г. Челябинск |
|
17 июня 2024 г. |
Дело N А47-7255/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Абсолют" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.03.2024 по делу N А47-7255/2022.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Абсолют" - Дубовенко Ю.А. (доверенность от 09.02.2022, диплом, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Абсолют" (ОГРН: 1185658013122, ИНН: 5609190205, далее - ООО "УК "Абсолют", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Администрации муниципального образования Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области (ОГРН: 1055638084391, ИНН: 5643007890, далее - Администрация) о признании незаконным отказа Администрации в разработке и утверждении схемы размещения нестационарного торгового объекта N 613 от 15.03.2022, об обязании Администрации представить в Администрацию Саракташского района Оренбургской области сведения, необходимые для включения нестационарного торгового объекта с наименованием павильон "ПАПА-ГРИЛЬ" в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Саракташского района.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация муниципального образования Саракташский район Оренбургской области, Прокуратура Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.03.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что именно ООО "УК "Абсолют", а не ООО "Папа Гриль" является заинтересованным лицом в получении разрешения на размещения НТО, поскольку именно ООО "УК "Абсолют" получает коммерческую выгоду от размещения торгового объекта на принадлежащем ему земельном участке. Апеллянт отмечает, что у Администрации отсутствовали основания для отказа во включении в схему размещения НТО, поскольку обращение с заявлением в суд в качестве основания для отказа действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Абсолют" 09.02.2022 обратилось в Администрацию муниципального образования Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области с заявлением разработать и утвердить схему размещения нестационарного торгового объекта торговый павильон с названием "ПАПА-ГРИЛЬ" на землях общего пользования в направлении улицы Крупской на расстоянии до 2 метров, в направлении улицы Ленина на расстоянии до 2,5 метров от межевых границ ООО "УК "Абсолют", заключить с ООО "УК "Абсолют" договор на размещение нестационарного торгового объекта.
Администрация муниципального образования Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области 15.03.2022 отказала ООО "УК "Абсолют" в разработке и утверждении схемы размещения нестационарного торгового объекта.
Полагая, что указанный отказ не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности условий для признания оспариваемого отказа Администрации незаконным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В статье 2 Закона N 381-ФЗ определено, что под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с землей вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Частью 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующее земельное законодательство отдает приоритет в регулировании данных отношений Закону о торговле, в соответствии с положениями которого органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий и в рамках указанного закона должны быть определены условия и порядок размещения таких объектов.
На основании части 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов.
Статьей 11 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 N 4325/1014-IV-ОЗ "Об организации торговой деятельности в Оренбургской области" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным уставом муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 приказа Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области от 15.06.2020 N 141 "Об утверждении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Оренбургской области" (здесь и далее в редакции на 03.03.2021, действовавшей в спорный период времени) (далее - приказ N141) установлено, что порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Оренбургской области (далее - порядок) определяет основные требования к разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Оренбургской области (далее - Схема) органами местного самоуправления, министерством архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области (далее - орган исполнительной власти), уполномоченным на осуществление реализации отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципального образования город Оренбург Оренбургской области в области регулирования торговой деятельности, перераспределенных в соответствии с Законом Оренбургской области от 26.10.2022 N 518/210-VII-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий в сфере рекламы и в области регулирования торговой деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования город Оренбург Оренбургской области и органами государственной власти Оренбургской области".
В силу п. 21 приказа N 141 инициаторами изменений Схемы являются:
субъекты торговли, некоммерческие организации, в том числе объединяющие хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, население и иные заинтересованные лица (далее - заинтересованные лица);
орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого утверждена или планируется к утверждению соответствующая Схема;
орган исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченный на распоряжение имуществом Оренбургской области, в части внесения изменений, касающихся размещения НТО на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в их распоряжении и расположенных на территории Оренбургской области;
федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение имуществом, находящимся в федеральной собственности, в части внесения изменений, касающихся размещения НТО на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в их распоряжении и расположенных на территории Оренбургской области.
Предложения, направленные для включения НТО в Схему, должны включать:
адрес или адресное обозначение предлагаемого места расположения НТО с указанием границ улиц, дорог, проездов, иных ориентиров (при наличии);
вид и специализацию НТО;
площадь места, необходимого для размещения НТО (п. 22 приказа N 141).
Согласно п. 23 приказа N 141 Решение о включении НТО в Схему по результатам рассмотрения предложения, внесенного в орган местного самоуправления, принимается органом местного самоуправления с учетом целей, предусмотренных пунктом 2 настоящего порядка.
