г. Санкт-Петербург |
|
18 июня 2024 г. |
Дело N А56-104129/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Фолленвейдером Р.А.,
при участии:
от заявителя: Шпак Ю.А., по доверенности от 30.05.2024;
от заинтересованного лица: Турьева Т.Э., по доверенности от 27.12.2023; Григорьева О.В., по доверенности от 19.01.2024;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14049/2024) общества с ограниченной ответственностью "Невский синдикат" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2024 по делу N А56-104129/2023 (судья Сундеева М.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Невский синдикат"
к Северо - Западной электронной таможне
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Невский синдикат" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Северо-Западной электронной таможни (далее - Таможня, таможенный орган) N 10228010/221022/3357632 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 26.07.2023 и об обязании Северо-Западную электронную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Невский синдикат" путем возврата излишне уплаченной суммы ввозной таможенной пошлины в размере 55 188 руб. 02 коп.
Решением суда первой инстанции от 12.03.2024 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Общество не согласившись с решением суда обратилось с апелляционной жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. В обоснование жалобы податель ссылается, что таможенным органом не представлено доказательств, как погрешность размера бланка представленного Обществом Сертификата в 1 мм влияет на достоверность страны происхождения товара или ставит ее под сомнение. Таможня не направляла запрос о верификации в Службу Доходов Грузии в целях подтверждения достоверности заявленной Обществом страны происхождения товаров.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы. просил решение суда отменить.
Представители Таможни просили в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в представленном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Невский синдикат" во исполнение внешнеторгового контракта от 31.12.2021 N LO/NA/NS/2022, заключенного с компанией АО "ЛОМИСИ" (Грузия) ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало на Северо-Западном таможенном посту (Центр электронного декларирования (далее - ЦЭД)) Северо-Западной электронной таможни товар N 1 "Безалкогольные газированные напитки...", код товара 2202 10 000 0 в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) по ДТ N 10228010/221022/3357632.
В графе 34 ДТ N 10228010/221022/3357632 Обществом заявлены сведения о происхождении товаров - GE (Республика Грузия).
В целях подтверждения заявленных сведений о происхождении товаров на Прикубанский таможенный пост Краснодарской таможни представлен оригинал сертификата о происхождении товара формы "СТ-1" от 13.10.2022 N 130322357012, выданный уполномоченным органом Грузии.
Товар N 1 "Безалкогольные газированные напитки..." (код товара 2202 10 000 0 ТИ ВЭД ЕАЭС) по ДТ N 10228010/221022/3357632 выпущен Северо-Западным таможенным постом (ЦЭД) в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с предоставлением режима свободной торговли.
25.01.2023 в Северо-Западную электронную таможню поступило письмо Краснодарской таможни от 19.01.2023 N 23-08/01234, информирующее об установлении факта предоставления сертификата формы "СТ-1" от 13.10.2022 N 130322357012, выданного Службой Доходов Грузии, на не защищенном бланке формата А4, с приложением оригинала вышеуказанного сертификата.
17.05.2023 в рамках проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров в соответствии с приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 "Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств" в отношении товара N 1, задекларированного по ДТ N 10228010/221022/3357632, с целью контроля соблюдения условий предоставления режима свободной торговли, на основании пункта 5 статьи 389 ТК ЕАЭС Северо-Западной электронной таможней принято решение о назначении таможенной экспертизы N 10228000/070623/ПВ/000207 в отношении сертификата о происхождения товара формы "СТ-1" от 13.10.2022 N 130322357012.
Сертификат о происхождении товаров направлен в Экспертное Криминалистическую службу - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Санкт-Петербург для проведения технико-криминалистической экспертизы.
В заключение таможенного эксперта от 23.06.2023 N 12402090/0013722 установлено следующее:
- исследуемый оттиск круглой печати, расположенный в графе 11. Сертификата о происхождении товара формы "СТ-1" от 13.10.2022 N 130322357012 на бланке N 345020 и образец оттиска соответствующей печати, имеющийся в картотеке ЦЭКТУ ФТС России, нанесены одной печатной формой;
- в документе изменений первоначального содержания, а именно подчисток, исправлений и (или) дополнений не имеется;
- признаков, свидетельствующих о выполнении подписей в документе при помощи печатной формы - факсимиле, не имеется;
- исследуемый оттиск круглой печати нанесен удостоверительной печатной формой высокой печати;
- бланк сертификата о происхождении товара формы "СТ-1" от 13.10.2022 N 130322357012 выполнен электрофотографическим способом, номер бланка "345020" на оборотной стороне сертификата выполнен при помощи удостоверительной печатной формы высокой печати;
- защитная сетка и фон на бланке отсутствуют;
- исследуемый оттиск круглой печати, расположенный в графе 11. Сертификата о происхождении товара формы "СТ-1" от 13.10.2022 N 130322357012 на бланке N345020 и образец оттиска соответствующей печати, имеющийся в картотеке ЦЭКТУ ФТС России, нанесены одной печатной формой.
Кроме того, таможенным экспертом помимо отсутствия специальной защиты на бланке сертификата N 1303 223 57012 выявлено несоответствие размера, (размер бланка -209x296 мм, вместо установленного - 210x297 мм.).
В результате проверочных мероприятий, проведенных таможенным органом, Актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 15.07.2023 N 10228000/213/150723/А0852, установлено, что представленный сертификат о происхождении товаров формы "СТ-1" от 13.10.2022 N 130322357012, выданный уполномоченным органом Грузии, заполнен с нарушением пункта 7.1 раздела 7 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (заключено в г. Ялте, 20.11.2009), что на основании пункта 9.1 раздела 9 Правил является основанием для отказа в предоставлении режима свободной торговли.
26.07.2023 Таможней принято решение N 10228010/221022/3357632 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров.
Уведомлением (уточнением к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 28.07.2023 года N 10210000/У2023/0011591 Общество было извещено о необходимости произвести оплату начисленных на основании Решения N 10228010/221022/3357632 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, таможенных платежей, исчисленных в КДТ N 10228010/221022/3357632/01 от 26.07.2023 года.
Ввиду осуществления Обществом внешнеэкономической деятельности по иным контрактам и, в целях недопущения применения мер по принудительному взысканию доначисленных на основании решения N 10228010/221022/3357632 таможенных платежей в размере 55 188 руб. 02 коп., Обществом была произведена оплата указанных платежей.
Не согласившись с решением Балтийской таможни от 26.07.2023 ООО "Невский синдикат" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор), для защиты экономических интересов производителей товаров в ЕАЭС могут вводиться меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также в виде иных мер в случаях, предусмотренных статьей 50 Договора.
Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.08.2018 N 139 "О продлении действия антидемпинговой меры в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" товары, классифицируемые кодами 8482 10 100 1, 8482 10 100 2, 8482 10 100 9, 8482 10 900 1, 8482 10 900 2, 8482 10 900 3, 8482 10 900 8, 8482 20 000 1, 8482 20 000 2, 8482 20 000 9, 8482 30 000 1, 8482 30 000 9, 8482 50 000 1, 8482 50 000 2, 8482 50 000 9, 8482 80 000 1, 8482 80 000 2, 8482 80 000 9, 8482 91 100 0, 8482 91 900 0, 8482 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, облагаются антидемпинговой пошлиной.
В пункте 1 статьи 29 ТК ЕАЭС определено, что происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В целях проверки соблюдения законодательства государства - члена Евразийского экономического союза, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, таможенные органы государства - члена ЕАЭС вправе требовать в случае и в порядке, определенных законодательством этого государства - члена ЕАЭС, подтверждение происхождения товаров, за исключением товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории ЕАЭС в другое государство - член ЕАЭС (пункт 5 статьи 29 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 6 статьи 29 ТК ЕАЭС документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара и сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара и сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров.
Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров - страны вывоза товара.
Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров), утверждены Решением Совета Евразийской экономической Комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее - Правила N 49).
Пунктом 25 Правил N 49 установлено, что в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждается сертификатом о происхождении товара (за исключением случая, подтверждения соблюдения применяемых мер защиты внутреннего рынка).
Согласно подпункту 2 пункта 21 Правил N 49 сертификат о происхождении товара оформляется в соответствии с требованиями согласно приложению к Правилам (далее - Требования).
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС, сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров.
Аналогичное правило закреплено в пункте 34 Правил N 49.
Пунктом 1 статьи 314 ТК ЕАЭС определено, что при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (часть 2 статьи 314 ТК ЕАЭС),
Согласно пункту 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:
1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;
3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;
4) государственным органом оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождения товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
5) иные случаи, определяемые Евразийской экономической комиссией.
Согласно пункту 5 требований к сертификату о происхождении товара (приложение к Правилам определения происхождения товаров) сертификат о происхождении товара сертификат должен содержать следующую информацию:
1) наименование страны происхождения товара;
2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат;
3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя;
4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;
5) описание товара, позволяющее произвести его идентификацию;
6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;
7) реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара); 8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).
Судом первой инстанции установлено, в целях подтверждения страны происхождения товара (Грузия), ввезенного по декларации на товары, Обществом представлен сертификат о происхождения товара по форме СТ-1 N 130322357012 от 13.10.2022.
Вынося оспариваемое решение, таможенный орган исходил из того, указанный сертификат заполнен с нарушением пункта 7.1 Раздела 7 Правил определения страны происхождения товаров, что, по мнению таможенного органа, является в соответствии с пунктом 9.1 раздела 9 Правил основанием для отказа в предоставлении тарифных преференций.
Таким образом, основанием для признания Таможней страны происхождения товара не подтвержденной, явились выводы таможенного эксперта о том, что исследуемый оттиск круглой печати, расположенный в графе 11. Сертификата о происхождении товара формы "СТ-1" от 13.10.2022 N 130322357012 на бланке N 345020 и образец оттиска соответствующей печати, имеющийся в картотеке ЦЭКТУ ФТС России, нанесены одной печатной формой;
- в документе изменений первоначального содержания, а именно подчисток, исправлений и (или) дополнений не имеется;
- признаков, свидетельствующих о выполнении подписей в документе при помощи печатной формы - факсимиле, не имеется;
- исследуемый оттиск круглой печати нанесен удостоверительной печатной формой высокой печати;
- бланк сертификата о происхождении товара формы "СТ-1" от 13.10.2022 N 130322357012 выполнен электрофотографическим способом, номер бланка "345020" на оборотной стороне сертификата выполнен при помощи удостоверительной печатной формы высокой печати;
- защитная сетка и фон на бланке отсутствуют;
- исследуемый оттиск круглой печати, расположенный в графе 11. Сертификата о происхождении товара формы "СТ-1" от 13.10.2022 N 130322357012 на бланке N345020 и образец оттиска соответствующей печати, имеющийся в картотеке ЦЭКТУ ФТС России, нанесены одной печатной формой.
Кроме того, таможенным экспертом помимо отсутствия специальной защиты на бланке сертификата N 1303 223 57012 выявлено несоответствие размера, (размер бланка -209x296 мм, вместо установленного - 210x297 мм.).
Вместе с тем, таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (пункт 2 статьи 314 ТК ЕАЭС).
Поскольку подлинность самого сертификата соответствия и достоверность содержащихся в нем сведений не вызвали сомнений у таможенного органа, последний не воспользовался правом направления запроса в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения о сертифицированном товаре, а провел экспертизу, которая не установила подделок, подчисток, в том числе и в отношении печати, то есть информация содержится в сертификате признаков недостоверности у таможенного органа не вызвала.
Таким образом, апелляционный суд считает, что таможенный орган при проверке сертификата ограничился только проверкой способа изготовления его бумажного бланка на наличие средств защиты от фальсификации, но не проверял порядок его оформления и заполнения, а также факт выдачи.
Несмотря на то, что суд первой инстанции указал, что это право Таможенного органа направить соответствующий запрос, но с другой стороны таможенный орган должен доказать законность и обоснованность своего решения в соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ, а это возможно сделать путем реализации права на запрос о достоверности сертификата у страны его выдавшем в установленном законом порядке, а не подменять собой направлением запроса производством экспертизы. Статья 314 ТК ЕАЭС не предполагает выяснение вопроса о подлинности и достоверности, внесенных в сертификат сведений путем назначения экспертизы, поэтому в нарушение ст. 65 АПК РФ в данном случае таможенным органом обратного не доказано.
Более того, таможенному органу Общество представило внешнеторговый контракт от 31.12.2021 N LO/NA/NS/2022, заключенный с компанией АО "ЛОМИСИ" (Грузия), инвойс N2740 от 06.10.2022, КДТ N 10228010/221022/3357632.
Фактически Таможня при принятии решения не сомневалась в стране происхождения товара (Грузия), а имела претензии к оформлению сертификата. Вместе с тем, выявленные Таможней формальные недостатки документа не свидетельствуют о правовых и фактических основаниях для начисления Обществу антидемпинговой пошлины.
Таможенный орган не поясняет, каким образом Общество может предотвратить возникновение таких недостатков или иным образом повлиять на изготовление документов, подтверждающих происхождение товара.
В связи с чем, таможенный орган при проверке сертификатов ограничился только проверкой способа изготовления бумажных бланков на наличие средств защиты от фальсификации, но не установил их ненадлежащее оформление и заполнение, а также не опроверг факт выдачи.
Между тем, отсутствие на бумажном бланке сертификата средств защиты от фальсификации при неполучении таможенным органом фактических данных о том, что он не является подлинным, не выдавался или содержит недостоверные сведения, либо оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к установленному порядку, не может опровергать или поставить под сомнение производство товара и выдачу сертификата уполномоченным органом.
В свою очередь, все перечисленные в пункте 5 статьи 314 ТК ЕАЭС и пункте 34 Правил основания для признания сертификата непригодным для использования в целях подтверждения происхождения товара сводятся к неподтверждению достоверности сведений в сертификате и его подлинности.
Учитывая изложенное, непринятие таможенным органом непреференциальных сертификатов в качестве надлежащих документов, подтверждающих страну происхождения товаров, возможно только при наличии таких нарушений в оформлении и заполнении сертификатов о происхождении товара, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что выявленные Таможней формальные недостатки документа не свидетельствуют о правовых и фактических основаниях для начисления Обществу антидемпинговой пошлины, в связи, с чем заявленные требования Общества подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2024 по делу N А56-104129/2023 отменить.
Признать недействительным решение Северо - Западной электронной таможни N 10228010/221022/3357632 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 26.07.2023.
Обязать Северо-Западную электронную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Невский синдикат" путем возврата излишне уплаченной суммы ввозной таможенной пошлины в размере 55 188 руб. 02 коп.
Взыскать с Северо - Западной электронной таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Невский синдикат" 4 500 руб. судебных расходов за подачу заявления и апелляционной жалобы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Невский синдикат" из федерального бюджета 2 208 руб. госпошлины по платежному поручению N 7926 от 07.11.2023.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-104129/2023
Истец: ООО " НЕВСКИЙ СИНДИКАТ "
Ответчик: СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