г. Чита |
|
17 июня 2024 г. |
Дело N А19-27315/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,
судей: Басаева Д.В., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2024 года по делу N А19-27315/2023
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ново-Транс" (ОГРН 1058506043265, ИНН 8504003982, 669401, адрес: Иркутская область, Нукутский район, Новонукутский поселок, ул. Гагарина, здание 2А) к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986, 664073, адрес: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Канадзавы, 2) о взыскании 949 484, 90 рублей,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: областное государственное бюджетное учреждение "Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Балаганскому району" (ОГРН 1223800015780, ИНН 3816034225666391, адрес: Иркутская обл., Балаганский м.р-н, Балаганское с.п., п. Балаганск, ул. Юбилейная, д. 9), областное государственное бюджетное учреждение "Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нукутскому району" (ОГРН1233800008782, ИНН 3801159013, 669401, адрес: Россия, Иркутская обл., мкр. Нукутский, п. Новонукутский, Чехова ул., зд. 26),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ново-Транс" (далее - ООО "Ново-Транс", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - Министерство, ответчик) о взыскании 949 484 рублей, 90 копеек.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2024 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что судом первой инстанции не учтено, что истцом не были соблюдены требования в части срока предоставления Министерству документов, предусмотренных Положением о предоставлении субсидий из областного бюджета, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 25.12.2015 N 680- пп, что является основанием для отказа в предоставлении субсидий.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет". Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частями 2, 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 АПК РФ, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ООО "Ново-Транс" (далее - получатель) и Министерством 30.12.2020 заключено Соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидий юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждений) на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении бесплатно N 05-53-2457/20-11 (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктами 1.1.1, 1.1.2 Соглашения предметом соглашения является предоставление субсидии в целях возмещения затрат (недополученных доходов) Получателя связанных с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении бесплатно, в 2021 году, по маршрутам:
- N 590 "г. Иркутск (Ж.Д. Вокзал) - п. Новонукутский (Новонукутский)";
- N 591 "г. Иркутск (Ж.Д. Вокзал) - пгт. Балаганск (ост.Автостанция)".
В силу пункта 3.1.2 Соглашения субсидия предоставляется при представлении Получателем документов, подтверждающих факт произведенных Получателем затрат, на возмещение которых предоставляется Субсидия.
Согласно пункту 4.1 Соглашения Министерство обязуется обеспечить предоставление Субсидии в соответствии с разделом III настоящего Соглашения; осуществлять проверку представляемых Получателем документов, указанных в пункте 3.1.2. настоящего Соглашения, в том числе на соответствие их Положению, в сроки, предусмотренные Положением; обеспечивать перечисление Субсидии на счет Получателя, указанный в разделе VII настоящего Соглашения, в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Соглашения;
ООО "Ново-Транс" свои обязательства по пассажирским перевозкам отдельных категорий граждан по маршрутам N 590, N 591 в 2021 году выполнило в полном объеме. Транспортные услуги были оказаны всем обратившимся гражданам, имеющим право на льготный проезд.
Однако Министерство свои обязанности по перечислению Субсидии за 2021 год на счет Получателя до настоящего времени не исполнило, задолженность Министерства составила:
Категория получателей мер социальной поддержки "Ветераны труда", код 521, нижеперечисленные отчетные документы (акты) направлены для проверки и согласования в "Управление социальной защиты населения по Нукутскому району" | ||||
N п/п |
Период |
Реквизиты Акта об объемах оказанных услуг по бесплатному проезду, направленного ООО "Ново-Транс" |
Численность получателей мер социальной поддержки, получивших проездной документы, чел. |
Расходы в связи с предоставлением услуг по бесплатному проезду получателям мер социальной поддержки, руб. |
1. |
Апрель |
Акт N 15 от 05.05.2021 г. |
177 |
94138,80 |
2. |
Май |
Акт N 19 от 03.06.2021 г. |
198 |
105766,20 |
3. |
Июнь |
Акт N 28 от 03.07.2021 г. |
208 |
110853,60 |
4. |
Июль |
Акт N 34 от 02.08.2021 г. |
143 |
76916,70 |
5. |
Август |
Акт N 40 от 02.09.2021 г. |
204 |
113271,40 |
6. |
Сентябрь |
Акт N 46 от 02.10.2021 г. |
206 |
113380,60 |
7. |
Октябрь |
Акт N 52 от 03.11.2021 г. |
210 |
116201,40 |
Итого |
730528,70 |
Категория получателей мер социальной поддержки "Ветераны труда Иркутской области", нижеперечисленные отчетные документы (акты) направлены для проверки и согласования в "Управление социальной защиты населения по Нукутскому району" | ||||
N п/п |
Период |
Реквизиты Акта об объемах оказанных услуг по бесплатному проезду, направленного ООО "Ново-Транс" |
Численность получателей мер социальной поддержки, получивших проездной документы, чел. |
Расходы в связи с предоставлением услуг по бесплатному проезду получателям мер социальной поддержки, руб. |
1. |
Январь |
Акт N 2 от 04.02.2021 г. |
34 |
17824,40 |
2. |
Апрель |
Акт N 16 от 05.05.2021 г. |
48 |
25205,00 |
3. |
Май |
Акт N 20 от 03.06.2021 г. |
53 |
28071,50 |
4. |
Июнь |
Акт N 27 от 02.07.2021 г. |
40 |
21156,60 |
5. |
Июль |
АкгN 33 от 02.08.2021 г. |
45 |
24624,50 |
6. |
Август |
Акт N 41 от 02.09.2021 г. |
46 |
25554,80 |
7. |
Сентябрь |
Акт N 47 от 02.10.2021 г. |
48 |
26245,60 |
8. |
Октябрь |
Акт N 53 от 02.11.2021 г. |
57 |
31574,10 |
Итого |
200256,5 |
Категория получателей мер социальной поддержки "Труженики тыла", код 525, нижеперечисленные отчетные документы (акты) направлены для проверки и согласования в "Управление социальной защиты населения по Нукутскому району" | ||||
N п/п |
Период |
Реквизиты Акта об объемах оказанных услуг по бесплатному проезду, направленного ООО "Ново-Транс" |
Численность полз^ателей мер социальной подаержки, получивпшх проездной документы, чел. |
Расходы в связи с предоставлением услуг по бесплатному проезду получателям мер социальной поддержки, руб. |
1. |
Май |
Акт N 21 от 03.06.2021 г. |
|
1666,10 |
2. |
Апрель |
Акт N 17 от 05.05.2021 г. |
2 |
1092,80 |
Итого |
2758,9 |
Категория получателей мер социальной поддержки "Ветераны труда", код 521, нижеперечисленные отчетные документы (акты) направлены доя проверки и согласования в "Управление социальной защиты населения по Балаганскому району" | ||||
N п/п |
Период |
Реквизиты Акта об объемах оказанных услуг по бесплатному проезду, направленного ООО "Ново-Транс" |
Численность получателей мер социальной поддержки, получивших проездной документы, чел. |
Расходы в связи с предоставлением услуг по бесплатному проезду получателям мер социальной поддержки, руб. |
1. |
Сентябрь |
Акт N 51 от 02.10.2021 г. |
14 |
9298,80 |
2. |
Октябрь |
Акт N 59 от 02.11.2021 г. |
10 |
6642,00 |
Итого |
15940,8 |
Общая сумма задолженности Министерства перед ООО "Ново-Транс" за услуги по бесплатному проезду получателям мер социальной поддержки, оказанные в 2021 году, составляет 949 484 рублей 90 копеек.
Претензией N б/н от 15.09.2023 истец предложил ответчику погасить задолженность.
Неисполнение ответчиком обязательств по выплате субсидий, явилось основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции со ссылкой на статьи 15, 16, 309, 310, 790, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 1, 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугороднем сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугороднем сообщении и внутреннем водном транспорте по местным маршрутам бесплатно, на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении и внутреннем водном транспорте по пригородным маршрутам бесплатно (либо с оплатой в размере 50 процентов от стоимости), утвержденное постановлением правительства Иркутской области от 25.12.2015 N 680-пп (далее - Положение N 680-пп), разъяснения, приведенные в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", на основе представленных в дело доказательств признал подтвержденным факт оказания истцом услуг по перевозке и пришел к выводу о наличии у Иркутской области обязанности по возмещению затрат истца при осуществлении перевозки граждан льготной категории.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
Предметом иска является требование о взыскании убытков, возникших в результате перевозки пассажиров льготной категории граждан за 2021 год.
Одним из способов защиты гражданских прав является взыскание убытков.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Лицо, требующее возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий органов местного самоуправления, должно доказать противоправность действий (бездействия) органов местного самоуправления, наличие причинной связи между действиями (бездействием) органов местного самоуправления и понесенными убытками, а также размер убытков.
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией или муниципальным образованием.
В силу абзаца пятого статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении и внутреннем водном транспорте по местным маршрутам бесплатно, на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении и внутреннем водном транспорте по пригородным маршрутам бесплатно (либо с оплатой в размере 50 процентов стоимости), утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 25.12.2015 N 680-пп (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, далее - Положение N 680-пп) основным из условий предоставления перевозчикам субсидий является заключение соглашения о предоставлении субсидий между Министерством соцразвития и перевозчиком по форме, утвержденной правовым актом министерства в соответствии с типовой формой, установленной правовым актом Министерства финансов Иркутской области.
Судом первой инстанции установлено, что по Соглашению N 05-53-2457/20-11 от 30.12.2020 ООО "Ново-Транс" являлся перевозчиком по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в Иркутской области, представляя документы об объемах оказанных услуг по льготному проезду.
Согласно Положению N 680-пп одной из субсидий предоставляемых перевозчику является субсидия за счет средств областного бюджета в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении бесплатно.
Исходя из разъяснений пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законами льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы (убытки).
С учетом указанных норм и правовых позиций суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Иркутская область, законодательно установив льготы, приняла на себя обязанность полного возмещения перевозчикам расходов по предоставлению данных льгот за счет средств бюджета.
Согласно пункту 16 Положения N 680-пп, пункту 3.2.1 соглашения субсидия предоставляется при наличии у перевозчика таких документов как: сведения о получателях мер социальной поддержки, копии корешков проездных документов (билетов) либо реестры выданных проездных документов (билетов), акт об объемах оказанных услуг, акт об объемах оказанных услуг.
Факт осуществления истцом перевозок в спорный период на основании Соглашения ответчиком не оспорен и подтверждается представленными в дело по маршрутам N 590, 591 об объемах оказанных услуг по бесплатному проезду на автомобильном транспорте документами.
По расчету истца размер исковых требований составил 949 484 рублей 90 копеек.
Ответчик расчет истца в ходе рассмотрения дела не опроверг, доказательства оказания услуг по перевозке в ином объеме не представил, мотивированных возражений относительно представленных истцом первичных документов не заявил, об их фальсификации в порядке статьи 161 АПК РФ также не заявил.
Исходя из этого, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что поскольку истец, не имел законных оснований отказывать льготным категориям граждан в перевозке по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении, муниципальным маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении бесплатно на территории Иркутской области, то при осуществлении таких перевозок пассажиров и при наличии заключенного Соглашения с Министерством, он не лишен права возместить затраты на осуществление таких перевозок. Как лицо, осуществляющее перевозку льготной категории граждан, общество имеет право на получение субсидий в пределах бюджетных лимитов в связи с предоставлением льгот по проезду граждан в междугородном сообщении.
Доводы ответчика о нарушении истцом срока предоставления Министерству документов, предусмотренных пунктом 16 Положения, что на основании пункта 20 Положения влечет отказ в возмещении понесенных истцом затрат обоснованно отклонены судом.
Как верно отмечено судом, исходя из буквального толкования пункта 20 (2) Положения N 680-пп, основанием для отказа в предоставлении субсидии является несогласование документов, указанных в пунктах 16, 17, 19, а не нарушение установленных пунктом 16 Положения N 680-пп сроков предоставления документов, как полагает ответчик.
О наличии обстоятельств, связанных с отказом Министерства в согласовании предоставленных истцом документов по пункту 18 Положения N 680-пп, ответчиком не заявлено, соответствующих доказательств суду не представлено.
Более того, возмещение затрат перевозчика поставлено по закону в зависимость от самого факта оказания услуг, при этом нарушение срока предоставления документов не может являться безусловным основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Также нельзя не учесть, что из пояснений истца следует, что необходимые для возмещения затрат документы, в том числе, об объемах оказанных услуг за спорные периоды в уполномоченные Учреждениям по Нукутскому и Балаганскому районам представлены, что Министерством в ответе за исх. N 02-53-18003/23-11 не оспаривается, тем самым обязанности, предусмотренные Соглашением N 05-53-2457/20-11 и Положением от 25.12.2015 N 680-пп истцом исполнены.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о незаконном взыскании с ответчика государственной пошлины, от уплаты которой он освобожден, как государственный орган по делам, рассматриваемым арбитражными судами в качестве истцов или ответчиков, отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Статья 101 АПК РФ определяет судебные расходы, как состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 АПК РФ, в силу пункта 1 которой в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами из состоявшегося спора - истцом и ответчиком.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на последнего обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходов.
Ссылка ответчика на освобождение от уплаты госпошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не имеет значения, поскольку действующим законодательством не предусмотрено освобождение стороны от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, частью 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны.
Следовательно, судебные расходы по уплате государственной пошлины правомерно взысканы судом первой инстанции с ответчика в пользу истца.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2024 года по делу N А19-27315/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.С. Подшивалова |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-27315/2023
Истец: ООО "Ново-Транс"
Ответчик: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Третье лицо: ОГБУ "Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Балаганскому району", ОГБУ "Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нукутскому району"