г. Челябинск |
|
17 июня 2024 г. |
Дело N А76-31263/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей: Лучихиной У.Ю., Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Движение" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.01.2024 по делу N А76-31263/2023
В судебном заседании принял участие представитель:
акционерного общества "Трансэнерго": Ермаков К.А. (паспорт, доверенность N 8 от 30.01.2024 сроком действия по 31.12.2024, диплом)
Общество с ограниченной ответственностью "Трансэнерго", (далее - истец, ООО "Трансэнерго",), 03.10.2023 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Движение" (далее - ответчик, ООО "Движение"), о взыскании задолженности по договору N Т1001 от 31.12.2013 г. в размере 983 908 руб. 06 коп., пени за период с 10.04.2023 по 14.10.2023 в размере 81 677 руб. 37 коп., пени, начисленные на сумму основного долга 935 076 руб. 80 коп. в соответствии с ч. 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", начиная с 15.10.2023 по день фактического исполнения обязательств.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.01.2024 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Движение" (далее также - податель жалобы, апеллянт) обжаловало его в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на неправомерное возложение негативных последствий нарушения требований к оснащению многоквартирных домов на управляющую организацию, которая фактически принуждается к установке приборов учета за счет собственных средств и в настоящее время с перспективой взыскания данной платы с собственников в течение пяти лет, а кроме того, обязывается уплачивать повышающий коэффициент сверх сборов с собственников и за их же бездействие в пользу ресурсоснабжающей организации и за ее же бездействие.
Более того, управляющая организация фактически лишена возможности применять повышающий коэффициент по отношению к собственникам и компенсировать тем самым взыскиваемые с нее денежные средства (письмо Минстроя России от 02.06.2017 N 19506-00/04).
Общество "Движение" не является надлежащим ответчиком, взыскание повышающего коэффициента должно осуществляться с собственников помещений в многоквартирных домах (непосредственных потребителей) и только за период до возникновения обязанности по оснащению многоквартирного дома прибором учета у ресурсоснабжающей организации.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (теплоснабжающая организация) и ответчиком (управляющая организация) подписан договор поставки тепловой энергии и теплоносителя N Т-1001 от 31.12.2013 (далее - договор, л.д. 20-24), с учетом протокола разногласий от 14.04.2014 (л.д. 29), протокола согласования разногласий (л.д. 29 оборот), а также дополнительных соглашений (л.д. 30-32) в соответствии с пунктом 1.1. которого, теплоснабжающая организация обязуется поставить управляющей организации тепловую энергию и теплоноситель, в том числе горячую воду на нужды горячего водоснабжения (коммунальные ресурсы) для оказания управляющей организацией владельцам жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющей организации, коммунальных услуг и горячего водоснабжения.
Согласно п. 1.2. управляющая организация обязуется принять и оплатить коммунальные ресурсы на условиях и в порядке, установленных настоящим договором, а также обеспечить:
-предусмотренные договором режимы потребления коммунальных ресурсов, -исправность узлов учета тепловой энергии, обеспечивающих учет тепловой энергии, теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя, установленных в индивидуальных тепловых пунктах (ИТП) многоквартирных домов и допущенных теплоснабжающей организации в эксплуатацию в качестве коммерческих, -содержание и эксплуатацию узлов учета, внутридомового инженерного оборудования, связанного с потреблением коммунальных ресурсов, в соответствии с требованиями правил и норм технической эксплуатации.
Как следует из п. 2.1. договора договорные объемы коммунальных ресурсов, поставляемых теплоснабжающей организацией с разбивкой по объектам, месяцам и видам потребления указаны в приложении N 1 договора.
В разделах 3 и 4 договора согласованы права и обязанности сторон.
Пунктом 5.1. договора стороны согласовали, что объем коммунальных ресурсов, подлежащих оплате Управляющей организацией за расчетный период, определяется по показаниям, регистрируемым узлами учета тепловой энергии. Измерение и регистрация параметров теплоносителя, учет объемов потребления тепловой энергии и теплоносителя, в том числе как горячей воды на нужды горячего водоснабжения, производятся в соответствии с требованиями "Правил учета тепловой энергии, теплоносителя". Учет отпуска коммунальных ресурсов производится в точках их поставки, указанных в п. п. 2.2 договора.
В пункте 7.1. договора указано, что за расчетный период принимается один календарный месяц.
В пункте 7.2. договора установлены тарифы на коммунальные ресурсы.
Согласно п. 7.3. договора порядок и сроки оплаты коммунальных ресурсов по настоящему договору определены в Приложении N 2 договора.
Из п. 8.1. договора следует, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Все споры по исполнению настоящего договора разрешаются в Арбитражном суде Челябинской области (п. 9.2. договора).
В пункте 2.5. приложения N 2 к договору в редакции протокола разногласий от 14.04.2014 (л.д. 29), протокола согласования разногласий (л.д. 29 оборот) Окончательную плату потребления коммунальных ресурсов в расчетном месяце Управляющая организация производит до последнего числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
Дополнительными соглашениями (л.д. 30-32) договор был пролонгирован на 2022-2023 годы.
Также между истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (управляющая организация) подписан договор N В-1001 на поставку холодной питьевой воды и прием сточных вод от 31.12.2010 (далее - договор, л.д. 47-51), с учетом дополнительных соглашений (л.д. 56), в соответствии с п. 1.1 которого реусрсоснабжающая организация обязуется:
1.1.1.поставлять, холодную питьевую воду до 1раницы разграничения балансовой принадлежности между системами централизованного холодного водоснабжения Ресурсоснабжающей организации и присоединенными к ним общедомовыми сетями водоснабжения многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении Управляющей организации (далее-многоквартирных домов);
1.1.2.Принимать сточные воды:
-на границе разграничения балансовой принадлежности между системами централизованного холодного водоснабжения Ресурсоснабжающей организации и присоединенными к ним общедомовыми сетями водоотведения многоквартирных домов;
-привозимые Управляющей организацией для очистки бойлерами на очистные сооружения Ресурсоснабжающей организации.
Согласно п. 1.2. договора Управляющая организация обязуется оплачивать Ресурсоснабжающей организации поставленную холодную питьевую воду и принятые сточные воды в порядке и на условиях настоящего договора.
Как следует из п. 2.1. договора за расчетный период принимается один календарный месяц, а именно:
-для жилищного фонда, необеспеченного приборами учета,- с первого по последнее число расчетного месяца, -для части фонда, обеспеченной приборами учета - с 22 числа месяца, предшествующего расчетному, по 21 число расчетного месяца.
В пункте 2.2. договора указано, что Границами разграничения балансовой принадлежности между системами централизованного холодного водоснабжения Ресурсоснабжающей организации и присоединенными к ним общедомовыми сетями водоснабжения многоквартирных домов являются наружные грани фундаментов многоквартирных домов, за исключением жилых домов жилпоселка N 2. 1 де границей балансовой принадлежности являются наружные грани стенок водопроводных колодцев, в которых осуществлена врезка водопровода. Перечень жилых домов жилпоселка N 2, где границей балансовой принадлежности являются наружные грани стенок водопроводных колодцев, предоставлен в Приложении N 5 к настоящему договору.
Пунктом 2.6. договора стороны установили, что месячные и годовые договорные объемы поставки холодной питьевой воды для полива приусадебных участков по каждому многоквартирному дому приведены в Приложении N 2 к настоящему договору.
Из п. 2.7 договора следует, что договорные объемы поставки холодной питьевой воды и приема сточных вод рассчитываются Ресуреоснабжающей организацией на основании "Нормативов потребления коммунальных услуг для населения и расхода воды на полив придомовых участков и содержание скота", утвержденных постановлением главы Администрации г. Снежинска от 01.09.2003 N 543 (далее - "Нормативов"), и следующих данных, предоставленных Управляющей организацией:
а)количество жителей, проживающих, в каждом многоквартирном доме;
б)размеры поливаемых площадей приусадебных (придомовых) участков;
в)расчетные величины водопотребления и водоотведения нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах.
Согласно п. 2.10. договора объем принятых Рссурсоснабжающей организацией сточных вод за расчетный месяц определяется сторонами расчетным путем по объектно, как сумма следующих величин:
а)объема холодной питьевой воды, поставленной в многоквартирные дома за расчетный месяц, определяемого в соответствии с п. п. 2.9.. 2.12. настоящего договора;
б)объема сточных вод, доставленных для очистки бойлерами на очистные сооружения Ресурсоснабжающей организации, рассчитанною на основании данных Управляющей организации о количестве и объеме доставленных бойлеров;
в)объема горячей воды, определяемого в соответствии с п. 2.11. настоящего договора.
В разделах 3 и 4 договора согласованы права и обязанности сторон.
В соответствии с п. 5.1. договора учет поставки воды на основе показаний общедомовых приборов учета осуществляется с момента совместного подписания актов об их приемке в эксплуатацию Управляющей организацией и Ресурсоснабжающей организацией.
Из п. 6.1. договора следует, что стоимость поставленной холодной питьевой воды за расчетный месяц определяется как произведение объема поставленной в многоквартирные дома холодной питьевой воды, определяемой сторонами в соответствии с п. 2.9. настоящего договора, на величину стоимости 1 м3 холодной питьевой воды, утвержденной для Ресурсоснабжающей организации.
В пункте 6.1.1. договора установлена стоимость 1 м3 холодной питьевой воды.
Пунктом 6.2. договора установлено, что стоимость приема сточных вод за расчетный месяц определяется как сумма величин, рассчитанных в соответствии с п. 6.2.1. и п. 6.2.2. настоящего договора:
6.2.1.Произведение объема принятых от многоквартирных домов сточных вод.
рассчитанного в соответствии с п. 2.10. настоящего договора, на величину стоимости приема 1 м3 с точных вод, утвержденного для Ресурсоснабжающей организации.
6.2.1.1.Стоимость приема 1 м3 сточных вод, установленная для Ресурсоснабжающей организации па 2011 год, составляет 8,62 руб., плюс НДС 1,55 руб.,
6.2.1.2.В стоимость приема сточных вод за расчетный месяц включается сумма налога на добавленную стоимость.
В соответствии с п. 8.5. договора до 25-го числа месяца, следующего за расчетным, Управляющая организация производит окончательную оплату по настоящему договору с учетом выполненных платежей.
Согласно п. 10.3. договора споры по исполнению настоящего договора рассматриваются в Арбитражном суде Челябинской области. Претензионный порядок разрешения споров обязателен, срок письменного ответа на претензию - 30 дней.
Дополнительными соглашениями (л.д. 56) договор пролонгирован на 2022-2023 годы.
В приложении к дополнительному соглашению на 2023 г. от 10.01.2023 г. (приложение 2), в котором согласован перечень многоквартирных домов, в которые осуществляется поставка тепловой энергии и горячей воды, поименованы, в том числе, многоквартирные дома по адресам: г. Снежинск, ул. Забабахина, д. 42, ул. Комсомольская дома 2А, 2Б, ул. Мира, дома 19 и 21 (8,9 блок-секции), ул. Победы 40 корпус 1 и корпус 2, ул. Чкаловская, дома 1, 1А, 3, 7, 9, 11, 13, ул. Зеленая, д. 8, ул. Сосновая, д. 5, ул. Строителей, дома 3, 6 и 10, ул. Чапаева, д. 16, ул. Южная, д. 19. В том же соглашении указаны площади жилых и нежилых помещений этих МКД.
В указанных домах общедомовые приборы учета:
- тепловой энергии установлены, но в отопительном сезоне 2022 - 2023 г.г. в коммерческий учет не введены по причине неисправности, либо истечения срока поверки,
- горячего водоснабжения, установлены, но не используются в коммерческом учете по причине истекшего срока поверки.
В МКД по адресам г. Снежинск ул. Зеленая д. 8, ул. Сосновая д. 5, ул. Строителей дома 3, 6, 10, ул. Чапаева д. 16, ул. Южная д. 19 ОДПУ тепловой энергии и ГВС отсутствуют.
В домах N 26 и 42 по ул. Забабахина, доме N 8 по ул. Зеленая, доме N 16 по ул. Чапаева, и в доме N 19 по ул. Южная общедомовые приборы учета холодной воды отсутствуют.
Изложенные фактические обстоятельства, в соответствии с подпунктом "е" пункта 22 Правил N 124 (тепловая энергия) и "ж" (горячая и холодная вода) являются, основанием для определения стоимости коммунального ресурса, исходя из норматива, суммарной площади жилых и нежилых помещений и с применением повышающих коэффициентов 1,1 (для теплоснабжения и горячей воды) и 1,5 (для холодной воды).
В период с 01.03.2023 по 31.05.2023 истец передал через присоединенные сети в МКД в управлении ответчика тепловую энергию, холодную воду, а также оказал услуги по водоотведению, в материалы дела представлены расчет объемов поставленной тепловой энергии, теплоносителя, ГВС, ХВС (л.д. 124-125).
Объем поставленного ресурса определен в соответствии с условиями заключенных договоров с учетом нормативов потребления.
Стоимость потребленных коммунальных ресурсов определена в соответствии с тарифами, утвержденными постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.
В связи с тем, что в период с 01.03.2023 по 31.05.2023 в многоквартирных домах ответчика отсутствовали общедомовые приборы учета тепловой энергии (при наличии технической возможности их установки), истец на основании подпункта "е" пункта 22 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), предъявил к оплате ответчику стоимость повышающего коэффициента, которая ответчиком не оплачена.
Поскольку оплата оказанных услуг не была произведена, истец направил в адрес ответчика претензии N 350-10-051169 от 05.05.2023, N 350-10-051458 от 07.06.2023 с требованием о погашении задолженности (л.д. 131, л.д. 134). Указанные претензии оставлены без удовлетворения.
Несвоевременное исполнение ответчиком обязательства по оплате потребленной электрической энергии, послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании нормы статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами через присоединенную сеть применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу нормы пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения сторон регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилами N 124, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с нормой части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному с исполнителем в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлен пунктом 21(1) Правил N 124.
Так, объем коммунального ресурса в целях содержания общего имущества, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется как разница объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период, и объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме.
При этом объем коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, которым в соответствии с нормой части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 59 Правил N 354 установлены случаи, в которых плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета.
В подпункте "ж" пункта 22 Правил N 124 предусмотрено, что при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячей воды) размер платы за тепловую энергию, поставленную в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента равном 1,5.
Таким образом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячей воды) в случае наличия технической возможности его установки ресурсоснабжающая организация применяет повышающий коэффициент к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги.
Исходя из буквального толкования положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, системного толкования положений пункта 42 Правил N 354, следует, что повышающий коэффициент применяется исключительно для расчета платы за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, а не при определении объемов потребленного ресурса.
В соответствии с письмом от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, повышающие коэффициенты применяются для целей определения размера платы за коммунальные услуги в расчетном периоде. Такие повышающие коэффициенты не увеличивают объем предоставленных коммунальных услуг. Ресурсоснабжающая организация не вправе увеличивать объем оказанных услуг на размер повышающего коэффициента, поскольку последний не составляет объем действительно доставленного до потребителя коммунального ресурса.
Как разъяснено в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и от 02.06.2017 N 19506-00/04, применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги. Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг.
Применение повышающего коэффициента при расчетах количества коммунального ресурса исходя из норматива потребления обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета. При этом увеличение размера платы потребителей за коммунальную услугу за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации.
Исходя из цели деятельности управляющей организации (эффективное управление многоквартирных домами), источника получения дохода (плата собственников определенного дома за коммунальную услугу в повышенном размере), расходование этих денежных средств должно осуществляться в интересах конкретного дома исходя из перечня работ (услуг) по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, в том числе обеспечивающих соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (пункты 10 и 11 Правил N 491).
Указанная позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2019 N 302-ЭС18-21882.
Дополнительными соглашениями (л.д. 56) договор пролонгирован на 2022-2023 годы.
В приложении к дополнительному соглашению на 2023 г. от 10.01.2023 г. (приложение 2), в котором согласован перечень многоквартирных домов, в которые осуществляется поставка тепловой энергии и горячей воды, поименованы, в том числе, многоквартирные дома по адресам: г. Снежинск, ул. Забабахина, д. 42, ул. Комсомольская дома 2А, 2Б, ул. Мира, дома 19 и 21 (8,9 блок-секции), ул. Победы 40 корпус 1 и корпус 2, ул. Чкаловская, дома 1, 1А, 3, 7, 9, 11, 13, ул. Зеленая, д. 8, ул. Сосновая, д. 5, ул. Строителей, дома 3, 6 и 10, ул. Чапаева, д. 16, ул. Южная, д. 19. В том же соглашении указаны площади жилых и нежилых помещений этих МКД.
В указанных домах общедомовые приборы учета:
- тепловой энергии установлены, но в отопительном сезоне 2022 - 2023 г.г. в коммерческий учет не введены по причине неисправности, либо истечения срока поверки,
- горячего водоснабжения, установлены, но не используются в коммерческом учете по причине истекшего срока поверки.
В МКД по адресам г. Снежинск ул. Зеленая д. 8, ул. Сосновая д. 5, ул. Строителей дома 3, 6, 10, ул. Чапаева д. 16, ул. Южная д. 19 ОДПУ тепловой энергии и ГВС отсутствуют.
В домах N 26 и 42 по ул. Забабахина, доме N 8 по ул. Зеленая, доме N 16 по ул. Чапаева, и в доме N 19 по ул. Южная общедомовые приборы учета холодной воды отсутствуют.
По расчету истца, задолженность за период с 01.03.2023 по 31.05.2023 составила 983 908 руб. 06 коп.
Доводы подателя жалобы о необоснованном взыскании стоимости электрической энергии с учетом повышающего коэффициента отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 2 статьи 31 Федерального закона N 261-ФЗ 23.11.2009 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В рамках своей компетенции Минстрой России в пункте 6 письма от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 разъяснил, что повышающие коэффициенты, указанные в расчетных формулах определения размера платы за коммунальные услуги, исходящих из положений пунктов 42, 42.1 и 60.1 Правил N 354, а также указанные в подпункте "е" пункта 22 Правил N 124 не увеличивают объем предоставленных коммунальных услуг, соответственно, при оформлении платежных документов, размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, определяемый с учетом повышающего коэффициента, подлежит указанию отдельно без повышающего коэффициента и в части, превышающей рассчитанную с учетом повышающего коэффициента над рассчитанной без повышающего коэффициента.
Правительство Российской Федерации установило применение повышающих коэффициентов по двум основаниям: 1) исходя из положения части 1 статьи 157 ЖК РФ в указанных в ней случаях; 2) исходя из положений статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - в остальных случаях.
Объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, определяется в том числе, из расчета разницы от объема коммунального ресурса, определенного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, с учетом повышающего коэффициента, и объема коммунального ресурса, определенного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случае отсутствия в многоквартирном доме установленного общедомового прибора учета, а также при наличии обязанности собственников помещений установить в таком многоквартирном доме прибор учета и отсутствия акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установить общедомовый прибор учета (подпункт "в" пункта 21.1 Правил N 124).
Исходя из нормы части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в целях стимулирования потребителей коммунальных услуг и покупателей коммунальных ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определяемых при помощи приборов учета, до установки приборов учета используемых коммунальных ресурсов, а также при выходе их из строя, утраты или по истечении срока их эксплуатации, расчеты за используемые энергетические ресурсы (к которым Закон N 261-ФЗ относит воду, электрическую энергию, тепловую энергию) должны осуществляться с определением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов в соответствии с законодательством.
Одним из условий применения повышающих коэффициентов, кроме исходящих из статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ об обязанности собственников помещений в многоквартирном доме установить индивидуальные (квартирные) и общедомовые приборы учета, Правила N 354 и Правила N 124 содержат дополнительное условие, заключающееся в праве исполнителя коммунальных услуг в расчете с потребителями коммунальных услуг или праве ресурсоснабжающей организации в расчетах с исполнителем коммунальных услуг применить повышающий коэффициент при отсутствии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
Тем самым устанавливается правило о применении повышающих коэффициентов в расчетах за коммунальные услуги в случаях, установленных в Правилах N 354, и в расчетах за коммунальные ресурсы в случаях, установленных в Правилах N 124, при отсутствии в жилом помещении и (или) в многоквартирном доме приборов учета (в случаях обязательного оборудования соответствующих помещений или многоквартирного дома индивидуальным, квартирным, общедомовым приборами учета) и отсутствии у исполнителя коммунальных услуг акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учета.
При этом суд апелляционной инстанции также отмечает, что законность начисления повышающего коэффициента на ОДН подтверждена Решением Верховного Суда РФ от 12.10.2016 N АКПИ16-779 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта "е" пункта 2, подпунктов "а", "б", "и" пункта 3 изменений в акты Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603".
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" (далее - Приказ) утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета; форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета и порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Согласно пункту 6 Приказа результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Пунктом 2 Приказа определено, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Согласно пункту 6 Приказа результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
В соответствии с пунктом 8 Порядка заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденного Приказом N 627, в случае выявления факта отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида, необходимо указать конкретные выявленные в ходе обследования критерии отсутствия технической возможности установки прибора учета.
Доказательства в подтверждение наличия технической невозможности установки общедомовых приборов учета в материалы дела не представлены.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что применение истцом при определении размера задолженности повышающего коэффициента является правомерным.
В рассматриваемой ситуации бездействие ответчика по принятию мер для осуществления мероприятий по установке ОДПУ, а также обеспечению их надлежащей эксплуатации не свидетельствует о его добросовестном поведении, а также о принятии им всех необходимых разумных мер, как того требуют от него нормы действующего жилищного законодательства, к устранению нарушения прав граждан.
Таким образом, применение истцом при расчете стоимости потребленной тепловой энергии года повышающего коэффициента соответствует закону.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, были предметом исследования в суде первой инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы представленные в материалы дела доказательства, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.01.2024 по делу N А76-31263/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Движение" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Лукьянова |
Судьи |
У.Ю.Лучихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-31263/2023
Истец: АО "ТРАНСЭНЕРГО"
Ответчик: ООО "ДВИЖЕНИЕ"