, 4 статьи 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно системному толкованию, данному Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 16.07.2009 N 739-О-О и Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 20.01.2004 N 10623/03, положение п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса РФ, в системной связи с п. 2 ст. 449 Гражданского кодекса РФ, направлено на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Применение пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса РФ в отношении торгов, проведенных с нарушением правил, установленных законом, в случае признания их недействительными по иску заинтересованного лица должно повлечь восстановление нарушенных прав истца.
Исходя из смысла положений статей 447, 448, 449 Гражданского кодекса РФ и разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101, следует, что возможность признания судом недействительными торгов в связи с нарушением предусмотренных законом положений влечет обязанность для суда выяснить не только факт допущенных нарушений при проведении торгов, но также выяснить совокупность иных обстоятельств (например, таких как: возможность защиты интересов конкретного лица, чьи права и законные интересы могут быть защищены и восстановлены принятием судебного акта; возможно ли после разрешения спора и признания торгов недействительными достижение целей торгов путем проведения повторных торгов; исполнены ли договоры, заключенные по итогам торгов проведенных с нарушением положений закона; возможно ли приведение сторон в первоначальное состояние; в чем выражается заинтересованность лица, оспаривающего торги; в зависимости от субъектного состава сторон договора - насколько признание торгов недействительными отвечает общественным и государственным интересам).
Закон N 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона; б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Согласно части 5 статьи 31 Закона N 44-ФЗ информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом N44-ФЗ предусмотрена документация о закупке).
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 названного закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ.
Согласно части 8 статьи 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата. Указанные сведения предоставляются заявителю в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента получения заявления о предоставлении таких сведений. Возможность подачи заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии должна быть обеспечена заявителю посредством использования единого портала государственных и муниципальных услуг (за исключением случаев, если лицензирующим органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации). Дополнительно возможность подачи заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии может быть обеспечена посредством использования региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных информационных систем.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 утверждены Правила N 2343.
Пунктом 22 указанных Правил установлено, что по заявлению заинтересованного лица сведения о конкретной лицензии предоставляются из реестра лицензий в порядке, предусмотренном в части 8 статьи 21 Закона о лицензировании, в форме выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
В пункте 23 Правил N 2343 указано, что сведения, указанные в пункте 22 настоящих Правил, предоставляются посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Дополнительно указанные сведения могут предоставляться посредством использования региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы лицензирования отдельных видов деятельности.
Согласно пункту 25 Правил N 2343 ведение реестра лицензий осуществляется способом, обеспечивающим автоматическое формирование выписок из реестра лицензий.
Выписка из реестра лицензий, предоставляемая в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа либо в случае ведения реестра лицензий в государственной информационной системе электронной подписью указанной системы.
На выписку из реестра лицензий должен быть нанесен двухмерный штриховой код (QR-код), содержащий в кодированном виде адрес страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с размещенными на ней записями в реестре лицензий. При помощи двухмерного штрихового кода, нанесенного на выписку из реестра лицензий, должно быть обеспечено отображение записей в отношении конкретной лицензии, сведения о которой содержатся в выписке из реестра лицензий, включая информацию об актуальности содержания выписки из реестра лицензий, из которой произведен переход (путем автоматического сравнения номера версии лицензии), и информацию о статусе лицензии (действующая, приостановлена, приостановлена частично, прекращена). Указанное отображение должно обеспечиваться в том числе в форме, применимой к использованию в мобильном приложении федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Как следует из материалов дела, Учреждением 23.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/, а также на сайте электронной площадки "РТС-тендер" http://www.rts-tender.ru/ размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0169300000323002905.
При размещении указанного извещения предусмотрено требование к участникам закупок, а именно:
Наличие действующей, выданной участнику, лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, с разрешенными видами деятельности:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
В подтверждение соответствия данному требованию участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в аукционе: выписку из реестра лицензий или акт лицензирующего органа о принятом решении на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, с разрешенными видами деятельности:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
ООО ПК "ЭкоС" (идентификационный номер 115213525) при подаче заявки предоставлена информация из реестра лицензий по состоянию на 11:25 30.10.2023, сформированная на сайте МЧС России https://digital.mchs.gov.ru, не подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа либо электронной подписью государственной информационной системы.
В спорном случае информация из реестра лицензий не является выпиской из реестра лицензий, предусмотренной пунктами 22, 25 Правил N 2343, в силу чего, отсутствие соответствующей выписки из реестра лицензий, оформленной в соответствии с требованиями пункта 25 Правил N 2343, не может свидетельствовать о соответствии участника закупки требованиям, установленным статьей 31 Закона N 44-ФЗ.
Доводы апеллянта о соответствии извещению представленной выписки, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку отсутствие в извещении требований о необходимости представления выписки, подписанной усиленной квалифицированной подписью либо соответствия выписки Правилам N 2343, не освобождает участника закупки от обязанности предоставлять именно выписку, выданную в соответствии с Правилами N2343.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что доказательств нарушения закона при проведении торгов или нарушения прав истца обществом не представлено, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежали.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и не влияют на законность принятого судом решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.04.2024 по делу N А76-370/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Экос" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-370/2024
Истец: ООО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ "ЭКОС"
Ответчик: Администрация г. Магнитогорска, МОУ "СКШИ N 5" г. Магнитогорска