г. Санкт-Петербург |
|
17 июня 2024 г. |
Дело N А56-89354/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Фолленвейдером Р.А.,
при участии:
от истца: Мозгунов В.С., по доверенности 15.03.2024;
от ответчика: Демина Е.Л., по доверенности от 03.06.2024; Предатко О.В., по доверенности от 22.01.2024; Шульгина Е.Л., по доверенности от 03.05.2024;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12303/2024) Северо - Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2024 по делу N А56-89354/2023, принятое
по иску Северо - Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к обществу с ограниченной ответственностью "Нева Тафт"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Нева Тафт" (далее - Ответчик, ООО "Нева Тафт", Общество) о взыскании 13 416 945 руб. 19 коп.
Решением суда первой инстанции от 05.03.2024 с ООО "Нева Тафт" в пользу Управления взыскан экологический сбор за 2020 год в размере 13 338 руб. 21 коп. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить, ссылаясь
Не согласившись с решением суда Управление подало апелляционную жалобу, в которой ссылается на противоречие с информацией, представленной в акте утилизации N 2 от 30.06.2020, составленного между ООО "НЕВА ТАФТ" и ИП Проценко В.Н. Также считает правомерным расчет суммы начислений в размере 13 416 945 руб. 19 коп. с учетом ранее внесенной платой в размер 109 725, 67 руб. Указывает, что Управление не имеет возможность установить проектную мощность оборудования, а также установить факт наличия оборудования способного к проведению заявленной утилизации.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, представители Общества просили в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в представленном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество направило в адрес Управления декларацию о количестве выпущенных товаров на территории Российской Федерации, в том числе упаковки за 2020 год, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год, расчет суммы экологического сбора за 2020 год.
На основании пункта 15 Правил Управлением осуществлена процедура контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью ее внесения в отношении документации по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2020 год (акт контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения от 12.07.2021 N АЭС-152-2021).
В соответствии с пунктом 15(1) Правил Управлением проведена проверка полноты и правильности заполнения расчета суммы экологического сбора, соблюдения сроков его представления, а также своевременности и полноты внесения экологического сбора, в результате чего было установлено:
1. Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, за 2020 год представлена.
2. Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за 2020 год представлена в установленный срок.
3. Расчет суммы экологического сбора за 2020 год представлен.
4. Сумма экологического сбора вносилась в размере 109 725 руб. 67 коп.
По результатам контроля Истцом сделаны следующие выводы.
В расчете экологического сбора за 2020 год указанное количество упаковки товаров не совпадает с данными ранее поданной декларацией о количестве выпущенных товаров за 2019 год.
На основании пп. г п. 15(3) Правил и вышеизложенных выявленных в процессе контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора ошибок, Управление направило в адрес Общества акт контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения АЭС-152-2020 от 12.07.2021 и требование (исх. N 04-20/16291 от 12.07.2021), в котором указало на необходимость представить:
- скорректировать расчет экологического сбора за 2020 год с учетом данных декларации о количестве выпущенных товаров за 2019 год;
- пояснения, касающиеся отчетности.
В ответ на требование Общество в адрес Управления представило уточненную декларацию и пояснения (исх. N 1/08-2021 от 05.08.2021).
На основании представленных данных Управлением был проведен перерасчет суммы экологического сбора, в связи, с чем сумма платы по экологическому сбору составила 13 526 670 руб. 86 коп.
Письмом N 02-20/20535 от 24.08.2021 Управление обязало Общество погасить задолженность в размере 13 416 945 руб. 19 коп.
Поскольку задолженность по оплате экологического сбора в размере 3 416 945 руб. 19 коп. не была погашена Обществом в добровольном порядке, Управление обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил частично, взыскал с Общества в пользу Управления 13 338 руб. 21 коп. экологического сбора, в остальной части исковых требований отказано..
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.
Согласно пункту 3 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.
Пунктом 4 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самим производителем товаров, импортером товаров следующими способами: путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров; путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).
В силу пункта 9 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:
- со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;
- со дня уплаты экологического сбора.
Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке (пункт 2).
Согласно пункту 6 статьи 24.5 Закона N 89-ФЗ экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
Согласно пунктам 7 и 9 названной нормы производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 статьи 24.5 Закона N 89-ФЗ порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 7 и 9 названной нормы производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.
Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:
со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;
со дня уплаты экологического сбора.
Правилами пункта 9.1, пункта 9.2 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что выполнение нормативов утилизации подтверждается: договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации; актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.
Сведения о договорах и актах, указанных в абзацах втором и третьем пункта 9.1 настоящей статьи, включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации.
Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 16 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ).
Положениями пунктов 17 и 18 статьи 24.2 названного Закона предусмотрено, что отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Учет и контроль выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, определенном пунктом 16 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1073 утверждены Правила взимания экологического сбора (далее - Правила N 1073).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1073 исчисление, и уплата экологического сбора осуществляются производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (далее - плательщики), по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно Перечню товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 N 2970-р.
В соответствии с пунктом 6 Правил экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу выпущенного в обращение на территории Российской Федерации товара, реализованного для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду (на количество единиц товара в зависимости от вида товара), либо на массу выпущенной в обращение на территории Российской Федерации упаковки товара, реализованной для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду, и на норматив утилизации, установленный на отчетный период и выраженный в относительных единицах.
Как следует из материалов дела, Общество декларацию о количестве выпущенных товаров на территории Российской Федерации, в том числе упаковки за 2020 год, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год, расчет суммы экологического сбора за 2020 год.
В ответ на требование Общество в адрес Управления представило уточненную декларацию и пояснения (исх. N 1/08-2021 от 05.08.2021).
Судом первой инстанции установлено, что Общество согласно с расчетом экологического сбора за отчетный период 2019 год, согласно которому сумма экологического сбора составила 137 171, 81 руб.
Указанная сумма в рамках дела N А56-23911/2023 была оплачена Обществом.
Таким образом, акты утилизации за 2018 год истцом приняты, что подтверждается материалами дела N А56-23911/2023 о взыскании суммы экологического сбора за 2019 год.
Согласно пункту 13 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ при перевыполнении производителем, импортером товаров в предыдущем календарном году нормативов утилизации такие нормативы в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использовании товаров и установленным нормативами утилизации.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку Общество за 2019 год перевыполнило норматив утилизации, то указанное количество должно быть зачтено при расчете количества отходов, подлежащих утилизации в 2020 году.
Кроме того, судом установлено, что Акты утилизации за 2018 год приняты истцом, а аналогичные Акты утилизации за 2019 год и 2020 год по группе товаров 2 "Ковры и ковровые изделия ОПКД 13.93.13.110 истцом не приняты.
В дальнейшем Управление в расчете экологического сбора за 2020 год к дополнительным пояснениям по исковому заявлению учел перевыполненный норматив в 2019 по Упаковке группа 49 "Упаковка полимерная" ОКПД 22.22.19.000.
Вместе с тем, у сторон нет спора по группе 49 и в расчете суммы экологического сбора за 2020 год представленного истцом к дополнительным пояснениям (л.д. 48) сумма экологического сбора равна 0.
Пунктом 17 Правил создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 N 1520 "О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров (далее - Правила) предусмотрено, что информация для включения в систему учета отходов представляется поставщиком информации безвозмездно по перечню согласно приложению N 1, а также по формам согласно приложениям N 2 - 11 посредством информационно-телекоммуникационных сетей в форме электронного документа, который создается и направляется с использованием программных средств системы учета отходов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Включение нового электронного документа в систему учета отходов и (или) создание новой версии электронного документа, содержащегося в системе учета отходов, осуществляется путем создания новых информационных записей в базах данных системы учета отходов. В случае внесения новой версии электронного документа, содержащегося в системе учета отходов, в соответствующую ему информационную запись вносятся основания такого изменения.
При этом, в случае, если информация, которая должна размещаться в системе, содержится в иных государственных или муниципальных информационных системах и включается в иные государственные или муниципальные информационные системы в обязательном порядке, такая информация подлежит размещению в системе в автоматизированном режиме из иных государственных или муниципальных информационных систем (ч. 3 ст. 24.4 Закона N 89-ФЗ).
Поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе (ч. 4 ст. 24.4 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 16 Правил поставщиками информации в систему учета отходов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, в том числе:
- производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств;
- операторы по обращению с отходами;
- региональные операторы по обращению с отходами;
- объединения (союзы) производителей и импортеров товаров, в случае если производитель или импортер товаров при вступлении в такое объединение (союз) поручил ему на основании соответствующего договора обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов и представлять от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов.
По состоянию на 2020 год не было разработано механизма реализации, соответственно, у государственного органа нет права требовать выполнения обязанности по подаче в ЕГИСУОИТ информации.
Ни один из действующих нормативно-правовых актов не устанавливает обязанности внесения информации поставщиками таковой и основания для отклонения актов утилизации, как не подтверждающих факт утилизации, в рамках расширенной ответственности производителя по причине отсутствия информации в Системе.
08.06.2021 разработан Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", которым предусмотрена обязанность производителей товаров, импортеров товаров по обеспечению утилизации отходов от использования товаров самостоятельно путем создания собственной инфраструктуры по сбору, накоплению, обработке и утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по утилизации отходов от использования товаров и включенным в реестр лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами от использования товаров.
Федеральный закон от 04.08.2023 N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствии со статьей 7 вступает в силу с 1 января 2024 года, а за исключением пункта 2 статьи 2 и статей 4, 6, вступивших в силу со дня официального опубликования и ряда других положений, вступающих в силу в более поздние сроки.
Указанным Федеральным законом регламентирован порядок внесения сведений о лицах, осуществляющих утилизацию отходов, в указанный реестр, в том числе в части проверки наличия у них соответствующих мощностей по утилизации отходов, а также порядок анализа представленной производителями и импортерами товаров отчетности с целью выявления несоответствия информации, размещенной в единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров.
Также, формы представления информации об "утилизаторах" согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от "30" декабря 2015 года N 1520 "О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров" (вместе с "Правилами создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров") (далее - Правила) содержат информацию о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов, а также информацию о местах (площадках) для сбора отходов от использования товаров, организованных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров, однако, вопреки доводам истца, не содержат информации о фактах утилизации отходов и выполнении нормативов утилизации.
Таким образом, отсутствие сведений об "утилизаторе" в ЕГИС УОИТ, а также предоставление информации о наличии мощностей и местах сбора отходов не содержит сведений о фактах утилизации и не может быть основанием для отклонения самих актов утилизации ввиду отсутствия информации о фактической утилизации отходов.
Обязанность Обществом как производителем была исполнена с момента предоставления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, представленных в государственный орган и оплатой экологического сбора за 2020 год в сумме 109 725 руб. 67 коп.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, в части взыскания с Общества экологического сбора в размере 13 403 607 руб.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи, с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2024 по делу N А56-89354/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-89354/2023
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: ООО "НЕВА ТАФТ"