В случае если НТО предлагается размещать на земле или земельном участке, в здании, строении, сооружении, находящихся в государственной собственности, в том числе на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, решение об их включении в Схему принимается по согласованию с органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим имуществом.
В целях согласования включения НТО в Схему по предложению заинтересованного лица орган, уполномоченный на утверждение Схемы, направляет в орган, уполномоченный на распоряжение имуществом, заявление о включении НТО в Схему (далее - заявление).
В заявлении указываются следующие сведения:
адрес или адресное обозначение предлагаемого места расположения НТО с указанием границ улиц, дорог, проездов, иных ориентиров;
вид и специализация НТО;
площадь места, необходимого для размещения НТО.
В случае направления предложений для включения НТО в Схему органом исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным на распоряжение имуществом Оренбургской области, для принятия решений о включении НТО в Схему по результатам рассмотрения таких предложений дополнительных согласований с данным органом не требуется.
Основаниями для отказа органа местного самоуправления во включении НТО в Схему по предложению заинтересованного лица являются:
отсутствие в предложениях заинтересованного лица сведений, предусмотренных пунктом 22 настоящего порядка;
несогласование включения НТО в Схему органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим имуществом;
несоответствие предлагаемого места размещения НТО нормам и требованиям законодательства, предусмотренным пунктом 7 настоящего порядка.
В случае отказа во включении НТО в Схему указывается конкретное основание для отказа (п. 24 приказа N 141).
Срок рассмотрения заявлений о включении НТО в Схему не должен превышать 90 календарных дней с даты их регистрации (п. 26 приказа N 141).
Постановлением Администрации муниципального образования Саракташского района Оренбургской области от 10.11.2021 N 825-п утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования муниципального образования Саракташский район (далее - Положение).
В соответствии с п. 1 приложения N 1 Постановления администрации муниципального образования Саракташский район Оренбургской области от 10.11.2021 N 825-п (далее - постановление N 825-п) "Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Саракташский район", действовавшего в спорный период времени, Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Саракташский район (далее - Порядок) разработан в целях: установления единого порядка размещения нестационарных торговых объектов (далее НТО) на территории муниципального образования Саракташский район; достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения; создания дополнительных условий для развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговой деятельности; расширения рынка сбыта товаров для населения; обеспечения равных возможностей для реализации прав хозяйствующих субъектов на осуществление торговой деятельности на территории муниципального образования Саракташский район.
Согласно пунктам 1.2, 1.3 данного постановления, размещение НТО в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливаются собственником перечисленных имущественных объектов. Включение в Схему нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пункт 1.7 постановления N 825-п предусматривает, что НТО размещаются в соответствии с утвержденной схемой. Включение в схему размещения новых НТО подлежит рассмотрению Администрацией муниципального образования Саракташский район для последующего утверждения.
В соответствии с п. 1.10 постановления N 825-п инициаторами изменений Схемы являются: юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели; администрация муниципального образования Саракташский район; орган исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченный на распоряжение имуществом Оренбургской области, в части внесения изменений, касающихся размещения НТО на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в их распоряжении и расположенных на территории Оренбургской области; федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение имуществом, находящимся в федеральной собственности, в части внесения изменений, касающихся размещения НТО на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в их распоряжении и расположенных на территории Оренбургской области".
Порядок подачи заявления о включении в схему НТО установлен пунктом 1.11 постановления N 825-п, так предложения, направленные для включения в Схему нестационарных торговых объектов, должны включать: адрес или адресное обозначение предлагаемого места расположения НТО с указанием границ улиц, дорог, проездов, иных ориентиров (при наличии); вид и специализация НТО; площадь места, необходимого для размещения НТО.
Согласно пункту 1.12 постановления N 825-п решение о включении в Схему нестационарного торгового объекта по результатам рассмотрения предложения, внесенного в администрацию Саракташского района, принимается администрацией Саракташского района с учетом факторов, предусмотренных пунктом 1 настоящего порядка.
В случае если НТО предлагается размещать на земле или земельном участке, в здании, строении, сооружении, находящихся в государственной собственности, в том числе на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, решение об их включении в Схему принимается по согласованию с органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим имуществом.
В целях согласования включения в Схему нестационарного торгового объекта по предложению заинтересованного лица орган, уполномоченный на утверждение Схемы, направляет в орган, уполномоченный на распоряжение имуществом, заявление о включении НТО в Схему (далее - заявление).
В заявлении указываются следующие сведения: адрес или адресное обозначение места расположения НТО с указанием границ улиц, дорог, проездов, иных ориентиров; вид и специализация НТО; площадь места, необходимого для размещения НТО.
В случае направления предложений для включения в Схему нестационарных торговых объектов органом исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным на распоряжение имуществом Оренбургской области, для принятия решений о включении в Схему нестационарных торговых объектов по результатам рассмотрения таких предложений дополнительных согласований с данным органом не требуется.
В силу пункта 1.13 постановления N 825-п Основаниями для отказа во включении в Схему нестационарных торговых объектов по предложению заинтересованного лица являются: отсутствие в предложениях заинтересованного лица сведений, предусмотренных пунктом 1.11. настоящего порядка; несогласование включения в Схему нестационарного торгового объекта органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим имуществом.
В решении об отказе указывается ссылка на реквизиты и положения нормативного правового акта, предусматривающего ограничения на использование земель, земельных участков, зданий, строений сооружений, находящихся в государственной собственности, в том числе на земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или в муниципальной собственности, для целей расположения НТО.
Согласно пункту 1.16 порядка не допускается размещение НТО:
- в местах, не включенных в схему;
- в зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- в арках зданий, на газонах (за исключением размещения путем примыкания к тротуарам, аллеям, дорожкам и тропинкам, имеющим твердые покрытия и элементы сопряжения), площадках (детских, отдыха, спортивных), на дворовых территориях жилых здании, в местах, не оборудованных подъездами для разгрузки товара;
- под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, мостами;
- на расстоянии менее 25 метров от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, дворовых уборных, выгребных ям;
- на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций;
- на нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог в пределах треугольника видимости;
- ближе 10 метров от остановочного комплекса, если данный объект не входит в состав остановочного комплекса.
- в случае если размещение НТО уменьшает ширину пешеходных зон до 3 метров и менее;
- в случае если размещение НТО препятствует свободному подъезду спецтранспорта или доступу к объектам инженерной инфраструктуры (объекты энергоснабжения и освещения, колодцы, краны, гидранты и т.д.).
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Абсолют" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 56:26:1503033:292 расположенный по адресу: Оренбургская обл., Саракташский район, п. Саракташ, ул. Ленина/Крупской, д. 20/79.
01.04.2021 ООО "УК "Абсолют" и ООО "Папа-Гриль" заключили договор аренды N УК-119 земельного участка с кадастровым номером 56:26:1503033:292.
24.08.2021 между ООО "Папа-Гриль" (арендодатель) и ИП Петровой А.А. (арендатор) заключен договор аренды нестационарного торгового объекта N 46Г, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование (аренду) нестационарный торговый объект, указанный в пункте 1.2 договора (нестационарный торговый объект (типа "павильон"), общей площадью 40 кв.м., расположенный по адресу: Оренбургская область, п.Саракташ, ул. Ленина/Крупской, 20/79), а арендатор обязуется принять указанный объект во временное владение, пользование и уплачивать арендную плату в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
09.02.2022 ООО "УК "Абсолют" обратилось в Администрацию муниципального образования Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области с заявлением разработать и утвердить схему размещения нестационарного торгового объекта торговый павильон с названием "ПАПА-ГРИЛЬ" площадью 27 кв. м на землях общего пользования в направлении улицы Крупской на расстоянии до 2 метров, в направлении улицы Ленина на расстоянии до 2,5 метров от межевых границ ООО "УК "Абсолют", заключить с ООО "УК "Абсолют" договор на размещение нестационарного торгового объекта.
Администрация муниципального образования Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области 15.03.2022 отказала ООО "УК "Абсолют" в разработке и утверждении схемы размещения нестационарного торгового объекта, указав в обоснование на подготовку заявления по вопросу размещения нестационарного торгового объекта "Папа - Гриль" для подачи в Арбитражный суд Оренбургской области.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что часть павильона "ПАПА ГРИЛЬ" площадью 27 кв. м размещена за пределами межевых границ земельного участка с кадастровым номером 56:26:1503033:292 в направлении улицы Крупской - на расстоянии до 2 метров, в направлении улицы Ленина - на расстоянии до 2,5 метров от межевых границ (т. 1, л.д. 37).
Факт размещения земельного участка за пределами границ земельного участка с кадастровым номером 56:26:1503033:292, так же подтверждается заключением кадастрового инженера (т. 1, л.д. 32).
В производстве Арбитражного суда Оренбургской области находится дело N А47-4099/2022 по заявлению об устранении препятствий в пользовании земельным участком, расположенного на землях населенного пункта общественного назначения, используемых в качестве пешеходной зоны, по мотиву его самовольного занятия.
Вместе с тем, как обоснованно отмечено апеллянтом, такого основания для отказа в разработке и утверждении схемы размещения нестационарного торгового объекта как обращение с заявлением в суд по вопросу размещения данного НТО не предусматривает ни постановление N 825-п, ни приказ N 141.
При этом оспариваемый отказ иного основания (обоснования) кроме как обращения в суд с заявлением, не содержит.
Судом первой инстанции в обоснование соответствия оспариваемого отказа Администрации указано также и на то, что ООО "УК "Абсолют" не относится к субъектам, которые могут быть инициаторами изменений схемы НТО в соответствии с пунктом 21 приказа N 141, поскольку ООО "УК "Абсолют" не является собственником павильона "ПАПА ГРИЛЬ".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 21 приказа N 141 инициаторами изменений схемы могут быть также и иные заинтересованные лица.
В рассматриваемом случае ООО "УК "Абсолют" обладает статусом заинтересованного лица в получении разрешения на размещение НТО, поскольку ООО "УК "Абсолют" получает коммерческую выгоду от размещения торгового объекта на принадлежащем ему земельном участке.
ООО "УК "Абсолют" как лицо получающее прибыль от размещения на своем земельном участке от арендных платежей заинтересованно в том, что бы было получено разрешение на размещение НТО.
Указание суда в обоснование соответствия оспариваемого отказа Администрации на то, что ранее размещение объекта НТО в данном месте в схему включено не было, также суд апелляционной инстанции не может признать верным.
Действительно, в силу пункта 24 приказа N 141 основаниями для отказа органа местного самоуправления во включении НТО в Схему по предложению заинтересованного лица являются, в частности, несогласование включения НТО в Схему органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим имуществом; несоответствие предлагаемого места размещения НТО нормам и требованиям законодательства, предусмотренным пунктом 7 настоящего порядка.
Согласно пункту 7 приказа N 141 схема разрабатывается, корректируется и утверждается органом местного самоуправления с учетом достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных Правительством Оренбургской области в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов в сфере противопожарной безопасности, санитарно-гигиенического благополучия населения, охраны объектов культурного наследия и охраны природы, градостроительных регламентов и других нормативных правовых актов.
Вместе с тем, основанием для принятия оспариваемого отказа послужило обращение Администрации с заявлением в арбитражный суд, а не несогласование включения НТО в Схему органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим имуществом и не несоответствие предлагаемого места размещения НТО нормам и требованиям законодательства, предусмотренным пунктом 7 приказа N 141.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако наличие оснований для принятия оспариваемого отказа, его соответствие действующему законодательству Администрацией не доказано.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоответствии отказа Администрации в разработке и утверждении схемы размещения нестационарного торгового объекта N 613 от 15.03.2022 вышеуказанным положением нормативно - правовых актов, в результате чего были нарушены права и законные интересы общества. Соответственно у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявленные требования общества подлежали удовлетворению, а оспариваемый отказ Администрации в разработке и утверждении схемы размещения нестационарного торгового объекта N 613 от 15.03.2022 признанию недействительным.
В силу части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Как разъяснено в абзацах первом, четвертом пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 21), признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что надлежащим способом восстановления нарушенных прав заявителя является возложение на Администрацию обязанности рассмотреть заявление ООО "УК "Абсолют" от февраля 2022 года в соответствии с действующим нормативным регулированием порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Саракташский район Оренбургской области.
По мнению апелляционного суда, избранный способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя соотносится с предметом спора и направлен на восстановление его нарушенных прав.
По приведенным в постановлении мотивам решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу признания доводов апелляционной жалобы обоснованными и удовлетворения заявления относятся на Администрацию, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату апеллянту из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.03.2024 по делу N А47-7255/2022 отменить.
Признать недействительным отказ Администрации муниципального образования Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области в разработке и утверждении схемы размещения нестационарного торгового объекта, выраженный в письме от 15.03.2022 N 613.
Обязать Администрацию муниципального образования Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Абсолют" от февраля 2022 года в соответствии с действующим нормативным регулированием порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Саракташский район Оренбургской области.
Взыскать с Администрации муниципального образования Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Абсолют" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Абсолют" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей излишне уплаченную по платежному поручению N 124 от 16.04.2024.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-7255/2022
Истец: ООО "Управляющая компания "Абсолют"
Ответчик: Администрация муниципального образования Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области, Администрация муниципального образования Саракташский район Оренбургской области
Третье лицо: Прокуратура Оренбургской области