г. Челябинск |
|
17 июня 2024 г. |
Дело N А76-33541/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Аникина И.А., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2024 по делу N А76-33541/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Лидер" - Ильин С.Е. (доверенность от 27.10.2023 N 375, диплом);
Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска - Переселкова А.С. (доверенность от 22.02.2024 N 31, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - заявитель, ООО "Лидер") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании незаконными действий Комитета, выразившихся в отказе в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0209016:7646, 74:36:0209016:7647 и 74:36:0209016:7648, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, р-н Тракторозаводсткий, ул. Эльтонская 1-я, д.1 (письмо КУИиЗО г. Челябинска N 50704 от 24.10.2023); о возложении обязанности на административного ответчика в течении 30 дней со дня вступления решения в законную силу предоставить обществу с ограниченной ответственностью "Лидер" в собственность путем заключения договоров купли продажи земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0209016:7646, 74:36:0209016:7647 и 74:36:0209016:7648 по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, р-н Тракторозаводский, ул. Эльтонская 1-я, д. 1 (с учетом уточнений исковых требований, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по архитектурно-градостроительному проектированию г. Челябинска, администрация города Челябинска (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 1, л.д. 180-182).
С вынесенным решением не согласился заявитель, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "Лидер" (далее также податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что спорные земельные участки находятся в производственно-складской территориальной зоне Г.2.2. Основными видами деятельности в зоне Г.2.2, согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22.03.2022 N 27/94, являются, в том числе, складские площадки и производственная деятельность. Соответственно, в рассматриваемом случае земельные участки предназначены для производственной деятельности. Более того, ООО "Лидер", осуществляя на земельных участках строительство складской базы, не может быть ограничено в выборе иного основного вида использования земельных участков, в частности использовать земельные участки под производственную деятельность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
С учетом мнения представителей заявителя и заинтересованного лица и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заинтересованного лица, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.09.2019 между Комитетом и ООО "Лидер" заключен договор УЗ N 016808-K-2023 краткосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером 74:36:0209016:57 (т. 1, л.д. 22-25).
В соответствии с планом межевания, утвержденным постановлением администрации города Челябинска N 50-п от 05.02.2019, земельный участок с кадастровым номером 74:36:0209016:57 разделен на четыре части, которым были присвоены кадастровые номера 74:36:0209016:7646, 74:36:0209016:7647, 74:36:0209016:7648, 74:36:0209016:7649.
24.07.2023 между Комитетом и ООО "Лидер" заключен договор УЗ N 020479-К-2023 краткосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером 74:36:0209016:7646 для завершения строительства складской базы.
24.07.2023 между Комитетом и ООО "Лидер" заключен договор УЗ N 020480-К-2023 краткосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером 74:36:0209016:7647 для завершения строительства складской базы.
22.08.2023 между Комитетом и ООО "Лидер" заключен договор УЗ N 020481-К-2023 земельного участка с кадастровым номером 74:36:0209016:7648 для завершения строительства складской базы.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 629 от 09.04.2022 внесены изменения в законодательство Российской Федерации, которым предусмотрена наряду со случаями, согласно Земельного кодекса Российской Федерации продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, предназначенного для ведения производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка. Это является единственным условием предоставления участка в собственность, т.е. завершения строительства объектов, предусмотренных документацией по планировке территорий, не требуется (п.п. "а" п. 1 указанного постановления).
ООО "Лидер" обратилось к Комитету с заявлением о предоставлении в собственность путем продажи без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами: 74:36:0209016:7646, 74:36:0209016:7647 и 74:36:0209016:7648 по адресу: Челябинская область, г Челябинск, р-н Тракторозаводский, ул. Эльтонская 1-я, д 1.
Земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0209016:7646, 74:36:0209016:7647 и 74:36:0209016:7648 находятся в аренде у заявителя для завершения строительства складской базы (т. 1, л.д. 37-49).
Комитет в письмах N 43410 от 13.09.2023, N 43403 от 13.09.2023 отказал обществу в выкупе со ссылкой на п.п.6 п.2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, а также указал, что на участке находятся объекты незавершенного строительства, и цель, установленная ДПТ и договором аренды, не достигнута (т. 1, л.д. 9-10).
Комитет в письме N 50704 от 24.10.2023 отказал обществу в выкупе, указав, что целевое назначение, вид разрешенного использования земельного участка в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и договором аренды не соответствуют фактическому, а также на то, что площадь земельного участка является явно несоразмерной и превышающей площадь объекта недвижимого имущества.
Не согласившись с указанными действиями Комитета, выразившимися в отказах в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность на основании Постановления Правительства РФ N 629 от 9 апреля 2022 г., ООО "Лидер", с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель, реализовав свое право на получение в аренду свободного земельного участка на льготных основаниях для завершения строительства складской базы, не завершив строительство и не осуществляя фактически на участке производственную деятельность, не является лицом, которому этот участок может быть предоставлен в собственность в соответствии с подп. "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется главой VI Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, по общему правилу, продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Пунктом 2 указанной статьи установлены исключения из общего правила и приведен перечень случаев продажи земельных участков без проведения торгов.
Федеральный закон от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наделяет Правительство Российской Федерации правом устанавливать особенности предоставления указанных земельных участков, в том числе определять случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов с сокращением сроков предоставления названных земельных участков.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 установлено, что в 2022 и 2023 годах предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом следующих особенностей: наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка (подпункт "а" пункта 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 N 2536).
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется в соответствии с общими требованиями, предусмотренными земельным законодательством, с учетом особенностей, определенных указанным выше Постановлением.
Из положений статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1), предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (подпункт 19).
Как установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 74:36:0209016:57, впоследствии разделенный на земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0209016:7646, 74:36:0209016:7647 и 74:36:0209016:7648 по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, р-н Тракторозаводский, ул. Эльтонская 1-я, д 1, предоставлен заявителю по договору УЗ N 016808-К-2019 от 05.03.2019 на праве аренды для завершения строительства складской базы, сроком на три года с даты акта приема-передачи земельного участка.
Дополнительным соглашением от 23.03.2021 срок действия договора УЗ N 016808-К-2019 от 05.03.2019 продлен до 05.03.2025.
Договоры краткосрочной аренды УЗ N 020479-К-2023 от 24.07.2023, УЗ N 020480-К-2023 от 24.07.2023, УЗ N 020481-К-2023 от 22.08.2023 земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0209016:7646, 74:36:0209016:7647, 74:36:0209016:7648 между Комитетом и ООО "Лидер" были заключены для завершения строительства складской базы.
В рассматриваемом случае реализовав свое право на получение в аренду земельного участка, но не завершив строительство и не осуществляя фактически на участке производственную деятельность, общество "Лидер" не является лицом, которому этот участок может быть предоставлен в собственность в соответствии подп. "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629.
Общий смысл принимаемых антикризисных мер и буквальное содержание подп. "а" пункта 1 Постановления от 09.04.2022 N 629, устанавливающий, что в собственность могут быть предоставлены участки, предназначенные для производственной деятельности и находящиеся в аренде, при отсутствии у уполномоченного органа сведений о выявленных нарушениях земельного законодательства, позволяет сделать вывод о том, что участок уже должен находится в аренде и на нем должна осуществляться производственная деятельность.
Полученное заявителем право аренды не может служить основанием для получения права собственности на земельный участок для производственной деятельности, в том числе и по причине того, что производственная деятельность на арендуемом участке заявителем еще не ведется.
Указание апеллянта на то, что спорные земельные участки находятся в производственно-складской территориальной зоне Г.2.2, и в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" основными видами деятельности данной зоны являются, в том числе, складские площадки и производственная деятельность, то есть земельные участки предназначены для производственной деятельности, не подтверждает осуществление им деятельности, предусмотренной вышеуказанным постановлением.
Не является таким доказательством и само по себе строительство обществом "Лидер" на спорных земельных участках складской базы.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Несогласие заявителя с оценкой судом первой инстанции представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, апеллянтом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции. Доводы заявителя, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
За подачу апелляционной жалобы ответчиком уплачено 3 000 руб. государственной пошлины, что подтверждается платежным поручением N 96 от 25.04.2024.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2024 по делу N А76-33541/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Х. Камаев |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-33541/2023
Истец: ООО "Лидер"
Ответчик: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ Г. ЧЕЛЯБИНСКА, УПРАВЛЕНИЕ ПО АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА