г. Москва |
|
18 июня 2024 г. |
Дело N А41-60918/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Красиковой Д.К.,
при участии в заседании:
от ИП Омарова Э.О. - лично, по паспорту;
от администрации Пушкинского городского округа Московской области - Бондаренко А.Е. по доверенности от 09.01.2024, диплом о высшем юридическом образовании;
от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от комитета управления имуществом администрации Пушкинского городского округа Московской области - Бондаренко А.Е. по доверенности от 09.01.2024, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Пушкинский Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 13 ноября 2023 года по делу N А41-60918/23
по заявлению индивидуального предпринимателя Омарова Эльдара Омаровича
к администрации Пушкинского городского округа Московской области
при участии в деле третьих лиц: Министерства имущественных отношений Московской области и комитета управления имуществом администрации Пушкинского городского округа Московской области
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Омаров Эльдар Омарович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Омаров Э.О.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Пушкино Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация), в котором просил суд о нижеследующем:
- признать незаконным решение от 09.06.2023 N Р001-2044217865-71946825 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 898 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.о. Пушкинский, с. Рахманово;
- считать утвержденной схему расположения земельного участка площадью 898 кв.м. на кадастровом плане территории, приложенную к заявлению N Р001-2044217865-71946825;
- обязать администрацию в течении 10-ти дней с момента вступления в законную силу решения суда выдать Омарову Э.О. решение о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на три года земельного участка площадью 898 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.о. Пушкинский, с. Рахманово и об утверждении схемы расположения такого земельного участка с указанием права Омарова Э.О. на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка в соответствии с требованиями части 18 статьи 11.10 ЗК РФ;
- обязать администрацию осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах и его подписание, направить проект указанного договора для подписания Омарову Э.О. в установленный законом срок.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство имущественных отношений Московской области (далее - МИО МО) и комитет управления имуществом администрации Пушкинского городского округа Московской области (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2023 года по делу N А41-60918/23 признано незаконным и отменено решение администрации от 09.06.2023 N Р001-2044217865-71946825. Администрация обязана устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ИП Омарова Э.О. путем принятия в течение 10 рабочих дней с момента вступления судебного акта в законную силу, решения об утверждение схемы расположения земельного участка площадью 898 кв.м. на кадастровом плане территории, приложенную к заявлению N Р001-2044217865-71946825. Также администрация обязана принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов ИП Омарову Э.О. земельного участка площадью 898 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.о. Пушкинский, с. Рахманово. В удовлетворении остальной части заявления отказано (т. 1 л. д. 51-56).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства имущественных отношений Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации и комитета поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления полностью отказать.
ИП Омаров Э.О. возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание - объект незавершенного строительства с кадастровым номером 50:13:0020315:445 общей площадью 192.7 кв. м, расположенное по адресу Московская область, г.о Пушкинский, с Рахманово, расположенное на несформированном земельном участке площадью 898 кв.м. по адресу: Московская область, г.о Пушкинский, с Рахманово.
С целью приобретения в аренду земельного участка, расположенного под вышеуказанным нежилым зданием, необходимого для завершения его строительства, эксплуатации и обслуживания, заявитель обратился к администрации с заявлением N Р001-2044217865-71946825 о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решением от 09.06.2023 N Р001-2044217865-71946825 администрация отказала в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 898 кв.м., расположенного по указанному выше адресу со ссылками на следующее.
Разрешение на строительство объекта капитального строительства от 04.02.2022 N RU50-13-20729-2022 было выдано на строительство объекта в пределах земельного участка с кадастровым номером 50:13:0020315:127.
Объект незавершенного строительства с кадастровым номером 50:13:0020315:445, принадлежащий Омарову Э.О. на праве собственности, расположен в ранее установленных границах земельного участка с кадастровым номером 50:13:0020315:127 (снят с кадастрового учета 15.12.2022), ранее предоставленного Омарову Э.О. в аренду по результатам проведения торгов, признанных постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2022 года по делу N А41-50193/21 недействительными.
Кроме того, в Пушкинском городском суде Московской области в рамках гражданского дела N 2-1290/2023 (2-7338/2022) рассматривается встречное исковое заявление АО "Июньский" к Омарову Э.О. о признании недействительным разрешения на строительство от 04.02.2022 N RU50-13-20729-2022, выданного Министерством жилищной политики Московской области, о признании отсутствующим права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 50:13:0020315:445 (т. 1 л. д. 16-17).
Полагая, что указанное решение администрации является незаконным и нарушает права и законные интересы ИП Омарова Э.О. в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предоставление земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется без проведения торгов.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пункту 2 статьи 39.14 ЗК РФ заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предоставление государственной услуги о предоставлении земельных участков осуществляется на основании поданного заявления. Порядок предоставления государственной услуги по предварительному согласованию предоставления в собственность земельного участка установлен статьей 39.15 ЗК РФ, порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статье 39.17 ЗК РФ.
Согласно части 5 статьи 39.15 ЗК РФ в случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданному гражданином, приложена схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе, уполномоченный орган без взимания платы с заявителя обеспечивает подготовку в форме электронного документа схемы расположения земельного участка, местоположение границ которого соответствует местоположению границ земельного участка, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе.
