город Томск |
|
17 июня 2024 г. |
Дело N А27-18184/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая компания "Уголь" (N 07АП-9661/2023(2)) на решение от 28 марта 2024 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18184/2023 (судья Власов В. В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая компания "Уголь", г.Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1124217007530, ИНН 4217147430) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области - Кузбассу (ОГРН 1044205090907, ИНН 4205076551) в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Новокузнецка и Новокузнецкого района о признании недействительными пункты 12 и 13 предписания N 2308/007-42/640- В/ПВД от 16.08.2023, при участии Прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Бурова И. С. по дов. от 12.01.2024, диплом,
От заинтересованного лица: Васильева А. А. по дов. от 06.08.2021, диплом,
От Прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая компания "Уголь" (далее - заявитель, ООО "ПТК Уголь") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании пунктов 12, 13 предписания Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ГУ МЧС России) N 2308/007-42/640- В/ПВД от 16.08.2023 недействительными (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
В порядке статьи 52 АПК РФ к участию в деле привлечена Прокуратура Кемеровской области-Кузбасса
Решением от 28.03.2024 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что вывод суда о том, что проектная документация не представлялась - не соответствует фактическим обстоятельствам; указывает, что проверяемый объект, был введен в эксплуатацию согласно кадастрового паспорта до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а именно в 1983 году; вопрос о том, соответствовало ли это здание требованиям пожарной безопасности, действующим на момент ввода его в эксплуатацию, судом не устанавливался, капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение объекта защиты в спорной части не проводилось; в случае выполнения требования пункта 12 предписания Общество должно будет выполнить перепланировку здания и возвести стену между двумя аварийными выходами на лестничной клетке 1 этажа, а также лишиться возможности непосредственного попадания из здания в цокольный этаж к находящимся там инженерным сооружениям; в отношении пункта 13 предписания судом также не проанализированы фактически представленные документы и доводы заявителя.
ГУ МЧС России и прокуратура в отзывах на апелляционную жалобу, представленных в порядке статьи 262 АПК РФ, с доводами заявителя не согласились, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя прокуратуры.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель ГУ МЧС России - доводы отзыва.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки от 04.08.2023 в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой выездной проверки (далее - Закон N 248-ФЗ), МЧС 16.08.2023 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в соответствии с положениями части 2 статьи 87 Закона N 248-ФЗ составлен акт внеплановой выездной проверки от 16.08.2023, из которого следует, что ООО "ТПК "Уголь" эксплуатируется девятиэтажное административное здание по адресу: ул. Черноморская, д. 1, Куйбышевский район, г. Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс, с многочисленными нарушениями пожарной безопасности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения.
По факту выявленных нарушений обществу 16.08.2023 выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 05.09.2023.
В частности установлено, что эвакуационный выход из цокольного этажа, предусмотренный через общую лестничную клетку не отделен от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, чем нарушены пункт 1 части 1 статьи 6, подпункт 1 части 4 статьи 89, таблица 23 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пункт 6.9 СНИП 21-01-97 "Строительные нормы и правила Российской Федерации. Пожарная безопасность зданий и сооружений", пункт 4.2.2 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (пункт 12 акта внеплановой выездной проверки и предписания от 16.08.2023).
В нарушение подпункта "к" пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479), допущено устройство в лестничной клетке, ведущей в цокольный этаж помещения оружейной комнаты с хранением оружия (пункт 13 акта внеплановой выездной проверки и предписания от 16.08.2023).
Посчитав выданное предписание N 2308/007-42/640-В/ПВД от 16.08.2023 в части пунктов 12 и13 недействительным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. К требованиям пожарной безопасности относятся специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нарушением требований пожарной безопасности являются невыполнение или ненадлежащее их выполнение.
На основании статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут как собственники имущества, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества принят Закон N 123-ФЗ.
Согласно статье 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Вопреки доводам апеллянта положениями частей 1 и 4 статьи 89 Закона N 123-ФЗ установлено, что эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Эвакуационные выходы из помещений цокольных этажей следует предусматривать обособленными при условиях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности.
Такие условия установлены в пункте 4.2.2 Свода правил 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выхода" (далее - СП 1.13130.2020) согласно которым, эвакуационные выходы из подвальных этажей, а также из цокольных этажей, заглубленных более чем на 0,5 м, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания. Допускается эвакуационные выходы из указанных этажей предусматривать в соответствии с положениями через общие лестничные клетки с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа. При этом смежные площадки и марши, разделяющие разные объемы лестничной клетки, должны иметь предел огнестойкости в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Аналогичные положения содержит пункт 6.9 СНИП 21-01-97 "Строительные нормы и правила Российской Федерации. Пожарная безопасность зданий и сооружений", в связи с чем доводы апеллянта о том, что указанный пункт утратил силу не влияют на законность выводов МЧС о нарушении требований пожарной безопасности, указанных в пункте N 12 акта внеплановой выездной проверки и предписания от 16.08.2023.
Доводы общества о неприменении положений Закона N 123-ФЗ, как устанавливающего более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объекта защиты, несостоятельны.
Вопрос о соответствии здания требованиям пожарной безопасности, действовавшим на момент ввода его в эксплуатацию, определяется на основании акта ввода в эксплуатацию здания или проектной документацией на здание (часть 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
Однако при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, рассмотрения дела в суде контролируемым лицом проектная документация на здание и акт ввода в эксплуатации не были представлены, в этой связи определить, эксплуатируется ли здание в соответствии с проектными решениями не представилось возможным.
Указанное обстоятельство апеллянт не оспаривает.
Ссылки на выкопировки из технических паспортов и сборника технической документации, фотографии судом апелляционной инстанции не принимаются.
Акт ввода в эксплуатацию здания, проектная документация на здание не предоставлены обществом и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Как верно указано судом первой инстанции, если на объекте защиты отсутствует проектная документация, то объект эксплуатируется в соответствии с требованиями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.02.2023 N 318 "Об утверждения перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности".
Кроме того, в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Закон N 123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ установлено, что его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения не только при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, но и при эксплуатации зданий.
Согласно пунктам 15 и 20 статьи 2 Закона N 123-ФЗ объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Статьей 3 Закона N 123-ФЗ определено, что правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, данный закон, Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
Согласно требованиям пункта 4.3 СНиП П-2-80 "Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений" количество эвакуационных выходов из зданий, помещений и с каждого этажа здания следует принимать по расчету, но не менее двух, эвакуационные выходы должны располагаться рассредоточено. Выходы из помещений, размещаемых в подвальных или цокольных этажах, допускается предусматривать через лестничные клетки при отсутствии в этих помещениях сгораемых материалов, за исключением случаев, указанных в главах II части СНиП.
МЧС в отзыве в суде первой инстанции указано и обществом не оспаривается, что в цокольном этаже на момент проверки находились горючие материалы.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности при дальнейшей эксплуатации здания могут привести к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Вопреки доводам апеллянта нормами действующего законодательства запрещается устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы (подпункт "к" пункта 16 Правил N 1479).
Указанные положения распространяются и на оружейные комнаты.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, ссылки Общества на соответствие оружейной комнаты требованиям действующего законодательства не свидетельствуют о соблюдении требований пожарной безопасности в части соответствующего запрета.
Таким образом, содержащиеся в пунктах 12 и 13 предписания от 16.08.2023 требования соответствуют предъявляемым законом требованиям, характеру выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Довод апелляционной жалобы о том, что при принятии обжалуемого судебного акта суд не принял во внимание и не учел все доводы подателя жалобы, не принимаются апелляционной коллегией, поскольку суд, рассматривая дело, дает оценку всем доказательствам в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Отсутствие в мотивировочной части судебного акта выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства и довода, не свидетельствует о том, что они не оценивались судом.
При изложенных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые пункты предписания соответствуют действующему законодательству, не нарушают прав и законных интересов заявителя, являются обоснованными.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают его выводов, в связи с чем оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28 марта 2024 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18184/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая компания "Уголь" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая компания "Уголь" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 18.04.2024 N 449.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18184/2023
Истец: ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ "УГОЛЬ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССУ