г. Чита |
|
17 июня 2024 г. |
Дело N А19-2662/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,
судей: Басаева Д.В., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 апреля 2024 года по делу N А19-2662/2024
по заявлению публичного акционерного общества "Коршуновский горнообогатительный комбинат" (ОГРН 1023802658714, ИНН 3834002314, 665651, Иркутская обл., Нижнеилимский р-н, г. Железногорск-Илимский, ул. Иващенко, д. 9А/1) к Енисейскому управлению федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1062466153342, ИНН 2466144107, 660049, г. Красноярск, пр-т Мира, зд. 36) о признании незаконным предписания от 30.11.2023 N 16/074-ГТС,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" (далее - ПАО "Коршуновский ГОК") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Енисейскому управлению федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадозра) признании незаконным предписания от 30.11.2023 N 16/074-ГТС.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 1 апреля 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "Коршуновский ГОК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 01.04.2024 отменить.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в силу положений ФЗ от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения. Вместе с тем, не установлено, что развитие систем контроля за состоянием ГТС производится только автоматизированной системы диагностического контроля.
Пункты 4.4, 4.17 Раздела 4 Свода Правил СП 58.13330.2019 указанный в предписании N 16/074-ГТС от 30.11.2023 распространяет свое действие на проектируемые гидротехнические сооружения, тогда как ГТС ПАО "Коршуновский ГОК" относится к эксплуатируемым ГТС.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Ростехнадозра просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 06.05.2024. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 АПК РФ, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела Управлением Ростехнадзора на основании приказа Енисейского управления Ростехнадзора от 07.03.2023 N ПР-361-147-0 "Об утверждении графика осуществления постоянного государственного надзора" проведена проверка в отношении ПАО "Коршуновский ГОК", по соблюдению обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений, предусмотренных Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1080.
Проверкой установлены нарушения обязательных требований безопасности гидротехнических сооружений: статьи 8, 9, 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", пунктов 4.4. 4.17 Свода правил N 58.13330.2019 "СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Основные положения" утвержденного Приказом Минстроя России от 16.12.2019 N 811/пр (далее - Свод правил N 58.13330.2019).
По результатам проверки ПАО "Коршуновский ГОК выдано предписание от 30.11.2023 N 16/074-ГТС об устранении выявленных нарушений в срок до 30.08.2024.
Не согласившись с предписанием от 30.11.2023 N 16/074-ГТС, ПАО "Коршуновский ГОК обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности вынесенного управлением предписания.
При этом, суд исходил из того, что оспариваемое предписание выдано должностным лицом уполномоченного органа в пределах предоставленной компетенции должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Енисейского управления Ростехнадзора, в соответствии с установленным Порядок осуществления государственного контроля (надзора).
С данными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку они постановлены при правильном определении обстоятельств имеющих значение, в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Закона N 117-ФЗ на гидротехнических сооружениях I класса устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора) в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Порядок осуществления постоянного государственного контроля (надзора) устанавливается положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений.
Как следует из материалов дела, ПАО "Коршуновский ГОК" является владельцем объекта повышенной опасности - гидротехнические сооружения, хвостохранилища обогатительной фабрики, местонахождение объекта: Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, отнесенного к I классу.
Согласно абзацу 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон N 117-ФЗ) под гидротехническими сооружениями понимаются, плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Кроме того пунктом 3.3 Свода правил N 58.13330.2019 гидротехническими сооружениями также являются сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, в том числе сооружения (дамбы), ограждающие золо- и шлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций.
В соответствии с положениями пункта 4.17 Свода правил N 58.13330.2019 для напорных гидротехнических сооружений I и II классов ответственности следует обеспечивать применение автоматизированной системы диагностического контроля.
Понятие автоматизированной системы диагностического контроля содержится в пункте 3.1 Свода правил N 58.13330.2019, согласно которому автоматизированная система диагностического контроля, это система автоматического опроса дистанционной контрольно-измерительной аппаратуры, установленной на сооружениях, одновременно сравнивающая полученные результаты с критериями оценки технического состояния и безопасности сооружений.
Статьей 8 Закона N 117-ФЗ установлены общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, к которым относится:
обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;
представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;
необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
В свою очередь статей 9 Закона N 117-ФЗ установлены обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации.
Из содержания данной статьи следует, что Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, кроме прочего обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;
содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;
обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;
обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Положения статьи 19 Закона N 117-ФЗ устанавливают, что невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений, является нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рамках осуществления постоянного государственного надзора в соответствии с приказом Енисейского управления Ростехнадзора "Об утверждении графика осуществления постоянного государственного надзора" от 07.03.2023 N ПР-361-147-о а объекте повышенной опасности-гидротехническом сооружении хвостохранилище обогатительной фабрики ПАО "Коршуновский ГОК" проведена оценка деятельности контролируемого лица ПАО "Коршуновский ГОК" в области безопасности гидротехнических сооружений.
В ходе проверки установлено, что в нарушение положений статей 8, 9, 19 Закона N 117-ФЗ при эксплуатации ПАО "Коршуновский ГОК" гидротехнических сооружений (далее - ГТС),.4.4, 4.17 СП 58.13330.2019 Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения не осуществляется развитие системы контроля, за состоянием гидротехнических сооружений, а именно: не обеспеченно наличие автоматизированной системы диагностического контроля.
В этой связи Енисейским управлением Ростехнадзора 30.11.2023 выдано предписание N 16/074-ГТС, которым установленный срок устранения нарушения- 30.08.2024.
Отсутствие на гидротехническом сооружении автоматизированной системы диагностического контроля стороной заявителя не оспаривается.
Не соглашаясь с предписанием, ссылается на то, что положения раздела 4 Свода правил N 58.13330.2019 распространяют свое действие на проектируемые гидротехнические сооружения, вместе с тем ГТС ПАО "Коршуновский ГОК" относится к эксплуатируемым ГТС, в связи с чем, приведенные п.4.4, 4.17 СП 58.13330.2019 Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения в данном случае не могут распространяться на заявителя, как на организацию, эксплуатирующую гидротехнические сооружения.
Дополнительно заявитель указывает, что согласно раздела 1.7 "Правил эксплуатации гидротехнических сооружений хвостохранилища Обогатительной фабрики ПАО "Коршуновский ГОК", утвержденных директором Управления по операционной деятельности ПАО "Коршуновский ГОК" 17.05.2023 и согласованных и.о заместителя руководителя Енисейского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 01.06.2023 "Гидротехнические сооружения оснащены контрольно-измерительной аппаратурой, предусмотренной проектом. Организация контроля безопасности ГТС, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности ГТС. Программные средства мониторинга безопасности и другие технические средства не требуются, Текущее состояние ГТС оценивается по результатам комплекса натурных наблюдений".
На основании изложенных доводов, заявитель полагает оспариваемое предписание подлежащим отмене.
Возражая против доводов общества, Енисейское управление Ростехнадзора со ссылками на нормы действующего законодательства указало, что общество, являясь собственником гидротехнического сооружения 1 класса, в целях обеспечения его безопасности и развития системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения должно организовать и провести работу по установке автоматизированной системы диагностического контроля.
Суд апелляционной инстанции, оценивая доводы заявителя, а также пояснения изложенные в возражениях на отзыв, находит их подлежащими отклонению в связи со следующим.
Отношения, при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются положениями Закона о безопасности гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организации. Указанный закон также устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружении и эксплуатирующих организации по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В силу статьи 3 Закона " 117-ФЗ под безопасностью гидротехнических сооружений понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов, под декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса, под критериями безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения; под оценкой безопасности гидротехнического сооружения - определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством Российской Федерации; под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
В соответствии со статьей 8 Закона N 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.; обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственности за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
В силу статьи 9 указанного Закона, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
Приказом Ростехнадзора от 24.01.2013 N 25 утверждены Рекомендаций по проверке критериев безопасности гидротехнических сооружений объектов энергетики.
Пунктом 8 Рекомендации установлено, что при проверке критериев безопасности ГТС, включая проверку критериев безопасности оборудования ГТС, рекомендуется рассматривать и оценивать: при полноту перечня контролируемых показателей критериев безопасности для обеспечения надежного прогноза параметров воздействий на ГТС, технического состояния ГТС, технического состояния и работоспособности оборудования ГТС; сведения эксплуатирующей организации об организации контроля критериев безопасности, составе контрольно-измерительной аппаратуры на сооружениях, на оборудовании ГТС, условия и схемы их расположения; форму представления информации по показателям критериальных значений; соответствие действующих критериев безопасности, разработанных (уточненных) при декларировании, проектным значениям;
При проверке критериев безопасности рекомендуется учитывать качество измерений показателей критериев безопасности, зависящее от состава и наличия на действующем объекте функционирующей системы контрольно-измерительных аппаратуры и приборов (далее - КИПиА) по контролю внешних воздействий, технического состояния сооружений и оборудования. Состав КИПиА и схемы их установки (размещения) определяются в проекте (проектной документации, проекте мониторинга) объекта (п. 17 Рекомендации).
При проверке рекомендуется проводить оценку соответствия перечня КИПиА для контроля внешних воздействий, технического состояния сооружений и оборудования, мест размещения КИПиА, принятых в проекте, и имеющегося списка КИПиА и схем их размещения на ГТС, полноты и достаточности состава контрольно-измерительных приборов и аппаратуры с учетом наиболее напряженных зон, готовности приборов и аппаратуры к измерениям, записям и передаче результатов измерений для их обработки и анализа, соответствия КИПиА новейшим достижениям науки и техники в этой области измерений, а также оценку достоверности (погрешностей) методов определения количественных значений контролируемых показателей критериев безопасности и численных значений контролируемых показателей критериев безопасности (п.18 Рекомендации).
Приложением N 3 Рекомендации определено, что поскольку через 10 - 15 лет эксплуатации большое количество установленной КИПиА выходит из строя, рекомендуется проверять, как эксплуатирующая организация компенсирует недостаточность КИПиА.
Таким образом, вышеуказанными положениями Закона N 117-ФЗ и Рекомендациями по безопасности на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующую организацию возложены обязанности по развитию системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения, в том числе, путем улучшения (модернизации, замены, установки новой) имеющейся на гидротехническом сооружении контрольно-измерительной аппаратуры.
Свод правил N 58.13330.2019 распространяется на проектируемые, строящиеся, эксплуатируемые, реконструируемые и подлежащие консервации или ликвидации гидротехнические сооружения всех видов и классов.
Таким образом, требования СП 58:13330.2019 распространяются также на рассматриваемое гидротехническое сооружение.
Основной целью автоматизированной системы безопасности диагностики и контроля является непрерывный мониторинг за состоянием гидротехнического сооружения для дальнейшей безопасной эксплуатации.
В отличии от установленной периодичности наблюдений на сооружении за контролируемыми показателями, система позволит беспрерывно отслеживать и анализировать состояние ГТС, что безусловно повысит безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений хвостохранилица.
Доказательств развития системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения в материалы дела заявителем не представлены.
В этой связи доводы жалобы о том, что вышеприведённые положения СП 58.13330.2019 возможно применять только при проектировании гидротехнических сооружений, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в силу ст.9 Закона N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения, а имеющаяся на сооружении аппаратура не позволяет осуществлять автоматический опрос дистанционно-контрольной измерительной аппаратуры, установленной на сооружениях и одновременно сравнивать полученные результаты с критериями оценки технического состояния и безопасности сооружения.
При этом то обстоятельство, что ранее управлением не указывалось на необходимость установки автоматизированной системы диагностического контроля само по себе не может свидетельствовать об отсутствии у общества такой обязанности в силу изложенных выше положений Закона N 117-ФЗ и СП 57.13330.2019.
С учетом изложенного, предписание от 30.11.2023 N 16/074-ГТС соответствуют закону, не нарушает прав и законных интересов ПАО "Коршуновский ГОК", а потому признанию незаконным по доводам заявителя не подлежит.
Суд апелляционной инстанции находит, что в рассматриваемом случае, судом верно установлены обстоятельства, входящие в предмет судебного исследования по данному спору и имеющие существенное значение для его разрешения, доводы и доказательства, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, полно и всесторонне исследованы и оценены, выводы сделаны, исходя из конкретных обстоятельств, соответствуют установленным ими фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, основаны на правильном применении норм права, регулирующих спорные отношения.
Оснований для отмены судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 апреля 2024 года по делу N А19-2662/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.С. Подшивалова |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2662/2024
Истец: ПАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат"
Ответчик: Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору