г. Санкт-Петербург |
|
16 июня 2024 г. |
Дело N А56-122631/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К. (до перерыва), Риваненковым А.И. (после перерыва)
при участии:
от заявителя: Орлова Л.С. по доверенности от 07.04.2023 (до и после перерыва)
от заинтересованного лица: Приходько А.В. по доверенности от 29.07.2024 (до и после перерыва)
от третьих лиц: не явились, извещены (до и после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8835/2024) Орлова Николая Александровича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2024 по делу N А56-122631/2023 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению Орлова Николая Александровича
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
третьи лица: Ламбер Ирина Михайловна, Муниципальное казенное учреждение "Центр муниципальных услуг" Муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
об оспаривании решения от 28.03.2023 N 047/10/18.1-504/2023 в части признания жалобы Ламбер И.М. обоснованной
УСТАНОВИЛ:
Орлов Николай Александрович (далее - заявитель, Орлов Н.А.) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признаннее незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - антимонопольный орган, Управление, Ленинградское УФАС) от 28.03.2023 N 047/10/18.1-504/2023 в части признания жалобы Ламбер И.М. обоснованной.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены: Ламбер Ирина Михайловна (далее - Ламбер И.М.), Муниципальное казенное учреждение "Центр муниципальных услуг" Муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - МКУ "Центр муниципальных услуг").
Решением суда от 08.02.2024 в удовлетворении заявленных Орловым Н.А. требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Орлов Н.А. направил апелляционную жалобу, в которой просил отменить обжалуемое решение суда от 08.02.2024, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, а также нарушение судом первой инстанции норм процессуального права. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что жалоба Ламбер И.М. не содержала доводов о нарушении антимонопольных требований к торгам, в связи с чем не подлежала рассмотрению в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; наличие технических ошибок в документации об аукционе не повлияло на результаты проведения торгов, не привело к неправомерному отказу в допуске участников к торгам. Также податель жалобы ссылается на то, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие нарушение или ущемление прав Ламбер И.М. в результате действий организатора торгов, учитывая, что Ламбер И.М. не подавала заявку на участие в торгах, не обращалась за разъяснением документации; более того жалоба в антимонопольный орган была подана после проведения аукциона и определения победителя, что, по мнению подателя жалобы, свидетельствует о недобросовестном поведении.
В судебном заседании 16.04.2024 представитель Орлова Н.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
В судебном заседании 16.04.2024 был объявлен перерыв до 10 час. 10 мин. 23.04.2024, после перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей сторон, поддержавших ранее изложенные позиции.
Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 09.02.2023 МКУ "Центр муниципальных услуг" (Организатор торгов) на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru размещено извещение N 22000086720000000024 (лот N 1) о проведении открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 701 кв.м, кадастровый номер 47:07:0410006:438, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Юкки, ул. Полянная, земельный участок 25 (далее - аукцион).
Дата окончания приема заявок 13.03.2023, дата рассмотрения заявок 16.03.2023.
В Ленинградское УФАС России поступило жалоба Ламбер И.М. (вх. N 2763/23 от 21.03.2023) на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона, в которой Ламбер И.М. ссылалась на нарушение порядка организации аукциона, в том числе нарушение требований статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Ленинградского УФАС от 28.03.2023 N 047/10/18.1-504/2023 жалоба Ламбер И.М. признана обоснованной (пункт 1), в действиях Организатора торгов признаны нарушения подпунктов 4, 8 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2).
Ленинградским УФАС также вынесено предписание от 28.03.2023 N 047/10/18.1-504/2023, которым Организатору торгов предписано в срок до 31.05.2023 отменить все протоколы, составленные в ходе проведения торгов; провести аукцион с учетом решения Ленинградского УФАС от 28.03.2023 N 047/10/18.1-504/2023.
Не согласившись с решением Ленинградского УФАС от 28.03.2023 N 047/10/18.1-504/2023 в части признания жалобы Ламбер И.М. обоснованной, Орлов Н.А. обратился в суд с настоящим заявлением.
Решением суда от 08.02.2024 в удовлетворении заявленных Орловым Н.А. требований отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда от 08.02.2024 и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя в связи со следующим.
В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ по общему правилу продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Статьей 39.11 ЗК РФ определен порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 39.11 ЗК РФ в порядок образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона входит получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.
В соответствии с подпунктами 4 и 8 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
- о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения);
- о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка.
В рассматриваемом случае, Управлением по результатам рассмотрения жалобы Ламбер И.М. в действиях Организатора торгов (МКУ "Центр муниципальных услуг") правомерно признаны нарушения подпунктов 4 и 8 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ, выразившиеся в том, что в извещении N 22000086720000000024 не указана информация о возможности подключения земельного участка к сетям газоснабжения и теплоснабжения, которые относятся к сетям инженерно-технического снабжения, а также документация об аукционе содержала противоречивую информацию о порядке внесения задатка, поскольку предметом аукциона является земельный участок с кадастровым номером 47:07:0410006:438, однако в разделе документации об аукционе о порядке внесения задатка указано, что в платежном поручении в части "Назначение платежа" указывается "Задаток аукцион 47:07:0416002:288".
С учетом данных обстоятельств жалоба Ламбер И.М. правомерно признана Ленинградским УФАС обоснованной.
Дополнительно Ленинградским УФАС установлено нарушение Организатором торгов пункта 4 статьи 448 ГК РФ, поскольку Организатор торгов отменил спорный аукцион позднее, чем за три дня до проведения аукциона (16.03.2023), то есть с нарушением срока, установленного пунктом 4 статьи 448 ГК РФ.
Решение Ленинградского УФАС от 28.03.2023 N 047/10/18.1-504/2023 в части установления в действиях Организатора торгов (МКУ "Центр муниципальных услуг") нарушения подпунктов 4, 8 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ и пункта 4 статьи 448 ГК РФ, заявителем не обжаловано, наличие данных нарушений сторонами не опровергнуто.
Доводы подателя жалобы о том, что жалоба Ламбер И.М. не подлежала рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В силу части 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов
Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Из положений части 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ следует, что жалоба на действия организатора торгов может быть подана лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (в том числе, потенциальным участником торгов).
В рассматриваемом случае, жалоба Ламбер И.М. (вх. N 2763/23 от 21.03.2023) была подана на нарушение порядка организации торгов и размещенную информацию о проведении торгов (содержала доводы о том, что извещение о проведении аукционе не соответствовало требованиям пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ).
При этом, фактическая заинтересованность потенциальных участников аукциона и намерение подать заявки напрямую зависят от условий извещения и документации об аукционе, опубликованной при объявлении аукциона; допущенные в данном конкретном случае организатором торгов нарушения подпунктов 4, 8 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ при размещении извещения о проведении аукциона ущемляют не только права подателя жалобы (Ламбер И.М.) но неограниченного круга лиц.
При таких обстоятельствах, жалоба Ламбер И.М. (поданная с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ) была правомерно рассмотрена Ленинградским УФАС в порядке статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ и признана обоснованной; выводы о нарушении Организатором торгов подпунктов 4 и 8 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ, а также пункта 4 статьи 448 ГК РФ сделаны с учетом положений части 17 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ. Оснований для признания жалобы Ламбер И.М. необоснованной при доказанности нарушения Организатором торгов подпунктов 4 и 8 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ у антимонопольного органа не имелось.
При этом, при рассмотрении жалобы на действия (бездействие) организатора торгов в порядке статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган устанавливает нарушение отраслевого законодательства о проведении торгов, а не нарушение антимонопольных требований к торгам, установленных статьей 17 Закона N 135-ФЗ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания недействительным решения Ленинградского УФАС от 28.03.2023 N 047/10/18.1-504/2023 в части признания жалобы Ламбер И.М. обоснованной., в связи с чем в правомерно отказал в удовлетворении заявленных Орловым Н.А. требований.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 08.02.2024 и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 февраля 2024 года по делу N А56-122631/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Орлова Николая Александровича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-122631/2023
Истец: ОРЛОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: Ламбер И.М., МКУ "Центр муниципальных услуг" МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области