г. Санкт-Петербург |
|
17 июня 2024 г. |
Дело N А56-118291/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Фолленвейдером Р.А.,
при участии:
от заявителя: Дубинин А.Н., по доверенности от 20.12.2023;
от заинтересованного лица: Привалова П.А., по доверенности от 27.11.2023; петров А.Ю., по доверенности от 27.12.2023; Аргатов М.А., по доверенности от 16.01.2024;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13800/2024) Северо - Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.03.2024 по делу N А56-118291/2023, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПРОГРЕСС-ТАЙЕР"
к Северо - Западной электронной таможне
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Прогресс-Тайер" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Северо-Западной электронной таможне (далее - заинтересованное лицо, Таможня) с заявлением об оспаривании решения от 02.09.2023 N РКТ-10216000-20/000567 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Решением суда первой инстанции от 15.03.2024 заявленные требования Общества удовлетворены.
Таможня не согласившись с решением суда обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе таможенный орган указывает, что ни примечания к группе 40 ТН ВЭД ЕАЭС, ни Пояснения к товарной позиции 40II ТН ВЭД, товарным субпозициям 4011 20 ТН ВЭД ЕАЭС и 4011 80 ТН ВЭД ЕАЭС не раскрывают отличительные характеристики товаров с целью их классификации: "шины и покрышки пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов" и "шины и покрышки пневматические резиновые новые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности", а, следовательно, при оценке правильности заявленного классификационного кода необходимо принимать во внимание предназначение и функциональные данные ввозимого товара, учитывая, что основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС является вид и предназначение транспорта, для которого шины предназначены, а также область их применения.
Также податель жалобы ссылается, что экспертиза от 31.07.2023 N 12410080/0016558 проводилась в отношении аналогичного товара, ввоз и декларирование которого осуществлялись тем же Обществом в рамках иной декларации. Таким образом, выводы полученные экспертом в данном заключении, также применимы в отношении спорного товара. Таможенным экспертом также установлено, что индекс скорости 65 км/ч согласно ГОСТ ИСО 4209-1-2006 соответствует шинам для грузовых автомобилей и автобусов. Согласно технической документации спорные шины имеют посадочный диаметр: 22.5 дюйма, что подтверждает классификацию товара в субпозиции 4011 20 ТН ВЭД ЕАЭС.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы жалобы, просили решение суда отменить.
Представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в представленном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках внешнеторгового контракта от 14.04.2023 N 14042023, заключенного между компанией "TERCELO Intrnational Co., Limited", Китай (продавец) и заявителем (покупатель) на таможенную территорию Евразийского - экономического союза ввезен и задекларирован по декларации на товары (далее - ДТ) N 10228010/020923/3108203 (товар N 1), товар, представляющий собой: "шины пневматические резиновые новые, для машин, используемых в строительстве/промышленности, в наборе с камерой, ободной лентой, уплотнительным кольцом и без них, не для езды по дорогам общего пользования, шина имеет карьерный рисунок протектора аналогичный рисунку "волна" и предназначена для эксплуатации в карьерах, на открытых угле- и рудоразработках вне дорого общего пользования, производитель SHANDONG NEW HAWK TYRE CO., LTD, товарный знак NORMAKS, модель HARD ROCK, АРТИКУЛ 315/80R22/5167/164D".
В графе 33 ДТ N 10228010/020923/3108203 Обществом в отношении рассматриваемого товара заявлен классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 4011 80 000 0 "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности", ставка таможенной пошлины - 5%.
В результате проведенного таможенного контроля по ДТ N 10228010/020923/3108203 выявлен риск заявления недостоверного кода ТН ВЭД ЕАЭС товара N 1, так как данная товарная партия декларировалась повторно.
В отношении спорного товара проведена таможенная экспертиза.
По результатам вынесенных заключений Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического управления г. Владивостока N 12410007/0019275 от 28.08.2023 и заключению Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического управления г. Владивостока Экспертно-криминалистический отдел N 2 N 12410080/0016558 от 31.07.2023 в отношении аналогичного товара, Таможней принято решение от 02.09.2023 N РКТ-10228010-23/500229 о классификации ввезенного товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в подсубпозиции 4011 20 900 0 "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов: -- с индексом нагрузки более 121". Ставка ввозной таможенной пошлины - 10 %.
Не согласившись с решением таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения таможенного органа, на основании чего, признал заявленные требования Общества подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах и отзыве на них, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
По правилам пункта 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) товары подлежат декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме (пункт 3 статьи 104 ТК ЕАЭС).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 106 Кодекса в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, отнесены также документы о характеристиках товаров, использованные при их классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Статьей 19 ТК ЕАЭС установлено, что Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
Согласно пункту 2 этой же статьи Кодекса международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
В соответствии со статьей 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД.
При таможенном декларировании классификация товаров не осуществляется в случае, если в соответствии с ТК ЕАЭС в таможенной декларации не подлежат указанию сведения о коде товара в соответствии с ТН ВЭД.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами. Выявление таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании является основанием для осуществления таможенным органом классификации товаров.
В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров (подпункт 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС).
В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров по ТН ВЭД, классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре. Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение по товарным позициям ТН ВЭД ТС в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Первые пять правил ОПИ ТН ВЭД применяются последовательно и служат для определения соответствующей товарной позиции, к которой относится классифицируемый товар. ОПИ ТН ВЭД 6 применяется для дальнейшей детализации товара и определения соответствующей субпозиции и подсубпозиции ТН ВЭД ТС.
Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с Правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5 и 6 ОПИ ТН ВЭД.
По правилу 6 ОПИ ТН ВЭД ТС для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Пунктом 7 Положения определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ТС вначале определяется товарная позиция, затем - субпозиция исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
При этом, при возникновении сомнений и спорных ситуаций не исключена возможность использования Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащих толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретных товаров к определенной позиции номенклатуры.
Согласно Пояснениям в товарную позицию 4011 ТН ВЭД ЕАЭС включены шины и покрышки пневматические резиновые, в субпозицию 4011 20 ТН ВЭД ЕАЭС - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов, в субпозицию 4011 80 ТН ВЭД ЕАЭС - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.
Ни примечания к группе 40 ТН ВЭД, товарной позиции 4011 ТН ВЭД, ни пояснения к товарным подсубпозициям 4011 20 и 4011 80 не раскрывают отличительные характеристики товаров с целью их классификации: "шины и покрышки пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов" и "шины и покрышки пневматические резиновые новые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности", а, следовательно, при оценке правильности заявленного классификационного кода необходимо принимать во внимание предназначение и функциональные данные ввозимого товара, принимая во внимание, что основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС является вид и предназначение транспорта, для которого данные шины предназначены, а также область применения данных шин.
То есть, при проверке правильности заявленного классификационного кода необходимо принимать во внимание предназначение и функциональные данные ввозимого товара.
В товарной позиции 4011 "Шины и покрышки пневматические резиновые новые" на уровне пятого знака предусмотрена детализация:
- 4011 20 - "для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов";
- 4011 80 000 0 - "для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности".
При этом основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД является вид транспорта, для которого данные шины предназначены, а также область применения данных шин.
В графе 33 ДТ N 10228010/020923/3108203 Обществом в отношении рассматриваемого товара заявлен классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 4011 80 000 0 "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности", ставка таможенной пошлины - 5%.
Декларируемый Обществом товар представляет собой шины пневматические резиновые новые, для машин, используемых в строительстве/промышленности, в наборе с камерой, ободной лентой, уплотнительным кольцом и без них, не для езды по дорогам общего пользования, шина имеет карьерный рисунок протектора аналогичный рисунку "волна" и предназначена для эксплуатации в карьерах, на открытых угле- и рудоразработках вне дорого общего пользования, производитель SHANDONG NEW HAWK TYRE CO., LTD, товарный знак NORMAKS, модель HARD ROCK, АРТИКУЛ 315/80R22/5167/164D.
Как указано заявителем, товары являются шинами специального назначения, которые применяются на грузовых автомобилях в горном деле, карьерах и пр. и не предназначены для дорог общего пользования, имеют специальный протектор для лучшего сцепления с поверхностью в условиях бездорожья, усиленное армирование для придания им большей прочности и долговечности.
Как следует из заключения таможенного эксперта Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического управления г. Владивостока N 12410007/0019275 от 28.08.2023, назначение шин NORMAKS, модель HARD ROCK, артикул 315/80R22.5, представленных на исследование, определяется производителем, установить, для каких транспортных средств или машин предназначен исследуемый образец, не представляется возможным.
Согласно заключению таможенного эксперта Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического управления г. Владивостока Экспертно-криминалистический отдел N 2 N 12410080/0016558 от 31.07.2023 эксплуатация образца шины торговой марки NORMAKS модели HARD ROCK размера 315/80R22.5 167/164D возможна на транспортных средствах, предназначенных для перевозки грузов, при соблюдении требований эксплуатационной документации изготовителей конкретных транспортных средств, преимущественно в условиях бездорожья с максимальной эксплуатационной скорость не более 65 км/ч.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что экспертиза проводилась в отношении товара, ввоз и декларирование которого Обществом не осуществляло.
Ссылка таможенного органа на несоответствие ГОСТу 8430-2003 "Шины пневматические для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин. Технические условия" ввиду отсутствия маркировки "UNDER GROUND", "CYCLIС", а также отсутствие размера образца в приложения к ГОСТ, правомерно отклонены судом первой инстанции на основании следующего.
Согласно ГОСТ 8430-2003 для шин пневматических предназначенных для использования на строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных (шахтных) машинах (автопогрузчики, прицепы (полуприцепы)-тяжеловозы, автогрейдеры, краны на шасси автомобильного типа, краны пневмоколесные, рудничные самоходные вагоны, скреперы и т.п.) ограничена максимальная скорость эксплуатации шин, а именно 65 км/ч (индекс скорости "D").
Согласно сведениям о спорном товаре, которые не опровергаются таможенным органом, максимальная скорость эксплуатации шин составляет 65 км/ч.
Таким образом, индекс скорости спорного товара соответствует допустимой скорости передвижения специальных транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле и промышленности в условиях бездорожья.
Кроме того, ссылки таможенного органа на критерии ГОСТов не могут приниматься во внимание, поскольку соответствие или отклонение от требований региональных (национальных) стандартов не имеют правового значения для определения классификации товара по ТН ВЭД в целях его таможенного декларирования.
Из информационного письма TERCELO Intrnational Co., Limited на которое ссылается таможенный орган, следует, что продавец рекомендует ставить шины HARD ROCK 315/80R22/5167/164D на самосвалы, предназначенные для работы в угольных карьерах, что само по себе не исключает возможность установки таких шин на специальной технике.
Согласно сведениям с сайта производителя спорного товара SHANDONG NEW HAWK TYRE CO шины NORMAKS 315/80R22/5167/164D предназначены для работы в тяжелых условиях, для эксплуатации в карьерах, на открытых угле-рудоразработках, вне дорог общего пользования.
Суд первой инстанции, оценив выводы таможенного эксперта в совокупности с документами производителя нашел возможным согласиться с доводами Общества о том, что текст товарной субпозиции, соответствующей коду 4011 80 000 0 ТН ВЭД, включает наиболее полное описание основных свойств, характеристик, функционального назначения и области применения спорного товара. В том числе декларант руководствовался и допустимой скоростью эксплуатации покрышки - ограничение 65 км/ч, в то время как автобусы, тем более междугородние двигаются с большей скоростью, следовательно, ввезенный товар ни как не может подходить под описание автобусов, а является строительной техникой.
При указанных обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о том, что таможенный орган в нарушение положений части 5 статьи 200 АПК РФ не доказал правомерность классификации спорного товара в товарной подсубпозиции 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС - Шины и покрышки пневматические резиновые новые: для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов: с индексом нагрузки более 121, поскольку ввезенный Обществом товар относится к специализированным шинам, применяемым на транспортных средствах повышенной проходимости и машинах специального назначения, включая технику, работающую в сложных условиях бездорожья.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.03.2021 по делу N А56-118291/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-118291/2023
Истец: ООО "ПРОГРЕСС-ТАЙЕР"
Ответчик: СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2025 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5256/2025
15.10.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14008/2024
17.06.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13800/2024
15.03.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-118291/2023