Согласно части 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание - объект незавершенного строительства с кадастровым номером 50:13:0020315:445 общей площадью 192.7 кв. м, расположенное по адресу Московская область, г.о Пушкинский, с Рахманово, расположенное на несформированном земельном участке площадью 898 кв. м по адресу: Московская область, г.о Пушкинский, с Рахманово.
С целью приобретения в аренду земельного участка, расположенного под вышеуказанным нежилым зданием, необходимого для завершения его строительства, эксплуатации и обслуживания, заявитель обратился к администрации с заявлением N Р001-2044217865-71946825 о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В рассматриваемом случае администрация решением от 09.06.2023 N Р001-2044217865-71946825 отказала в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 898 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.о. Пушкинский, с. Рахманово, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Решением от 09.06.2023 N Р001-2044217865-71946825 администрация отказала в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 898 кв.м., расположенного по указанному выше адресу со ссылками на следующее.
Разрешение на строительство объекта капитального строительства от 04.02.2022 N RU50-13-20729-2022 было выдано на строительство объекта в пределах земельного участка с кадастровым номером 50:13:0020315:127.
Объект незавершенного строительства с кадастровым номером 50:13:0020315:445, принадлежащий Омарову Э.О. на праве собственности, расположен в ранее установленных границах земельного участка с кадастровым номером 50:13:0020315:127 (снят с кадастрового учета 15.12.2022), ранее предоставленного Омарову Э.О. в аренду по результатам проведения торгов, признанных постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2022 года по делу N А41-50193/21 недействительными.
Кроме того, в Пушкинском городском суде Московской области в рамках гражданского дела N 2-1290/2023 (2-7338/2022) рассматривается встречное исковое заявление АО "Июньский" к Омарову Э.О. о признании недействительным разрешения на строительство от 04.02.2022 N RU50-13-20729-2022, выданного Министерством жилищной политики Московской области, о признании отсутствующим права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 50:13:0020315:445 (т. 1 л. д. 16-17).
Судом первой инстанции было установлено, что в рамках дела N А41-82387/23
КУИ администрации Пушкинского городского округа Московской области обратился с иском к ИП Омарову Э.О. о применении последствий недействительности сделки (договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:13:0020315:127, заключенного по результатам проведения торгов от 26.02.2021 N 3-21А). Данный иск был принят к производству Арбитражного суда Московской области определением от 06 октября 2023 года.
Судом также было установлено, что постановлением Арбитражного суда Московской области от 29 июня 2022 года по делу N А41-50193/21 признаны незаконными действия администрации городского округа Пушкинский Московской области по формированию и постановке земельного участка с кадастровым номером 50:13:0020315:127 и передаче его на торги из ЕГРН запись о земельном участке с кадастровым номером 50:13:0020315:127; признаны недействительными публичные торги, проведенные 26.02.2021 на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:13:0020315:127; признан недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:13:0020315:127, заключенный 26.02.2021 по результатам проведения торгов от 26.02.2021 N 3-21А между КУИ администрации Пушкинского городского округа Московской области и Омаровым Эльдаром Омаровичем.
Вынося постановление от 25 октября 2023 года по делу N А41-50193/21 Десятый арбитражный апелляционный суд исходил из того, что администрацией нарушены положения подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ, а также что в пункт 4.4.5 договора аренды, в нарушение пункта 14 статьи 39.8 ЗК РФ, включены условия, устанавливающие дополнительные расходы арендатора, не связанные с предметом этого договора. Апелляционным судом также было установлено, что администрацией нарушен порядок формирования земельного участка, площадью 2.835 кв.м, с кадастровым номером 50:13:0020315:127, в результате чего спорный земельный участок образован и поставлен на государственный учет с нарушением действующего законодательства, выразившееся в том, что спорный земельный участок не соответствует требованию о минимальном размере земельного участка для строительной промышленности, установленной Правилами землепользования и застройки, утвержденных решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района от 29.11.2017.
Вместе с тем, при рассмотрении спора по настоящему делу, суд первой инстацнии обосновано исходил из того, что объект незавершенного строительства Омарова Э.О. был возведен на основании разрешения на строительство от 04.02.2022 N RU50-13-20729-2022 в период действия договора аренды и поставлен на кадастровый учет ранее даты принятия арбитражным апелляционным судом постановления по делу N А41-50193/21, а именно 12.05.2022
Таким образом, объект построен добросовестно, с соблюдением норм, правил и ограничений, действовавших на момент строительства, то есть в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 222 ГК РФ объект не является самовольной постройкой.
При этом земельный участок должен быть предоставлен собственнику объекта незавершенного строительства на основании пункта 10 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов.
Доказательств того, что администрацией заявлено требование об изъятии объекта незавершенного строительства, материалы дела не содержат.
Фактически объект незавершенного строительства, принадлежащий заявителю на праве собственности, не был построен в установленные сроки на предоставленном для этих целей земельном участке в результате незаконных действий именно администрации, что установлено постановлением Арбитражного суда Московской области от 29 июня 2022 года по делу N А41 -50193/21.
Кроме того, в рассматриваемом случае заявитель просит предоставить земельный участок площадью 898 кв.м., расположенный непосредственно под объектом незавершенного строительства и включающий в себя минимальную площадь, необходимую для достраивания объекта 50:13:0020315:445.
В соответствии с ныне действующими ПЗЗ городского округа Пушкинский от 10.03.2022 N 646-ПА для зоны П - производственная зона и ВРИ "Строительная промышленность" предельные размеры земельных участков не подлежат установлению.
Таким образом, заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка формально соответствует положениям статей 39.14, 39.15 ЗК РФ.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пунктом 10.2 части 1 статьи 1 ГрК РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Из сопоставления вышеперечисленных норм следует, что понятие капитальности строения, сооружения, относящиеся к их техническим признакам, включаются в более широкую категорию объектов, прочно связанных с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 39.15 ЗК РФ земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства
Как следует из материалов дела, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства площадью 192,7 кв.м. с кадастровым номером 50:13:0020315:445 зарегистрировано в ЕГРН и подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 6 статьи 8.1 ГК РФ зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
В силу пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Таким образом, государственный кадастровый учет осуществляется в отношении объектов, обладающих признаками капитального строительства. Объекты некапитального строительства не подлежат государственному кадастровому учету.
При изложенных обстоятельствах отказывая в предоставлении государственной услуги по мотиву того, что администрацией подано исковое заявление о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания освободить земельный участок путем сноса объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 50:13:0020315:445 и возврате земельного участка, заинтересованным лицом должны быть представлены доказательства того, что спорный объект является объектом самовольного строительства, либо объект не обладает признаками капитального строительства.
Вместе с тем, доказательств признания объекта незавершенного строительства на спорном земельном участке в качестве объекта самовольного строительства либо объекта, не обладающим признаками капитального строительства, администрацией суду не предоставлено, а также не заявлено требование о признании права собственности, зарегистрированного в ЕГРН, отсутствующим.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 39.15 ЗК РФ схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ перечислены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Однако из материалов настоящего дела не усматривается наличие оснований для отказа в предоставлении услуги, установленных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39.15 ЗК РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) условный номер испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков (при наличии данного номера);
2) площадь испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
3) адрес земельного участка или при отсутствии адреса иное описание местоположения такого земельного участка;
4) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
5) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
6) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
7) наименование органа государственной власти, если заявителем является орган государственной власти;
8) наименование органа местного самоуправления, если заявителем является орган местного самоуправления;
9) в качестве условия предоставления испрашиваемого земельного участка проведение работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
10) территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка;
11) категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок;
11.1) сведения об ограничениях по использованию земельного участка, если земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, границах территории объекта культурного наследия либо зоны с особыми условиями использования территории, если сведения об указанных границах внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
12) право заявителя или кадастрового инженера обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок;
13) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, в соответствии с которым предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка (при наличии этого проекта).
Поскольку испрашиваемый земельный участок не сформирован, его предстоит образовать, вопросы о виде разрешенного использования земельного участка, площади и конфигурации земельного участка, подлежит разрешению при принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В силу пункта 11 статьи 39.15 ЗК РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое решение администрации является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого решения незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий, бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным, решения, действия, бездействия незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу положений главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя, их восстановления и должно соответствовать нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения, и не связан конкретными формулировками требования заявителя об устранении нарушения, равно как и выбором им того или иного способа восстановления нарушенных прав и законных интересов.
В качестве способа восстановления нарушенного права предприниматель просил суд о следующем:
- считать утвержденной схему расположения земельного участка площадью 898 кв.м. на кадастровом плане территории, приложенную к заявлению N Р001-2044217865-71946825;
- обязать администрацию в течении 10-ти дней с момента вступления в законную силу решения суда выдать Омарову Э.О. решение о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на три года земельного участка площадью 898 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.о. Пушкинский, с. Рахманово и об утверждении схемы расположения такого земельного участка с указанием права Омарова Э.О. на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка в соответствии с требованиями части 18 статьи 11.10 ЗК РФ;
- обязать администрацию осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах и его подписание, направить проект указанного договора для подписания Омарову Э.О. в установленный законом срок.
Однако судебные акты арбитражных судов в силу норм статьи 2 АПК РФ не могут подменять собой решения органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Учитывая изложенное выше и принимая во внимание допущенное заинтересованным лицом нарушение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что надлежащим способом восстановления нарушенных прав заявителя будет являться возложение на заинтересованное лицо обязанности принять решения об утверждение схемы расположения земельного участка площадью 898 кв.м. на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению N Р001-2044217865-71946825 и о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов ИП Омарову Э.О. земельного участка площадью 898 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.о. Пушкинский, с. Рахманово.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2023 года по делу N А41-60918/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-60918/2023
Истец: АО "ИЮНЬСКИЙ", Омаров Эльдар Омарович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПУШКИНСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, КУИ администрации Пушкинского г.о. МО
Третье лицо: Министерство имущественных отношений МО, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПУШКИНСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7331/2024
18.06.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-26882/2023
05.04.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7331/2024
13.11.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-60918/2023