г. Москва |
|
17 июня 2024 г. |
Дело N А41-101029/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Красиковой Д.К.,
при участии в заседании:
от ООО "Дом высокого содержания" - Ефремова И.В. по доверенности от 06.04.2024, диплом о высшем юридическом образовании;
от ГУСТ Московской области - Михайлов Е.В. по доверенности от 09.02.2024, диплом о высшем юридическом образовании;
от ООО "ЖК "Озеры" - Фролов С.А., генеральный директор, протокол от 15.05.2023 N 6,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Главного управления регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области и общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Озеры"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 12 марта 2024 года по делу N А41-101029/23
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дом высокого содержания"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (реорганизовано путем присоединения к Главному управлению регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области) и Главному управлению регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области
при участии в деле третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Озеры"
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дом высокого содержания" (далее - заявитель, общество, ООО "Дом высокого содержания") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГЖИ МО) и Главному управлению регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области (далее - ГУСТ Московской области), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным и отменить решения от 15.11.2023 N Р001-7507053502-78515784 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области сведений об осуществлении ООО "Дом высокого содержания" деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, с. Горы, ул. Багратион, д. 30а;
- обязать заинтересованное лицо устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем внесения в Реестр лицензий Московской области сведений об осуществлении ООО "Дом высокого содержания" деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: Московская область, г.о. Коломна, г. Озёры, с. Горы, ул. Багратиона, д. 30а.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Озеры".
Определением Арбитражного суда Московской области от 25 января 2024 года по делу N А41-101029/23 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области (далее - ГУСТ Московской области), являющееся правопреемником ГЖИ МО (т. 1 л. д. 121).
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 марта 2024 года по делу N А41-101029/23 заявление удовлетворено (т. 2 л. д. 23-28).
Не согласившись с данным судебным актом, ГУСТ Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
ООО "ЖК "Озеры" также обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "ЖК "Озеры" поддержал доводы своей апелляционной жалобы, поддержал доводы апелляционной жалобы ГУСТ Московской области, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ГУСТ Московской области поддержал доводы своей апелляционной жалобе, поддержал доводы апелляционной жалобы ООО "ЖК "Озеры", просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ООО "Дом высокого содержания" возражал против доводов заявителей апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основным видом деятельности ООО "Дом высокого содержания" является управление эксплуатацией жилого фонда, в связи с чем, обществом получена лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 27.12.2019 N 1850.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 05.10.2023 N 3/2023 заявитель был выбран управляющей компанией многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Московская область, г.о. Коломна, г. Озёры, с. Горы, ул. Багратиона, д. 30а.
30 октября 2023 года ООО "Дом высокого содержания" обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о внесении изменений в Реестр лицензий Московской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом.
Решением от 15.11.2023 N Р001-7507053502-78515784 в удовлетворении указанного выше заявления ООО "Дом высокого содержания" отказано (т. 1 л. д. 28-30).
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Дом высокого содержания" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:
1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий);
3) реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (пункт 2 статьи 195 ЖК РФ).
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Пунктами 2, 4, 5 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2015, N 27, ст. 3967, N 48, ст. 6724).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении.
Как следует из материалов дела, 30.10.2023 управляющая компания обратилась к ГЖИ МО с заявлением о внесении изменений в реестр лицензии.
Решением от 15.11.2023 N Р001-7507053502-78515784 заявителю отказано во внесении изменений в реестр по причине несоответствия заявления и приложенных документов подпункта "г" пункта 5 Порядка.
В пункте 3 Порядка перечислены документы, прилагаемые к заявлению о внесении изменений в реестр.
Согласно пункту 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования), обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
В силу подпункта "в" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в
многоквартирном доме является инициатор общего собрания.
К протоколу общего собрания могут быть приложены иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания.
Из представленных суду документов следует, что вместе с заявлением согласно приложенных к ней описи в управление представлялся протокол внеочередного общего собрания, а также обязательные приложения к протоколу, указанные в пункте 20 Требований.
Поскольку общество обращалось к ГЖИ МО через портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области, подлинники протокола общего собрания и решения собственников помещений не могли быть представлены.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представитель общества пояснил, что 27.10.2023 оригиналы документов, приложенных к заявлению, направлены вместе с сопроводительным письмом от 26.10.2023 Исх. N 336 в адрес управления и согласно информации с сайта АО "Почта России" получены 02.11.2023 (14041588008128), то есть до принятия оспариваемого решения, что подтверждается описью вложения от 27.10.2023, почтовой квитанцией и информацией с сайта АО "Почта России".
При этом в нарушение пункта 16.1.6 Административного регламента предоставления ГЖИ МО, утвержденного Распоряжением ГЖИ МО от 17.12.2018 N 405, ему не направлялось в личный кабинет уведомление о необходимости предоставить оригиналы документов на бумажном носителе в МФЦ.
В соответствии со статьей 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников было проведено путем очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование).
Поскольку собрание проводилось в форме личного присутствия собственников помещений МКД, их решения по вопросам повестки собрания учитывались при распределении голосов и заносились в протокол от 05.10.2023 N 3/2023 (см. Приложение N 5 "Реестр голосования собственников").
При этом частью 4 статьи 48 ЖК РФ предусмотрено, что голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Однако, предоставленная ЖК РФ "возможность" оформления в письменной форме решений, не указывает на необходимость и обязательность оформления данных документов при очном голосовании.
Более того, при подаче заявления обществом приложены Реестры голосования собственников (Приложение N 5 к протоколу), в которых отражены Ф.И.О. собственников помещений, их решения по каждому из поставленных на голосование вопросов и подписи, в том числе, имеется подпись представителя администрации г.о. Коломна, действующего по доверенности от 09.01.1023 N 2, и заверенная печатью органа местного самоуправления, сведения о праве собственности указанных лиц отражены в списке собственников, принявших участие во внеочередном общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (приложение N 4 к протоколу).
Вопреки доводам управления, по вопросу 3 протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 05.10.2023 N 3/2023 принято решение о выборе управляющей организации для управления многоквартирным домом ООО "Дом высокого содержания".
Подпунктом "г" пункта 5 Порядка установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения в том числе выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя.
Согласно представленных документов на официальном сайте, для раскрытия информации (http://dom.gosuslugi.ru) заявителем были размещены все приложения к протоколам, так и подписанные по всем домам протоколы и были доступны всем уполномоченным лицам, в связи с чем, суд первой инстанции не может прийти к выводу о том, что обществом были допущены нарушения порядка размещения информации в системе ГИС ЖКХ, которые должны влечь для нее и для жителей множества МКД невозможность реализации их права на управление выбранным юридическим лицом.
Таким образом, основания, препятствующие внесению изменений в Реестр лицензий Московской области, отсутствовали.
Протокол общего внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 05.10.2023 N 3/2023 по основаниям нарушения порядка его проведения не оспорены, в решении от 15.11.2023 N Р001- 7507053502-78515784 на наличие признаков ничтожности протокола управлением не указывалось.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое решение является незаконным и подлежит отмене.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 марта 2024 года по делу N А41-101029/23 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-101029/2023
Истец: ООО ДОМ ВЫСОКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Ответчик: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
Третье лицо: ООО "Жилищная компания "Озеры", ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ", ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